Старообрядчество
Материалы по старообрядчеству.
Чудо Архангела Михаила в Хонех
19 сентября (6 сентября ст. ст.) — день памяти о чудодейственном явлении св. Архангела Михаила, бывшего в Коласаех. Событие имело место в IV веке. Язычники решили разрушить храм в честь Архангела Михаила и направили в его сторону сильный поток двух рек, но в самый решающий момент Архангел явился видимым образом и открыл в горе широкую расселину, куда и устремился весь бурлящий водный поток. Храм остался неповрежденным. Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что означает «отверстие», «расселина». В народе этот праздник получил название Михайлова дня или Михайлова чуда.
Неправильные выводы о том, что делали староверы в 1917
В книге «Грани русского раскола» и других работах историк, главный научный сотрудник РАНХиГС А.В. Пыжиков утверждает, что старообрядцы были едва ли не главными организаторами революций 1917 года. Опровержение этого мифа еще предстоит сделать как старообрядческим авторам, так и принципиальным светским ученым. Сегодня по поводу этой книги высказывается благочинный РПсЦ Пермского края протоиерей Валерий Шабашов.
Две старообрядческие выставки в Москве — очередной экскурс в отечественную историю
В Москве были открыты две старообрядческие выставки: «Сила духа и верность традиции» и «Духовный мир старообрядцев села Коломенского», на которых были представлены иконы, синодики, рукописные книги, походный храм и многое другое. На выставке «Духовный мир старообрядцев села Коломенского» посетители смогли увидеть предметы из знаменитой Овражной моленной.
Тайнозритель с берегов Енисея: эсхатологические рукописи Афанасия Мурачева
Личность и творческое наследие Афанасия Герасимовича Мурачева (1916–2008) уже более четверти века привлекают к себе пристальное внимание археографов, палеографов и историков. Афанасий Герасимович явил нам, казалось бы, давно ушедший тип средневекового книжника — человека, объединившего в себе писателя-сочинителя, каллиграфа-переписчика и мастера-переплетчика.
В. Басенков. В память об единоверческом епископе Симоне (Шлееве)
Вечером 18 августа 1921 года, накануне праздника Преображения Господня, трагически оборвалась жизнь первого единоверческого епископа — Симона (Шлеева). Владыка, выросший в старообрядческой семье, всю свою жизнь посвятил служению Христу, врачеванию глубокой раны русского раскола XVII века и отстаиванию прав канонической части Русской Церкви, именуемой Единоверием. Символично, что мученический венец владыка принял на Уфимской кафедре, за короткое время пребывания став добрым пастырем для всех православных христиан вверенной ему епархии.
И. А. Мельников. Старообрядческое иночество Новгородской губернии в XVII–XX веках
Новгородская земля, известная своими древними монастырями, не оскудела подвижниками благочестия и после церковного раскола. К величайшему сожалению, традиция иноческого спасительного жития угасла в Новгородской области уже в предвоенные годы, став достоянием истории. Однако память о той заметной роли, которую монашествующие играли в безпоповских общинах, до сих пор сохраняется в старообрядчестве, и особенно в Древлеправославной Поморской Церкви.
Первый Спас
14 августа (1 августа – по старому стилю) в православной Церкви сразу несколько праздников: память семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя Елиазара; происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня; крещение Руси князем Владимиром 1 августа 988 года. В этот день совершается освящение воды. О том, как это происходит у староверов-безпоповцев, читайте в нашей статье.