14 мая 2025 года состоялось знаковое для старообрядчества событие. В московском Доме русского зарубежья прошла научная конференция, посвященная презентации книги «Неокружническое движение в истории старообрядческой Белокриницкой иерархии». Впервые с начала XX века ее участники обменялись мнениями не только по культурно-историческим и прочим фольклорным вопросам, но и по богословским темам.
Недавно на нашем сайте вышла статья «Как сохранить культурное наследие староверия?», в которой был поднят вопрос об умалении культурного наследия староверия в последнее время. Как сохранить церковное имущество, правильно проводить его ревизию, а также реставрационные мероприятия и сформировать каталог церковного имущества храма, — поговорим в новом материале.
Иван Дмитриевич Сытин — русский предприниматель, книгоиздатель и просветитель, основатель первого издательства массовой литературы «Посредник». Его издательские проекты охватывали все сегменты книжного рынка дореволюционной России — от учебников и книг для детей до энциклопедий и собраний сочинений классиков художественной литературы.
Династия купцов-старообрядцев Бугровых считается одной из самых знаменитых как в Нижнем Новгороде, так и за его пределами. Дореволюционные коммерсанты многое сделали для столицы Приволжья тех времен. По сей день немало объектов носят названия в честь этих промышленников.
2–5 мая 2024 года в Рогожской слободе состоялось широкое празднование Недели свв. Жен-Мироносиц. Праздничные мероприятия, посвященные распечатанию алтарей Рогожских храмов, помимо торжественного богослужения, включили в себя ярмарку народных промыслов и вечер духовных песнопений.
Цель данной статьи — показать, что в современном информационном обществе фигура начетчика является культурным феноменом прошлого. В связи с этим встает ряд проблем, которые автор ставит перед читателем, но не пытается решить их сразу, считая каждую темой для отдельной статьи. Одной из таких проблем является научное клише, что старообрядчество — это книжная культура. Ученые исследуют библиотеки и книжные собрания старообрядцев, круг чтения, типографии и скриптории. От внимания исследователей, занятых материальным носителем (книгой), ускользает главная цель данных собраний — отчет о собственной вере, своем уповании, проповедь и защита старой веры, которая является устным опытом христианства с многовековой историей.
Сайт «Русская вера» продолжает цикл публикаций исследователя подмосковного старообрядчества Галины Кочетковой, посвященных наиболее выдающимся старообрядцам из д. Цаплино. Сегодня речь пойдет о цаплинской Николо-Спасской старообрядческой общине и ее храме.
Картины художников будоражат человеческий разум даже сегодня, в наш век цифрового искусства и нейросетей. Это особое ощущение — смотреть на пейзаж или натюрморт, восхищаясь, как точно удалось живописцу передать не только изображение, но и настроение, атмосферу. Сегодня наш разговор пойдет о коллекционерах — людях, благодаря которым мы можем сегодня увидеть оригиналы Дега, Ренуара, Мане и других мастеров. Это Иван Абрамович Морозов и Сергей Иванович Щукин, люди, чьи корни уходят в историю Тверской области.
Единственный сохранившийся старообрядческий храм исторической Рогожской слободы (не путать с Рогожским кладбищем) — церковь Николы Чудотворца, что на Малой Андроньевской улице Москвы, по-прежнему не возвращен его исконным владельцам.