В сентябре 2014 года в Музее имени Андрея Рублева возобновляется цикл лекций и встреч с известными учёными, посвященных культуре старообрядчества. На этот раз программа носит название «Знакомство с Москвой старообрядческой» и, соответственно, посвящена истории, культуре и современному дню старообрядческих общин российской столицы и её окрестностей. Сайт «Русская вера» продолжает рассказывать читателям о наиболее интересных событиях этого уникального лектория.
Для тех читателей сайта, кто лишь недавно стал следить за новостями культуры, напомню, что ровно год назад в Музее имени преподобного Андрея Рублева стартовал проект, посвященный духовному наследию староверов. С моей стороны затея была экспериментом, если не сказать — авантюрой. Однако новичкам везет: прошлогодняя музейная программа «Старообрядческая иконопись. Художественные особенности и центры иконописания» вышла весьма удачной.
В течение прошлого лекционного года ведущие научные сотрудники Музея и приглашенные специалисты рассказывали слушателям о легендарных старообрядческих центрах. Выг, Гуслицы, Урал, Романов-Борисоглебск… Большими эскизными мазками мы создавали «старообрядческую» карту России.
В этом лекционном году мы решили продолжить данный проект. Но принцип рассказа будет другой: мы не выйдем за границы одного старообрядческого центра. Зато какого! Речь пойдет о Москве.
Москве отведена особая роль в истории старообрядчества. Именно здесь, в Москве, и зародилось старообрядческое движение, именно здесь в защиту старой веры выступили епископ Павел Коломенский, протопопы Аввакум и Иван Неронов, дьякон Федор, инок Епифаний, боярыня Морозова. Собор 1666-1667 годов, состоявшийся здесь, в Москве, наложил «клятвы» на противников «никоновых новин». Первые жесточайшие законы против староверов были приняты тоже здесь — в Москве.
Лишь в конце XVIII века у московских старообрядческих общин появляется относительная возможность развиваться. Москва постепенно превращается в один из главных центров старообрядчества. В 1771 году здесь возникают федосеевское Преображенское и поповское Рогожское кладбища. Примерно в это же время строится филипповский Братский двор и Покровская моленная общины брачных поморцев. Влияние этих московских центров основных старообрядческих согласий распространялось на всю Россию.
Новая музейная программа называется «Знакомство с Москвой старообрядческой». Обстоятельный рассказ длиною в учебный год позволит нам виртуально погулять по московским улочкам, вспомнить имена и судьбы замечательных москвичей-староверов. Лишь недавно открытый для исследователей архив Егора Егоровича Егорова позволит нам заглянуть в его домашнюю моленную.
На основе архивных же документов мы узнаем об истории московских «медных заведений». Нам предстоит узнать, как работали московские иконники-староверы и как прятали свои произведения московские литейщики.
История Москвы старообрядческой раскроется через истории ее жителей. Это будет детективный сюжет об исчезнувшей из-под носа полиции полотняной церкви.
Будет описание ночного обыска и ареста на Мужской половине Преображенского богаделенного дома — прообраз ночных кошмаров 30-х годов ХХ века.
Наконец, я обязательно расскажу гостям лектория одну мистическую историю, произошедшую сразу после «отобрания» у федосеевцев Соборной Успенской моленной и переосвящения ее в единоверческий храм. Случай описан в рукописной «Истории Преображенского кладбища». Поверьте, сюжет достоин пера Достоевского.
В моем желании написать старообрядческую «историю одного города» меня поддержали ведущие московские ученые. Так, об истории Рогожского кладбища расскажет доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела рукописей Государственного исторического музея Елена Михайловна Юхименко. Елена Михайловна — крупнейший российский специалист по истории старообрядчества, а также автор нескольких монографий о «старообрядческом центре за Рогожской заставою».
О системе образования в старообрядческой среде до революции и в наши дни, а также о Московском старообрядческом институте расскажет кандидат исторических наук, заместитель заведующего учебной частью Московского духовного старообрядческого училища Роман Александрович Майоров.
Известный археограф, автор более 200 трудов по истории и культуре старообрядчества, научный сотрудник Музея истории МГУ Елена Александровна Агеева расскажет о семье Богатенковых и их вкладе в отечественную культуру.
О том, что современные искусствоведы понимают под термином «старообрядческая реставрация», нам расскажет кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного института искусствознания Александр Сергеевич Преображенский. Александр Сергеевич исследовал группу икон строгановского письма, особо любимого в старообрядческой среде. Иконы объединяли не только изысканная миниатюрная живопись, но и особым образом оформленные владельческие надписи на оборотах, и общие признаки «преображенской» правки.
О самом загадочном старообрядческом центре Москвы — филипповском Братском дворе — мне поможет рассказать историк, краевед, главный редактор альманаха «Мещера-край» Сергей Сергеевич Михайлов.
