На прошедшем в Москве 1-2 октября 2018 года Всемирном старообрядческом форуме с докладом выступила главный редактор древлеправославного духовно-просветительского журнала «Старая вера», автор ряда публикаций в старообрядческих изданиях Нина Лукьянова. Какие проблемы стоят перед современными христианами? Какова главная задача староверия в условиях современности? Что нужно, чтобы наше общество было духовно здоровым? Эти и другие актуальные вопросы автор поднимает в своем докладе.
***
Современный мир живет в духовно обнищавшее время, когда появились социальные, психологические, моральные пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями. Обращение к западной культуре привело к тому, что в обществе изменились ценности, а отказ от православных традиций, семейных укладов способствовал утрате связи поколений. И сегодня, когда миром правит закон «исполнения желаний», вопрос веры обретает новый смысл, новое звучание. XXI век действительно отличается от всех минувших веков. Да, грех был всегда. Но сегодня мы подошли к черте, за которой человек превращается в потребительскую единицу. Бездуховность общества, психологическая опустошенность порождают высказывания о том, что у России нет будущего.
Сегодня, чтобы выжить, общество должно обратиться к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. Такими заповедниками русской веры, культуры и традиций всегда были и остаются староверы. Именно в староверии сохранились духовные начала: истинная вера в Бога, трудолюбие, почитание старших, отрицательное отношение к аморальным вредным привычкам, служение своей Родине, безграничная любовь к ней и защита ее интересов.
Вспомним историю, например, сколько послужили яицкие (уральские) казаки-староверы престолу Российской Империи, поставляя сотни воинов для охраны границ и участия в военных походах. Особенной является роль казаков и в устройстве государства, в сохранении Отечества. Яицкие (уральские) казаки-староверы верой и правдой охраняли границы государства Российского. Люди это были недюжинные — они прошли сквозь церковную реформу, уберегли потомство, сохранили в целости традиционный образ жизни и приобрели благой опыт сотрудничества с людьми других наций, обычаев и вероисповеданий.
Испокон веков именно староверы бережливо сохраняли и передавали из поколения в поколение семейные ценности и понятие нравственности. Это было настоящим вкладом староверия в историю. Сейчас, к сожалению, всё больше становится людей, для которых земные блага, к которым они прилепляются, — самое главное в жизни. Человек, жаждущий сугубо мирских благ, не только становится заложником своих страстей, но он не замечает ни детей, ни родителей, ни нуждающихся. Для таких людей вера — только ритуал, к которому они прибегают по большим церковным Праздникам для успокоения совести.
Проблема современного человека — он сам, его глубинное нежелание менять себя в соответствии с Евангельскими заповедями. Пришел, увидел, купил — хочется, чтобы и в духовной жизни было так же, чтобы мы получали просимое как можно быстрее и проще, чтобы решить проблему и получить мгновенный результат. А получив помощь Божию — когда на нашем источнике случаются чудесные исцеления (Лк., 85 зач.) — вряд ли и один из десяти исцеленных придет в храм, чтобы поблагодарить Бога. Нет чувства благодарности у современного человека, нет и постоянства.
Вера должна быть всей нашей жизнью, во всем, что мы делаем и говорим. Главная задача староверия в таких условиях — помочь преодолеть облегченное, потребительское отношение к вере, вернуть понятие о духовном труде. Общество сегодня остро нуждается в примерах веры и христианской жизни, которое может и должно показывать староверие. Таким примером должен стать каждый из нас. Мы, староверы, должны быть настоящими христианами, чтобы иметь в себе силы жить вопреки. Не по законам современного мира, а по Евангельским заповедям. Идти против течения, называть грех грехом.
