На нашем сайте мы неоднократно рассказывали, что понятие «Киевская Русь» не историческое, а историографическое, то есть возникшее в трудах историков сравнительно недавно, под влиянием политического заказа «назначить» Киев столицей древней Руси, чего на самом деле не было. Сегодня мы продолжаем рассказ о подлинной истории Руси, представленной на страницах «Русского Летописца».
Впервые словосочетание «Киевская Русь» появилось в середине XIX века в статьях малороссийского филолога и ботаника М. А. Максимовича (1804-1873). Он не был историком, зато сочинял разные стихи и басни в «романтической украинском стиле». Термин «Киевская Русь» не был популярен в дореволюционной историографии и стал раскручиваться только в советское время, особенно при И. Сталине, во время политики так называемой «коренизации». Апогея эта история достигла при генеральном секретаре Коммунистической Партии Советского союза Л. Брежневе, который захотел широко и помпезно отметить 1500-летие Киева, нелепую, ни на чем не основанную дату.
Официальные исследователи, в попытках возвеличить Киев, обычно ссылаются на летопись «Повесть временных лет», где город был назван не только столицей, но и «матерью городов русских». Однако мы провели расследование происхождения этой рукописи, и оказалось, что древность ее сомнительна, на самом деле она появилась из кружка киевских книжников на рубеже XVII-XVIII веков, которые долго занимались фабрикацией всяких подделок, включая антистарообрядческое сочинение вымышленного киевского собора «На Мартина Армянина еретика». Об этом рассказано в статье «Откуда взялась „Повесть временных лет“».
Вместе с тем, на Руси была известна совсем другая летопись — «Русский Летописец». «Русский Летописец» дошел до нашего времени в значительном числе списков. «Русский Летописец» дошел до нашего времени в значительном числе списков. Подробно значение этой важнейшей рукописи мы разобрали в статье-исследовании «О Русском Летописце».
Главы ПВЛ и «Русского Летописца» подробно изучены в наших статьях: «О „Русском Летописце“» «„Повесть временных лет“ и „Русский Летописец“», «ПВЛ и „Русский Летописец“ о новгородцах, Александре Македонском и Андрее Первозванном», «Словенск и Рус», «„Русский Летописец“ и ПВЛ — о народах Руси» и других.
Там указано, что в «Русском Летописце» больше фактов по истории древних русских городов и, прежде всего, Новгорода. Автор «Повести временных лет» наоборот опускает все эти важные факты древнерусской истории и истории народов, населявших территорию нашей Родины. Ознакомившись с этими статьями, легко разобраться, сколько недоказанных, тенденциозных и фальшивых фактов находится в ПВЛ и оттуда перетекли уже в официальную российскую историческую науку.
Наш сайт продолжает непосредственную публикацию «Русского Летописца» в переводе на современный русский язык. «Русский летописец» — это не рядовая летопись, не обычный текст, написанный или составленный неизвестным персонажами. Это важнейший и статусный документ, признанный в среде русских князей, бояр и церковных архипастырей. Можно сказать, что «Русский Летописец» отражает взгляд на историю Руси, распространенный в среде русской знати XVII века. Это официальное представление образованной части русского общества о древней русской истории, существовавшее в нашей стране еще до создания романовской версии истории, включая концепцию «Киевской Руси».
В первой части «Русского Летописца» опубликовано подробное повествование о братьях Словене и Русе и основании ими города Словенск.
Во второй части «Русского Летописца» мы рассказали о князьях Великосане, Асане и Авехасане и грамоте к ним Александра Македонского, в которой он признал территории славянских земель, однако возбранил братьям совершать военные набеги на соседние территории. Также будет рассказано о битве славян с греками на некоем месте, где в будущем был основан Влахернский монастырь. Надо отметить, что современным туристам, приезжающим в Турцию, в Стамбул, часто показывают якобы Влахернский монастырь. Но это совсем не тот Влахернский монастырь, который был в древности. Это абсолютно новые постройки ХIХ — ХХ веков. Подлинный Влахернский монастырь, как считается, полностью сгорел уже в 1434 году.
Где же на самом деле находился подлинный Влахернский монастырь пока неизвестно. Также в этой части было рассказано о призвании на княжение Рюрика.
Последняя, опубликованная нами третья часть «Летописца» была посвящена князьям Олегу, Игорю и основанию Москвы. Также там рассказано о трагической судьбе князя Игоря, который были убит древлянами около града Коростены, близ Старой Русы. Там же он и был погребен.
Сегодня мы начинаем рассказ о его супруге, известной на Руси как святая равноапостольная княгиня Ольга.
О посланниках Древлян к Олге
И послали Древляне в ладье 20 человек избранных мужей за блаженной Олгой. Олга же узнала об их приходе и о убийстве самодержца, и восплакала сильно о Игоре, и много плакала. И никто не мог успокоить великий плач ея, и все люди плакали с нею.
И едва перестала плакать, начала она помалу укрепляться и, забыв женскую немощь, прониклась мужеством и стала думать, как отомстить за кровь мужа своего и как казнить убийц.
И повелела призвать к себе мужей, пришедших от Древлян, и преухищренно обратилась к ним так: «Добре пришли ко мне, о мужи! Говорите же, с чем пришли». Они же сказали: «Пришли мы, о госпоже, с таким делом. Деревская земля послала нас возвестить тебе, что князь твой, отягчая нас данью, все был недоволен, и потому был убит. А наши князья хороши, и ты пойди за нашего князя Мала». Олга же отвечала им: «Любезны мне суть слова ваша, ибо никто не может воскресить мертвого, и я не могу мужа своего, господствовавшего над вами, которого вы убили, воскресить. Ныне же идите в ладью свою. А утром, когда пошлю за вами, то с гордостью скажите посланным от меня: „Мы пеши не пойдем и на коней не сядем. Несите нас на головах ваших вместе с ладьею“. И в том, что понесут вас, будет вам от меня пред людьми великая честь».