Торжественное открытие музейной программы состоится 14 сентября в 14.00. Гостей будет ждать сюрприз — мероприятие пройдет не в лектории, а прямо в одном из залов экспозиции. Цена входного билета будет порядка 300 рублей. Более подробная информация о торжественном открытии появится на сайте в ближайшее время.
Лекции в рамках музейной программы «Знакомство с Москвой старообрядческой» будут, как и раньше, проходить по воскресеньям, 2 раза в неделю, начало в 12.30. По техническим причинам первые лекции пройдут в залах экспозиции, а с ноября мы займем привычный для нас лекторий.
Стоимость разового посещения лекции для взрослых составит 150 рублей; для студентов, школьников, пенсионеров — 100 рублей; для студентов Московского старообрядческого духовного училища (при предъявлении в кассе студенческого удостоверения) — бесплатно.
Расписание занятий музейной программы «Знакомство с Москвой старообрядческой»
14 сентября 14.00
Торжественное открытие музейной программы
Т.В.Игнатова. Спасо-Андроников монастырь в окружении памятных мест старообрядчества (доклад).
М.Б. Пашинин, А.В. Подстригич. Деятельность культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума (сообщение).
Просмотр документального фильма о строительстве часовни в Пустозерске.
Выступление хора студентов Московского старообрядческого духовного училища, что в Рогожском поселке. Руководитель — Пименова Н.Л.
Песнопения комментирует благочинный Московской епархии РПСЦ протоиерей Леонтий Пименов.
28 сентября 12.30
Лекция
Основные вехи истории московского старообрядчества: законодательные акты, проблема официальной статистики, главные храмовые комплексы (читает искусствовед, научный сотрудник Музея им. Андрея Рублева Т.В. Игнатова)
5 октября
Экскурсия по Рогожскому поселку
Место и время сбора группы будет определено на занятиях лектория.
12 октября 12.30
Лекция
Старообрядческий центр за Рогожской заставою (читает доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела рукописей Государственного исторического музея Е. М. Юхименко)
26 октября 12.30
Лекция
Московский старообрядческий институт. Образование старообрядцев до революции и в наши дни (читает кандидат исторических наук Р. А. Майоров)
9 ноября 12.30
Лекция
Росписи храмов при Рогожском кладбище: иконографическая программа, стиль, история реставрации (читает кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Музея им. Андрея Рублева Я.Э. Зеленина)
23 ноября 12.30
Лекция
Из истории московских домашних моленных старообрядцев белокриницкого согласия. Походные церкви (читает Т.В. Игнатова)
7 декабря 12.30
Лекция
Старообрядческая семья Богатенковых. Опыт любви, воспитания и сотрудничества в сохранении традиций на переломе времен конца XIX – первой трети XX веков (читает научный сотрудник Музея истории МГУ имени М.В.Ломоносова Е. А. Агеева)
21 декабря 12.30
Лекция
Московские старообрядческие типографии (читает кандидат филологических наук Л.И. Алехина)
11 января 12.30
Лекция
Из истории связей Братского двора с филипповскими обществами востока Подмосковья (читают Т.В. Игнатова и историк, краевед, главный редактор альманаха «Мещера-край» С. С. Михайлов)
25 января 12.30
Лекция
Московская община поморского согласия. Храм в Токмаковом переулке. История создания и реставрации иконостаса (читает искусствовед, реставратор Государственного Русского музея Д. Е. Мальцева)
8 февраля 12.30
Лекция
Московские федосеевцы. Основные вехи истории Преображенского Богаделенного Дома (читает Т.В. Игнатова)
22 февраля 12.30
Лекция
Старообрядческая реставрация. Иконы с художественно оформленными владельческими надписями (читает кандидат искусствоведения А. С. Преображенский)
7 или 8 марта
Посещение Музея русской иконы
Время и место сбора группы будет определено на занятиях лектория.
22 марта 12.30
Лекция с практической частью
О московском медном заведении Марии Ивановны Соколовой в конце XIX — начале XX веков (читает кандидат исторических наук Е.Я. Зотова)
19 апреля 12.30
Лекция
Роль личности в истории Московского старообрядчества: Егор Егорович Егоров, его архив и коллекция; московские заведения Анны Васильевны Мараевой (читает Т.В. Игнатова)
2 или 3 мая
Посещение Культурно-Паломнического центра имени протопопа Аввакума и Преображенского старообрядческого монастыря.
Время и место сбора группы будет определено на занятиях лектория.
Р.S. На тему цикла лекций «Старообрядческая иконопись. Художественные особенности и центры иконописания» и авторского кинолектория «Культура старообрядчества» на нашем сайте есть несколько замечательных материалов:
«Медные образа довольно дешевых цен…»
Комментариев пока нет