С июня по сентябрь 2017 года в Государственном Историческом музее проходила выставка «XVI век. Эпоха митрополита Макария». Деятельность митрополита Макария на Московском престоле (1542–1563) имела эпохальное значение не только для Русской церкви, но и для российского государства. Отзыв о выставке прислала А.А. Андреева, руководитель Издательского отдела церкви святителя Николы на Берсеневке.
В течение этого года наш информационный портал публиковал материалы, посвященные 350-летию церковного раскола. 10 октября 2017 года в Москве, в Свято-Филаретовском православно-христианском институте, состоялось событие, венчающее обсуждение этого печального юбилея — научная конференция «Соборы 1666–1667 годов и их последствия для русской церковной жизни».
На «Русской вере» уже давно размещена статья Татьяны Игнатовой «Старообрядческие уголки Москвы. Моленная на Софийской набережной». В публикации рассказывалось об одной московской моленной, в которой находилась полотняная церковь. Но походная церковь не досталась полиции, а пропала буквально из-под ее носа. Сегодня автор продолжает рассказывать о полотняных старообрядческих церквях.
В нынешнем 2017 году исполняется 15 лет со дня восстановления Патриаршей кафедры в Русской Древлеправославной Церкви. Это событие, наделавшее в свое время немало шума и вызвавшее неоднозначную реакцию в других конфессиях, сегодня уже воспринимается как определенная данность. Сегодня мы публикуем беседу с протоиереем Андреем Марченко о церковных и общественно-политических итогах этого события.
16 октября 2017 года отмечает свой 80-летний юбилей Председатель Единого и Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, настоятель Невской поморской общины О.И. Розанов. Накануне этого события Олег Иванович честно, открыто и непредвзято ответил на вопросы корреспондента нашего сайта о проблемах, которые стоят перед Поморской Церковью.
Во время подготовки Олимпиады в Сочи в 2014 году многие горожане пострадали от стройки: некоторые лишились жилья, были скандалы, акции протеста, петиции, но мало кому удалось отстоять свои права. Старообрядцы смогли себя защитить, хотя было принято решение закатать их кладбище в асфальт. Сейчас администрация Сочи снова побеспокоила старое кладбище — на этот раз чиновники решили, что его нужно перевести в разряд городских и брать плату, причем немалую, за новые захоронения со старообрядцев.
Начиная с 1 октября 2017 года, с первого дня III международного кинофестиваля имени Саввы Морозова, в доме притча на Рогожском ежедневно проходил показ представленных на кинофестиваль художественных и документальных фильмов. Он сопровождался встречами с их создателями и обсуждением просмотренных фильмов. Там же 5 октября 2017 года, после завершения просмотра фильмов, состоялось закрытие кинофестиваля.
Со времени разделения Русской православной церкви в 1654–1667 гг. на сторонников старого и нового обряда двуперстное крестное знамение стало символом старообрядчества. Интересно, почему в те годы тысячи людей отдавали свои жизни за, казалось бы, такое узко-обрядовое понимание православия? Какая разница, как креститься, двумя или тремя пальцами? Ведь учение Христа намного выше и шире этих обрядовых мелочей. Ответить на данный вопрос и такие рассуждения сегодня пытается иерей Игорь Карванен.
Статья посвящена судьбам двух выпускников Новгородской духовной семинарии — Алексея Самойлова и Григория Яковлева, в которых отразились особенности конфессиональной жизни России XVIII в. Бывшие семинаристы в дальнейшем стали одними из видных деятелей российского старообрядчества, а один из них, Алексей Самойлов, считается автором старообрядческого апологетического сочинения «Меч духовный». На основе архивных источников Мельников Илья Андреевич, сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, клирошанин Новгородской старообрядческой поморской общины, уточняет сведения об этих личностях, до этого известных лишь по старообрядческим сочинениям.
В рамках старообрядчества книга обрела, пожалуй, еще более высокий статус, чем в Византии или в Древней Руси: в условиях утраты иерархии она оставалась, по сути, единственным пастырем и законоучителем. О книгах небесных и книгах земных, о ритуальных функциях книги и ее образе в изобразительном искусстве наш сегодняшний рассказ.