В сегодняшнем мире то, что во все времена и во всех традиционных религиях считалось грехом, превращено в норму, и никто уже этому не удивляется. Но если мы, староверы, будем жить иначе, наш пример обязательно будет воздействовать на окружающих. Они увидят: есть другая жизнь, есть люди, живущие этой жизнью. Апостол Павел в послании к Евреям говорит: Исус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Ап., зач. 334). Значит, и требования к нам, к христианам, те же, что и в апостольские времена, и в последующие века. Так же как и во все времена, мы, по слову апостола Петра, должны быть готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью, страхом, благоговением (Ап., зач. 60).
Быть истинным христианином в современном мире неимоверно трудно. А нашим детям будет еще труднее, чем нам. Жизнь не станет легче в этом смысле, нет, она станет еще тяжелее. Конечно, мы стараемся дать своим детям самое лучшее, защищаем их от всех пагубных воздействий, от того, что они могут увидеть в любой момент — на экране, в Интернете, на улице. Защищаем и учим различать. Но им уже сегодня тяжело. Дети христиан не такие, как большинство их сверстников, и они все время это чувствуют, они понимают, что быть настоящим христианином — значит отличаться от мира сего. Соответствовать этому званию, в которое Господь нас призвал, знать Закон Божий, свою веру, не допускать никаких отступлений от чистоты вероучения, усердно исполнять свои обязанности перед Богом и ближним. Прилагать все свои силы к тому, чтобы пройти тот путь, которым шел Христос. Этот путь во все времена был полон трудностей, лишений, испытаний, огорчений и соблазнов, и нет никому на этом пути передышки. Но только через этот путь познается смысл бытия и достигается спасение.
Огромную роль здесь играет христианское образование — это первоочередная задача, поставленная перед семьей и староверческой общиной, в которую входит эта семья. Задача староверческой общины — помочь выбрать правильный путь, отличить полезное для души от вредного и жить по заповедям Божиим.
Если с самого раннего возраста взращивать в ребенке добродетели и учить христианской жизни, то такой ребенок во всем будет прилежным христианином. В настоящее время Древлеправославная Поморская Церковь уделяет большое внимание христианскому образованию. Практически во всех общинах проводятся воскресные школы, встречи, поездки, организуются центры летнего отдыха для детей и молодежи. О ценностях современного общества, не совпадающих с христианским мировоззрением, наставники говорят на беседах с детьми и взрослыми. Практика такой деятельности в Древлеправославной Поморской Церкви показывает правильность выбранного пути.
Делается всё возможное, но, нужно признаться, что и этого мало. Если бы общество на государственном уровне перенимало традиции и устои староверия, сохранившего в неизменном виде христианские ценности и живым опытом доказавшего, как можно жить и спасаться в этом мире; если бы вектор направленности развития общества был обращен в сторону духовности древлеправославной Руси, сейчас мы бы имели совершенно другое, духовно здоровое и нравственно чистое общество.
Уже давно назрела необходимость создать новый подход к изучению истории староверия. От обычных школьных уроков «Основы православной культуры» по учебникам новообрядческих религиозных деятелей, необходимо перейти к созданию специальных пособий. В детских садах, школах должен быть разработан учебно-методический комплекс по изучению истории старообрядчества. Не каждый учитель истории может точно и верно объяснить историю и культуру старообрядчества. А вот такие книги, пособия, методички, которые будут грамотно и достоверно составлены, помогут с ранних лет воспитывать христиан с правильными духовными ценностями, с правильным пониманием истории христианства, особенно тех событий, что произошли в кровавом XVII веке.
Вспомним для сравнения, что даже в такой короткий, но золотой век старообрядчества, наряду с открытием учебных заведений, старообрядцам дозволили безпрепятственно преподавать в государственных школах старообрядческий Закон Божий. Тема образования — это вообще болезненная тема. Образование очень важно для осуществления апостольского долга, который возложен на каждого христианина. «Староверческие Афины» — Выговская пустынь была, пожалуй, первым и последним местом, где было создано полноценное старообрядческое учебное заведение. Выговский монастырь был разрушен в середине XIX века, но за время своего существования он показал пример превосходной образовательной деятельности старообрядцев. Андрей Борисов так описывал образование в Выговской пустыни:
Были и есть и иные ученые, в сем учением просиявшем святом месте многие изрядные люди, и неложно во искусности наук, яко грамматики, риторики, поэтики, логики, диалектики, пения, арефметики, геометрии, медикии, философии и отчасти богословии непостыдными по нашему убожеству и тесноте жития нарещися могут. Егда бо аз многия разных оных ученых мужей увидел и получил разные ученые и духовныя сложения, тогда при удивлении гласно нарек сие место староверческия Афины.
