Как посещать церковные богослужения в условиях пандемии? Можно ли заразиться коронавирусом в храме? И что важнее: вера или знание? — Об этом в наше непростое время рассуждает старообрядческий священник Константин Литвяков, настоятель храма св. великомученика Георгия Победоносца в г. Хмельницком, Украина.
Эпидемия коронавируса COVID-19 остается центральным событием новостной повестки нашего времени. И сегодня мы беседуем с председателем Сергиевской старообрядческой общины Сергиева Посада Дионисием Михайловичем Севастьяновым, который стал очевидцем и лично пережил это заболевание. Дионисий рассказывает об истории своего инфицирования, злоключениях, постигших его в российских больницах, а также духовном значении этого морового поветрия.
10 апреля 2020 года исполнилось 9 дней со дня упокоения настоятеля Орехово-Зуевского старообрядческого храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы протоиерея Леонтия Пименова, являвшегося с 2004 г. благочинным старообрядческих приходов Московской области РПсЦ. Мы продолжаем публикацию отрывков из «дневника настоятеля» игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ) и сегодня представляем воспоминания 15-летней давности о протоиерее Леонтии Пименове, а также заметку игумена Кирилла с погребения о. Леонтия.
В феврале 2020 года в Москве состоялся круглый стол «Роль мирян в старообрядчестве», в котором приняли участие представители старообрядческой общественности — историки, правоведы, эксперты. На круглом столе прозвучал доклад нашего автора Марины Волосковой «Благотворительная деятельность мирян-старообрядцев Тверской губернии в XIX — начале XX веках».
В 2021 году исполняется 265 лет со дня смерти талантливого изобретателя Андрея Константиновича Нартова — творца технического прогресса в России первой половины XVIII века. Его суппорт, заменивший при работе на станке человеческую руку механизмом, в буквальном смысле перевернул весь мир. Технические новации XIX–XXI веков — паровая машина, электрогенератор, самолет, телевидение, компьютер — без изобретения А. К. Нартова не смогли бы осуществиться, так как не было бы точных металлорежущих станков.
Политическая обстановка в «дальнем зарубежье» нередко вынуждала староверов отказываться от связей с Россией или даже выступать против неё (например, в случае с турецкими казаками-некрасовцами). Таким образом, «исход дальний» стал шансом для особого разряда старообрядцев — стремящихся к самодостаточности, самоуверенных, наиболее идейных. Об их социальных пробах и ошибках мы расскажем в этом очерке.
В год 400-летнего юбилея протопопа Аввакума на нашем сайте опубликован ценный источник по истории старообрядческой Белокриницкой иерархии. Это рукопись XIX века, которая ранее полностью никогда не публиковалась. Она была недавно обнаружена в собрании старинных книг и рукописей. О ценности этого документа размышляет старообрядческий публицист, преподаватель МСДУ РПсЦ в 2009–2011 годах, лектор вечерней школы при старообрядческом храме свт. Николы у Тверской заставы Андрей Викторович Езеров.
Столько диаконов одновременно в Уральской епархии Старообрядческой Церкви еще не бывало. Их окормляющий епархию епископ Евфимий (Дубинов) рукоположил за два последних своих визита. Одного — в Миассе, другого — в Екатеринбурге, третьего — в Невьянске, еще одного — в Оренбурге. Все новопоставленные диаконы — личности крайне интересные, ведь в повседневной своей жизни занимались самыми разными делами…
Наступивший Великий пост является самым строгим из четырех православных постов, поэтому он страшит многих недостаточно воцерковленных людей. Хватит ли сил на выполнение повседневной работы, не навредит ли пост здоровью? Сегодня на эти и многие другие вопросы корреспонденту сайта «Русская вера» отвечает В. В. Шаронов — старообрядец, врач-терапевт с многолетним стажем, председатель общины храма св. пророка Илии в г. Гомеле (Беларусь).
В старообрядческой среде известен и распространен традиционный учительный сборник «Златоуст», к сожалению, забытый у новообрядцев. В нем размещены поучения на каждый день Великого поста. Представляем несколько самых интересных и душеполезных чтений ко второй неделе поста в свободном переводе со старославянского.