История старообрядчества
История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
Что могут рассказать памятники церковного искусства о полемике новообрядчества и старообрядчества?
8 ноября 2015 года в Музее имени Андрея Рублева прошла лекция историка Глеба Станиславовича Чистякова и искусствоведа Татьяны Викторовны Игнатовой под общим названием «Исправленному верить?». Г.С. Чистяков выступил с обстоятельным докладом «Антистарообрядческие фальсификации: история и современность». Искусствоведческим вступлением к исторической лекции стало сообщение-эссе Татьяны Викторовны Игнатовой — куратора музейной программы «Путь шедевра…», в рамках которой и прозвучало выступление Г.С. Чистякова. Ниже приведены материалы сообщения Т.В. Игнатовой.
Тайны керженского синодика
Случайно найденный Антоном Афанасьевым керженский синодик подвигнул его к необычному путешествию в край старинных могил. Известный блогер, фотограф и путешественник открывает заново для себя и читателей сайта «Русская вера» места погребения старообрядческих подвижников: иноков, схимников, священноиереев и скитоначальников. К сожалению, современному читателю мало известны имена этих керженских старцев, однако были времена, когда у святых могил ревнителей благочестия собирались сотни и тысячи паломников. Ныне древние захоронения скрываются от любопытных глаз в глубоких лесных чащах Нижегородчины.
«Его жизнь была преисполнена немалыми страданиями»
На сайте «Русская вера», помимо прочей полезной информации, имеется раздел «Библиотека», который включает в себя уникальную электронную копию архива старообрядческой Архиепископии, находящегося в РГАДА. Теперь любой исследователь истории старообрядчества может работать с документами, не выходя из дома. Одна из первых публикаций, основанная на этих документах, посвящена судьбе архиепископа Саватия (Левшина). Эта публикация особенно интересна тем, что в ней впервые публикуются соборные документы об отрешении предстоятеля старообрядческой Церкви от первосвятительской власти.
Традиции и современная культура. Взгляд старообрядца. Часть 2
В октябре 2015 г. в Великом Новгороде состоялась лекция «Традиции и современная культура. Взгляд старообрядца», посвященная традициям старообрядцев, существующим и в наши дни. Провел ее историк, музеевед, настоятель храма Иоанна Богослова на Витке (РПсЦ) в г. Великом Новгороде иерей Александр Панкратов. В продолжение этой темы, поднятой недавно Г. Чистяковым и, как оказалось, весьма актуальной для читателей, мы публикуем вторую часть выступления иерея Александра.
Традиции и современная культура. Взгляд старообрядца. Часть 1
В октябре 2015 г. в Великом Новгороде состоялась лекция «Традиции и современная культура. Взгляд старообрядца», посвященная традициям старообрядцев, существующим и в наши дни. Провел ее историк, музеевед, настоятель храма Иоанна Богослова на Витке (РПсЦ) в г. Великом Новгороде иерей Александр Панкратов. В продолжение этой темы, поднятой недавно Г. Чистяковым и, как оказалось, весьма актуальной для читателей, мы публикуем выступление иерея Александра.
Старообрядчество и русская культура. Часть 1
Шестнадцатый выпуск альманаха «Академические тетради», подготовленный Комиссией «Искусство и духовная жизнь общества» научного совета Российской Академии наук, вышел из печати. Впервые в истории этого сборника в нем помещена статья, посвященная влиянию старообрядчества на русскую культуру в течение последних сотен лет.
Попечители саратовского старообрядчества
Во все времена старообрядцы общими усилиями решали проблемы общины путем благотворительности, опекая «престарелых» и «нищую братию», помогая строительству храмов, богаделен, училищ, лазаретов. Современному староверию есть чему поучиться у предков. В попечителях и благотворителях, жертвовавших огромные суммы, не было ни грамма скупости, жадности, сребролюбия, как видно на примере истории благотворительности в городе Саратове.