В наши дни в памяти приверженцев Русской Православной cтарообрядческой Церкви сохраняются воспоминания о некогда бывшем разделении христиан, приемлющих белокриницкую иерархию, на так называемых «окружников» и «неокружников». Однако системной информации о событиях, связанных с этим разделением (известным еще как «неокружнический раздор»), в интернете крайне мало. Печатных исторических исследований, посвященных событиям, связанным с Окружным посланием 1862 года, также немного, а имеющиеся посвящены отдельным эпизодам и именам.
Наиболее полным научным исследованием данной темы является вышедшая сравнительно недавно, в 2013 году, двухтомная монография Р.И. Перекрестова «Ксенос». Книга так названа в честь псевдонима главного автора Окружного послания — Иллариона Георгиевича Кабанова. В монографии подробно обсуждаются исторические и богословские причины появления Окружного послания, рассказано о событиях, последовавших за его публикацией, публикуется ряд документов, связанных с раздором, включая проекты «мирных грамот», послуживших в конечном итоге к умиротворению. Исследование Р.И. Перекрестова мы рекомендуем всем интересующимся подробной историей неокружнического раздора.
Данная публикация предназначена для читателей, впервые узнавших о событиях, связанных с Окружным посланием, и посвящена не столько богословским и идеологическим сторонам вопроса, сколько краткой исторической хронологии раздора и его уврачевания.
Краткая хронология неокружнического раздора
XVII век
В среду старообрядцев-поповцев проникают сочинения, содержащие безпоповские учения и взгляды на церковный раскол XVII века и тогдашнюю историю Церкви. Главными положениями таких сочинений являются учение о начавшемся в 1666 году царствии антихриста, последующем упразднении церковной иерархии и прекращении церковных таинств, совершаемых священником. Эти взгляды вызывали справедливое отторжение и отповедь со стороны старообрядческого духовенства и образованных мирян.
1783 г.
Публикуется одно из первых сочинений, направленных против безпоповских мудрований. Оно принадлежит перу историка старообрядчества Якова Беляева (1751-1792 гг.) и посвящено разбору безпоповских учений об уничтожении священства и царствии антихриста. Особое внимание Беляев уделяет учению безпоповцев о сатанинском происхождении некоторых продуктов питания, в частности чая и кофе. О нем он пишет: «Сколько не жил, столько не читовал, а такого злохуления и дурацкого учения не слыхивал».
1861 г.
Обсуждение на Освященном Соборе в Москве вопросов, поданных от жителей 14 стародубских слобод, относительно указанных безпоповских мудрований, которые все больше распространяются среди поповцев. На этом Соборе присутствовал известный церковный писатель, начетчик, житель Стародубья Илларион Георгиевич Кабанов, известный под псевдонимом «убогий Ксенос». Именно ему Собором и было поручено в течение последующего года готовить документ, посвященный осуждению этих безпоповских учений.
24 февраля 1862 г.
От имени Московского Духовного совета старообрядческой Архиепископии публикуется «Окружное послание» (циркулярное письмо), обращенное ко всем чадам Церкви. Как пишут исследователи, это было сделано «для утверждения единства верования российской Древлеправославной Старообрядческой Церкви».
«Окружное послание» было написано И.Г. Кабановым, и после небольшой редакторской правки подписано членами Московского Духовного совета: архиепископом московским и владимирским Антонием (Шутовым), епископами Онуфрием браиловским, Пафнутием казанским, Варлаамом балтским, священноиноками Евфросином, Илией, иереями Петром, Феодором Вохонским, иеродиаконами Пахомием, Ипполитом, диаконом Кириллом, иноком Белокриницкого монастыря Алимпием (Милорадовым) и известным начетчиком Семеном Семеновичем.
