В предыдущих частях «“Щекотливых” откровений» мы начали знакомство с удивительным манускриптом конца XX века — лицевым толковым Апокалипсисом Иродиона Уральского. Данный манускрипт стоит в ряду c иными эсхатологическими памятниками старообрядческой книжности XX столетия, с которыми внимательный читатель уже знаком, — «Апокалипсическими чудовищами» митрополита Иннокентия Усова и сочинениями часовенного наставника Афанасия Мурачева. Сегодня, в завершающей части материала, мы узнаем настоящее имя создателя рукописи, его происхождение и судьбу, а также окунемся в захватывающий мир «картин» «щекотливого» Апокалипсиса.
Столетиями староверы умели совершать богослужения в самых стесненных условиях. Но эпидемия коронавируса показала, что 30 лет существования в относительно комфортных условиях очень повлияли на эти навыки. Мы предлагаем нашим читателям материал, посвященный взглядам священномученика Аввакума на богослужения, которые могут проводиться вне стен храма, например, дома и в еще более экстремальных обстоятельствах.
В статье В. Н. Анисимовой рассказывается о русском архитекторе, мастере московского модерна Николае Дмитриевиче Поликарпове. Самым значительным произведением которого является старообрядческий Успенский собор на Апухтинке в Москве.
3 марта на сайте «Русская вера» был опубликован доклад старообрядческого историка Юрия Исаева «Старообрядчество и традиции народоправия». В нем, проанализировав историю староверия, автор указал на особые народнические, народноправческие традиции. Доклад вызвал большой резонанс в старообрядческой среде и настоящую дискуссию. С публикацией на эту тему «Глас народа и Церковь» в газете «Старообрядец» выступил предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов). Сегодня мы публикуем мнение известного старообрядческого писателя, апологета и педагога, епископа Михаила (Семенова; 1874 — 9 ноября 1916 гг.) на эту тему.
В октябре исполнится 400 лет со дня рождения знаменитого идеолога старообрядчества протопопа Аввакума, что стало поводом обратиться к историческому опыту и духовному багажу его последователей. Своими мыслями с порталом «Интерфакс-Религия» поделился глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов.
Продолжение статьи публициста Глеба Чистякова, опубликованной в шестнадцатом выпуске альманаха «Академические тетради». Впервые в истории этого сборника в нем помещена статья, посвященная влиянию старообрядчества на русскую культуру в течение последних сотен лет.
Вышла в свет книга Андрея Курбацкого «Очерки истории церквей города Калуги. К 300-летию храма Знамения Пресвятой Богородицы, что на Зелени». Наш сайт публикует эксклюзивное интервью с автором книги Андреем Николаевичем Курбацким.
27 сентября 2020 года исполнилось 120 лет со дня проведения I Всероссийского съезда старообрядцев. Традиция проведения съездов сформировалась в сложный период истории старообрядчества и стала действенным инструментом Божьего Промысла по сохранению Церкви Христовой. О задачах и итогах I Всероссийского съезда старообрядцев размышляет настоятель кафедрального собора РПсЦ в г. Ростове-на-Дону иерей Иоанн Севастьянов.
В состав сельского поселения «Приуральское» Печорского района Коми входят несколько населенных пунктов. Среди них две старинные старообрядческие деревни: Аранец и Даниловка, о которых уже рассказывал сайт «Русская вера». Административным центром поселения является сравнительно молодое село Приуральское. Датой его основания принято считать 1925 год, тогда здесь появился первый поселенец Степан Габов. Сегодня в Приуральском проживает свыше 300 жителей. В селе есть администрация, школа, клуб, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт и даже есть свой музей.
На Южном Урале до революции было много белокриницких храмов: в Челябинске, Таяндах, Верхнеуральске. В советские годы все они были уничтожены. В настоящее время старообрядческий храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы располагается в Миассе.