Уже послезавтра, 12 января 2014 года в воскресном лектории «Старообрядческая иконопись» пройдет занятие, посвященное медному литью Гуслиц. Данное занятие завершит небольшой тематический блок, посвященный этому центру. Именно Гуслицы были выдающимся центром меднолитейного производства у староверов-поповцев.
В первой половине XIX века классификация медного литья интересовала не только историков и археологов, но и чиновников Министерства внутренних дел. Так, в одном из документов 1840-х годов значится: «… отличные медные кресты и иконы, известные под названиями: загарских, поморских, погостских и других, из коих первые два сорта отливают в Московский, а последние во Владимирской губернии.
Употребление сих икон и крестов, как известно, есть повсеместное по всей России, оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах и вывешиваются в селениях над воротами домов, на судах и проч. Сверх того, сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…» .
Как отмечает известный эксперт в области старообрядческой меднолитой пластики Е.Я. Зотова, этот официальный документ является первой, известной исследователям, попыткой классифицировать медное литье. Кроме того, документ содержит важные сведения о бытовании произведений литья. Но в документе содержится лишь 3 сорта медного литья: поморское, загарское и погостское… А гуслицкое?….
Упоминание гуслицкого литья впервые встречается в работах владимирского краеведа И.А. Голышева: «Иконы медные разделяются на 4 категории: загарские (гуслицкие), никологорские (Никологорского погоста), старинные или поморские (для раскольников поморской секты), и новые» .
Поморское, погостское, загарское, гуслицкое… Все эти типы литья различались не только местом производства, но и средой бытования (у безпоповцев было распространено поморское литье, у поповцев — гуслицкое), и художественными особенностями, и даже способом продажи. Иконы и кресты «лучшей поморской работы» продавались поштучно, тогда как другие категории меднолитой продукции продавались на вес по цене за пуд.
В гуслицких селениях отливалось очень большое количество образов, складней, крестов. Часть из них отправлялась на продажу в Москву, прочие — в другие старообрядческие центры. От поморского литья произведения гуслицких мастеров отличаются по типологии, пластике и технологическим особенностям.
Как замечает Е.Я. Зотова, главное место в «репертуаре» гуслицкого литья занимали кресты, которые отличались не только определенной иконографической программой, но и композиционным разнообразием. Например, в Гуслицах отливали особый тип 8-конечного креста, который получил широкое распространение по всей России: Распятие с орудиями страстей, с крупными рельефными буквами пилатловой титлы «I.Н.Ц.И.», с образом Господа Саваофа в облаках и нисходящего от Него Святого Духа в виде голубя.
Сверху гуслицкие кресты и иконы украшались прорезными херувимами и серафимами. Наиболее выразительными изделиями этого центра являются большие 8-конечные кресты с изображением Распятия с предстоящими, клеймами праздников и своеобразным навершием их фигурок серафимов и херувимов.
Занятие проведет кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея, хранитель фонда медного литья Елена Яковлевна Зотова. В конце занятия предполагается небольшая практическая часть, во время которой все желающие смогут «вживую» познакомиться с произведениями литейщиков-гусляков.
Лекция пройдет в концертно-лекционном зале Музея (4-й этаж экспозиции).
Начало занятия в 12.30.
Стоимость билета на данное занятие:
взрослые — 150 руб.
студенты, школьники, пенсионеры — 100 руб.
студенты Московского Старообрядческого Духовного Училища — бесплатно (в кассе необходимо предъявить удостоверение).
Напоминаем, что билеты на лекторий можно купить ТОЛЬКО В КАССЕ МУЗЕЯ.
Комментариев пока нет