Уральцы, день за днем, месяц за месяцем и год за годом открывающие для себя историю старообрядчества на родных местах, и сами далеки от того, чтобы знать все. А каково гостю этим мест — оказаться там, куда тысячами бежали староверы от гонений?! В августе на Средний Урал приехал блогер-тысячник из Нижнего Новгорода, чтобы познакомиться с этими местами. Думается, подобного ранее видеть ему еще не приходилось…
Известный российский блогер-тысячник Антон Афанасьев, действительный член Русского Географического Общества, в эти дни знакомится со старообрядчеством Среднего Урала, с его сегодняшним днем и любопытным прошлым. За пару дней он объехал сразу два былых уральских старообрядческих центра — Невьянск и Реж, у которых есть все шансы со временем возродиться снова, тем более, что тенденции к этому заметны уже сейчас.
В Невьянске, где ныне завершается строительство храма РПСЦ во имя Всемилостивого Спаса, в понедельник, 11 августа, экскурсию ему провел местный старовер — настоящий подарок для общения — Мефодий Тюкин. Он показал ему не только строящийся храм и городские строения, связанные с носителями Старой Веры, но и окрестности, в том числе знаменитую демидовскую невьянскую падающую башню.
По словам Антона, для него Урал — это почти что другая страна. В Нижнем Новгороде, где живет блогер, старообрядчество, как он уверяет, кардинально иное: люди менее общительны, замкнуты и не хотят о себе ничего рассказывать, тогда как его искренне и всерьез интересуют последователи протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, быт староверов, их повседневная жизнь.
Антон Афанасьев путешествует на своей машине, а основной точкой пребывания в Свердловской области стал Нижний Тагил, где живут его родственники. Отсюда ему было удобно съездить в оба провинциальных уральских городка, открывших перед ним свою историю.
В Реж путешественник, вооруженный профессиональной фототехникой, приехал в среду днем. Конечно, первой же точкой его маршрута стало некогда забытое и почти уничтоженное, а ныне возрождаемое старообрядческое кладбище на берегу водохранилища. Такие места вряд ли способны думающего человека оставить равнодушными! Сергий Панов, местный активист-старовер, краевед, корреспондент уральской старообрядческой газеты «Община», охотно принял эстафету от Мефодия Константиновича и тоже провел для гостя увлекательную экскурсию.
Работая в архивах, в том числе и в Государственном архиве Свердловской области, Сергий Борисович о своем родном городе знает немало удивительных фактов — и Антон по достоинству оценил это. Оказалось, что молодого человека, кроме всего прочего, интересует и архитектура, а особняки Режа хранят сочный отпечаток прошлого, как связанного со старообрядчеством, так и нет. И потому щелчки фотоаппарата явно выдавали интерес блогера к этой части уральской культуры.
Надгробные памятники, дерзко сбрасываемые советскими властями в режевской водоем, и просто порушенные, оставленные среди берез и сосен, холмы могил тоже впечатлили очарованного историей земель уральских странника. А когда он попал на гору, откуда открывается захватывающий дух вид на Реж, его восхищению не было предела!
Думается, высоко оценил Антон и гостеприимство уральских старообрядцев, уделявших ему время в рабочие дни, и сам наполненный историей старообрядчества Уральский край, и природные красоты, которые сопутствовали ему на пути из Нижнего Тагила.
Вторая половина среды прошла у блогера в музее под открытым небом в Нижней Синячихе. Сюда ему посоветовали съездить уральцы, чтобы полноценно оценить красоту деревянного зодчества изб, часовен, других строений XVI-XIX веков, старательно и любовно собранных в одном месте, вдали от цивилизации. В ближайшее время мы расскажем читателем «Русской веры» об этом удивительном месте…
Жаль только, с погодой Антону не повезло — после минувших выходных на Урале воцарилась холодная дождливая погода. Впрочем, профессионалу, приехавшему познакомиться с территорией с конкретной целью, все это нипочем: куда важнее, что он увидел и до отъезда еще наверняка успеет увидеть то, что надолго сохранится в его памяти.
Примечательно, что в Екатеринбург блогер ехать не планировал, признавшись, что большие города его мало интересуют — суета и растоптанная история вряд ли способны увлечь так, как живая, сохраненная по наши дни старина. Однако, узнав, что в уральском мегаполисе есть озеро Шарташ, берега которого в свое время были обжиты староверами, здесь же было и несколько скитов; услышав про здание дореволюционной церкви, где ныне располагается противотуберкулезный диспансер, которое екатеринбургская община Русской Православной Старообрядческой Церкви вот уже год старается вернуть себе на законных основаниях; услышав про действующий храм, где можно пообщаться с носителями Старой Веры, заинтересовался и задумался: не нарушить ли традицию? Впечатлил его и рассказ о Заречном Тыне — тюрьме для старообрядцев, в которой погибли десятки стойких в вере людей. Территория эта ныне застроена стадионом и увеселительными заведениями, но хранит о себе вечную память.
Все это и, думается, многое другое, наверняка в ближайшее время найдет свое отражение в великолепных фото-зарисовках в ЖЖ Антона Афанасьева, а сам он поделится и своими впечатлениями от увиденного. Что-то подсказывает, что не только впечатлений, но и новых знаний, волнительных и, бесспорно, значимых, у молодого человека окажется немало…
Фото Сергия Панова
Примечание: На сайте «Русская вера» размещены очень интересные фоторепортажи Антона Афанасьева, посвящённые его путешествию по нижегородским старообрядческим скитам:
- О староверах на Нижегородчине: Комаровский скит и скит Новый Шапран
- О староверах на Нижегородчине: Осинковский и Оленевский скиты, Шарпан, могилы отцов Иосифа и Даниила
- К могилам старообрядческих отцов: Никандрия, Серапиона, Трефилия и Софонтия
- Заволжские скиты: Одинцовский, Фундриковский, Улангерский, Осинковский
- О староверах на Нижегородчине: люди
Комментариев пока нет