24–26 декабря (11–13 ст. ст.) 2021 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси, состоялся Архиерейский Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме преосвященных владык, приняли участие отцы благочинные, сотрудники отделов и комиссий Церкви.
Повестка Архиерейского Собора 2021 года
1. Богословский диалог со старостильными христианами ИПЦ Греции;
2. канонизация святых Древлеправославной Церкви;
3. рассмотрение различных церковно-канонических вопросов, вопросов богослужебной и пастырской практики;
4. отчеты церковных отделов и комиссий, доклады благочинных.
Открывая работу Собора, с приветственным словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Александр. В своем выступлении Владыка, в частности, отметил: «Мы часто обижаемся на людей, на Бога за искушения, напасти и болезни, но на самом деле в этих треволнениях крепнет наша вера и братство, и любовь. И войны, и гонения, а сейчас и эта болезнь сплачивают людей. Вроде бы мы боимся, но совместные страдания делают все равно нас ближе друг к другу. И Бог Свое Посещение прелагает на лучшее… Нужно всегда стараться находить золотую середину. Нужно подходить ко всему с осторожностью, с опаской и к духовному, и к плотскому, и не поступать с безрассудным бесстрашием. А для этого нужно всегда быть с молитвой в сердце и памятовать о том, что мы здесь в „командировке“. Будет после нас жизнь или нет, только Богу известно, но пока мы живы, должны трудиться на пользу Церкви и роду человеческому. И дай Бог, чтобы наша дружба только укреплялась, и любовь только преумножалась».
Постановления Архиерейского Собора
Вопрос 1-й.
Миссионерский отдел представил на обсуждение Собора ответ Синода Истинно-Православной Церкви Греции на послание нашего Архиерейского Собора 2020 года, содержавшего призыв к возобновлению прервавшихся контактов и богословского диалога между нашими христианами:
«Во время сегодняшнего заседания Священного Синода мы еще раз внимательно рассмотрели ваше послание и по общему решению отправляем вам этот ответ.
Наш Господь Исус Христос учит нас «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мат.18:20).
И мы, подчиняясь этому божественному повелению, стремимся объединиться, во имя Господа и Спасителя нашего Христа, соблюдая откровение Господа Богочеловека, записанное святыми Евангелистами, сохраняя то, чему учили Святые Апостолы, что воплощали просвещенные Отцы Вселенских Соборов и до них Отцы Церкви, что посредством борьбы и жертв духовенство и народ сохранили, как священное и спасительное наследие.
По этой причине, в принципе, мы принимаем ваше предложение о диалоге между вами и нами, чтобы удостовериться и заверить друг друга, что обе стороны придерживаются и сохраняют во всей точности и полноте Православную веру и отеческое исповедание, как веками сохраняла Восточная Православная Церковь.
С этой целью мы назначили комиссию под руководством Достопочтенного господина Герасима, Епископа Аргоса, в которой также будет участвовать Почтенный Пресвитер русского происхождения, о. Димитрий Дубовитский, для облегчения общения и понимания.
В то же время, согласно церковному порядку, мы предлагаем вам также назначить комиссию под председательством епископа, и в первую очередь исследовать основные вопросы веры, а затем рассмотреть вопросы экклесиологии и предания, а также любые другие вопросы, которые будут затронуты с обеих сторон в ходе текущего диалога.
Если вы согласны с этим, то мы хотели бы, чтобы вы имели в виду, что, во-первых, диалог начнется, как только это позволят условия передвижения и общения, а во-вторых, окончательные предложения комиссий по диалогу будут рассмотрены не только Архиереями Священного Синода Истинной Православной Церкви Греции, но также всеми Достопочтенными Архиереями поместных Святых Церквей Истинной Православной Церкви.
В ожидании братского ответа с большой любовью о Господе и молитвой Священный Синод Истинной Православной Церкви Греции».
