13 мая — 15 мая (30 апреля-3 мая ст.ст.) 2022 года в богоспасаемом граде Москва, в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси, состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви.
Повестка Освященного Собора 2022 года
1. Об итогах зимнего и весеннего Архиерейских Соборов;
2. Канонизация святых Древлеправославной Церкви;
3. О работе Отдела информации и правового обеспечения;
4. Двусторонние богословские диалоги Русской Древлеправославной
Церкви, миссионерская и просветительская деятельность;
5. Доклады с мест.
1) Святейший Патриарх Александр приветствовал участников Собора, поблагодарив их за то, что, не считаясь с имеющимися у многих из них материальными сложностями, приходскими заботами, слабым здоровьем, они откликнулись на его приглашение и прибыли на Освященный Собор, дабы разделить радость братского общения, разрешить важные для Церкви вопросы и соединиться у единой Чаши Господней.
А те священнослужители, которые без уважительной причины не прибыли на Собор, проигнорировав законную волю и призыв Предстоятеля Церкви, должны вспомнить притчу Господню о званных на брак. Все званные, отказавшиеся прийти на брак по причине земных, суетных попечений, были строго наказаны за свое пренебрежение. Таким образом, и те священнослужители, которые намеренно уклоняются от участия в работе церковных Соборов, пусть не ждут от Бога помощи в своих мирских стремлениях, ради которых игнорируют отеческий призыв Архипастыря, братское общение и соборный труд на ниве церковного строительства.
Затем Святейшей Владыка рассказал участникам Освященного Собора о ходе работы и решениях Архиерейских Соборов, состоявшихся в декабре 2021 года и в марте 2022 года.
Освященный Собор одобрил все решения минувших Архиерейских Соборов и поблагодарил участников за труды.
2) Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви на основании материалов, представленных комиссией по канонизации, торжественно определил благословить общецерковное почитание следующих угодников Божьих, благочестивыми трудами и духовными подвигами своими укрепивших, распространивших и прославивших истинную веру Христову:
1. Св. священномученика Макария, Митрополита Киевскаго (+1497г.). День памяти 1 (14) мая;
2. Святителя Михаила, перваго Митрополита Киевскаго (+ок.992г.). День памяти 15 (28) июня;
3. Святителя Симона, Епископа Владимиро-Суждальскаго (+1226г.). День памяти 22 мая (4 июня н.с.);
4. Святителя Антония, Епископа Вологодскаго и Великопермскаго (+1558г.). День памяти 26 октября (8 ноября н.с.);
5. Св. благовернаго князя-мученика Романа Рязанскаго (+1270г.). День памяти 19 июля (1 августа н.с.);
6. Св. страстотерпца Георгия Угрина (+1015г.). День памяти 24 июля (6 августа н.с.);
7. Св. благовернаго князя Глеба Владимирскаго (Боголюбскаго), во святом крещении нареченнаго Георгием (+1175 г.). День памяти 20 июня (3 июля н.с.);
8. Св. преподобнаго отца нашего Саватия Тверскаго (+15 век). День памяти 24 апреля (7 мая н.с.);
9. Св. преподобнаго отца нашего Евфросина Тверскаго, ученика прп. Саватия Тверскаго (+15 век). День памяти 24 апреля (7 мая н.с.);
10. Св. преподобнаго отца нашего Инокентия Комельскаго, Вологодскаго Чудотворца (+1521г.). День памяти 19 марта (1 апреля н.с.);
11. Св. преподобнаго отца нашего Иоакима Опочскаго (+ сер. 16 века). День памяти 9 (22) сентября;
12. Св. праведнаго Иоанна Яренгскаго, Чудотворца (+ сер. 16 века). День памяти 3 (16) июля;
13. Св. праведнаго Логгина Яренгскаго, Чудотворца (+ сер. 16 века). День памяти 3 (16) июля;
14. Св. преподобнаго отца нашего Геннадия Важеозерскаго (+1557г.). День памяти 9 (21) января;
15. Св. преподобнаго отца нашего Никифора Важеозерскаго (+1557г.). День памяти 9 (21) января;
16. Св. преподобнаго отца нашего Сергия Шухтовскаго (+1609г.). День памяти 19 мая (1 июня н.с.);
17. Св. преподобнаго отца нашего Елеазара Анзерскаго (+1656г.). День памяти 13 (26)января.
Освященный Собор определил составить новопрославленным угодникам Божиим церковные службы и жития, писать их святые иконы.
Собор призывает всех древлеправославных христиан возблагодарить Бога, о ныне прославленных Его святых, наших скорых помощниках и теплых заступниках, и молебниках ко Спасу о душах наших.
3) С отчетом о деятельности Отдела информации и правового обеспечения перед Собором выступил его руководитель иерей Виктор Кузнецов.
В своем докладе о. Виктор проинформировал Собор о существующей на данный момент ситуации с рядом объектов церковной недвижимости, о процессе реставрации памятников исторического и культурного наследия, переданных Церкви государством.
Далее о. Виктор ответил на вопросы участников Собора и разъяснил им ряд существенных изменений в Законодательстве Российской Федерации, по причине которых потребовалось внести изменения в типовой устав древлеправославных приходов.
Также иерей Виктор обратился к Собору с прошением отменить его полномочия официального представителя Церкви по взаимодействию с межстарообрядческой контактной группой.
