29 декабря 2021 года РПЦ приняла в свой состав около 100 священников из восьми стран Африки и нацелилась на христианское просвещение этого континента. Африканская миссия занимает умы и крупнейшего старообрядческого согласия — РПСЦ, которая открыла свой приход в г. Кампала (Уганда). Вместе с тем наблюдатели отмечают, что геополитическое головокружение от миссионерских успехов может заставить не обращать внимание на проблемы собственной паствы.
Новая экклесиология
Синод Русской Православной Церкви, собравшийся 29 декабря 2021 года, постановил образовать на африканском континенте собственный экзархат — зарубежное представительство за пределами своей канонической территории. По официальным заявлениям это было сделано для церковного окормления христиан Африки. Созданы две епархии — Северо- и Южно-Африканская. Помимо этого РПЦ приняла в свой состав около 100 священников из восьми стран Африки. Где именно служат эти клирики и каков их статус пока доподлинно неизвестно. Северо-Африканская епархия включает в себя 31 страну (от Марокко и Египта до Центральноафриканской Республики и Южного Судана), а Южно-Африканская — 23 страны (среди них ЮАР, Мадагаскар, Ангола, Замбия и другие). До этого времени, экклезиология РПЦ заключалась в том, что никакие Церкви не имеют право вести церковно-иерархическую и миссионерскую деятельность на территориях братских церковных областей. В XX веке под это правило попадало 15 церквей так называемого Вселенского православия.
Это касалось Католической церкви, которая в этот период именовалась церковью-сестрой. Московская Патриархия неоднократно указывала на дружеские отношения с Ватиканом, однако болезненно реагировала на его действия в области церковной унии и открытия униатских приходов на территории РПЦ. Так, еще в 2005 году Патриарх Алексий II (Редигер) недвусмысленно обозначал красную линию:
«Сотрудничество с Римско-Католической Церковью должно протекать, исключая все формы прозелитизма, которые осуществлялись в последнее время».
Похожее правило действовало и в отношении клириков «мирового православия». В РПЦ их принимали только после получения отпускной грамоты со стороны церковных властей.
Надо отметить, что эти аргументы «канонических территорий» и «отпускных грамот» новообрядческие миссионеры часто использовали и в антистарообрядческой полемике. Так, митрополит Амвросий (Попович) (восстановивший старообрядческую Белокриницкую иерархию – прим. ред.) обвинялся в том, что перешел к старообрядцам без разрешения Константинопольского патриарха и священнодействовал на чужой территории. Московский митрополит Филарет Дроздов (1783–1867 гг.), например, расценивал отсутствие отпускной грамоты как измену присяге и требовал уголовного преследования таких священнослужителей, что и было закреплено в Российском законодательстве в 1827–28 годах.
Однако, этот принцип был нарушен самой РПЦ, когда 7 октября 2019 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросу присоединения приходов Русской Архиепископии в Париже. Священнослужители Парижской Архиепископии перешли в Московский Патриархат без канонического свидетельства в виде отпускных грамот от Константинопольского патриархата, которому ранее подчинялись.
Эти события прокомментировал известный старообрядческий священник Глеб Бобков:
«Синодальная Церковь многие десятилетия вещала, что нельзя было принимать митрополита Амвросия без отпускной грамоты. И что нельзя принимать беглых священников от Синодальной Церкви без отпускной грамоты — и тут они сами принимают группу клириков без отпускных грамот. Синод РПЦ МП данным решением перечеркнул все многолетние увещания своих миссионеров!»
Этот эпизод также прокомментировал глава Всемирного Союза староверов Л. М. Севастьянов:
«Деяния Синода Русской Церкви 7 октября сего года показывают, что такая грамота не всегда необходима, главное — консенсус принимающей церкви. Таким образом, последний вопрос к Белокриницкой иерархии отпал сам собой».
Принятие же африканских приходов в лоно РПЦ показало, что случай с Парижской Архиепископией — это не отдельный казус, а уже устойчивая церковно-каноническая тенденция.
