О преподобномучениках Аркадии и Константине знают далеко за пределами Урала. Множество паломников со всех краев приезжают в Шамары не только летом, чтобы принять участие в традиционном крестном ходе к месту их упокоения, но и зимой. 31 января, в день памяти священномучеников, в храме во имя Рожества Иоанна Предотечи совершается торжественная служба.
Недалеко от Шамар, на берегу реки Сылва, в одном из живописнейших мест близ деревни Платоново, окруженная вековыми соснами, стоит одинокая могилка. Надпись на ветхом кипарисовом кресте гласит: «Здесь покоются раби Божии священноиноци Аркадий и Константин, убиеннии в лето 7364-е генваря 18 дня. Памяти же их Аркадию генваря 17-го, а Константину марта 8-го. Анепсий стрыю (племянник — дяде, прим. ред.) в лето 7370-е индикта 5-го. Отец Василий Глухов».
Весной 1996 года, после освящения новопостроенного храма в поселке Шамары, делегация Московской Митрополии во главе с Митрополитом Алимпием в присутствии жителей окрестных деревень провела освидетельствование мощей. Когда вскрыли могилу, присутствующие ощутили благоухание. Были найдены хорошо сохранившиеся мощи, полуистлевшая одежда и железные вериги, рассыпавшиеся при прикосновении. Мощи преподобномучеников были погребены на прежнем месте, над могилой воздвигли новую часовню. Часть мощей перенесли в шамарский храм.
В конце октября 1997 года на Освященном Соборе РПСЦ состоялось общецерковное прославление двух святых иноков — преподобномучеников Аркадия и Константина, Шамарских чудотворцев, в середине XIX века подвизавшихся в уединении в горных лесах Урала. В 2011 году в Лысьве был освящен первый храм во имя преподобномучеников.
Библиотека Русской веры
Канон преподобным Константину и Аркадию Шамарским →
Читать онлайн
Жизнь и подвиги преподобномучеников Аркадия и Константина
Аркадий и Константин были родными братьями. Происходили они, по всей видимости, из часовенного согласия. Они были грамотные и начитанные. Понимая, что согласно Священному Писанию Церковь Христова пребудет до скончания века «и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18), они поехали в Москву к архиепископу Антонию (Шутову). После долгих бесед братья признали истинность белокриницкой иерархии. Вскоре после присоединения они были рукоположены в священнический сан.
Вернувшись на родину, братья поселились в окрестностях города Лысьвы Пермской губернии. Зимой и летом жили они в лесу, питались, чем Бог пошлет. На теле носили тяжелые вериги. Притеснения со стороны господствующей церкви и властей вынудили их переселиться.
Они облюбовали место в лесной чаще близ лога Митровка у речки Чучкановки в четырех верстах от села Гурьяновка Красноуфимского уезда Пермской губернии. Владелец земли Щукин Гурьян Иванович выделил им землю. Вскоре была готова келья. Весть, что в лесу подвизаются отшельники, разлетелась по округе. Люди стали приходить к подвижникам за благословением, помощью и советом. Приезжали даже издалека. Местные жители по-разному относились к Аркадию и Константину: одни радовались общению с подвижниками, а другие, в том числе и безпоповские наставники, из зависти и злобы клеветали на них, обвиняя во мздоимстве и сребролюбии.
Благочестивая женщина с внуком несколько раз в год приходили к подвижникам, приносили им продукты, исповедовались и причащались. Пришли они к священноинокам и во время Петрова поста в 1857 году. Но келья была пуста, на столе лежала записка: «Ищите нас под березовым выворотком».
Жители близлежащего села, вызванные на подмогу, нашли тела священноиноков на земле, под березовыми ветками. Несмотря на летнюю жару, тела были нетленными, за исключением мизинцев на руках.
Власти начали полицейское расследование. Врач, вызванный для проведения вскрытия, отказался резать тела угодников Божиих, ведь скальпель зазвенел о стальные вериги. Вскоре убийцу нашли. Он признался, что убил священноиноков, думая, что в их келье хранятся золото и ценности, поскольку христиане часто посещали подвижников. Но никаких ценностей в келье преступник не нашел.
Во время следствия выяснилось, что Аркадий и Константин приняли мученическую кончину 18 января по старому стилю (по новому — 31 января) 1857 года, а тела их были найдены через полгода нетленными. Это чудо так поразило местных жителей, что многие безпоповцы присоединились к Древлеправославной Христовой Церкви Белокриницкой иерархии.
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Лк. 9, 23).
Все преподобные и святые отцы шли путем самоотвержения, чтобы достигнуть вечного покоя в небесных обителях. Ибо, как «невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим — на землю», как со скованными ногами невозможно быстро и свободно двигаться, так и связанному различными заботами и попечениями житейскими невозможно идти путем духовного самосовершенствования.