Предыстория этого вопроса такова. Архиерейский Собор 2015 года благословил о. Виктора Кузнецова, в то время еще диакона, участвовать в деятельности межстарообрядческой контактной рабочей группы, созданной для поиска возможности выработки совместной позиции нашей Церкви и старообрядческих согласий в вопросе взаимодействия с государством и светским обществом. А Освященный Собор 2016 года постановил делегировать Святейшему Патриарху Александру право от лица Русской Древлеправославной Церкви определять задачи и формы взаимодействия в контактной рабочей группе по межстарообрядческому сотрудничеству. При этом о. Виктор Кузнецов продолжил работу в контактной рабочей группе по межстарообрядческому сотрудничеству в качестве представителя Святейшего Патриарха.
В октябре 2020 года по решению Святейшего Патриарха Александра участие Церкви в деятельности межстарообрядческих структур было приостановлено по причине постоянного игнорирования другими участниками мнения и интересов Древлеправославной Церкви, а также уже вполне оформившейся тенденции к искусственному объединению согласий.
Собор 2021 года утвердил это решение Святейшего Патриарха и благословил начать процедуру выхода из всех межстарообрядческих структур.
Как стало известно, за минувший год без нашего участия межстарообрядческая контактная группа никакой деятельности не вела, показав этим свою полную нежизнеспособность, соответственно, теперь уже утратился смысл не только непосредственного участия в ее работе, но и любого взаимодействия с данной структурой.
Исходя из этого, Собор удовлетворил прошение иерея Виктора Кузнецова и отменил его полномочия официального представителя Церкви и Святейшего Патриарха по взаимодействию с межстарообрядческой контактной группой.
Также Собор отменил и соборно делегированные полномочия Святейшего Патриарха Александра от лица Русской Древлеправославной Церкви — определять задачи и формы взаимодействия с межстарообрядческой контактной группой.
4) Далее перед Собором выступили сотрудники Миссионерского отдела Церкви с докладами о своей деятельности за прошедший период.
Так, иерей Михаил Степанов сообщил о ситуации с древлеправославной миссией в Юго-Восточной Азии, которая, к сожалению, испытывает трудности по причине продолжающих действовать в том регионе ограничений, связанных с пандемией.
Протоиерей Андрей Марченко сообщил участникам Собора о ряде переговоров с клириками других конфессий, желающими присоединиться к Церкви, как вместе с возглавляемыми ими религиозными общинами, так и в индивидуальном порядке.
По результатам обсуждения докладов сотрудников Миссионерского отдела, Собор утвердил процедуры присоединения к Церкви каждого из подавших свои прошения клириков. Так, клирики, информация о личном крещении которых вызвала непреодолимые сомнения в его правильности, будут приняты через полное крещение с последующим возведением на все необходимые иерархические степени, если священноначалие сочтет их достойными быть священнослужителями Древлеправославной Церкви.
Затем протоиерей Андрей Марченко проинформировал Собор о богословском диалоге со старостильными христианами Греции. В частности, он сообщил, что с момента приостановки диалога несколькими годами ранее, Синод ИПЦ Греции пополнился целым рядом новых архиереев и священников, не участвовавших в переговорах с нами и совершенно незнакомых с вопросом раскола Русской Церкви в 17 веке. По этой причине переговорный процесс продвигается медленно, греческой сторонне требуется более продолжительное время для изучения и осмысления предоставляемых нами материалов, исторического, богословского и канонического характера.
Между тем, Богословско-каноническая комиссия, по благословению минувшего Архиерейского Собора, подготовила богословский анализ первой части «Православного исповедание веры соборной и апостольской Церкви Восточной», утвержденной восточными Патриархами в 1643 году. В своей работе комиссия использует греческий текст Омологии, изданный в 1667 году, церковно-славянский перевод 1685 года, изданный Патриаршей типографией в 1712 году, также текст на русском языке Синодального издания 1838 года. В качестве справочного материала привлечен немецкий перевод Омологии, изданный Леонардом Фришем в 1727 году.
Данный анализ показал, что использовать текст Омологии 1643 года в качестве официального исповедания веры Древлеправославной Церкви, ограничившись лишь формальным его подписанием, не представляется возможным. Омология содержит ряд богословских неточностей и спорных утверждений. Тем не менее, документ сам по себе, несомненно, является важным и, по суждению Богословско-канонической комиссии, Омология 1643 года вполне может составить основу для подготовки официального Исповедания веры Древлеправославной Церкви, как это предполагалось изначально.
Собор поблагодарил сотрудников Богословско-канонической комиссии за проделанную работу и благословил продолжить изучение Омологии и составление к ней перечня критических замечаний.
Данная работа важна не только в контексте диалога Русской Древлеправославной Церкви со старостильными христианами Греции, но и для выработки более полной, взвешенной позиции относительно богословия новообрядческой церкви, поскольку Омология 1643 года была официально объявлена новообрядцами книгой богодухновенной, ее соборно рассмотрели и утвердили «чисту сущу от всякаго примеса и плевела чуждаго».
5) В рамках последнего вопроса повестки дня, священнослужители рассказали о положении дел в своих приходах и обменялись мнениями по различным вопросам пастырской деятельности.
Также Собор утвердил новый состав Богослужебной комиссии: Митрополит Сибирский Сергий, Митрополит Нижневолжский Савин, протоиерей Андрей Марченко, протоиерей Михаил Макеев, протоиерей Анатолий Кречетов, протоиерей Доримент Антонов, протоиерей Александр Филиппских, протоиерей Владимир Алехин, священноинок Стефан Додунов, иерей Михаил Степанов, иерей Виктор Кузнецов, протодиакон Михаил Комаров.
Источник: raoc.site
Комментариев пока нет