Рубрика «Вопрос священнику» действует на нашем сайте уже более 4 лет. За это время опубликовано порядка 850 ответов священников на вопросы читателей. Можно сказать, что этот раздел — один из самых посещаемых на нашем ресурсе. Сегодня мы беседуем с постоянным автором этого раздела, настоятелем храма Знамения Пресвятой Богородицы в г. Калуге (РПсЦ) иереем Иоанном Курбацким.
***
Ответы на вопросы — это древнейшая христианская форма проповеди. Еще ученики вопрошали Христа о различных духовных вопросах. В последующие века можно вспомнить книги, написанные в стиле диалогов. Это «Собеседования» святителя Григория Великого, папы Римского, творения Иоанна Кассиана Римлянина, «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» преподобных Варсонофия и Иоанна. В таком стиле написано «Оправдание старообрядствующей Христовой Церкви» святителем Арсением Уральским. Более современные примеры — это «Миссионерские письма» епископа Николая Сербского или письма архимандрита Иоанна Крестьянкина. У Николая Сербского меня поразила его удивительная способность любой житейский вопрос рассмотреть в свете Евангелия Христова, найти в нем духовный смысл, найти убедительные аргументы. В конце 1990-х годов, если помните, выходил журнал «Духовные ответы», возрождавший дореволюционный опыт. Выходил еще «Изборник» лучших дореволюционных ответов из старообрядческой периодики. Недавно он был переиздан. Я с жадностью, помню, читал эти журналы «от корки до корки», просвещался.
Поэтому когда появилась возможность участвовать в этом процессе «изнутри», я с радостью и некоторым волнением принялся за работу. Для меня это и повышение квалификации, т.к. зачастую приходится браться за книги, вникать в тему, задумываться над вопросами, которые ранее не задавались и не приходили на ум. Это и оттачивание пера. Написание ответов мне нелегко дается. Понимаю, что надо взвесить каждое слово. Напишу, потом порой обдумываю, прежде чем отослать. Как говорил один опытный начальник: «Бумага должна вылежаться». Время подскажет, не все приходит в голову сразу. Ну и, конечно, меня учили, что юрист отличается точностью формулировок. Над некоторыми вопросами просиживаю по несколько дней. Не хочется отделываться отписками, наоборот, есть желание раскрыть тему шире, чем она порой ставится. Рассчитываю на то, что ответ читает не только задавший его человек, но любой христианин и интересующийся православной верой. Я с удовольствием читаю ответы моих собратьев-священников. С чем-то соглашаюсь, где-то поспорил бы, в чем-то тоже учусь и беру себе на заметку.
Естественно, поначалу я ориентировался на предшественников, которых я упомянул. Думаю, так поступает любой художник или музыкант. Сначала подражание, а потом вырабатывается свой почерк, приобретается собственный опыт. Вы, наверное, заметили, что практически в каждом ответе я стараюсь дать ссылку на Священное Писание. В этом, видимо, сказывается мое юридическое образование — мне всегда нужно сослаться на норму права. Но что удивительно — занятие юриспруденцией не сделало меня ригористом или буквоедом. Оно научило понимать дух закона, то, что в теории называется принципами права, его основополагающими началами. Да и в Евангелии мы не найдем четких инструкций, что делать в той или иной конкретной ситуации. Нам дается ориентир, или даже идеал: «Иди и твори такожде» (Лк. 10:37). Жизнь всегда шире готовых инструкций и шаблонов.
Я обратил внимание, что вопросы чаще всего написаны с грамматическими ошибками. Это удручает. О чем это говорит? Люди ленятся, образно говоря, самостоятельно взять в руки Букварь, раскрыть книгу, поискать Интернете. Легче спросить и получить готовый ответ. И все же самостоятельно людям бывает трудно понять, как поступить, не хватает знаний, опыта, возникают вопросы, и они не иссякнут. Есть действительно сложные, глубокие вопросы, на которые нет четкого ответа или на которые «с кондачка» не ответишь. Но на то и священник, чтобы помогать людям. У меня самого есть вопросы, которые я бы хотел задать священнику (смеется).
