Политическая обстановка в «дальнем зарубежье» нередко вынуждала староверов отказываться от связей с Россией или даже выступать против неё (например, в случае с турецкими казаками-некрасовцами). Таким образом, «исход дальний» стал шансом для особого разряда старообрядцев — стремящихся к самодостаточности, самоуверенных, наиболее идейных. Об их социальных пробах и ошибках мы расскажем в этом очерке.
В год 400-летнего юбилея протопопа Аввакума на нашем сайте опубликован ценный источник по истории старообрядческой Белокриницкой иерархии. Это рукопись XIX века, которая ранее полностью никогда не публиковалась. Она была недавно обнаружена в собрании старинных книг и рукописей. О ценности этого документа размышляет старообрядческий публицист, преподаватель МСДУ РПсЦ в 2009–2011 годах, лектор вечерней школы при старообрядческом храме свт. Николы у Тверской заставы Андрей Викторович Езеров.
Столько диаконов одновременно в Уральской епархии Старообрядческой Церкви еще не бывало. Их окормляющий епархию епископ Евфимий (Дубинов) рукоположил за два последних своих визита. Одного — в Миассе, другого — в Екатеринбурге, третьего — в Невьянске, еще одного — в Оренбурге. Все новопоставленные диаконы — личности крайне интересные, ведь в повседневной своей жизни занимались самыми разными делами…
Наступивший Великий пост является самым строгим из четырех православных постов, поэтому он страшит многих недостаточно воцерковленных людей. Хватит ли сил на выполнение повседневной работы, не навредит ли пост здоровью? Сегодня на эти и многие другие вопросы корреспонденту сайта «Русская вера» отвечает В. В. Шаронов — старообрядец, врач-терапевт с многолетним стажем, председатель общины храма св. пророка Илии в г. Гомеле (Беларусь).
В старообрядческой среде известен и распространен традиционный учительный сборник «Златоуст», к сожалению, забытый у новообрядцев. В нем размещены поучения на каждый день Великого поста. Представляем несколько самых интересных и душеполезных чтений ко второй неделе поста в свободном переводе со старославянского.
28 февраля в Москве состоялся круглый стол «Роль мирян в старообрядчестве». В центре обсуждения — историческая и современная роль мирян в старообрядческих согласиях. Сегодня мы публикуем полный репортаж, посвященный этому уникальному событию.
В марте 2018 года волонтеры МИРЭА провели шестую экспедицию к знаменитой старообрядческой отшельнице Агафье Лыковой. В это время у православных верующих шел Великий пост. Как Агафья проводит дни поста и какие искушения могут быть в постное время в Таежном тупике? Об этом рассказ очевидцев.
Что такое пост? Что делает пост в физическом организме человека? Почему воздержание от пищи — лучшее средство лечения болезней? Каков бывает у человека результат поста? В каких случаях из поста и добрых дел может получиться злое кощунство? 40 дней поста — это много или мало? Обо всем этом читаем в трудах одного из самых ярких апологетов православия начала XX века — епископа Михаила (Семенова).
В прежние времена в церкви (особенно в монастырях Великим постом) в течение всего года за богослужением читались также и наиболее известные святоотеческие книги. Среди старообрядцев и до сей поры частично сохранился этот древний обычай. И тут хочется обратить особенное внимание на поучения из «Златоуста», которые предусмотрены здесь на каждый день Великого поста.
Единственный в России старообрядческий женский Николо-Улейминский монастырь под Угличем часто посещают паломники, которые охотно делятся воспоминаниями о тихой, размеренной, благочестивой жизни. В дни Великого поста самое время посетить обитель в живописном селе Улейме и хотя бы немного потрудиться во славу Божию. О своей паломнической поездке в монастырь рассказывает главный редактор Верещагинской районной газеты «Заря», прихожанка Верещагинской старообрядческой общины Марина Солдатикова.