Почти полгода в музее преп. Андрея Рублева продолжается лекторий, посвященный вопросам искусства и культуры старообрядчества. На страницах сайта «Русская вера» мы регулярно даем анонсы этих лекций и сообщаем о некоторых из них более подробно. Сегодня наш постоянный автор Татьяна Игнатова рассказывает о лекции Елены Яковлевны Зотовой, посвященной истории и художественному значению старообрядческого иконного литья.
Воскресный лекторий как вид досуга — идея не новая. Сейчас даже модно посещать лекции и разного рода мастер-классы. Несомненно, наш лекторий выпадает из общего ряда уже по самой тематике занятий. «Занимательно» и «развлекательно» — это не про нас. Поднимая сугубо искусствоведческие вопросы, мы часто рассказываем о глубочайших трагедиях, как частных, так и исторических.
Что же заставляет людей два раза в месяц, в воскресный день, бросить домашние дела или завтрак с семьей и ехать в Андроников? Или торопиться после богослужения в Музей Рублева? Полагаю, одной из причин является высокий профессионализм наших лекторов.
Особое место среди них занимает Елена Яковлевна Зотова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея, хранитель фонда медного литья. Елена Яковлевна взяла на себя труд подготовить три занятия для нашего лектория: о поморском старообрядческом литье, о гуслицком и московском. Занятия Елены Яковлевны состоят из двух частей: теоретической и практической.
В течение 1 часа и 20 минут — собственно лекции — Елена Яковлевна рассказывает теорию, а затем начинается практическая часть. Лекционная часть хоть и традиционна по своей сути, но поражает глубочайшим владением материала. Е.Я. Зотова успевает рассказать историю медного промысла в том или ином центре, дать типологию памятников на основе подписных и датированных предметов (что и составляет основу искусствоведческой экспертизы) и назвать главные художественные особенности.
В финале лекции Елена Яковлевна обычно рассказывает «детектив» из своей экспертной практики. На занятии по поморскому литью это было исследование истории редчайшего 4-створчатого складня 1718 года, весь оборот которого покрыт зашифрованными надписями. Лекция по гуслицкому литью заканчивалась историей рода мастеров из Анциферово — литейщиков Варламовых.
Практическая часть после первой «медной» лекции была сюрпризом даже для меня. Это выглядело как экспромт, который, как известно, должен быть хорошо спланирован… По предварительной просьбе Е.Я. Зотовой на лекцию был приглашен один из участников музейных выставок, знаток и собиратель меднолитой пластики — Олег Николаевич Кузовков, который показал собравшимся 10 памятников поморского литья из своего собрания. Несомненно, видеть произведения воочию — это совсем не то же самое, что пытаться понять его особенности на иллюстрациях или слайдах (даже очень хороших по качеству!). Вид подлинных произведений: блеск отполированных металлических поверхностей, глубина рельефа, подлинный цвет эмалей — произвели огромное впечатление и доставили подлинную радость от встречи с «самым совершенным литьем», каким и является поморская меднолитая пластика.
На первой «медной» лекции Олег Николаевич и Елена Яковлевна показывали памятники литья из своих рук, стоя у кафедры. Безусловно, это было не слишком удобно. Рассмотреть предмет могли только те счастливчики, кто оказался в первом ряду. По окончании занятия мы сразу же решили, что практическое занятие второй «медной» лекции пройдет в зале деревянной скульптуры, где гостей можно усадить за стол.
Наступило 12 января — дата занятия по гуслицкому литью.
За теоретической частью последовал долгожданный мастер-класс по атрибуции. Елена Яковлевна представила гостям лектория 20 (!) памятников из собрания уже известного слушателям московского коллекционера Олега Николаевича Кузовкова. Как и планировалось, поставили стол, стулья, рассчитывали человек на 10-12… Остались почти все — места опять многим не хватило, но было значительно комфортнее. Елена Яковлевна доставала памятник, называла, комментировала, показывала аналогии из альбома. Слушатели передавали предмет по кругу.
Соблюдая все правила обращения с древними памятниками искусства, литье нужно было брать в перчатках, в салфетке или в полиэтилене, чтобы тонкий жировой слой пальцев рук не оставил на старинном металле окислы.
Среди гостей лекции присутствовали собиратели медного литья, потомки мастеров-литейщиков и специалисты литейной промышленности. Это позволило во время практической части подробно разобрать саму технологию литья и обсудить возможные варианты бытования памятников.
У тех, кто еще не был на занятиях Елены Яковлевны, есть последний шанс в этом сезоне. 23 марта пройдет ее третья «медная» лекция, посвященная московским меднолитейным заведениям. Встречаемся, как обычно, в 12.30 в концертно-лекционном зале. Приходите, мы Вам будем рады.
P.S. После первого «медного» занятия, вечером того же дня, на моей странице «ВКонтакте» под заметкой о прошедшей лекции один из слушателей оставил запись: «Отличная лекция!!! Честно говоря, был потрясен увиденным, услышанным. Особенно знанием данного вопроса. Елене Яковлевне отдельное сердечное, спаси Христос!».
И Вас спаси Христос за теплые слова!
Комментариев пока нет