Вышел в свет новый выпуск журнала «Старая вера»

Вышел в свет новый, 25-й выпуск журнала «Старая вера», в котором на 96 страницах представлены разнообразные материалы по истории и современной жизни Древлеправославной Поморской Церкви. Журнал издается в Саратовской старообрядческой Поморской общине с 2004 года и распространяется бесплатно.

Журнал «Старая вера», выпуск №25

Саратовский край в силу исторических причин с давних времен стал считаться одним из авторитетных староверческих центров России. Исторические хроники описывают множество храмов, монастырей по всей губернии. Наше святое дело — возродить былую славу саратовского староверия, возвратить тех, кто относит себя к староверам, в лоно Церкви, тем самым возвращая утраченную духовность и нравственность в обществе. Для этого активными староверами-поморцами Саратова с 2004 года разрабатывается ряд программ, в том числе просветительских. С одной из них — журналом «Старая вера» мы предлагаем познакомиться нашим читателям.

Новый выпуск журнала «Старая вера» открывает статья о Древлеправославной Поморской Церкви — истинной преемнице Единой Соборной и Апостольской Церкви Христовой. Проклятия 1666-1667 гг. окончательно раскололи Русскую Церковь. Иерархия в союзе с государственной властью обрушила ужасы гонений на ревнителей древлего благочестия, для обоснования которых была составлена специальная инструкция «Еретиков и раскольников како наказывать». Но казни не отвратили сторонников традиции от избранного пути. Центром апологии староверия в новых условиях стал город Пустозерск (в районе устья реки Печоры) — место ссылки Аввакума, Епифания, Лазаря и Феодора.

Старообрядцы-поморцы. Конец XIX века

Староверие не осталось единым — слишком различны были условия, в которых происходил процесс формирования общин ревнителей. Определяющим фактором является понимание причин событий середины XVII столетия. Именно проблема антихриста стала камнем преткновения для сторонников церковной традиции. Это восприятие окружающего мира и определения своего места в жизни и стало идейной основой обществ староверов, не имеющих священства — безпоповцев.

Две большие статьи в журнале автора К.Я. Кожурина и Д.Л. Мордовцева посвящены Соловецкому восстанию (1668-1676 гг.). В 1668 году началась осада царскими войсками главной святыни Русского Севера — Соловецкого монастыря, с самого начала никоновской реформации ставшего одним из главных оплотов старой веры. «Соловецкий монастырь» был четвертой по значению обителью северной Руси — первым форпостом христианства и русской культуры в суровом Поморье, в «лопи дикой», опередившим и направлявшим поток русской колонизации.

Соловецкий монастырь

Преподобные Зосима и Саватий выдержали необычайно суровую жизнь на острове, но уже Зосима, настоящий организатор монастыря, представляется нам не только аскетом, но и рачительным хозяином, определившим на века характер северной обители. Богатейший хозяин и торговец Русского Севера, с конца XVI века военный страж русских берегов (первоклассная крепость), Соловки и в XVII веке не перестают давать Русской Церкви святых. Мирная жизнь обители продолжалась до 1653 года, когда патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича начал церковную реформу, расколовшую русское общество на два непримиримых лагеря.

Видите, братия, — со слезами на глазах сказал архимандрит Илия,— последнее время: восстали новые учители и от веры православной и от отеческаго предания нас отвращают, велят нам служить на ляцких крыжах по новым служебникам. Помолитесь, братия, чтобы нас Бог сподобил в православной вере умереть, яко же и отцы наши, и чтобы латынской службы не принимать.

Насилие и поругание святого места отрицательно сказалось на последующей судьбе Соловков. Святые церкви опустели, приток паломников сильно сократился, не стало и настоящих подвижников благочестия. Былая слава уже никогда более не возвращалась к Соловецкому монастырю, ставшему тюрьмой для заточения инакомыслящих.

Преподобные Зосима и Саватий Соловецкие, с видом монастыря

В разделе «Памятная дата» статья И.А. Мельникова «О Духовной свободе человека» рассказывает о поморском наставнике Дионисии Четвергове. О биографии и ранних годах жизни отца Дионисия, к сожалению, сведений крайне мало. Родился он 25 июля 1918 года. Вероятно, получил как минимум среднее образование. По собственному свидетельству, ему даже «предлагали вступить в коммунистическую партию и доверяли ответственные посты». Однако Четвергов отказался «от такой чести», и уже с 1950-х годов его жизнь неразрывно связана с церковью и поморской общиной города Фрунзе, куда он переехал из Пржевальска. В 1960-х годах он был избран помощником местного наставника.

