Детективная история со зданием бывшего старообрядческого храма в Екатеринбурге подходит к своему логическому завершению. Туберкулезный диспансер, некогда находившийся тут, наконец, переезжает в новое помещение. Казалось бы, старообрядцы должны радоваться такому обороту дела, однако и на финишной прямой к возвращению Церкви её собственности появляются всё новые препоны (прим. редакции).
Помните историю с противотуберкулезным диспансером в Екатеринбурге, который расположен в усадьбе старообрядца Баландина, где у того была построена «собственная» Свято-Троицкая церковь? Ситуация вышла-таки на финишную прямую. Осенью 2014 года начался официальный переезд медучреждения из исторического центра столицы Среднего Урала на окраину, по сути, за пределы города. Однако старообрядцам от этого ничуть не легче — здания, которое вот-вот опустеет, они, похоже, так и не получат…
Говорят, бывают поражения, славе которых позавидуют победители. И не хотелось бы формулировать эту мысль, а приходится: старинного здания, исторически принадлежавшего древлей веры ревнителям, екатеринбургской общине РПСЦ, похоже, не видать. И хотя власти официально, активно и теперь уже не завуалированно заявляют о готовности отдать его верующим, о чем уральские СМИ сообщают как о факте уже свершившемся, на деле все куда страшнее, серьезнее и печальнее. А если быть точным — дело зашло в тупик.
А суть вот в чем: на исходе лета настоятель екатеринбургского христорождественского старообрядческого храма отец Павел Зырянов и председатель общины Людмила Швецова получили официальный ответ на свой запрос из уральского НИИ туберкулеза. Ранее община интересовалась возможностью проведения в здании церкви, где многие годы «квартировал» противотуберкулезный диспансер, богослужений и регулярного нахождения внутри людей, в случае, если это здание будет передано общине. Ответ шокировал: «Нельзя».
Действующие санитарные нормы содержат прямой запрет на перепрофилирование зданий противотуберкулезных диспансеров. Так, в соответствии с п. 10.8.4 Санитарных норм и правил 2.1.3.2630-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 58: «В целях профилактики распространения туберкулеза с учетом высокой устойчивости и длительности сохранения возбудителя во внешней среде перепрофилирование медицинских организаций для лечения больных туберкулезом запрещается.
…И никакими косметическими, а равно и капитальными ремонтами здесь не обойтись. Речь идет о том, что в здании людям вообще запрещено находиться, и, выходит, есть только один вариант — полностью сносить имеющееся, возводя на нем новое. Понятно, что у скромной общины старообрядцев таких средств нет и даже «всем миром» найти их будет практически невозможно.
При этом упрекать ученых и медиков в пристрастности оснований нет. Они являются лицами незаинтересованными и строго стоят на страже здоровья населения. Тем временем переговорный процесс на уровне документов между общиной РПСЦ и Правительством Свердловской области вялотекуще продолжался. Чиновники к своей чести и, думается, ради немаловажной выгоды искали варианты передачи, в результате чего родился, например, такой: построенную несколько лет назад ЗАО «Чусовское озеро» Никольскую часовню, как и предполагалось, передать общине староверов-поморцев, а белокриницким отдать территорию вокруг действующей церкви, где сейчас разбито тепличное хозяйство Верх-Исетского завода. Расклад такой: здание противотуберкулезного диспансера передается застройщику в лице генерального директора упомянутого акционерного общества Владимира Верпатова, взамен чего на территории вокруг храма во имя Рожества Христова тот строит и тут же передает старообрядцам в собственность пока весьма условный комплекс зданий архиерейского подворья.
Ситуация фантастическая: в расчет не идет реальная стоимость бывшей Свято-Троицкой церкви в центре Екатеринбурга, которая первоначально, перед выставлением на торги, оценивалась в сумму свыше 330 миллионов рублей. А вот цифры средств, которые, предположительно, могут быть заложены в смету строительства упомянутого комплекса зданий у ныне действующей церкви староверов, в качестве альтернативы «историческому» зданию в живописном центре Екатеринбурга, и фигурируют в диалогах между старообрядческой общиной, Правительством области и застройщиком, совсем иные, заниженные в несколько раз. Да и в деньгах ли дело?
Чиновники на уровне документов лишь «руками» разводят: дескать, староверы сами отказываются забирать здание. Однако умалчивается об очевидном тупике: зачем верующим его принимать в собственность, если молиться в нем будет нельзя, а сделать в дальнейшем предметом торга или, того хуже, продать — значит, навлечь на себя осуждение общественности?
