В Москве были открыты две старообрядческие выставки: «Сила духа и верность традиции» и «Духовный мир старообрядцев села Коломенского», на которых были представлены иконы, синодики, рукописные книги, походный храм и многое другое. На выставке «Духовный мир старообрядцев села Коломенского» посетители смогли увидеть предметы из знаменитой Овражной моленной.
Личность и творческое наследие Афанасия Герасимовича Мурачева (1916–2008) уже более четверти века привлекают к себе пристальное внимание археографов, палеографов и историков. Афанасий Герасимович явил нам, казалось бы, давно ушедший тип средневекового книжника — человека, объединившего в себе писателя-сочинителя, каллиграфа-переписчика и мастера-переплетчика.
Вечером 18 августа 1921 года, накануне праздника Преображения Господня, трагически оборвалась жизнь первого единоверческого епископа — Симона (Шлеева). Владыка, выросший в старообрядческой семье, всю свою жизнь посвятил служению Христу, врачеванию глубокой раны русского раскола XVII века и отстаиванию прав канонической части Русской Церкви, именуемой Единоверием. Символично, что мученический венец владыка принял на Уфимской кафедре, за короткое время пребывания став добрым пастырем для всех православных христиан вверенной ему епархии.
Новгородская земля, известная своими древними монастырями, не оскудела подвижниками благочестия и после церковного раскола. К величайшему сожалению, традиция иноческого спасительного жития угасла в Новгородской области уже в предвоенные годы, став достоянием истории. Однако память о той заметной роли, которую монашествующие играли в безпоповских общинах, до сих пор сохраняется в старообрядчестве, и особенно в Древлеправославной Поморской Церкви.
14 августа (1 августа – по старому стилю) в православной Церкви сразу несколько праздников: память семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя Елиазара; происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня; крещение Руси князем Владимиром 1 августа 988 года. В этот день совершается освящение воды. О том, как это происходит у староверов-безпоповцев, читайте в нашей статье.
Сегодня мы публикуем архивный документ из старообрядческого журнала «Слово Церкви» № 23 от 5 июня 1917 года, посвященный заседанию XVIII всероссийского съезда старообрядцев. Заседание проходило 28 мая 1917 года в Покровском храме Рогожского кладбища.
29 мая 2017 года в Московском Доме национальностей состоялся круглый стол «Международные связи в современном старообрядчестве». Впервые участвовавший в подобной встрече, представитель спасова согласия Александр Иванович Тарасов рассказал о положении спасовцев на территории Российской Федерации.
Город Егорьевск расположен на реке Гуслица, давшей название центру старой веры с неповторимой культурой. Недаром это место получило эпитет «Старообрядческой Палестины»: здесь отливали медные образы, кресты и складни, писали иконы, переписывали книги. Жители города гордятся тем, что это место, село Егорье-Высокое, упоминалось еще в документах Ивана Грозного в связи с пожалованием села Чудову монастырю в Москве. Впечатляет Егорьевский историко-художественный музей: благодаря купцу и коллекционеру М. Н. Бардыгину, там есть и купеческие портреты, в том числе на смертном одре, иконы и лубок, ткани и шитье, медное литье, резная кость и стекло, и многое другое.
В старообрядческом церковно-общественном журнале «Слово церкви» № 23 за 1917 год была напечатана «Политическая программа старообрядцев всех согласий». Вышеизложенная программа в 9 пунктов была обсуждена всероссийским съездом старообрядцев Белокриницкой иерархией и единогласно принята для объединения старообрядцев всех сословий политической деятельности.
29 июля по новому стилю (16 июля ст. стиль) Церковь празднует память священномученика Анфиногена, епископа Пидахфисийского, и десяти его учеников, принявших мученические венцы в начале IV века, около 311 года. Иконы, на которых свщмч. Анфиноген изображен хотя бы в ряду избранных святых, очень редки. Но настоящим шедевром старообрядческой иконописи является уникальная житийная икона, посвященная персонально священномученику. К тому же подлинная судьба иконы не уступает сюжетным поворотам повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел». О создании редчайшего образа, его судьбе и повторном обретении рассказывает искусствовед Т. В. Игнатова.