Африканские территории не были ничьими: православное население Африки входит в зону юрисдикции «братской церкви» Александрийской патриархии. У этой церкви на Африканском континенте 29 епархий и шесть монастырей.
Подобную ситуацию, по старым принципам, нельзя назвать иначе, как церковное вторжение.
Именно так, например, в РПЦ рассуждали, когда Константинопольский патриархат 22 февраля 1996 установил свою юрисдикцию над частью приходов Эстонии, поддержав создание автономной православной церкви (Эстонской Митрополии).
30 января 2022 года первая, после создания патриаршего экзархата РПЦ МП в Африке, литургия была отслужена священниками Кении на языке суахили. Об этом сообщила «Российская газета». В храме святого великомученика Пантелеимона селения Эбуаянгу собрались 24 африканских священника Русской Православной Церкви из районов Какамега и Вихига. Вместе с иереем Георгием Максимовым ими была соборно отслужена литургия на новом антиминсе Русской Православной Церкви. Очевидцы утверждают, что священникам, перешедшим из Александрийской в Русскую православную церковь, сейчас не всегда есть где служить литургию, но экзархат будет сначала арендовать храмы (так же, как арендует часть храмов и Александрийский патриархат — прим. ред.), а потом и строить новые. Митрополит отметил, что в Александрийской церкви остались богослужебные сосуды и антиминсы.
В обоснование своего решения РПЦ прямо говорит, что оно стало следствием того, что Александрийский патриарх признал Православную церковь Украины (ПЦУ), созданную в январе 2019 года, поэтому Московская патриархия имеет право открывать свои приходы на территории этого континента. Митрополит Илларион в интервью программе «Церковь и мир» заявил: «Мы не можем теперь отказать клирикам Александрийского патриархата, которые не хотят мириться с его антиканоническими действиями».
Александрийский патриарх Феодор II уже призвал Вселенского патриарха Варфоломея созвать Собор древних восточных церквей и осудить патриарха Кирилла и Синод РПЦ в целом.
Недорогое православие
Подлинная причина, по которой Московская Патриархия начала активную прозелитическую деятельность на африканском континенте, очевидна. Это желание показать «кузькину мать» Константинопольскому, Александрийскому патриархату, а также другим Церквам так называемого вселенского православия, которые признали автокефалию Украинской Православной Церкви. Заодно предупредить всех колеблющихся.
Создать в Африке экзархат или открыть новый независимый приход вовсе не сложно. Александрийский патриархат и вообще африканские христианские деноминации имеют рыхлую структуру без жесткой вертикали власти. Религиозное законодательство многих территорий не предполагает жесткую привязку общин к религиозным центрам.
Не так важен вопрос и церковной недвижимости. В России, например, чтобы построить храмовое здание необходимы десятки разрешений от властей и централизованных религиозных организаций, а также крупные суммы на строительство капитального здания с проведением всего комплекса коммуникаций.
В Африке достаточно построить вагончик из фанеры, и вот тебе храм.
За отопление и канализацию платить не надо. Все общины достаточно бедные и, как показывает опыт, для их поддержания достаточно совсем небольших финансовых пожертвований со стороны потенциальных благотворителей. Это выгодно отличает ситуацию от греческого Афона. В его монастыри российские православные предприниматели вложили десятки миллиардов, а какой-либо лояльности по отношению к российским церковно-политическим интересам добиться так и не смогли. Положение упрощается еще и тем, что многие африканские священнослужители избираются в своей местности и зависят от своих прихожан несравненно в большей степени, нежели чем от далеких епископов. Также в африканских общинах традиционно сильны разного рода антиэкуменические настроения. Многие приходы, разорвав отношения с Александрийским патриархатом, находятся в «свободном плавании» или присоединяются к так называемым старостильникам.
В любом случае, альтернативная церковная деятельность в Африке имеет несравнимо более осязаемые перспективы, чем подобные инициативы в той же Греции, Израиле или Турции.
Это показывает пока неудачный опыт заигрывания Русской Православной Церкви с Турецкой Православной Церковью (альтернативная миноритарная конфессия в Турции — прим. ред) или открытие приходов самой Московской Патриархии там же.