Бывает, что святые отцы ставят нам в пример «мирских» людей, которые добиваются земных целей, жертвуя и многими телесными удобствами: сном, покоем, развлечениями и прочим. И если ради земного, скоропроходящего богатства нужны многие труды и усилия, тем паче трудиться до́лжно ради богатства вечного и нетленного, которому нет ничего равного в нашем видимом мире. Христианская религия — это крестоношение, узкий и скорбный путь, вводящий в жизнь блаженную и бесконечную.
Поучение о том, что такое иноческое отречение
Отречение есть не что иное, как клятва Кресту и смерти. Знай, о брат, что с сегодняшнего дня распинаешься и умираешь для мира ради полного отречения, потому что стал для мира, как мертвый ради Христа. Так не будь живым для мира и существующих в нем. Отрекаешься от родителей и братьев, жены и детей, и родственников, любимых друзей и их образа жизни, от волнений и хлопот о приобретении богатства, тщетной и ничтожной славы. Отрекаешься не только от этого, но еще и от своей души, по слову Господню: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Если действительно решил идти за Христом и хочешь быть Его верным учеником, приготовься с сегодняшнего дня не к отдыху, не к житейским заботам, не к достатку, ни к чему другому земному, красивому и приятному, но к духовным подвигам, к плотскому воздержанию, к очищению души, к нищете духовной, к благим слезам и ко всем страданиям и немощам, приносящим радость в святой жизни. Будешь терпеть алчбу и жажду, и будешь наг, и укоряем, и осуждаем, и оскорбляем, и поносим, и гоним, и впадешь во многие другие искушения и страдания, которыми воплощаемся в образ святой жизни. И когда все это вытерпишь:
Радуйся, — говорит Господь, — ибо велика награда твоя на небесах (Мф. 5, 11)
(«Цветник» священноинока Дорофея, глава 8).
Русское слово «инок» буквально обозначает «иной». Иной образ жизни, мыслей, иное одеяние, чем у прочих людей, которых называют «мирскими». Но если принять во внимание морально-нравственные нормы и правила, установленные в современном обществе, то смело можно прийти к выводу, что и все старообрядцы-христиане являются посреди сегодняшнего мира своего рода «иноками», ибо закон христианской жизни совершенно не соответствует нынешнему «духу времени». И святые отцы постоянно говорят о том, что само христианское звание является обязательством к непрестанному подвигу. Слово это непосредственно относится как к иночествующим, так и к людям семейным, живущим обыкновенным, «мирским» порядком.
«Я же говорю вам, что и мирским людям следует совершать все иноческие дела. Поскольку каждый православный христианин называется понуждающим себя ради Царства Небесного, потому что отрекается при святом крещении от всех дел сатаны, неугодных Богу, и обещает соблюдать заповеди Господни и являть жизнь, подобную жизни Христа и раны Христовы носить на теле своем. И с той поры имя его вписывается в Книгу Жизни, как жителя Царства Небесного. И, если исполнит обещание свое, удостоится бесконечной, невыразимой и неизреченной радости Царства Небесного. Если же нарушит обещание свое, то будет мучим сильнее не ведающих Бога, потому что, познав Бога и приняв святое крещение, не соблюдал заповеди Господни, апостольские и отеческие предания» («Цветник» священноинока Дорофея, глава 14).
Тропарь, глас 4.
Преподобнии священнострадальцы, истиннии ученицы спасовы, вы первее постом и бдением, и жестоким житием миру распястеся, и страсти плотские умертвивше, последи же и заколения веры ради пострадасте, тем же и кровь ваша землю освящает, и мощи ваша источают исцеления, сего ради вопием вам, радуйтеся Константине и Аркадие, земли уральския похвало и утвержение.
Кондак, глас 4.
Христови возвавшу вас, усердно последовавше, и Крест Свой на рамо вземше, в путь заповедей его радостно потекосте, и священства боготканною одеждею, и пощение чистотою облекостеся, последиже венцем мучения венчавшеся, радуйтеся Константине и Аркадие богоблаженнии.
Чудеса по молитвам преподобномучеников
Если видит Бог, что Ему верят больше, чем себе, — дает подтверждение. Несомненная вера возвышает человека над природой. Подтверждение этому — многочисленные чудеса, которыми прославляет Господь святых Своих избранников, от всего сердца Ему послуживших. Святые — посредники и ходатаи наши перед Богом, и доколе стоит этот мир, не оскудеет высшая благодать, которая нисходит к нам по молитвам святых Божиих угодников. Много читаем мы о прежде бывших чудесных знамениях, но, несомненно, ближе и чувствительнее трогают душу и сердце рассказы наших современников, которых Господь, по вере их, сподобил быть свидетелями некоторых дивных, сверхъестественных явлений.