«Окружное послание» решало две задачи. Первая — осуждение безпоповских сочинений, имевших хождение в среде христиан белокриницкого согласия. Вторая — объяснение наиболее актуальных вопросов вероисповедания старообрядческой Церкви белокриницкого согласия в сравнении их с учениями господствующей церкви и безпоповства. Всего было осуждено 10 безпоповских сочинений (т. н. «тетрадей»), имевших хождение в среде христиан белокриницкого согласия. Многие из них являлись подлогами и выдавались безпоповскими авторами за сочинения церковных авторитетов. Среди осужденных в «Окружном послании» безпоповских сочинений имели особую важность следующие:
- «Апокалипсис седмитолковый», напечатанный якобы по повелению Ивана Грозного. В нем имя «Иисус» называется именем антихриста, а четвероконечный крест — «кумиром», «идолом», «образом антихриста».
- «Книга Евстафия Богослова». В ней говорилось, что в нынешние времена все церковные таинства покорились антихристу.
- «Слово от старчества инока Захария ко ученику своему Стефану». Сочинение об упразднении священнического и иноческого чина.
- «О десяти рогах зверя». В этой книге под рогами зверя, антихриста, подразумеваются русские цари.
- «О винном творении». Тетрадь, в которой со ссылкой на Стоглавый Собор рассказывается, будто бы хмельные напитки человека научил варить бес.
- «О бульбе или картофеле». Сочинение, утверждающее, что картофель — крайне нечестивый продукт, который произошел от останков умершего языческого жреца.
Пункты «Окружного послания», раскрывающие вероисповедание старообрядческой Церкви в их отношении к учениям господствующей церкви и безпоповству, гласили следующее:
- Святая православно-кафолическая Церковь и священство вкупе с приношением бескровной жертвы пребудут до скончания века и до дня судного.
- Господствующая церковь верует в того же Бога, что и древлеправославные христиане (старообрядцы). Поэтому поповцы и приемлют священство новообрядческой церкви. Безпоповское учение, что человек с именем «Иисус» есть антихрист, отвергается.
- Крест четвероконечный в старообрядческой Церкви не отвергается и почитается, когда изображается на положенных ему местах (на облачениях, во время крестного знамения и помазания миром и маслом и т. п.)
- Учение безпоповцев об упразднении Евхаристии отвергается.
- Молитва и приношение пятой просфоры за власти не противоречит православному учению.
- Учение о царствовании духовного антихриста отвергается.
- Даты конца мира и Христова пришествия человеку неведомы и никакими способами не постигаются.
К сожалению, «Окружное послание», православное по своей сути, вызвало отрицательную реакцию у значительного числа старообрядцев. Не все приняли послание. Историк старообрядчества Ф.Е. Мельников пишет:
Раздорники, превратно поняв «Окружное послание» и его цель, обвиняли составителей и издателей его в измене старообрядчеству и в намерениях соединить всех старообрядцев с новообрядческой церковью. Написанное мягко, деликатно, миролюбиво, что можно уже видеть из одной только второй главы, оно действительно давало некоторые основания относиться к нему подозрительно, с недоверием. В таком виде и с такой тональностью оно было действительно несвоевременным. Поэтому ровно через год оно было уничтожено.
24 февраля 1863 г.
В Москву прибыл Белокриницкий митрополит Кирилл и совместно с российскими епископами издал «Соборный акт об уничтожении «Окружного послания»». В «Акте» говорится, что «Окружное послание» вызвало великое смятение, соблазн и даже раздор, что оно написано «одним лишь мирским человеком» и издано епископами без воли своего митрополита, вопреки 34-му Апостольскому правилу и 9-му правилу Антиохийского собора.
Однако митрополит Кирилл стал вмешиваться и во внутренние дела русской Церкви. Он не согласился на замещение московской кафедры Антонием Владимирским (Шутовым), как того хотели в Москве, и назначил временным заместителем Софрония саратовского епископа Афанасия; затем он стал вмешиваться в поставление причетников и священников и рукоположил в епископы архимандрита Сергия с сомнительной репутацией. Московский духовный совет в очень резких выражениях перечислил Кириллу все эти его деяния и попросил отъехать его назад в Белую Криницу:
Не отягощая более вашим здесь беспотребным и даже опасным для мирных христиан сей столицы пребыванием, сейчас же выезжайте. Изгнанный митрополит со священнокорчемниками (!) Сергием и Филаретом, отправляйтесь в Белую Криницу… Наконец, решительно вам подтверждаем, что со времени здешнего вам нашего отзыва, никакие ваши распоряжения, ни письменные, ни словесные, в непринадлежащей вам области вопреки церковных правил учиненные, нами приняты отнюдь не будут. Аще же вы, после сего окончательного извещения, не явясь лично в собор епископский для принесения покаяния в ваших незаконных поступках, по свойственному вам буйству (!), будете присылать какие-либо папские буллы, то оные обращены будут не распечатанными.