После всестороннего обсуждения послания Синода ИПЦ Греции, формата и перспектив возобновляемого диалога, Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви постановил:
1) Создать богословско-каноническую комиссию в составе: Преосвященный Митрополит Сибирский Сергий (председатель), протоиерей Андрей Марченко, иерей Михаил Степанов, иерей Леонид Пляц, иерей Виктор Кузнецов.
2) Для непосредственного ведения переговоров с представителями ИПЦ Греции из числа членов богословско-канонической комиссии сформировать контактную группу в следующем составе: Митрополит Сибирский Сергий (председатель), протоиерей Андрей Марченко.
3) Обратиться к Синоду ИПЦ Греции с ответным посланием, в котором изложить свое видение различных аспектов возобновляемого диалога, его уровней, теоретического и практического. В частности, предложить в качестве базового документа для обсуждения вопросов вероучения «Православное исповедание веры соборной и апостольской Церкви Восточной», составленное Киевской Митрополией в 1640 году, отредактированное Ясским Собором 1643 года и затем утвержденное в качестве официальной Омологии Патриархами Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей.
Вопрос 2-й.
Комиссией по канонизации к Соборному рассмотрению был предложен агиографический материал, касающийся духовных светильников Святой Руси, в великих подвигах и в истинном благочестии подвизавшихся в Киево-Печерском Успенском монастыре со дня основания пещерной обители и до самых горестных времен оскудения Веры и реформаторских новин середины 17 века.
Председатель комиссии Преосвященный Дионисий, епископ Уренский во вступительном слове к докладу комиссии, обратил внимание участников Собора на то, что, несмотря на многовековое общенародное почитание многочисленного сонма великих преподобных отцов печерских, Церковь до сего времени соборно прославила лишь нескольких из них. Впрочем, Киевская Митрополия незадолго до раскола в 1643 году благословила к почитанию более тридцати печерских преподобных, однако прославлены они были лишь как местночтимые. Соборного же общецерковного прославления в Русской Церкви сих Божиих угодников не было до сего дня, что требует непременного исправления.
У комиссии по канонизации был следующий критерий для внесения «имен» в Соборный список Киево-Печерских отцов: принятие Ангельского образа, ныне прославляемого преподобного отца, именно в Киево-Печерской обители, явленные и при жизни, и по его преставлении выдающиеся духовные подвиги и чудотворения, которые остались в памяти потомков, и конечное отшествие ко Господу в стенах Киево-Печерского монастыря, либо последующее перенесение святых мощей Печерского постриженика в Ближние или в Дальние пещеры монастыря, по особому, Богом устроенному случаю.
После вступительного слова Преосвященного Владыки Дионисия, сотрудник комиссии протоиерей Андрей Марченко зачитал Собору соответствующий доклад.
Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви, на основании материалов, представленных комиссией по канонизации и в связи 970-летием основания Киевского Свято-Успенского монастыря, торжественно определил, благословить общецерковное почитание как уже от древности местночтимых святых Киево-Печерских, так и ныне соборно новопрославляемых преподобных подвижников благочестия, нетленно мощами своими почивающих в пещерах Киевской Свято-Успенской обители, а именно:
1. Святитель Амфилохий, епископ Владимирский и Волынский (1122);
2. Святитель Ефрем, митрополит Переяславский (1098);
3. Святитель Лаврентий затворник, епископ Туровский (1194);
4. Святитель Нифонт Печерский, епископ Новгородский (1156);
5. Святитель Сильвестр летописец, епископ Переяславский (после 1118);