Они же, послушав ея, пошли в ладью свою. И заутра послала она за ними. Древляне же гордо сидели в ладье и говорили, как были научены Олгою, и велели нести себя в ладье на головах. Киевские же люди насмехались над безумием их и, как бы повинуясь им, говорили: «Нет у нас князя, а княгиню берете вы замуж за вашего князя, и не можем мы ныне поступать по воле нашей». И подняли их над головой вместе с ладьею, и принесли на теремной двор вне града Киева. Олга же смотрела на это из терема. Киевляне же бросили их живых в приготовленную яму со словами: «Угодна ли вам честь сия?» Они же, поверженные, кричали: «О, горе нам! Хоть и убили мы Игоря, а блага не приобрели. Вместо этого гораздо худшее зло справедливо постигло нас по делам нашим». И так были они засыпаны заживо.
Сразу после того послала Олга к древлянам со словами: «Если и вправду хотите взять меня замуж за князя вашего, то еще пришлите нарочитых людей, чтобы прибыла я к вам с великой честью и чтобы не смогли удержать меня люди киевские». Древляне тогда снова послали избранных людей 500 человек, из числа главных начальников Деревской земли, которые и прибыли в Киев. Олга же повелела им, вымывшись в бане, предстать перед ней; баня же была приготовлена. И вошли в нее Древляне, чтобы помыться. И заперли их там, и сожгли.
О приходе Ольги в Древлянскую землю
И снова послала она к древлянам со словами: «Вот, уже еду к вам, приготовьте же меды многие возле того города, где убили мужа моего, да поплачусь над гробом его и тризны сотворю ему». Они приготовили очень многие меды. Олга же, придя ко гробу Игореву, плакалась над ним плачем великим.
И сказала Олга: «И чего добьемся мы ныне, если спустим господоубийцам и врагам, ненавидящим власть государеву над собою? Посему да примут месть, и да прекратится дерзость и злой умысел на самодержавных в Рустей земле. Чтобы и прочие не научились убивать государей на Руси, но со страхом повиновались бы державе и величию царства Руских начальников». И иные многие плачевные слова говорила, и повелела насыпать могилу над Игорем и тризны творить по нехристианским обычаям. А потом Древляне начали пить, а Олга повелела отрокам своим пить с ними и прислуживать им, но самим не напиваться. Древляне же спросили: «Где дружина наша, которую послали мы за тобою?» И отвечала Олга: «За мною едут с боярами моими». И когда упились Древляне, тогда отошла она от них. И по ея повелению воины посекли 5000 Древлян. И возвратилась она в Киев.
И вновь Олга собрала множество храбрых воинов и пошла с сыном своим великим князем Святославом на Деревскую землю. Они же вышли против нее на бой, и были побеждены, и побежали, и затворились в городах своих. И не нашли там избавления, поскольку все города их были взяты Святославом.
Сама же Олга устремилась на город Коростень и обступила его. Древляне же бились крепко, не желая сдаваться, поскольку они были Игоревы убийцы. И стояла Олга под городом все лето, и не могла взять его. И послала к горожанам послание со словами: «Все города предались мне, и дань платят, и нивы свои возделывают. Вы же от голода хотите умереть, не желая повиноваться и платить дань».
Древляне же сказали: «Рады бы были платить дань, но боимся отмщения». Сказала же им Олга: «Месть уже воздала вам. Ныне же изнеможения ради вашего не отягчаю вас дань, как князь супруг мой. Знаю, что нет у вас ныне меда бортного, поэтому вместо обычной скудную дань возьму у вас, по тому, что имеете: дайте мне от двора по три голубя и по три воробья». Они же обрадовались и, собрав по всему городу голубей и воробьев, послали ей с поклоном. Она же, приняв их, сказала: «Вот, покорились вы мне и сыну моему, возвращайтесь в город, а я сегодня-завтра отступлю от города».
И все, бывшие в городе, услышав это, возрадовались. Олга же раздала птицы этих воинам своим и повелела к каждой птице привязать тряпки, пропитанные серой, и поджечь. И вечером, когда стало смеркаться, повелела пустить голубей и воробьев с огнем. И прилетели они в гнезда свои, и загорелся весь город. Люди же не смогли погасить пламя и побежали из города. И повелела Олга хватать их и убивать; некоторых же воинам своим отдала в рабство, а других оставила, чтобы платили дань. И всю Деревскую землю захватила, и дань тяжкую возложила на них.
И снова возвратилась в Киев великая княгиня Олга с сыном своим Святославам.
Больше всего она думала о душе своей, старалась пребывать в чистоте и целомудрии. Знай же о желании ея приобщиться к вере в истинного Бога, а кумиры она возненавидела и весьма гнушалась их.
Спустя немного времени сын ея, великий князь Святослав, пошел войной на Болгар, и по всему Дунаю, и взял 80 городов; самодержествовал, живя в Болгарии в городе Переславце. В Киеве же правила мать его, великая княгиня Олга, и сыновья его Ярополк, Олг и Владимер. Великая же княгиня Олга очень хотела креститься во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Но здесь об этом умолчим, поскольку будет сказано ниже.
Продолжение следует
Комментариев пока нет