Казалось, разрыв был полный. Кирилл, рассерженный и опозоренный, уехал из Москвы.
1864 г.
24 июля 1864 г. митрополит Кирилл решил устранить с московской кафедры архиепископа Антония (Шутова) и упразднить Московский Духовный совет, от лица которого было издано «Окружное послание». Для этого рукоположил на московскую кафедру, уже занятую архиепископом Антонием, другого архиерея — епископа Антония (Климова), прозванного впоследствии «вторым», или «гуслицким».
1864 г.
Первый собор российских неокружников состоялся в д. Давыдово Богородского уезда Московской губернии. На этом соборе было решено не приносить на проскомидии жертву за державного царя. В целом неокружники требовали от епископата Старообрядческой Церкви отмены и проклятия «Окружного согласия».
1865 г.
Два окружнических епископа, Онуфрий и Пафнутий, находящиеся под огнем критики неокружников, а потом еще и епископ Сергий, перешли в синодальную церковь, сложили с себя свое звание и остались простыми монахами. Их отречение осложнило ситуацию вокруг «Окружного послания», поскольку оба епископа, Онуфрий и Пафнутий (последний впоследствии вернулся в старообрядчество), были его подписантами.
1866 г.
На Рогожском состоялись публичные собеседования в присутствии всего российского старообрядческого епископата на тему «Окружного послания». Со стороны «окружников» выступал начетчик Семен Семенович, с противоположной стороны — Давыд Антипов при участии Ефима Крючкова. Семен Семенович доказывал, что все пункты Послания изложены в строгом соответствии с писанием святых отец и должны быть признаны справедливыми, не подлежащими пререканию. Давыд Антипов, напротив, утверждал, что постановления «Окружного послания», касающиеся имени «Иисус», четырехконечного креста, приношения пятой просфоры за власть предержащих не соответствуют православному учению и соответственно должны быть отвергнуты. Также неокружники утверждали, что некоторые безпоповские тетради, осужденные «Окружным посланием», на самом деле не имеют хождения в среде старообрядцев и самими неокружниками не приемлются.
После этих собеседований Собор неокружников в 1866 г., состоявшийся в Ботошанах, признал старообрядцев, приемлющих «Окружное послание», еретиками третьего чина и запретил общение с ними в молении, ястии и питии. В 1867 г. в Гуслицах состоялся очередной неокружнический Собор, на котором с клятвой было постановлено не молиться, не общаться в ястии и питии и не творить никакой дружбы с приемлющими Окружное послание.
1868 г.
Освященный Собор в Белой Кринице под председательством митрополита Кирилла объявляет третье по счету уничтожение Послания. В решении собора не только само послание, но и учение, выраженное в нем, было признано погрешительным. Собор указал:
Послание уничтожаем со всеми в нем положенными ложными статиями, которые с божественным писанием не согласуют, но разликуют, опровергаем и проклинаем.
Также этот Собор оставил на Московской кафедре обоих архипастырей — архиепископа Антония (Шутова) и епископа Антония (Климова) — равноправными до примирения раздора и кончины кого-либо из них.
Однако эти решения также не привели к миру. Огромное большинство белокриницикх общин во главе с Рогожским центром прервали всякие отношения с белокриницким митрополитом Кириллом и неокружниками. В сентябре 1868 года Московский духовный совет разослал «Разбор» деяний белокриницкого собора, где опровергалась справедливость решений Освященного собора 1868 года в Белой Кринице.
1869 г.