Ну и потом сказывается нехватка наших священников или их недоработка. Есть вопросы, которые люди стесняются задать на исповеди, но хотят услышать именно мнение священника. Иногда они это мнение очно уже получили, оно их не устроило, и они пишут на сайт.
Вопросы самые разные. О семье: вступление в брак, брак с иноверными и еретиками, невенчаные браки, супружеские измены, разводы, отношения с детьми и родителями, интимные отношения, целибат, уход в монастырь. Общехристианские темы: будут ли супруги вместе по смерти, как пережить смерть близкого человека. О магии довольно часто спрашивают. О Священном Писании: как понимать смысл того или иного изречения, о воскресении Христа, о Ветхом Завете, о Ное и вкушении свинины и т.п. Пастырские вопросы: об исполнении заповедей, о бытовых вопросах, епитимьях и работе по праздникам. Богословских вопросов меньше, но они трудны: тот же вопрос об имяславии или о вечности адских мук. Вопросов по апологии старой веры и различиях согласий мало.
Но запомнился один о том, когда мы перестанем жить Никоном. Совершенно справедливо поставлен вопрос, почему в наших церковных лавках литература преимущественно про раскол. Больше интересует людей, как быть старообрядцем в современном мире: о поклонении дарам волхвов, об общении с никонианами и инославными, о карьере, работе и учебе, о киноискусстве и творчестве. Интересно было поразмышлять о наших церковных правилах и обычаях: о практике редкого причащения, о ночных службах и современной богослужебной практике приходских храмов, о древних святых, которые не вписаны в наши русские святцы, о крещении младенцев, о церковно-славянском языке, о брадобритии. А есть совсем современные вопросы: о трансплантации органов, пирсинге, шопинге, наркомании, вегетарианстве и сыроедении, соцсетях и сайтах.
Есть вопросы, которые предполагают дальнейшее общение, но такой функции не предусмотрено. Вопросы, на которые нельзя дать однозначный ответ, не зная всей ситуации.
Видно, что не только старообрядцы задают вопросы. Есть явно люди, которые только начали интересоваться нашей верой. Есть даже атеисты. Помню, просила совета женщина-атеистка, которую один батюшка активно агитировал идти в православие.
Предполагаю, что с некоторыми моими ответами «ревнители» могут поспорить. Взять, к примеру, вопрос о шахматах. Да, в Стоглаве есть запрет на игру в них. Но при этом там ничего не говорится о компьютерных играх. И многие нерассудительные люди так и считают, раз не запрещено, значит, можно. Строго следят, чтобы в постный день не вкусить и капли масла, а при этом часы проводят в соцсетях и в игрушках. Я такой подход не приемлю. Как и странно звучит, но в современном мире те же шахматы — хорошее противоядие от игромании. А для тех, кто вкусил сладости молитвы, и художественная литература излишняя.
Думаю, что так всегда было: к приходскому священнику именно с семейными вопросами и обращались. На историческую тему написаны горы книг, издана масса святоотеческой и духовной литературы. Святые отцы писали о молитве, посте, трезвении и прочих добродетелях. Но о том, как жить в семье, как строить свои взаимоотношения с супругом, детьми, другими родственниками, есть только общие принципы. Простые вопросы семейной жизни остались как бы в тени. А ведь это то, с чем человек сталкивается ежедневно и ежеминутно. Это основные вопросы их бытия. Людей интересуют конкретные вопросы, как поступить в той или иной ситуации, что лучше или что есть меньшее зло. И хорошо, что у людей возникает потребность обо всем этом вопросить священников, сверить свою жизнь с учением Церкви. Человеческие судьбы так удивительны! Надо уметь увидеть руку Божию во всяких жизненных перипетиях. И иметь духовный опыт, рассудительность, готовность благовествовать мир (Еф. 6:15).