Представители политического православия поддерживают и эти попытки. Религиовед Роман Силантьев заявил, что проведение служб священниками РПЦ в Турции стало ожидаемой реакцией на действия Константинополя:
«Соотношение верующих не в пользу Константинополя: я полагаю, как минимум 4 к 1, в русские приходы пойдут представители другие православных народов».
Но дело тут не в количестве прихожан и народов, а в том, что правительства этих государств, в отличие от африканских стран, гораздо более ревностно относятся к попыткам любого религиозного вторжения на свою территорию и тем более строительства альтернативных структур.
Старообрядческое направление
Интересная ситуация сложилась с христианской общиной Уганды, нашедшей свое пристанище в юрисдикции Русской Православной старообрядческой Церкви, когда в 2013 г. в сущем сане в состав Русской Православной старообрядческой Церкви были принят угандийский священник, протоиерей Иоаким Киимба, являвшийся ранее священником Александрийской Православной Церкви.
На этот раз причиной события стали экуменические устремления Александрийского Патриархата. Община во имя свв. Киприана и Иустины в составе группы угандийских приходов вышла из его подчинения в 1991 г. и вошла в состав греческой старостильной юрисдикции, известной как «Священный Синод противостоящих истинно православных христиан Греции».
Однако, и у старостильников не все удовлетворяло угандийскую общину. В 2012 г. начались активные переговоры ее настоятеля протоиерея Иоакима Киимбы с представителями Московской митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви на предмет принятия угандийской общины в лоно старообрядческой Церкви.
Иоаким Киимба не понаслышке знал о старообрядчестве, поскольку духовное образование в свое время получил в России, в Санкт-Петербургской академии РПЦ.
Искренне желая удовлетворить желание угандийских верующих принять старообрядчество, в феврале 2013 г. делегация РПСЦ посетила Уганду. В состав делегации вошли авторитетные клирики РПСЦ — протоиерей Леонтий Пименов и иереи Никола Бобков и Алексей Лопатин, которые ознакомились с жизнью общины протоиерея Иоакима Киимбы. О своих впечатлениях участники поездки доложили Совету Митрополии.
22 мая 2013 г. о. Иоаким Киимба вместе с супругой были присоединены к РПСЦ. Чинопоследование было совершено в Никольском храме Тверской старообрядческой общины г. Москвы и включало в себя обряд миропомазания и отречение от ересей. После присоединения о. Иоаким Киимба стал первым старообрядческим священником в Африке. Однако пастырство его длилось недолго. В мае 2015 г. протоиерей Иоаким Киимба скончался от онкологического заболевания.
На замену ему угандийский кандидат Иоаким Валусимби 11 сентября 2015 г. был рукоположен в священный сан диакона митрополитом Корнилием (Титовым), а уже 20 сентября того же года состоялась и его пресвитерская хиротония.
Надо отметить, что в африканском проекте РПСЦ большую роль сыграло посольство России и в Уганде, и вообще Министерство Иностранных дел РФ. Без их помощи создание старообрядческого африканского прихода было бы невозможным.
В отличие от конфликта между Московским и Александрийским патриархатом, никакого противостояния между РПСЦ и новообрядческими деноминациями Африки не было.
Как поясняют очевидцы, главным инициатором присоединения этой общины стал влиятельный священник РПСЦ Леонтий Пименов, лично проявивший заинтересованность и активное участие в этом процессе.
Африканский соблазн?
И Русская Православная Церковь и Русская Православная старообрядческая Церковь заявляют практические одни и те же цели открытия приходов в Африке: окормление тамошних христиан; «проповедь Евангелия по всей вселенной».
Понимая, что в Африке уже и так существуют христианские Церкви, РПЦ и РПСЦ своими действиями заявляют, что не признают их православность или, как минимум, каноническую полноценность. Если для старообрядческой Церкви отношение к инославным конфессиями как к еретическим является нормой, то для современной Московской Патриархии это недавнее новшество, которому еще предстоит процесс становления и осмысления.
