16 января 2023 в храме Русской Православной старообрядческой Церкви в Костроме состоялась встреча со священником из Москвы о. Василием Андрониковым, посвященная вопросу Причастия Святых Таин.
В разговоре о причастии можно выделить три аспекта:
- значение таинства;
- установление и история таинства;
- участие в таинстве: практика подготовки и регулярность.
О. Василий начал свою лекцию с объяснения значения слов, которыми мы называем таинство:
- Причастие — становиться частью, участником;
- Евхаристия — благодарение;
- Литургия — общественная работа или Общее дело. Каждое из этих слов помогает нам лучше понять значение таинства.
Затем был подробный рассказ об установлении таинства Причастия: как Христос на Тайной Вечери преломил Хлеб и дал ученикам Чашу с Вином — и заповедовал творить сие в Его воспоминание; как апостол Павел в своем послании к Коринфянам рассказывал о Тайной Вечери; как описано в Деяниях о том, что сначала апостолы, а потом и другие христиане собирались каждый вечер или в день Господень, чтобы вспоминать Христа и совершать Преломление Хлеба.
В начале IV века прекратились гонения, в Церковь стали приходить люди не только по вере, но и потому что стало модно, или чтобы иметь возможность занимать какую-нибудь должность в государстве. В это время некоторые христиане стали причащаться реже: не очень верующие (или формально верующие) — потому что были далеки от понимания таинства; и отшельники (в то время зарождалось монашество — как реакция на обмирщение церкви) — они жили уединенной жизнью и некоторые из них очень редко участвовали в Литургии (иногда раз в два года).
Иоанн Златоуст по этому поводу написал: «Кого похвалить — тех, кто часто причащается, или тех, кто редко или очень редко? Ни первых, ни вторых и ни третьих, а похвалю тех, кто причащается с чистой совестью — такие пусть причащаются всегда, а не такие — никогда».
В те века среди верующих людей продолжается практика частого причащения:
- Апостольские правила, а вслед за ними и правила свв. отцов призывают причащаться каждое воскресенье или хотя бы раз в три недели, 66 правило 6 Вселенского собора говорит, что все верующие должны причащаться всю пасхальную неделю;
- в Огласительном слове на Пасху Иоанн Златоуст приглашает причаститься всех — и постившихся, и не постившихся.
- Василий Великий призывает причащаться каждый день и сетует, что у него получается причащаться всего лишь 4 раза в неделю.
К этому можно добавить еще несколько моментов:
- некоторые святые отцы толковали 4 прошение молитвы «Отче наш» (Хлеб наш насущный даждь нам днесь), как просьбу о ежедневном причастии. В некоторых поместных Церквях (в Римской и других) первые века сохранялась апостольская традиция каждый вечер совершать Преломление Хлеба (Причастие), а когда общая Литургия стала совершаться только по воскресеньям и праздничным дням, то христиане продолжали причащаться ежедневно, принося из храма домой запасные дары;
- очень трогательны причины возникновения Литургии преждеосвященных даров. Сначала решили воздержаться от совершения Литургии в будние дни Великого поста, оставить только в субботу и воскресенье (Литургия — это большая радость, а пост — время покаяния, работы над собой). Но причащаться два раза в неделю — этого оказалось слишком мало. И тогда еще два раза в неделю стали совершать Литургию преждеосвященных (освященных заранее) Даров, чтобы причащаться хотя бы 4 раза в неделю.
Как так сложилось, что сейчас в нашей Церкви христиане-старообрядцы причащаются осень редко? Кто-то — раз в год, кто-то почаще — 3-4 раза в год, а есть и такие обычаи, когда причащаются только будучи детьми и подростками, потом перестают причащаться и возвращаются к причастию только после выхода на пенсию (последний обычай — это, конечно, отдельная ситуация нескольких приходов и некоторых прихожан. Здесь слышится такой мотив: причащаться можно только достойным, а разве возможно быть достойным, если работаешь на работе, чем-то постоянно занят? А если еще и не дай Бог женат! Нет, это только малые дети могут причащаться — они безгрешные, да старики — у них уже нет грехов, да и времени у них побольше, все успеют прочитать и проговеть).
Как так получилось, что причащаться стали редко? Вероятно, основная причина — это угасание веры. Вера у людей уже не так сильно горела, появлялось много формально верующих, начиная с IV века. Причастие требует осмысления и работы над собой, может быть люди не причащаются часто еще и потому, что не хотят задумываться и работать над собой?
В старообрядческой Церкви есть еще одна причина: во времена гонений в течение двух веков было всего несколько священников на всю Россию. Гонимые христиане вообще почти не имели возможности причащаться: кто-то причащался раз в несколько лет, кто-то только один-два раза за всю жизнь (это, кстати, отложило отпечаток на подготовку к причастию — она стала намного строже, но об этом позже).
Значение и смысл Таинства Причастия с течением времени не поменялись (может, только частично забылись), поэтому, говоря о сегодняшнем дне, мы рассуждаем больше о практике — как часто причащаться и как при этом готовиться. После лекции, во время вопросов и обсуждений, звучали разные мнения о сегодняшней практике. Все сходились на том, что редкое причащение и такая усиленная подготовка к нему (строже, чем апостольские и вселенские правила) закрепились у нас во времена гонений (хотя редкое причащение было и раньше, поэтому свв. отцы призывали причащаться чаще).