Потом надо учитывать, что уклад жизни сильно поменялся. Раньше такие вопросы или вовсе не возникали, или сами собой решались в христианских семьях. А ныне много смешанных браков, людей разных традиций. Кто-то только обратился в православие, кто-то вспомнил о своих корнях, где-то нет поблизости духовно опытных людей или храма… Плюс современная жизнь ставит новые вопросы.
Кроме того, нельзя забывать, что у некоторых людей встречается желание переложить ответственность на другого, чтобы, если что, сказать потом, что это не я, это вот он, в погонах, меня благословил. Поэтому я убежден: мы можем только советовать, а не диктовать свою волю как истину последней инстанции.
Да, такие тенденции есть. Мы же в обществе живём и, цитируя классика, не можем быть свободны от него. Может быть, не так массово это проявляется среди верующих, но всё же это заметно. Вот детей не хотят рожать и над одним единственным трясутся, одевают в бутиках. Вот разводятся, потому что денег мало муж приносит. Уж не говорю о том, что перестают в храм ходить, мол, некогда. А сами, несчастные, покупают в кредит дорогие машины, на курорты ездят и т.п.
Среди вопросов я пока не особенно замечаю эти процессы. Заметно другое. В головах у людей много всякой каши. Много увлечений какими-то модными веяниями: вегетарианство, сыроедение, ведические «знания». Неоязычество набирает популярность. Помню, с одним человеком разговорился на тему православия. А он цитирует Михаила Задорнова. «Минуточку», — говорю, — «он же просто юморист, как можно к его мнению апеллировать? Вы книги откройте». Сказывается отсутствие системного образования. Как-то в храм зашли два интеллигентных человека. Спрашивают меня: «Вы принимаете ведическую реформу, которую провел Сергий Радонежский?» Подобного бреда много в головах. И мы должны быть активнее. Благовествовать миру Христа. Примером, прежде всего.
Ильич был прав. Правда, однако, и то, что несмотря на весь арсенал советской пропагандистской машины власть большевиков все равно рухнула. «Погибла память их с шумом» (Пс. 9:7).
А вот когда я попал в Америку в 1994 г., я был поражен, насколько там сильна пропаганда. Буквально каждый фильм подспудно, ненавязчиво, не так откровенно, как в СССР, насаждает американские ценности. При этом население даже не подозревает, что им промывают мозги. А у нас тогда в России ещё была эйфория, что цензуры больше нет. Наивные.
Влияние кино огромно, несмотря на появление рок-музыки, интернета и прочего. Вот сейчас основная масса пенсионеров — это люди послевоенного поколения. Так у многих из них есть внутренний страх перед любой религиозностью, воспитанный, в том числе, такими фильмами, как «Тучи над Борском». Жизнь любого человека так или иначе связана с религиозными представлениями, даже жизнь атеиста. А на эти представления кино оказывает колоссальное влияние. Литература меньше, так как сейчас меньше читают. Хотя тот же Гарри Поттер чрезвычайно популярен, и мой сын-пятиклассник, наверное, один из немногих среди своих сверстников, кто его не читал.
Что далеко ходить. Сколько книг написано по старообрядчеству, но только после просмотра фильма Н. Досталя «Раскол» люди по-настоящему узнали об этой трагической странице нашей истории. Одни мои родственники, которые, скажем так, удивлялись тому, что я старообрядец, после просмотра позвонили и сказали: «Ваня, мы теперь тебя поняли».
Рок-музыка уже многие десятилетия собирает сотни тысяч поклонников. В каком-то смысле эта субкультура подменяет людям религию. Но есть немало людей, для кого песни того же Бориса Гребенщикова стали ступенькой к Богу, заставили задуматься, пробудиться, начать поиск истины.