6. Святитель Симон, епископ Ростовский и Суждальский (1226);
7. Священномученик Кукша презвитер, просветитель вятичей (после 1114);
8. Священномученик Лукиан презвитер (1243);
9. Преподобномученик Василий (1098);
10. Преподобномученик Григорий Чудотворец (1093);
11. Преподобномученик Евстратий Постник (1097);
12. Преподобномученик Феодор (1098);
13. Преподобный Авраамий затворник (XI);
14. Преподобный Авраамий Трудолюбивый (XIII);
15. Преподобный Агапит, врач безмездный (XI);
16. Преподобный Агафон Чудотворец (XIII);
17. Преподобный Акиндин архимандрит Печерский (после 1231);
18. Преподобный Алексий затворник (XIII);
19. Преподобный Алимпий иконописец (1065-1114);
20. Преподобный Аммон Трудолюбивый, затворник (XIII);
21. Преподобный Анастасий диакон (XII);
22. Преподобный Анатолий затворник (XII);
23. Преподобный Анатолий затворник, другой (XIII);
24. Преподобный Арефа затворник (XII);
25. Преподобный Арсений Трудолюбивый (XIV);
26. Преподобный Афанасий затворник (1176);
27. Преподобный Афанасий затворник, другой (XIII);
28. Преподобный Ахила диакон (XIV);
29. Преподобный Варлаам игумен Печерский (1065);
30. Преподобный Вениамин (XIV);
31. Преподобный Геронтий канонарх (XIV);
32. Преподобный Григорий иконописец (XII);
33. Преподобный Григорий затворник и чудотворец (XIII-XIV);
34. Преподобный Дамиан презвитер и целебник (1071);
35. Преподобный Даниил Благословенный (XIV-XV );
36. Преподобный Дионисий презвитер, затворник (XV);
37. Преподобный Евлогий (XIII);
38. Преподобный Евстафий Златарь (XII-XIII);
39. Преподобный Евфимий схимник (XIV);
40. Преподобный Елладий затворник (XII-XIII);
41. Преподобный Еразм (1160);
42. Преподобный Ефрем презвитер (XII);
43. Преподобный Захария Постник (XIII-XIV);
44. Преподобный Зинон Постник (XIV);
45. Преподобный Игнатий архимандрит Печерский (1435);
46. Преподобный Иеремия Прозорливый (1070);
47. Преподобный Иларион схимник (XI);
48. Преподобный Илия Муромский (1188);
49. Преподобный Иоанн Богоугодный (XI-XII);
50. Преподобный Иоанн Многострадальный, пещерник (1160);
51. Преподобный Иоанн Постник (XIII);
52. Преподобный Иосиф Многоболезненный (XIV);
53. Преподобный Исаакий затворник (1090);
54. Преподобный Исаия Трудолюбивый, чудотворец (1115);
55. Преподобный Ипатий целебник (XIV);
56. Преподобный Исидор затворник (после XIII);
57. Преподобный Кассиан затворник (XIII-XIV);
58. Преподобный Лаврентий затворник (XIII-XIV);
59. Преподобный Леонтий канонарх (XIV);
60. Преподобный Логгин вратарь Печерский (XIII-XIV);
61. Преподобный Лука презвитер и иконом Печерский (XIII);
62. Преподобный Макарий диакон (XIII-XIV);
63. Преподобный Макарий Постник (XII);
64. Преподобный Мардарий затворник (XIII);
65. Преподобный Марк пещерник-гробокопатель (XI-XII);
66. Преподобный Мартирий диакон (XIII-XIV);
67. Преподобный Мартирий затворник (XIII-XIV);
68. Преподобный Матфей Прозорливый (1085);
69. Преподобный Меркурий постник (XIV);
70. Преподобный Моисей Угрин (1043);
71. Преподобный Моисей Чудотворец (XIII-XIV);
72. Преподобный Нектарий схимник, послушливый (XII);
73. Преподобный Нестор летописец (1114);
74. Преподобный Нестор Некнижный (XIV);
75. Преподобный Никодим просфирник (XII);
76. Преподобный Никола Святоша (1143);
77. Преподобный Никон великий, игумен Печерский (1088);
78. Преподобный Никон Сухой (XII);
79. Преподобный Онисим затворник (XII-XIII);
80. Преподобный Онисифор презвитер, прозорливый (1148);
81. Преподобный Онуфрий Молчаливый (XII-XIII);
82. Преподобный Павел Послушливый (XIII-XIV);
83. Преподобный Паисий (XIV);
84. Преподобный Памва презвитер, затворник (XIII);
85. Преподобный Панкратий презвитер (XIII);
86. Преподобный Пафнутий затворник (XIII);
87. Преподобный Пимен Многоболезненный (1110);