При этом, получив его в собственность, старообрядцы автоматически вынуждены будут тратиться на охрану усадьбы. Но это еще полбеды – главная статья затрат будет заключаться в том, чтобы содержать здание по закону, то есть, по сути, реставрировать и ремонтировать памятник культурного значения Свердловской области, не получая взамен никакой «духовной» отдачи, ведь находиться внутри с любой, в том числе, с богослужебной целью, как уже было отмечено, категорически нельзя.
Выходит, вариант лишь один: на данной стадии, пока медики диспансера переезжают и здание пустеет, настаивать на компенсации, чтобы использовать ее в дальнейшем в своих интересах и покупать землю под строительство, или же требовать землю в Екатеринбурге, чтобы возводить на ней в дальнейшем храм. Собственно, именно это и было в свое время главным аргументом у РПСЦ в диалоге сначала с губернатором Эдуардом Росселем, а позже и с действующим главой региона Евгением Куйвашевым: молитвенных площадей верующим не хватает и еще один храм в городе нужен позарез. Тем более, старообрядчество активно развивается и необходимость создания второй общины, объективно говоря, назрела давно.
На фоне того, какие средства и силы тратятся на новые корпуса и территорию противотуберкулезного диспансера, урегулировать вопросы со старообрядческой общиной, найти компромиссные варианты Правительство региона могло бы легко и непринужденно. Но искать легких путей чиновники в России не желают, а если и идут навстречу той или иной общественной или религиозной организации, то отнюдь не семимильными шагами.
Тем временем председатель правительства Свердловской области Денис Паслер помпезно осматривает и открывает новый корпус диспансера, где все сияет современными отделочными материалами по всем медицинским требованиям, где установлено суперсовременное оборудование. Вот лишь небольшая цитата из официального пресс-релиза:
Новый комплекс зданий противотуберкулезного диспансера сможет принимать до 500 пациентов в день. Изначальная проектная мощность была до 250 пациентов. В Свердловской области порядка 15-20 тысяч жителей, которые наблюдаются в связи с заболеванием туберкулезом. В период прививок туберкулина весной и осенью количество пациентов детского населения также будет существенно увеличиваться, и новое здание сможет в комфортных современных условиях принять всех жителей региона, нуждающихся в помощи либо консультации.
На строительство первой очереди диспансера на Сибирском тракте, по сути, за чертой Екатеринбурга, ушло немногим более десяти лет — до 2010 года стройка шла активно, затем была заморожена, а возобновлена в 2012 году. При этом первые претензии старообрядцев на свое историческое здание были озвучены летом 2007-го года, во время визита митрополита Московского и всея Руси Корнилия. На встрече с тогдашним губернатором владыка озвучил желание верующих, однако никакого конкретного ответа не получил. При этом старообрядцы решили совершать еженедельные молебны — сначала перед окнами здания, а позже, когда погода стала неподходящей для уличных богослужений, перенесли их в свой действующий храм.
Директор медучреждения в то время в приватных беседах неоднократно подчеркивала, что настроена крайне категорично по отношению к старообрядцам, при этом вела себя так немиролюбиво, словно те требуют чего-то лично от нее. Автору этих строк доводилось лично общаться с этой женщиной, впрочем, отнюдь не по своей воле. Так, однажды, придя к диспансеру, чтобы сфотографировать его, навстречу из своего кабинета на улицу выскочила директор и стала спрашивать, по какому праву ведется съемка, словно фотографировалось не разрушающееся здание больницы, а, по меньшей мере, здание Пентагона.
— Вы даже между собой помириться не можете, а чего-то хотите от нас, — не говорила, а откровенно кричала она тогда, намекая на многочисленные разделения внутри старообрядчества, и почему-то отождествляя себя, по сути, врача и не более того, с чиновниками, с которыми община и устанавливала диалог.
Впрочем, полноценный, хотя и неравнозначный диалог, начался только в 2013 году, в общении с новым главой региона. Евгений Куйвашев отнесся к общине РПСЦ, а также ко встрече с предстоятелем Церкви, со всей ответственностью. И пообещал: после освобождения здания медиками верующие могут принимать его в собственность. В процессе небыстрых переговоров и нудной переписки стало понятно, что затягивает дело не губернатор, а Правительство Свердловской области, которое стало практически играть с общиной в кошки-мышки: то выставляло здание на торги, то снимало его, то сдвигало дату продажи, игнорируя мнение общественности и самих верующих.