Честно говоря, иногда я в транспорте слышу различные песни, но нет практически ни одной, которая бы меня вдохновила и порадовала. А люди слушают и, конечно, это всё влияет на их души и сознание.
О степени влияния произведений изобразительного искусства сложнее сказать. Часто можно слышать, что современной молодежи это неинтересно. Но вспомните, какие огромные очереди были несколько лет назад в Третьяковскую галерею, когда там была выставка Левитана. А когда в Калуге была выставка картин Павла Рыженко, так рано ушедшего и похороненного вблизи Калуги, я видел, с каким интересом люди приходят, что-то обсуждают, размышляют.
Хороший вопрос. На самом деле некоторые моменты нашей устоявшейся практики воспринимаются как древлее благочестие, тогда как в действительности это утрата традиции. Причины тому могут быть разные, но то, что Вы назвали, безусловно, древнехристианские обычаи, причем закреплённые письменно.
В некоторых приходах, я знаю, уже вернулись к помазыванию елеем и к более частому причащению. Уверен, процесс возвращения к традициям должен идти снизу и сверху. Снизу — через активность мирян, их богословскую грамотность. Сверху — пастыри должны на соборах и с амвона вести проповедь, объяснять, просвещать.
При отсутствии этого всегда есть опасность, что тебя объявят новым Никоном, примут хорошо забытое старое за новшество. Надо действовать с осторожностью.
У нас в Калуге я только подхожу к тому, чтобы вернуться к помазыванию елеем. Вот недавно, кажется, под Вознесение, человек, читавший канон празднику, вычитал там же в Минее о помазывании из лампады в конце службы. Потом подошёл ко мне, спросил, почему этого не было. Я помазал его.
Хотя что говорить. Есть, например, каноническое правило, что священник обязан учить народ, наипаче же в день воскресный. Но у нас есть ещё много общин, где люди не слышали проповедей. В Калуге до меня служил 20 лет о. Валерий Осташенко, он никогда не говорил проповедей, кроме крайних случаев. И я тогда для себя решил, что если буду священником, то непременно буду проповедовать.
Кстати, впервые я услышал слова апостола Павла «Горе же мне есть, аще не благовествую» (1 Кор. 9:16) из уст владыки Алимпия в 1996 г. на празднике святых Жён-мироносиц. Слова эти запали в душу. И вот уже после того, как я стал священником, потребовались годы, чтобы люди привыкли к тому, что после службы говорится поучение. А так, я начинал говорить, а многие уходили. Горестно было смотреть. Я не мог понять, почему. Неужели настолько бездарно говорю. А скорее всего это потому, что не привыкли. И сейчас некоторые уходят, но я понял, что сейчас уже проповедь воспринимается как неотъемлемая часть богослужения. Как-то раз я не приготовился и не стал говорить. Не будешь же говорить одно и то же из года в год. За все годы я повторил ту же проповедь всего раза два, самому неинтересно. А люди окружили амвон и ждали слова.
Что касается Великого четвертка, то тоже поделюсь своим опытом. В этом году я заранее объявил о возможности и необходимости Причастия в этот святой день для тех, кто говел весь пост, кто уже был на исповеди и причастился. И полтора десятка людей причастились, слава Богу!
Здесь вот ещё что: богослужебная нагрузка очень велика. Чтобы причаститься в Великий четверг, надо помолиться службу в среду вечером, потом в четверг с раннего утра. А следом Великий пяток, Страстная суббота и Пасха. Не каждый это выдержит.
О причащении мирян ещё много можно говорить. О том, что люди десятилетиями не причащаются и считают это вполне нормальным. Но, может, мы дорастем до понимания, что Пасха наша — за ны пожрен бысть Христос (1 Кор. 5:7) и что «телец упитанный», о котором говорит Иоанн Златоуст в поучении, это святой Агнец в Чаше Причастия.
Комментариев пока нет