88. Преподобный Пимен постник (1114);
89. Преподобный Пимен игумен Печерский, постник (XII);
90. Преподобный Пиор затворник (XIII);
91. Преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (1182);
92. Преподобный Прохор Лебедник (1107);
93. Преподобный Руф затворник (XIV);
94. Преподобный Сава Богоугодник, чудотворец (XIII);
95. Преподобный Сергий Послушливый (XIII);
96. Преподобный Сильвестр Покорный, чудотворец (XII);
97. Преподобный Силуан схимник (XIII-XIV);
98. Преподобный Сисой Постник, затворник (XIII);
99. Преподобный Сисой схимник (XIII);
100. Преподобный Софроний затворник (XIII);
101. Преподобный Спиридон просфирник (XII);
102. Преподобный Тит презвитер (1190);
103. Преподобный Тит воин (XIV);
104. Преподобный Феодор, бывший князь Острожский (XIV-XV);
105. Преподобный Феодор Молчальник (XIII);
106. Преподобный Феофан Постник (XII);
107. Преподобный Феофил Чудотворец (XII-XII);
108. Преподобный Феофил Плачливый (XI-XII);
109. Преподобныя двунадесять строителей Печерских, иже родом бе грекове (XI);
110. Преподобныя отцы Печерския, точащия миро из глав своих, их же имена суть Бог Един сведыи.
Также Архиерейский Собор постановил следующее:
1) Утвердить единый день для общего почитания всех преподобных отец Киево-Печерских. Полиелеосную службу на память всем святым печерским, киевским, российским чудотворцам творить в ближайший воскресный день после 14 (27) августа — дня перенесения мощей святого основателя и игумена Киево-Печерской обители преподобного Феодосия. В случае, когда память прп. Фодосия будет прилучаться в пятницу или в субботу, а на ближайшее воскресение будет соответственно выпадать Праздник перенесения Образа Христова, иже есть Убрус, от Едессы в Царьград или Праздник Успения Пресвятыя Богородицы, службу печерским преподобным совершать через воскресение, вместе с отданием Празднику — 23 августа/5 сентября или с Попразднеством — 22 августа/4 сентября.
2) Благословить церковно-богослужебное использование «Канона молебнаго ко всем святым печерским, киевским, российским чудотворцем», составленного достопочтенным Мелетием Сиригом, протосинкеллом Константинопольской Патриархии, по случаю местного прославления Киевской Митрополией группы Печерских преподобных отец в 1643 году.
3) Благословить составление житий новопрославленных угодников Божиих, написание их святые икон.
Все, ныне Соборно прославляемые преподобные Киево-Печерские отцы, еще при своей жизни, ярко сияли как истинные светочи Православной Веры, а по своей блаженной кончине, их телеса, наполненные Святым Духом, стали нетленно почивать в Ближних и в Дальних пещерах Успенской обители чудесно подавая здравие и многие милости к обращающимся к ним за молитвенной помощью многочисленным паломникам. Поэтому Собор призывает всех древлеправославных христиан возрадоваться духом и возблагодарить Бога за то, что даровал Он нам столь великий сонм духовных заступников и усердных молитвенников о душах наших.
Вопрос 3-й.
Далее Собор перешел к рассмотрению различных церковно-канонических вопросов. После соборного обсуждения по каждому из них были даны необходимые разъяснения.
Также Собор постановил учредить на территории Богоспасаемой Сибирской Митрополии Иркутское благочиние в границах Иркутской области. Благочинным Иркутского благочиния определено быть иерею Алексию Калинину.
В рамках 4-го вопроса Повестки дня Собор заслушал информационные отчеты церковных отделов и комиссий и поблагодарил их за важную и полезную для Церкви работу.
Град Москва Лета 7530-го декабря месяца 12-го дня,
Неделя святых Праотец
В следующем году «канонизируют» святителя Николу. Его же тоже официально не прославляли)). Ну и многих других святых)).