Но молитва сильнее чиновных чаяний — замолчать факт продажи, вернее, факт намерения продать здание, не удалось. На сторону верующих встали все: и правозащитники, и краеведы, и журналисты, в том числе, корреспондент одного из норвежских информагентств, подготовивший большой и серьезный материал по теме возвращения исконной собственности религиозным организациям в России.
В октябре 2014 года отец Павел Зырянов получил на ознакомление проект трехстороннего договора, названного «соглашением о намерениях» (между РПСЦ, общиной поморцев и ЗАО «Предприятие «Чусовское озеро»), суть которого ранее уже была озвучена: поскольку забирать здание диспансера общине РПСЦ резона нет, альтернативой может стать постройка архиерейского подворья на прилегающей к действующей церкви территории. Правда, в этом случае не будет воплощена в жизнь главная цель старообрядцев, которая заключалась не столько в получении имущества, сколько в необходимости иметь землю и здание в городе для дальнейшего духовного развития и количественного прироста, тенденции к которому в городе-миллионнике имеются. То есть, в глобальном смысле, для создания еще одной общины.
Поэтому, принимать ли вариант «соглашения о намерениях», предложенный чиновниками – Министром по управлению государственным имуществом Свердловской области Алексеем Пьянковым и заместителем Председателя Правительства региона Яковом Силиным, при посредничестве которых и должно быть заключено это намерение, пока общине старообрядцев не совсем понятно. Примечательно, что результатом такого или аналогичного проекта соглашения может стать реальный документ, от которого будет не только польза для общины старообрядцев белокриницккого согласия, но и для поморцев, которые, хотя никак себя и не проявляют, имеют шансы получить себе в собственность здание Никольской часовни. Думается, это наверняка будет способствовать дружеским отношениям между двумя общинами — поповцев и беспоповцев, тем более, все понимают: у местных поморцев реальной силы и своего веского голоса в Екатеринбурге нет. Но получить здание, на которое они много лет рассчитывали и которое застройщик — все то же «Чусовское озеро» — юридически нашел основания не передавать им, они, конечно, будут рады.
…Тем временем сотрудники противотуберкулезного диспансера активно переезжают из ветхого здания по улице Розы Люксембург, 75, в центре Екатеринбурга, на окраину, в новые корпуса, построенные в переулке Кустовой. Здесь все как в сказке: пятиэтажное здание лечебно-диагностического корпуса, двухэтажный пищеблок, наземный переход, прачечная и дезинфекционное отделение, двухэтажное здание вивария, автогараж на 29 машин, проходные, а также бытовые и хозяйственные помещения.
А на Портале государственных закупок недавно появился заказ на проект второй очереди этого медучреждения, который должен включать еще один стационар на 270 кроватей, патологоанатомический корпус, центральную кислородную станцию, заглубленное здание гражданской обороны и часовню. Правительство региона только за создание проекта готово заплатить 30 миллионов рублей. Известно, что заявки от желающих проектных организаций будут рассматриваться 13 ноября, после чего у победителя будет ровно полгода на создание чертежей. И можно себе представить, в какую сумму обойдется возведение столь масштабного комплекса медицинских зданий! На этом фоне возможная компенсация старообрядцам — пятьдесят? сто миллионов рублей? — выглядит сущим пустяком для бюджета. Что же решат чиновники?
Старообрядцы между тем не теряют надежд на возможные для себя перспективы в столице Среднего Урала и молятся о благополучном исходе дела, но, впрочем, готовы и к самому худшему. Потому что к сюрпризам властей не привыкать. Между тем судьба освобождаемого здания по улице Розы Люксембург, 75 остается неясной. Скорее всего, застройщик все же получит его в собственность, снесет и добьется своего — поставит на месте старинной старообрядческой церкви высотку, подобную тем, которые и сейчас окружают здание, ставшее предметом длительного — более года! — обсуждения православных старообрядцев и властей Среднего Урала.
Интересно? А здание на Пушкина, 28, тоже сносить будут? …и Чапаева, 9, туда же! Квартиру, где я проживаю и соседей моих, всех сжечь надо!
И на Химмаше (Славянская, 51) диспансер снести, ведь я лежал там.
Прям ЭБОЛА какая то!!!