В субботу мясопустную совершается заупокойное богослужение вселенской родительской субботы. В этот день христиане поминают всех усопших от сотворения мира и до наших дней. Однако прежде всего люди молятся об усопших родственниках, друзьях, духовных отцах и пастырях. О том, как и о чём надо молиться в этот день, размышляет в своей проповеди о. Иоанн Курбацкий.
Почти полгода в музее преп. Андрея Рублева продолжается лекторий, посвященный вопросам искусства и культуры старообрядчества. На страницах сайта «Русская вера» мы регулярно даем анонсы этих лекций и сообщаем о некоторых из них более подробно. Сегодня наш постоянный автор Татьяна Игнатова рассказывает о лекции Елены Яковлевны Зотовой, посвященной истории и художественному значению старообрядческого иконного литья.
Как уже сообщал наш сайт, в конце января состоялась встреча бывшей послушницы Агафьи Лыковой Надежды Усик с прихожанами старообрядческого храма Николы чудотворца у Тверской заставы в Москве. Надежда рассказала о своем духовном пути, о том, как она пришла к Старой вере и как жизнь в тайге повлияла на ее судьбу. Мы продолжаем публикацию этого захватывающего повествования.
Раньше в городе Людиново Калужской области не было храма. Есть сведения, что до революции сюда был направлен старообрядческий священник, оставивший неокружический раздор, чтобы налаживать молитвенную жизнь. Теперь в Людиново проживает много старообрядцев, людей крещеных, либо имеющих родственников старообрядцев, а потому встал вопрос о строительстве церкви.
На днях магистр истории Игорь Платонов провел беседу с Председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии отцом Алексием Жилко. Тема беседы — 25-летие служения духовным наставником в 1-ой Даугавпилсской Новостроенской общине и 50-летие служения в Церкви Христовой в качестве причетника.
В последние годы тема репрессий против религии в СССР претерпевает определенные метаморфозы. Появляются статьи, реабилитирующие отдельных гонителей и богоборцев, высказывается мнение, что период правления И.В. Сталина был весьма плодотворным для православия в России. Появляются даже комментарии, в которых репрессированных называют «случайными жертвами», «незначительными брызгами великой стройки», «щепками исторического прогресса Империи».
Серый, блеклый, хранящий тяжелый отпечаток времени иконостас в старообрядческом храме села Пристань Артинского района Свердловской области недавно изменился до неузнаваемости и теперь иначе, как «золотой», его и не опишешь. И потому гости Свято-Троицкого храма в последнее время не перестают удивляться тому, насколько изменились внешний вид и внутреннее убранство здешнего дома Божия.
На традиционное зимнее торжество в поселок Шамары нынче собрались гости не только из приходов Свердловской области, но и из соседней Перми. По незыблемой уже традиции, в конце января здесь чтут и поминают молитвой святых преподобномученников Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев — 31 января по новому стилю, как следует из их «Жития», верующие вспоминают их мученическую кончину.
После Октябрьской революции уникальная старообрядческая общинная культура, построенная на разветвленных связях по всей стране и за ее границами, гарантировавшая выживание во время гонений в царской России и формировавшая яркие и сильные характеры, в новых условиях тотальной индустриализации страны, «находящейся во враждебном окружении», стала основным фактором риска для старообрядцев.
Агафья Лыкова давно стала символом русского человека в экстремальных условиях, наедине с суровой природой. В воскресенье, 26 января, состоялась встреча бывшей послушницы Агафьи Лыковой Надежды Усик с прихожанами старообрядческого храма Николы чудотворца у Тверской заставы в Москве. Надежда рассказала о своем духовном пути, о том, как она пришла к Старой вере и как жизнь в тайге повлияла на ее судьбу.