«… Из окон домов деревни Гурьяновки многие жители видели, как в сумерках появлялось на месте упокоения мучеников (святых преподобномучеников Аркадия и Константина) неяркое свечение. Присмотревшись, можно было различить два огонька — две свечи, появляющиеся и зажигаемые неизвестным способом. Проезжающие или проходящие мимо запоздалые путники время от времени рассказывали о виденном своими глазами чуде.
Случалось кому подъехать к могиле. Вокруг ни души, а на могилке мучеников горящие свечи стоят, которые явно некому было принести и зажечь в такие минуты. По прошествии 70-ти лет со дня захоронения Константина и Аркадия одному из жителей села Платонова было видение во сне, будто явились к нему священноиноки и попросили перезахоронить их на другое место. Он сначала не предал сну значения, но сон повторялся вновь и вновь. Тогда решили выполнить просьбу и перенести мощи святых Божиих угодников на место, которое они указали во снах этому христианину…
… Вскоре после перезахоронения недалеко от могилы забил кристально чистый родник, никогда до этого никем не замеченный и никак не проявленный. И было замечено, что у источника начали исцеляться люди, страдающие теми или иными недугами…
… Было это в 1996 году, во время освящения шамарского храма во имя Рожества Иоанна Предотечи, Крестителя Господня. Приехали на празднества две женщины: у одной на ноге была трофическая язва. Увезла она домой немного землицы с могилы святых и воды из целебного источника. С большой верой на исцеление сделала она из воды и земли грязь, помолилась и привязала к открытой ране. Через несколько дней почувствовала, что нога не болит. Развязала — все затянулось.
Вторая женщина приехала на освящение храма в гипсе, с трещиной в стопе. До посещения Шамар лечилась у врачей. Узнала об излечении, сделала так: гипс сняла, изготовила кашицу из водицы и земли, взятой с могилы, привязала живительную кашицу к стопе и через некоторое время уже ходила, не чувствуя боли. После обратилась к лечащему ее травматологу. Рентген показал, что все срослось. Врачам она постеснялась сказать, чем лечилась, а они в свою очередь сказали, что это чудо: у старого человека трещина в стопе так быстро зажить не могла!
Жительница Перми долго лечилась от боли в суставах ног. После посещения источника и омовения ног чудотворной водою боли ног прекратились и более не возобновлялись.
Об исцелении сообщает житель города Саратова. Молодой человек с детства тяготился тем, что у него практически по всему телу была распространена сыпь. Его лицо покрывалось страшными прыщами. Он также приезжал на могилку, помолился и омылся. Все прошло, и ныне более не бывает прыщей.
86-летняя местная жительница Анастасия рассказывает, что во время войны, когда не было в округе ни врачей, ни священства (только поставят кого-нибудь, а его тут же забирают, и больше уж никто не видит его, не возвращались никогда), все к инокам за помощью ходили, у кого что болит — все туда. А куда же еще?.. Только там и лечились.
«У моей дочери на руках экзема была. Приехала она как-то ко мне и говорит: «Вот, мама, у меня руки как заболели». Я говорю: «Пойдем к источнику». Только как? Я в колхозе работала, на работу не выйти нельзя, а туда далеко добираться, одним часом не сбегаешь и правду не скажешь — заклюют потом. Я сказала бригадиру: «Сегодня я не могу выйти на работу, дочь приехала, мне надо ее в Шамары обязательно вести, а у нее котомка большая, надо нести помочь». Отпустил бригадир. Только светать начало — мы побежали. Бежать далеко было, но не зря сбегали — прошла у нее экзема, как и не было. Ну как тут не будешь верить? Если какой врач исцелит, так говорят, снова к нему беги!..» (Из жития преподобномучеников Константина и Аркадия, изданного в Шамарах в 2011 году).
К часовне на месте упокоения преподобномучеников Константина и Аркадия, к их чудотворному источнику постоянно идут паломники с просьбой об исцелении души и тела. Традиционно летом, на следующий день после престольного праздника Рожества Иоанна Предотечи, из Шамар в Платоново и далее к часовне направляется крестный ход. Много богомольцев съезжается в Шамары и зимой, в день преставления преподобномучеников. И если летом богомольцы идут к часовне через поле, то зимой едут в Платоново на машине и дальше – по льду Сылвы. Ни мороз, ни сугробы не помеха. И вот чудо: даже зимой удается набрать воды из чудотворного источника!
Комментариев пока нет