Нелегко приходится настоятелю старообрядческой поморской общины села Усть-Цильма Алексею Носову. Ведь из-за нехватки наставников в Республике Коми о. Алексей Григорьевич часто вынужден выезжать к староверам других районов Коми, чтобы вести службы, исповедовать и крестить, решать их насущные проблемы. Предлагаем вниманию читателей интервью с о. Алексеем, в котором он рассказывает о жизни печорских староверов и о своем служении.
Соловецкий монастырь является знаковым местом для каждого старообрядца. Со времени своего основания в 1430-х годах и до 1676 года монастырь являлся главным духовным и просветительским центром Северной Руси, твердыней русского православия. Сегодня мы рассказываем о том, как обитель сопротивлялась церковной реформе патриарха Никона, о соловецких мучениках и исповедниках за веру.
Редакция сайта «Русская вера» продолжает общение со старообрядческими иконописцами нашего времени. О судьбах современных иконописцев и их делании на наших страницах рассказывали Виталий Наумов, Константин и Анастасия Антоновы. Сегодня у нас в гостях старейший иконописец белокриницкого согласия, епископ ДЦХ (БИ) Алимпий (Вербицкий).
Вопросы истории древней Колхидской кафедры, судьба древлеправославия на территории современной Грузии, актуальные вопросы бытия белокриницкой старообрядческой иерархии и перспективы ее развития — вот лишь некоторые темы, затронутые в обширном интервью, которое дал нашему сайту архиерей града Зугдиди и Колхидской низменности страны Иверии епископ Антипа (Схулухия).
В управлении христианской Церкви всегда существовали два начала. С одной стороны, это соборность и общинность, обеспечивающие участие народа в делах Церкви, с другой — единоначалие епископа, который за счет своего иерархического положения и авторитета осуществляет надзор за благочинением богослужения вверенной ему церковной области и решает текущие вопросы. Таким образом, эти два начала позволяли уравновешивать друг друга, устанавливать взаимоконтроль в церковных делах. О соборности и единоначалии как основах церковного устройства размышляет историк Кирил Михайлов.
В статье анализируется старообрядческий сборник, составленный северодвинским беспоповским наставником и писателем Симеоном Гавриловым в начале XX века, содержащий подборку старообрядческих сочинений о крещении и наставления для духовных отцов, совершающих таинство крещения.
Мы продолжаем публикацию уникальных исторических сочинений в честь юбилейных торжеств, посвященных 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Сегодня мы представляем читателям сочинение бывшего хасида, а впоследствии старообрядческого историка и публициста Владимира Карловича (ум. 1912). В книге «Критический разбор Окружного Послания и все оттенки направления самого автора его» автор дает оценки составителям «Послания», участникам раздора, а также публикует много другой, ныне неизвестной, информации. С помощью автора мы возвращаем в научный оборот термин «мнимо-окружники». Также в этой части книги рассказано о некоторых подлогах, на которые шли «окружники» с целью победы над «неокружниками».
Как государство регулировало функционирование старообрядческих молитвенных домов 100 лет назад? Авторы исследования подвергли анализу законодательство Российской империи по данному вопросу на территории Томской губернии, а также изучили специфику его реализации на местном уровне за счет богатого комплекса архивных данных, многие из которых были использованы впервые.
Конфессионально-этическая система старой веры оказывала значительное влияние на формирование и развитие староверческого хозяйствования в XVIII — начале ХХ веках. Под воздействием многих, в том числе конфессиональных, факторов сложился особый тип личности старовера с активной жизненной позицией, деятельным характером, высоким уровнем личной ответственности и самоконтроля, приверженностью к ограниченному личному потреблению. О формировании хозяйственной этики старообрядчества рассказывает проф. Школы исторических наук НИИ «Высшая школа экономики», д.и.н. Валерий Керов.
В этом году эпидемия коронавируса повлияла на обычное течение церковной жизни. Многие верующие были вынуждены оставаться дома. В этой связи особенно актуальным стал опыт прославленных Церковью святых, подвиг которых заключался в удалении от мира, бегстве в пустыни, леса и горные расселины.