Митрополит Кирилл переходит на сторону окружников после того, как его секретарю — диакону, посланному для ведения переговоров о примирении к неокружническому епископу Антонию (Климову), предложено было признать «Иисуса» иным богом.
1870 г.
9 февраля 1870 года в Москве состоялся Освященный Собор противоокружников во главе с епископом Московским Антонием (Климовым). Собор постановил окончательно разделиться с окружниками и не сообщаться с ними в богослужении, принимавших Окружное послание по неведению принимать под прощение с епитимьей, а почитавших Послание «за свято» принимать третьим чином.
8 июня 1870 года митрополит Кирилл подписывает «Мирную грамоту», подготовленную духовным советом Московской Архиепископии, в которой признает, что христиане России и запада веруют в одного Бога. В этой грамоте также осуждается раздор неокружников.
Осенью 1870 года появляется предписание митрополита Кирилла епископу Антонию Московскому от 28 октября 1870 г. В нем митрополит Кирилл запрещает в служении «второго» Антония — епископа Московского Антония (Климова), рукоположенного им для противоокружников, и под страхом отлучения предлагает ему покаяться.
1871 г.
5 июня 1871 года Освященный собор Белокриницкой Митрополии во главе с митрополитом Кириллом издает объявление об извержении неокружнического епископа Московского Антония (Климова). Антоний отказывается признавать это решение, поскольку о своем разрыве с окружниками заявил еще за полтора года до Белокриницкого собора — 9 февраля 1870 года.
7 июля 1871 года Московский духовный совет направляет послание епископу Донскому и Кавказскому Иову, который разделял позицию неокружников, молился с епископом Московским Антонием и неокружниками. Он ответил, что признает духовный совет и отказывается от общения с епископом Антонием (Климовым). Это означало, что епископ Донской и Кавказский Иов вслед за митрополитом Белокриницким Кириллом отказался от своих прежних убеждений и принял Окружное послание.
1873 г.
В июне 1873 года епископ Антоний (Климов) начал совершение архиерейских хиротоний и рукоположил епископа Нижегородского Иосифа. Так получила продолжение еще одна ветвь Белокриницкой иерархии — неокружническая. Умирая, Антоний завещал Иосифу рукоположить на Москву нового епископа.
Иосиф рукоположил трех неокружнических епископов: Кирилла — на Балтскую епархию, Герасима — на Коломенскую, Макария — в с. Великое Нижегородской губ., затем на саратовскую епархию. До 16 декабря 1884 г. епископ Иосиф сам управлял московской епархией.
1882 г.
В 1882 г. неокружнические епископы Кирилл, Герасим и Макарий потребовали от епископа Нижегородского Иосифа, чтобы московской епархией управлять им всем соборно. Об этом было принято общее решение на Соборе 27 августа 1882 г. Но фактически все осталось по-старому.
1883 г.
В декабре 1883 г. неокружнический епископ Кирилл Балтский на епархиальном съезде обвинил епископа Иосифа Нижегородского в умышленной затяжке поставления нового епископа на московскую кафедру, и в 1884 г., собрав Собор в Москве, сам поставил 16 декабря 1884 г. на московскую епархию нового епископа — Пафнутия.
1884 г.
Московский духовный совет старообрядческой Архиепископии (приемлющих Окружное послание) попытался еще раз засвидетельствовать открыто перед всем старообрядчеством, в целях примирения, что он вовсе не стоит за «Окружное послание». Постановлением от 1 декабря 1884 г. Московский духовный совет объявил «Окружное послание» лишенным какой бы то ни было силы и значения.
Советский историк Николай Никольский в своей «Истории Русской Церкви» так комментирует диалог окружников и неокружников в эти годы:
Уступка, которую делали окружники, предлагая предать забвению «Окружное послание», сейчас же вызвала со стороны противников ядовитый вопрос: почему вы это предлагаете? Что вы в нем нашли несправедливого? — спрашивали раздорники. Худого в нем ничего не находим, отвечали окружники, но оно препятствует церковному миру и единению. На это раздорники резонно отвечали, что если в нем нет ничего противного постановлениям святых отцов, то для чего же его уничтожать, а если есть в нем какая-либо погрешность, то надо не только уничтожить его, но и принести чистосердечное покаяние, что и было бы весьма полезно и для всей церкви, и для всех православных христиан. И начиналась бесконечная полемика, после которой обе стороны уходили с сознанием, что пропасть не только не уменьшилась, но еще более расширилась. Окружники могли отказаться только от признания официального значения послания, но не от его доктрины; раздорники находили, что если уничтожается послание, то этим ниспровергается и все содержащееся в нем учение.