Перед своей кончиной в 1981 году Николай Евдокимович благословил Дионисия Ивановича на служение в чине духовного отца. С этого времени вплоть до 2000 года Д.И. Четвергов служил наставником поморской общины города Фрунзе. В 1990-х Денис Иванович входил в Совет старейшин при Российском Совете Древлеправославной Поморской Церкви. Время наставничества Дениса Ивановича запомнилось прихожанам строгим исполнением правил церковного благочиния. Скончался отец Дионисий в 2000 году и похоронен на русской части Бишкекского кладбища.

Д.И. Четвергов, 1980-е годы

Духовному причастию у староверов-безпоповцев посвящена обширная апологетическая статья Н.П. Лукьяновой. Безпоповцы в течение всего XVIII века обосновывали невозможность последовать примеру поповцев и принимать священство, переходящее из синодальной церкви, объясняя это тем, что таким образом воспроизводят внешние формы богопочитания, но не утраченную благодать. Разные согласия старообрядцев-безпоповцев объединяет убеждение в том, что после раскола XVII века пресеклось апостольское преемство православного духовенства, прервалась благодать священства, прекратилась церковная иерархия и воцарился духовный антихрист. Под духовным антихристом безпоповцы стали понимать всю совокупность разнообразных ересей, проникших в церковь, т.е. антихрист — не конкретный человек, а духовная ересь, царствующая в мире, которая истребила и истинное священство. Владычество антихриста безпоповцы представляют как владычество еретиков с их гонениями на истинных христиан.

Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Московская старообрядческая книгопечатня 1909 г., с древлеписьменной рукописи первой половины XVII века

В связи с подготовкой к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, в новом выпуске журнала можно будет познакомиться с отрывком из его главного произведения — «Житие», в котором он рассказывает о своей жизни, страданиях и переживаниях. «Житие» протопопа Аввакума считается выдающимся литературным памятником XVII века. Как литературное произведение, образец яркой и образной русской речи, оно издавалось даже в годы советской власти, когда любая духовная литература была под запретом. Книга интересна самым разным людям, которые находят в ней отклик собственным переживаниям и размышлениям. А для верующего человека «Житие», в первую очередь, яркий пример истинного самоотверженного подвижничества.

Казнь протопопа Аввакум и соузников

В разделе «Летопись староверия» рассказывается об общинной жизни Саратовской поморской церкви. Ремонт и реконструкция храма, посещение общины потомками известных купцов-промышленников Саратова, а также встреча гостей из Франции и Украины, уборка на старообрядческом кладбище, встреча прокурора г. Саратова Воликова Владимира Алексеевича со старообрядцами-поморцами, посещение храма Председателем Единого и Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви Олегом Ивановичем Розановым — прошедший 2017 год был для Саратовской поморской общины сложным, интересным и насыщенным.

Встреча прокурора г. Саратова Воликова Владимира Алексеевича со старообрядцами города

Отдельный раздел в журнале посвящен новостным событиям из жизни российских и зарубежных поморских общин.

О создании благотворительного Фонда «Правда Русская» с комментариями Председателя РС о. Владимира Шамарина читайте в публикации нашего журнала.

Заседание фонда «Правда Русская»

В разделе «Актуально» представлена статья-поучение Кускова Евдокима Яковлевича — духовного наставника Саратовской общины с 1956 по 1978 гг. Его слова, обращенные ко всем прихожанам храма, актуальны ныне и для всего староверия.

о. Евдоким Яковлевич Кусков

Что символизирует ковчег иконы? Есть ли у старообрядцев женщины-иконописцы? Каких канонов придерживаются в иконописи поморцы? Читайте об этом в интервью С.Л. Иванцова «Икона это образ обращения к Господу Богу и к его святым».

В новом разделе журнала «Жития святых» опубликовано поучительное житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Вера, Надежда и Любовь — три тезоименитые начальные добродетели, на которых созидается духовное стремление к совершенству и спасению души. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Так завещал нам перед Своими крестными страданиями Спаситель. Но в настоящее время часто приходится жаловаться, что именно любви и взаимопонимания более всего теперь и не хватает, даже между своими же братьями и сестрами во Христе. Не хватает сочувствия и милосердия, порой просто маленькой поддержки, искреннего, доброго слова в час смущения и душевной скорби.