Обе российские религиозные организации рассматривают свою миссию в Африке как большой проповеднический успех. На этом фоне у многих наблюдателей возникает закономерный вопрос:
«А все ли в порядке у этих религиозных объединений в самой России? Все ли церковные, пастырские, социальные и общественные проблемы решены на их канонической территории?»
Россия входит в первую тройку государств с самыми высокими показателями самоубийств на душу населения. По числу суицидов среди мужчин и вовсе является мировым лидером. Во многом потому, что россияне-мужчины убивают себя почти в семь раз чаще, чем женщины.
По числу самоубийств на душу населения Россия превышает среднемировые показатели в 2,5 раза (26,5 случая на 100 тысяч человек — против 10,5). Выше — только у Лесото и Гайаны (28,9 и 30,2 соответственно).
Ежегодное число абортов в России превышает 1 млн. В 2013 году еще до экономического кризиса 2014-2016 годов наша страны вышла на первое место по количеству абортов на тысячу родившихся. По этому показателю она тогда в два раза оторвалась от Румынии и Украины. Сегодня количество абортов несколько уменьшилось, однако, мы, по-прежнему, в числе лидеров этого трагического явления.
Россия остается одним их лидеров по разводам. Распадается 51% браков. Большинство участвующих в опросах ВЦИОМ называют причиной разводов плохое материальное состояние большинства жителей.
Естественная убыль населения в 2021 году впервые в современной истории России превысила 1 млн. человек, что следует из данных Росстата. Больше 500 000 смертей пришлось на россиян с диагностированным коронавирусом, что в 3,2 превышает показатель 2020 года. Это следует из опубликованных на днях данных Росстата. Общее число умерших в России по разным причинам с января по декабрь 2021 года составило 2,4 млн человек. Это на 15% больше, чем в 2020 году.
В прошлом году стало известно о масштабе пыток, применяющихся в российской федеральной системе исполнения наказаний. В российских и мировых СМИ опубликованы тысячи видеозаписей, фотографий и документов, касающихся пыток и изнасилований в тюрьмах и СИЗО Саратовской, Владимирской и Иркутской областей. Даже Государственная дума отреагировала на эти события. В феврале парламент примет в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ». Документом предлагается многократно усилить ответственность за пытки, проводимые представителями власти с целью принуждения к даче показаний или запугивания. Вместо трех лет лишения свободы виновнику будет грозить до 12 лет, а само преступление будет переведено в разряд особо тяжких.
Однако, духовные лидеры российских конфессий и эту тему обошли молчанием, несмотря на все свои парадные заявления о «сбережении народа». А между тем, еще в 1997 году, в свою бытность митрополитом Смоленским, нынешний предстоятель РПЦ патриарх Кирилл указывал:
«Важно, чтобы у Церкви была такая свобода, чтобы она давала Ей возможность в первую очередь говорить правду своему народу, включая власть имущих. Это не будет оппозицией политической, но это будет неким голосом совести, который всё-таки должен звучать в нашем обществе». (1997 год, интервью телепрограмме «Час пик»).
Складывается впечатление, что для некоторых религиозных объединений имиджевые достижения, связанные с открытием того или иного зарубежного прихода важнее, чем проблемы собственно российской паствы.
В XVII веке «греческий соблазн» заставил российские церковные и светские элиты принести внутриполитические жертвы в угоду геополитическим «свершениям». Не повторится ли вновь эта история с новыми зарубежными соблазнами, включая и африканский?
Автор: С. Ковалев
Подобных проблем — вагон и маленькая тележка. Общественных религиозных, политических… Просто показать их — не ново. Надо всё-таки присовокупить и тот путь решения проблем, который видит автор. Пусть он будет наивный, может даже неисполнимый, но это будет хоть что-то. А так — прочитал, как будто грязи наелся.
Хорошо. Проблема обозначена. Хотя до журналистских стандартов далековато. Что делать-то? Ходить и людей из петель вынимать или солому под каждым домом стелить?