К 1891 году в России было уже 13 окружнических и 6 неокружнических епископов. Параллельно существовали окружнические и неокружнические епархии. В период с 1871 по 1898 гг. какого-либо общения между ними практически не было.
1885 г.
22 мая 1885 года в Москве состоялся неокружнический Мирный Собор, на котором сторонники Кирилла Балтского и Пафнутия Московского наконец примирились со сторонниками Иосифа — Иовом Московским и Тарасием Калужским и Бессарабским. В соборном определении предписывалось епископу Иову оставаться в Москве и именоваться Московским, епископу Пафнутию именоваться Саратовским, епископам Иосифу Нижегородскому, Кириллу Балтскому и Тарасию Калужскому и Бессарабскому оставаться при своих епархиях, взаимные запрещения, нанесенные «по страсти прекословия», считать разрешенными, а направленные друг против друга соборные решения — отмененными. Епископ Иосиф назвал этот Собор «скверным».
30 окт. 1885 г. в Москве был созван «великий» Собор, на который явились все неокружнические епископы, а также до 50 священников и множество мирян. 31 октября Собор постановил извергнуть Иосифа из сана и считать простым иноком. Иосиф, присутствовавший на этом Соборе, его суду не подчинился.
1895 г.
26 ноября 1895 года Мирный неокружнический Собор в Бендерах принимает определение об объявлении всеобщего мира церковного (имелось в виду примирение между противоокружниками). Определялось, что все епископы должны состоять при своих епархиях (это относилось и к Иосифу Нижегородскому, который благословил Собор), все прежние соборные определения должно считать уничтоженными, а христианам было заповедано хранить мир, любовь и оставить все междоусобные пререкания. На Соборе в Бендерах было значительное число священников, миряне, но всего два епископа: Михаил Новозыбковский от последователей Иова и епископ Петр Бессарабский и Подольский, представлявший по доверенности также епископа Симеона Балтского — от последователей Иосифа.
1896 г.
Уже 16 января 1896 года неокружнический епископ Московский Иов направляет епископу Михаилу Новозыбковскому довольно жесткое извещение о незаконности Собора в Бендерах, в котором указывает, что лишает Михаила «звания брата о Христе».
29 октября 1896 года в селе Борском состоялся Освященный Собор иовцев, на котором Мирный Собор в Бендерах от 26 ноября 1895 года был признан недействительным. Соборное постановление подписал и епископ Михаил Новозыбковский, участник Собора в Бендерах. Другое постановление Борского Собора касалось еп. Иова Московского — за нерадение и отсутствие единомыслия с другими епископами он был переведен в Нижний Новгород. Управлять московской епархией Борский Собор временно поручил епископу Пафнутию Саратовскому.
1897 г.
На следующий год, 7 октября 1897 года, на свой Собор в Бендерах собрались последователи неокружнического епископа Иосифа Нижегородского. В соборном определении они объявили об извержении Иова Московского, Пафнутия Саратовского, Михаила Новозыбковского и всех их последователей. Разделения в неокружничестве продолжались.
1906 г.
С подписанием императором Николаем II указа «Об укреплении начал веротерпимости», распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища и фактическим провозглашением в Российской Империи свободы вероисповедания контакты между «окружниками» и «неокружниками» активизировались. Поскольку эти контакты вели к сближению, то наиболее радикальные неокружники во главе с епископом Иовом созвали в апреле 1906 года Собор, на котором присутствовали также неокружнический епископ Даниил, более 30 священников и до 100 мирян. Этот Собор определил, что примирения быть не может, однако это решение не повлияло на дальнейшие события.