О. Василий Андроников говорил о том, что правильно причащаться каждую Литургию или хотя бы каждое воскресенье. Но хорошо, если так будет причащаться вся община, а не только некоторые. Мы имеем знание о том, что причащаться можно и нужно каждую Литургию, но не у всех такое знание. Его желание в том, чтобы говорить об этом, проповедовать, призывать к более частому причастию всех. И постепенно всем вместе приходить к этому. Очень важно в практике частого причащения не соблазнить братьев по вере. Также необходимо проработать вопрос о подготовке к причастию тех, кто будет причащаться часто. Чтобы это не было просто расслаблением и желанием все упростить. А вообще этот вопрос является соборным, требующим обсуждения на Соборе и принятия общего решения.
Звучали и другие мнения.
У всех разные потребности и возможности. Кто-то хочет часто причащаться. Кто-то причащается раз в год, и ему хватает. На мой взгляд, можно к чему-то призывать, но не надо заставлять человека менять традицию, к которой он привык, которая имеет место быть последние столетия, в которой он может по-христиански жить и духовно совершенствоваться. Но также нельзя отказывать человеку, если он хочет причащаться каждую Литургию или каждое воскресенье. Ибо это соответствует евангельскому и апостольскому учению, многовековой практике Церкви, множеству правил, да и весь ход Литургии об этом говорит.
В общем, на мой взгляд, ломать не надо, заставлять не надо, запрещать не надо. Пусть сам человек (или вместе со своим духовным отцом) определит, как часто ему надо причащаться, пусть сам человек выбирает и отвечает за свой выбор, как и написано в Священном Писании.
Встает закономерный вопрос: как же быть с подготовкой к причастию? Ведь если готовиться так, как это было принято в последние годы (неделя поста и прочитать всю Псалтырь или монашеское правило каждый день), то при еженедельном причастии вся жизнь превратится в один сплошной пост и монашеские молитвы. Очевидно, что христиане, которые причащались ежедневно или даже по воскресеньям, они готовились не так. Они просто всегда старались жить обычной христианской жизнью (если говорить о внешнем — участие в богослужениях, ежедневная утренняя и вечерняя молитва, соблюдение установленных постов).
Кстати, у нас есть такая категория христиан, которые причащаются каждую Литургию без дополнительных постов, молитв и исповеди — это священнослужители (епископы, пресвитеры и диаконы). Это еще один важный вопрос, который тоже затрагивали на встрече — о различии священнослужителей и просто христиан в вопросе подготовки к причастию. Во встрече участвовали два священника (два о. Василия — наш гость и настоятель нашего храма) — они оба высказали мнение, что не должно быть различий в подготовке к причастию священнослужителей и мирян.
Некоторые участники встречи высказывали опасения, что разделение священнослужителей и мирян в подготовке к причастию может привести к разделению Церкви на тех, кто «ближе к Богу» и тех, кто «дальше от Бога», к разделению Церкви на учащую и учимую, как это произошло у католиков. А ведь Христос учил, что все мы братья, что один у нас Отец — небесный.
Святые отцы не разделяли священнослужителей и мирян в вопросе о причастии. Письмо Василия Великого, одобряющее ежедневное причастие, обращено к простой женщине (Письмо 89 (93). К Кесарии, жене патриция, о приобщении). Симеон Солунский пишет, что архиерей и просто христианин различаются только в служении, а причастие одинаково предназначено для всех верных («Причащаться следует всем верным. Это не является служением только архиерея, но его служение в том, чтобы священнодействовать это Всесвятое Тело Христово и Кровь, и всем верным давать их в причастие, ибо единственно для этого они и предназначены»).
Таким образом, не должно быть различий в подготовке к причастию между священнослужителями и остальными христианами. Но разница в подготовке вполне может зависеть от частоты причащения.
Если человек причащается раз в год или раз в несколько лет, то становится логичной усиленная подготовка: строгий недельный пост, усиленная молитва и исповедь. Можно сравнить с тем, что человек долгое время совершает продолжительный путь, и только раз в несколько недель или месяцев имеет возможность остановиться в доме со всеми удобствами — на такой остановке, прежде чем приступить к трапезе, он воспользуется всеми возможностями, чтобы хорошенько отмыться, очиститься, оттереться, отпариться в бане.
А если человек причащается каждое воскресенье или ежедневно, то он похож на путника, у которого есть возможность каждую ночь или каждую неделю останавливаться в доме, где ему достаточно будет только умыться и принять душ — и после этого можно садиться за стол.
При еженедельном или ежедневном причастии вполне можно обойтись обычной христианской жизнью, без дополнительных постов и молитв — готовиться так же, как сейчас готовятся диаконы, пресвитеры и епископы. При этом добровольные дополнительные пост и молитвы по желанию могут быть.
P. S.: говоря о подготовке к причастию, хочется задать вот какой вопрос: причастие — это награда за праведную жизнь и какие-то подвиги и подается только достойным? Или это помощь кающемуся грешнику? Можно ли вообще стать достойным причастия, достойным того, чтобы причаститься Исусу Христу, принять Его в свою жизнь? Христос пришел, чтобы наградить праведников или чтобы спасти грешников?
В заключение, как иллюстрацию отношения к причастию в XVI веке на Руси, хочется привести слова преподобного Геннадия Костромского († 1565), чью память мы скоро будем праздновать: «Святыни Божией не отлучайтесь: если монах шесть недель Святых Таин не причастится, то он не монах».
Автор: Михаил Терентьев
Источник: mihail-te.livejournal.com
Комментариев пока нет