Старообрядцы унаследовали от практики дониконовской Церкви Московской Руси многочисленные ритуальные правила, регламентирующие поведение христиан при контакте с внешним (в религиозном смысле) миром — еретиками и сферой нечистого. Именно древлеправославие сохранило весьма полезные для современной медицины навыки и традиции.
Пермский край всегда привлекал внимание исследователей старообрядчества. В XIX веке Пермская губерния занимала одно из ведущих мест в России по численности старообрядцев. В данной статье рассказывается о сегодняшнем дне самой многочисленной общины старообрядцев, проживающих в городе Перми.
Церковное право — это одна из фундаментальных основ канонического устройства и канонического статуса христианской Церкви. Однако в России, несмотря на так называемое духовное возрождение, вопросы церковного права и церковного суда в большинстве христианских конфессий оказались на заднем плане. Сегодня наш сайт публикует проект «Положение о рассмотрении канонических нарушений», подготовленный группой священнослужителей и мирян РПСЦ, в котором они обращаются к историческому опыту Вселенской Церкви и основам церковного права, выработанного во времена Вселенских соборов.
Мы продолжаем публикацию уникальных исторических сочинений в честь юбилейных торжеств, посвященных 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Сегодня мы представляем читателям сочинение бывшего хасида, а впоследствии старообрядческого историка и публициста Владимира Карловича. В книге «Критический разбор Окружного Послания» автор дает оценки составителям Послания, участникам раздора, а также публикует много другой, ныне неизвестной, информации. С помощью автора мы возвращаем в научный оборот термин «мнимо-окружники».
В апреле 2020 года исполнилось 34 года со дня трагедии на Чернобыльской АЭС. В случае с аварией на ЧАЭС в прессе было очень мало информации об уроне, который понесло население регионов, подвергшихся радиоактивному заражению. В прошлом году состоялась премьера пятисерийного исторического драматического мини-сериала «Чернобыль», созданного телеканалом HBO и посвященного аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, ликвидации последствий этой аварии и расследованию её причин. Сегодня сайт «Русская вера» рассказывает о совсем малоизвестной теме — о трагедии старообрядческих поселений Стародубья и Ветки, попавших в зону последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Много лет назад старообрядческий священник Иоанн Кудрин (1879–1960) рассказал интересную историю борьбы христиан с безбожниками в СССР. В частности, он поведал о том, как был посрамлен Емельян Михайлович Ярославский — идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР, председатель «Союза воинствующих безбожников». История эта, случившаяся в пасхальные дни более полувека назад, будет очень интересна и сегодняшним читателям.
Образование сегодня является одним из важнейших вопросов, определяющих перспективы старообрядчества. От количества образованных верующих, причетников и клириков зависит то, какое место старообрядчество займет в жизни России и других стран. Сегодня мы беседуем с ректором Гребенщиковского духовного училища, руководителем издательско-просветительского отдела Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Иларионом Ивановичем Ивановым.
В нынешней необычной ситуации, на фоне развивающейся пандемии коронавируса, в сети возникли интересные споры о Таинстве Причащения. Перед многими христианами возникла необходимость глубже осмыслить значение этой основополагающей части православного богослужения. В день Страстного Четверга, когда Церковь вспоминает установление Таинства Причащения Самим Господом Исусом Христом, мы публикуем на эту тему слово святителя Иоанна Златоуста из дораскольного сборника «Златоуст».
Как посещать церковные богослужения в условиях пандемии? Можно ли заразиться коронавирусом в храме? И что важнее: вера или знание? — Об этом в наше непростое время рассуждает старообрядческий священник Константин Литвяков, настоятель храма св. великомученика Георгия Победоносца в г. Хмельницком, Украина.
Эпидемия коронавируса COVID-19 остается центральным событием новостной повестки нашего времени. И сегодня мы беседуем с председателем Сергиевской старообрядческой общины Сергиева Посада Дионисием Михайловичем Севастьяновым, который стал очевидцем и лично пережил это заболевание. Дионисий рассказывает об истории своего инфицирования, злоключениях, постигших его в российских больницах, а также духовном значении этого морового поветрия.