Немалое влияние на сближение позиций внесли миряне — начетчики, купцы, просто ревностные прихожане, благодаря усилиям которых удалось собрать в Москве представительный Собор, на котором 4-5 июня 1906 г. был подписан так называемый мирный акт, резко сокративший численность неокружников. Однако примирение совершенно не затронуло приходы неокружников, находившиеся на территории подмосковной Гуслицы.
Мирный акт со стороны Московской Архипископии подписали архиепископ московский Иоанн (Картушин), епископ Арсений Уральский и Иннокентий нижегородский, а со стороны неокружников — епископ Новозыбковский Михаил и другие священнослужители. В «Мирном акте» были провозглашены следующие пункты соглашения:
- Вся соборныя постановления и сочинения, написанныя после издания Окружного Послания, укорительные друг против друга, оставить в забвении и впредь руководствоваться только священным писанием, определениями св. соборов и учением св. отец и св. книг согласно учению церкви.
- Окружное Послание, как уничтоженное, подвергается вновь уничтожению, и кто его будет распространять, с целью произвести раздор в Христовой церкви, тот должен подлежать суду по священным правилам.
- Безпоповские тетради, о которых говорится в упомянутом Послании, и изложенное в них учение, отвергаем.
- Господствующая в России церковь исповедует святую единосущную Троицу и Господа Бога и Спаса Нашего и плотскому смотрению Его верует (Проев. Сл. 15), но в порицании единоитного имени Христова Исус, и в некоторых других предметах она еретичествует.
- Имя «Иисус» в наименовании Христа Спасителя и в начертании усвоенное господствующей церковью со времен бывшего патриарха Никона, как нововводное (в окончательной редакции добавлено: «и погрешительное»), не бывшее во всеобдержности древнероссийскои церкви, не принимаем.
- Крест четвероконечный употреблять при осенении и других приличествующих тому действиях и местах, но написание и употребление его с изображением распятия Господня воспрещается, как не принятое святыми отцами. Изображать же распятие только на кресте восьмиконечном, как принятое древлесвятоцерковным обычаем.
- О латинских опресноках понимать в том смысле, как понимали древние отцы св. церкви, бывшие до патриарха Никона (Потребн., лист. 603, Кир. Лис. 256 и других).
- Согласно учению апостола Павла (зач. 282) должно молиться за царя и за вся, иже во власти суть. Приношение же пятой просфиры в проскомидии на Божественной литургии за царя оставить на совесть приносящаго. (В окончательной редакции написано: «В вопросе о молитвословии за царя и приношение 5-й просфиры поступать согласно учению и преданию св. Христовой церкви и св. ея отец (Апостол, зач. 282, Служебник, лис. 98, Номоканон, прав. 210, кн. Симеона Солунскаго, гл. 94, и другия книги)»).
- Хиротонисание епископов, священников и диаконов оставить на усмотрение епископов. (В окончательной редакции: «В хиротонии епископов, священников и диаконов вождение вокруг престола совершать согласно древнему церковному чину и уставу»).
Епископы, коих в епархиях после сего постановления о примирении окажется по два, должны оставаться в тех же епархиях без перевода в другую, до своей смерти одного из них, если от них не последует добровольного желания на перевод, и в том случае дела решать обоим епископам совместно. Молиться на ектениях за обоих».
1907 г.
Большое значение в деле утишения раздора (особенно на юге) имел бендерский «Мирный акт» (Бендеры, 9 апр. 1907 г.), который от неокружников подписали еп. Петр, еп. Киприан и ряд священнослужителей и мирян.
1917 г.
Освященный Собор 1917 года 18 июня ответил на Обращение оставшихся неокружнических епископов Филарета и Иова о встрече по поводу примирения. Была достигнута договоренность, что после того как еп. Филарет созовет 21 августа свой Собор в Никольской общине (Москва, Лефортово) или в храме Муравлевых, стороны приступят к реальным шагам по ликвидации раздора.