В настоящее время назрела необходимость соединения светского и духовного образования, например, создание староверческого факультета на базе крупного ВУЗа. Такое образование было бы востребованным.
Староверие в России и за рубежом в последнюю четверть века существует в условиях максимальной религиозной свободы, такой свободы, которой не было, пожалуй, за всю историю. Если сравнить положение современного древлеправославия с т.н. «золотым веком старообрядчества», после 1905 года, то сейчас имеются несравненно лучшие конституционные, правовые гарантии свободы вероисповедания, доброжелательное отношение со стороны органов власти, сейчас нет советских атеистических гонений и притеснений, официальную религию не насаждают огнем и мечом.
Однако проблемы веры и духовно-нравственных ценностей в современном обществе, как и прежде, общины решают своими скромными силами. И это помимо того, что в каждой староверческой общине имеются свои трудности — финансовые, хозяйственные и многие другие.
Староверам необходимо содействие в сохранении и возрождении православных духовно-нравственных ценностей и традиций. На федеральном уровне должна быть осуществлена поддержка староверческих духовных учебных заведений, учебных и просветительских проектов и программ, облегчена процедура получения различных проектных разрешений. Чтобы духовно росло и крепло, оздоравливалось наше современное общество, необходима поддержка и развитие староверческих инициатив.
Безусловно, духовная жизнь предполагает многие трудности, и это не значит, что их невозможно превозмочь, нам нельзя отчаиваться от тех сложностей и бедствий, с которыми мы сталкиваемся и еще столкнемся в этом веке. Только верой, молитвой и трудом мы сможем вырастить духовные плоды, а не дикое терние.
БОГ — это чёткая граница между добром и злом, здесь-и-сейчас-разграничение. И если, в современном мире появляются новые "искушения", то обращение к прошлому — нам не поможет. Закон Божий — существует, но он относится к "зачатку искушения" — к слову. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было…" יהוה. И раз БОГ был распят на кресте, то и слова мы теперь должны распинать с помощью четырёхбуквенного Имени Божьего…
https://play.google.com/store/apps/details?id=pro.devep.gematry.rank
Вот много говорится про отход от традиций и ценностей христианских. А интересно вот — почему современное общество теряет религиозность? Ведь религия это не про платки и портки, а в первую очередь религия это ответ на вопрос о смысле бытия. Человек становится религиозным (не обязательно христианином) если у него возникает устойчивый запрос на определение смысла своего бытия со смертью в конце. Дальше кто куда: одни находят ответ в Царстве Божием, другие готовятся перерождаться снова и снова дабы выскочить из Колеса Сансары, третьи медитируют дабы устранить всякие действия и таки перестать быть причиной любых страданий и свалить в Нирвану, и т.п. Но все эти пути так или иначе говорят о том, что у человека есть запрос на смысл земного бытия.
Если современное общество действительно нерелигиозно, то мне без всякой издёвки интересно как современный человек отвечает на вопрос смысла без всякой религии. Или как у него получается заглушить пустоту бессмысленности в случае, если он декларирует "ничего нет, проживу и умру, и ничего не останется".
"заглушить пустоту бессмысленности" материалистам, коих большинство унаследованы из советского прошлого, помогает атеистическое кредо — "построй дом, вырасти сына, посади дерево". Все, программа строителя коммунизма ничего более в жизни не предусматривала. А если духовная составляющая кому-то все же не дает покоя, тут у лукаваго наготове универсальное средство заглушения совести — алкоголь.