В разделе «Христианские беседы» читателям будет интересна статья Василия Захаровича Яксанова «Преступное невнимание», где автор описывает пассивное отношение поморского староверия к духовным памятникам Выговского монастыря. Сегодня статья актуальна тем, что напоминает современным староверам-поморцам о памятниках истории, книгах и иконах поморского письма, которые продаются или переходят нечестным путем к иноверным, в частные коллекции. Нужно активнее выкупать, хранить и бережно относиться к вековым духовным ценностям староверия. С каждым годом их становится всё меньше и меньше. 

В.З. Яксанов

Жизнь человека на земле — время выбора и самоопределения, когда несем в своей душе залог для вечного будущего: либо в райском блаженстве, если трудимся в заповедях Господних и святоотеческих добродетелях, либо готовим себе мучительное наказание, когда идем дорогою греха. Что это за дорога греха? Это преступления Закона Божьего, начало вечной смерти, которая есть внутреннее отлучение от Бога и потеря благодати. Пьянство и наркомания, пляски и бесовские песни, ненасытная жажда развлечений, полная разврата и грехопадения жизнь — все это греховная отрава для души. О плясках, как о бесовском деле, рассказывает статья Н.П. Лукьяновой.

В разделе «История храма» рассказывается о храме Знамения Пресвятой Богородицы на Тверской улице в Санкт-Петербурге. Примечательно, что первоначально на хорах храма были предусмотрены изолированные помещения для представителей других старообрядческих согласий. А в прихрамовых постройках нашлось место школе, приюту «для убогих», кухне, трапезной, свечной мастерской и квартирам служителей церкви. В 1999 году здание получило статус памятника архитектуры федерального значения. С 2006 года здание церкви перешло к своему законному приемнику — Невской Старообрядческой Поморской общине. В 2018 году старообрядцы всей России будут праздновать 100-летие освящения храма.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

«Христианская община древнего Новгорода в Х веке» — так называется статья Ильи Андреевича Мельникова в разделе «История староверия». Первая христианская община Новгорода дала дорогу новой общине, в которую входили все вольные новгородцы, управлялась она мудрыми архипастырями и распространяла Христову веру среди языческого населения огромной территории, освоенной гражданами Новгородской республики. В Новгородской земле просияло множество святых, память которых наша Церковь чтит до сего дня. Но не стоит забывать, что у истоков богатой духовной истории Великого Новгорода и Северной Руси стоит небольшая Преображенская община христиан, разоренная язычниками в IX веке. Меняются времена и исторические эпохи, создаются и разрушаются государства, приходят и уходят правители, но неизменной остается наша христианская вера, завещанная нам Христом и святыми апостолами.

Древний Новгород и место предполагаемого нахождения первой христианской новгородской общины

Имя причудского художника-иконописца Пимена Максимовича Софронова записано золотыми буквами на алтаре мировой культуры. За долгие годы своей творческой и духовной деятельности он объехал много стран и всюду писал и реставрировал иконы, создавал иконописные школы. Рига, Югославия, Париж, Ватикан, Рим, Нью-Йорк, Трентон, Бруклин, Сиракузы… За свой труд он был удостоен многих высоких наград, среди них — греческий орден Святого Дионисия, награждение которым сопровождается возведением в дворянство. Он умер в 1973 году в Америке, там же был и похоронен. О том, почему у нас этого иконописца почти не знают, а в Италии его сравнивали с Джотто, читайте в статье «Вернуться в Россию не успел…».

Богоматерь из деисуса. П.М.Софронов, 1930-е годы, из монастыря Шевтонь, Бельгия

Традиционная рубрика «Вопрос-ответ» содержит вопросы читателей и ответы на них духовных отцов В.В. Шамарина и А.В. Шамарина.

Ежегодный журнал «Старая вера» финансируется за счёт благотворительной помощи попечителя общины и пожертвований читателей журнала. Распространяется бесплатно. Себестоимость журнала — 185 рублей. Желающие поддержать издание, могут перечислять пожертвования на номер карты 4276 8560 1367 6204, с пометкой «На издательство журнала «Старая вера»». Тираж выпуска — 998 экземпляров.

Адрес редакции журнала: Саратовская старообрядческая поморская община, 410012, г. Саратов, ул. Крайняя, д.79, сайт общины: sar-starover.ru. Электронная почта для заказа журнала: sar-starover@yandex.ru или по телефону: 8 960 353 81 86.

Поскольку в журнале содержатся священные христианские понятия, символы, имена, изображения, убедительно просим вас не выбрасывать его и не использовать в бытовых целях, а сохранить или передать другим для ознакомления.

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?