1930-1950-е годы XX века
Впрочем и после этого не все неокружники воссоединились с Московской Архиепископией. Последний неокружнический епископ Петр (Порфирий Димитриевич Глазов (1900-1952 гг.) был рукоположен в 1929 году в епископа Ржевского, наместника Московского. В конце 30-х годов он был арестован. В отличие от других старообрядческих священнослужителей, некоторые из которых были освобождены еще в годы Второй мировой войны, он продолжал находиться в заключении и скончался в сталинских лагерях в 1952 году, не успев поставить себе преемника.
Извините, так и не понял. Примирился ли епископ Филарет с архиепископией или остался неокружником до конца?
На фотографиях приведенных выше мог бы кто либо идентифицировать еп. Филарета или есть ли какие-то отдельные его фотографии?
Кстати основная часть этих так называемых "безпоповских тетрадей" создана в среде беглопоповцев, (часовенные, лужканы) но по идеологическим соображением они были названы безпоповскими, дабы отмежеваться от них, сославшись на внешнее влияние. Но многие ново-беглопоповские фантазии так и укоренились среди поповцев.
Что ты подразумеваешь под ново-беглопоповскими фантазиями, поясни, пожалуйста?
Т.е. мысли возникшие в условно новых беглопоповских согласиях в конце 18 нач. 19 в. таких как Урало-Сибирские беглопоповцы (будущие часовенные), лужковское согласие и разных сохранявшихся более мелких согласиях типа дьяконовцев и сафонтиевцев. В то время каких только фантазий не было. Ныне они очень хорошо сохраняются среди часовенных.
Даже после всех примирений остались упорные неокружники вплоть до конца 20 века. Последний неокружнический священник умер в 1970-х гг. а неокружники по крещению до сих пор живы. Историю о последних неокружниках Московской области хорошо знает исследователь подмосковсного старообрядчества Сергей Михайлов.
Наиболее известен Мартемьян Савин последний неокружнический священник в подмосковье, умер в 1977 г. после его смерти оставался живым еще некий священник Тимон на Юге России, но о нем информации нет.
Боровский храм разрушается?
А где можно указанную книгу отыскать? Уж очень тема интересная…
До недавнего времени книга продавалась в старообрядческих лавках РПСЦ в Москве. На Рогожском — определенно. Также думаю можно связаться с автором Ромуальдом Игоревичем Перекрестовым. Сама книга была напечатана в Клинцах тиражом 500 штук ( в двуъ томах). Не думаю, что вся распродана. Однако само исследование является редчайшим поскольку в РПСЦ исследование истории неокружничества как и трудов "Ксеноса" не поощряется и не приветствуется.
> в РПСЦ исследование истории неокружничества как и трудов "Ксеноса" не поощряется и не приветствуется.
Любопытно, но именно один из "активистов" РПСЦ, специально не буду называть кто, неоднократно и очень настоятельно рекомендовал мне к прочтению "Ксеноса". А так же сам ссылался на него в обсуждениях.
И этот "активист" не просто захожанин или бородатый косплеер-любитель погонять нагайкой случайно заблудших на Рогожское баб в джинсах. "Активист" как раз из сословия интеллектуалов РПСЦ, имеющий отношение к МСДУ, в т.ч. и преподавательское насколько я знаю (хороший кстати, живой такой и интересный человек).
Попытался отыскать автора.
Кроме упоминаний многочисленных презентаций вышеупомянутой книги — никакой информации.
"Судьбу еп. Петра прокомментировал заведующий архивом Московской Митрополии Виктор Боченков. Он указал, что неокружнический епископ Петр (Глазов) освободился из заключения еще в 40-е годы, в это же время он примирился с Московской Архиепископией. Вл. Геронтий (Лакомкин) в 1951 году писал о необходимости отпевания скончавшегося владыки Петра. Могила владыки Петра предположительно находится во Ржеве, однако местным старообрядцам об этом ничего не известно. Думается, следует продолжать исторические изыскания в этом направлении." http://ruvera.ru/articles/posledniiy_episkop_rjeva
Извините, а фотографий еп. Петра ни у кого не сохранилось?
Надо спросить у Виктора Боченкова — он про него делал публикацию