В данном разделе мы публикуем репортажи с духовных и светских праздников и мероприятий, статьи о жизни общин, о местных святынях, о строительстве храмов и других интересных событиях на местах.
Военно-исторические реконструкции значимых для прошлого России и отдельных ее территорий событий в последние годы набирают все большую популярность и охватывают едва ли не все регионы страны. Уральские старообрядцы приняли участие в исторической реконструкции сражения времен Гражданской войны 98-летней давности, организованной в июле в селе Кислянка, под городом Реж.
Развитие взаимодействия между старообрядческими согласиями, контакты Русской Православной старообрядческой Церкви и Русской Православной Церкви по вопросам каноничности иерархий, диалог Русской Древлеправославной Церкви с восточными старостильными церквями актуализировали богословскую проблематику вероисповедальных различий между этими конфессиями. Доклад настоятеля старообрядческого храма в г. Балаково, руководителя просветительского отдела РПсЦ Михаила Родина о разнице в богословии «старой» и «новой» веры прозвучал в рамках ежегодных образовательных чтений во Ржевской обители.
В Московском Доме национальностей 23–24 июня 2016 года прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В первый день конференции с докладом «Современное состояние Древлеправославной Поморской Церкви в Литовской республике» выступил Председатель Высшего Совета ДПЦ Литвы о. Григорий Алексеевич Бояров.
На территории Румынии проживают более ста тысяч русских-липован (староверов). Поэтому очень важна разработанная Общиной русских-липован общеобразовательная система обучения родному русскому языку и русской культуре детей русских-липован в румынскоязычной школе. На международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) в Бухаресте профессор Ф. Кирилэ выступил с очень интересным докладом на эту тему. Автор предоставил текст доклада специально для нашего сайта.
Было время на Руси, когда считалось, что хоть один раз в жизни нужно обязательно совершить паломничество в святое место. Наиболее часто русские паломники ходили в Киево-Печерскую лавру, а с 15 в. — в Троице-Сергиеву лавру. За таким духовным опытом, за бесценным даром и решили отправиться учащиеся воскресной школы и прихожане Троицкого храма пос. Шувое во главе с его настоятелем иереем Максимом Андреевым. Этой зимой общине подарили замечательный микроавтобус. И, конечно, сразу же появились желания и планы совершить паломнические поездки по области и за её пределами.
Это не рядовое событие для Старообрядческой Церкви: представитель древнейшего народа манси, населяющего север современной Свердловской области, который испокон веков являлся и остается языческим, принял исконное русское православие. Его предки поклонялись солнцу, реке, лесу, истуканам. Жили в таежных лесах, редко выходили в цивилизацию. У этого манси все иначе. Принял дораскольное православие и не обижается, когда соседи дразнят его «богомолом». Строго держит пост. В посты исповедуется. И с христианской гордостью носит нательный крест…
В продолжение серии статей, касающихся различных вопросов безпоповского вероучения и мировоззрения — духовном причастии, о чувственном и духовном антихристе, предлагаем сочинение Афанасия Герасимовича Мурачева, часовенного беспоповца, написанное им в марте 1977 г. на обличение шурнишенской ереси. Текст представляет собой полемическое сочинение против духовного понимания Антихриста.
13-14 февраля 2016 года состоялась благотворительная поездка группы старообрядцев РПСЦ в поселок Ольховатка Донецкой народной республики (ДНР). Там находится старообрядческая община, не покидавшая своей «малой Родины» в самые тяжёлые дни боёв за Дебальцево. Представляем фоторепортаж одного из участников поездки — Елены Тонких, студентки Московского Духовного Училища.
Современный мир старообрядчества не ограничивается официально зарегистрированными согласиями. До сих пор существуют общины и отдельные староверы, религиозный статус которых никак не закреплен в государственных органах. К подобным согласиям, безусловно, относятся странники-бегуны — старообрядцы, которые еще в конце XVIII века прекратили всякую связь с гражданским обществом. Сегодня мы публикуем размышления одного из последователей этого согласия, проживающего в США.
В декабре 2015 года стало известно, что 30 ноября 2015 года Девятый Арбитражный апелляционный суд отказал Совету православных церковных приходов Преображенского монастыря в удовлетворении иска к Российской древлеправославной кафолической церкви (старопоморцев-федосеевцев). Истец пытался оспорить решение о передаче этой церкви пяти зданий комплекса Преображенского монастыря.