В воскресенье, 17 октября, в Рогожской слободе состоится празднование 250-летия духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви.
Местность, на которой расположено современное Рогожское кладбище, издревле почиталась священной. Здесь, рядом с деревней Новоандроновкой, были казнены и захоронены первые московские мученики, пострадавшие за древлеправославную веру в XVII веке. Во время чумы 1771 года, в благодарность за помощь, оказанную во время ликвидации морового поветрия, 25 марта (по старому стилю) Екатерина II даровала эту местность, площадью 24 десятины, под организацию кладбища для погребения старообрядцев, умерших от чумы, и строительство богоугодных заведений.
С тех пор за Рогожской заставой стали хоронить священников, попечителей и прихожан-поповцев московских старообрядческих общин. С разрешения императрицы здесь были выстроены один за другим два старообрядческих храма (летний и зимний), богаделенный дом, и постепенно образовался целый поселок, огороженный высоким забором. Население его составляли старообрядцы, приемлющие священство, среди которых было немало богатых промышленников и купцов. Богослужение в рогожских храмах совершалось священниками, присоединившимися к старообрядчеству от господствующей церкви.
Сперва была построена небольшая деревянная часовня. Через пять лет она была заменена обширной каменной во имя Николы Чудотворца. В 1790 году рядом с ней была построена огромная холодная часовня Покрова Пресвятой Богородицы, едва ли не самая обширная из всех московских церквей. В начале XIX века было построено самое новое храмовое сооружение кладбища — обширная зимняя каменная часовня во имя Рождества Христова [1]. В этой часовне собирались Большие церковные Соборы. На них съезжалось духовенство древлеправославной Церкви, представители монастырей, делегаты от иногородних общин, попечители. Именно в этой часовне в 1832 году состоялся знаменитый Собор древлеправославной Церкви, постановивший восстановить трехчинную иерархию и организовать зарубежную архиерейскую кафедру.
В первой половине XIX века на территории Рогожского находилось целых пять женских монастырей, действовали домовые школы для детей.
Но благоденствие Рогожского старообрядческого центра длилось недолго. Серьезные утеснительные меры против старообрядцев начались в двадцатые годы XIX века, практически одновременно с воцарением Николая I (Романова). Было запрещено строительство новых храмов, а в 1827 году вышло распоряжение царя, запрещающее старообрядцам принимать новых священников. В 1848 году митрополит синодальной церкви Филарет (Дроздов) предложил программу «репрессалий», которые должны были послужить переходу Рогожского кладбища в так называемую православную унию или единоверие [2].
Повод для гонений представился после упокоения последнего настоятеля Рогожского о. Иоанна Ястребова, служение которого было разрешено властями. К синодальным властям обратился бывший старообрядец, купец Владимир Сапелкин и еще несколько человек. 17 сентября 1854 года они подали митрополиту Филарету прошение с просьбой присоединить их к господствующей Церкви, и передать один из храмов Рогожского кладбища единоверцам. Филарет «немедленно сделал распоряжение о скорейшем удовлетворении означенной их просьбы» [3]. Через неделю в руках полутора десятка единоверцев оказался Никольский храм.
Новыми гонениями омрачилось начало царствования императора Александра II. По настоянию иерархов синодальной церкви он постановил запечатать алтари рогожских храмов, принадлежащих старообрядцам. Рассмотрев 12 июня 1856 года протоколы заседания секретного комитета «по делам раскола», он постановил: «Исполнить… так как на Рогожском кладбище священников нет и не должны быть допускаемы, если не присоединятся к православию и единоверию, то и алтари для службы не нужны» [4].
7 июля 1856 года на территорию Рогожского кладбища в сопровождении жандармов явились чиновники, которые закрыли на замки и опечатали алтари храмов. Отныне богослужения на Рогожском на протяжении почти 50 лет проходили мирским чином.
Только 7 ноября 1903 года уполномоченные от съезда старообрядцев белокриницкого согласия смогли подать императору Николаю II личное прошение о распечатании алтарей Рогожского кладбища. Государь откликнулся на него и, наконец, созвал совещание, посвященное проблемам старообрядчества, на котором были обсуждены все вопросы, поднятые в этом прошении. К началу марта 1905 года Комитет министров подготовил проект нового закона, так называемого «Указа о веротерпимости», в котором учитывались пожелания старообрядцев, и передал его на утверждение монарху. 16 апреля, за день до официального оглашения Указа, Николай II отправил московскому генерал-губернатору телеграмму, в которой приказал немедленно распечатать алтари и разрешить богослужения во всех храмах духовного центра древлеправославной Церкви: «Повелеваю в сегодняшний день наступающего светлого праздника распечатать алтари старообрядческих часовен московского Рогожского кладбища и предоставить впредь состоящим при них старообрядческим настоятелям совершать в них церковные службы. Да послужит это столь желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони преданным своей непоколебимой преданностью престолу» [5].
После распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища в апреле 1905 г., в ознаменование дарования религиозных свобод, Совет Попечителей общины Рогожского кладбища принял решение о строительстве храма-памятника о даровании духовных свобод старообрядцам.
Строительство храма-колокольни было завершено в 1913 г., а 18 августа было совершено ее освящение во имя Воскресения Христова.
Одним из знаменательных событий этого периода было открытие на Рогожском 10 сентября 1912 года Московского старообрядческого института (МСИ). Институт готовил учителей и законоучителей для старообрядцев. Он числился частным учебным заведением первого разряда [6].
С приходом советской власти все здания Рогожского были национализированы и, за исключением Покровского собора, переданы в пользование государства.
За годы советской власти внешний облик старинного старообрядческого центра сильно изменился. Само кладбище было передано в ведение московских властей. С территории некрополя были вывезены многие гранитные и мраморные памятники, которые впоследствии использовались на строительстве метрополитена. В этот период были утеряны старинные фамильные захоронения, а на их месте появились новые, не имеющие отношения к старообрядчеству. Примерно в 70-е годы XX века были закопаны Рогожские пруды, комплекс естественных водоемов с проточной водой, уничтожена часовня «Иордань» в центре прудов. На месте прудов был построен стадион.
Часть зданий (преимущественно двухэтажные деревянные постройки) была уничтожена, другую часть государство использовало для своих нужд. Так, например, в здании Бугровской богадельни расположился детский приют, здание храма Рожества Христова долгое время служило складом, затем столовой.
Тем не менее, церковная жизнь на Рогожском продолжалась. Здесь, в 1988 году, на Освященном Соборе была учреждена Московская Митрополия (до этого момента старообрядческая церковь России и Советского Союза имела статус Архиепископии). Предстоятелем Церкви был избран владыка Алимпий (Гусев). На этом же Соборе было утверждено ныне привычное наименование религиозного объединения — Русская Православная старообрядческая Церковь.
В 1995 г. Правительство Москвы приняло решение о создании архитектурного заповедника на месте Рогожского кладбища и о поэтапной передаче исторических владений в пользование РПСЦ. Последнее здание было передано в 2002 г.
В 2005 году мэр г. Москва Ю. М. Лужков посетил Рогожское и, ознакомившись с положением дел, подписал постановление № 1213 о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожская слобода. За минувшие годы проведена реконструкция храмов духовного центра: Покровского собора, храма-колокольни Успения Пресвятыя Богородицы и храма Рожества Христова. Состоялась полная реконструкция дома причта (ныне Новые палаты), в котором размещаются зал Соборов и подразделения Московской Митрополии. Помимо этого проведено благоустройство территории, на которой восстановлены исторические пруды.
На территории Рогожского 16 лет действует Московское старообрядческое духовное училище. Училище было воссоздано в 2004 году по благословению митрополита Андриана (Четвергова). Сначала его назвали Московским духовным училищем (МДУ) при Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, через несколько лет в название вставили слово «старообрядческое» (МСДУ).
Важное значение в жизни Рогожского центра играет традиция широкого празднования недели свв. Жен-мироносиц. В эти дни в Москву приезжают христиане-старообрядцы со всей России. С каждым годом здесь все больше появляется молодежи. Особо торжественно отмечалась неделя свв. жен-мироносиц в 2005 году, когда старообрядцы всей России праздновали столетний юбилей дарования свободы вероисповедания и распечатания алтарей Рогожского кладбища.
Каждый год во время недели свв. Жен-мироносиц при поддержке правительства Москвы проводятся самые разные мероприятия: вечера духовных песнопений, экспозиции старообрядческих реликвий, выставки картин, старообрядческая ярмарка.
31 мая 2017 президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Рогожский административно-духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви. Визит президента на Рогожское начался с осмотра выставки «Сила духа и верность традиции», которая действует в храме Рожества Христова. После выставки в сопровождении митрополита Корнилия (Титова) Владимир Путин посетил Покровский кафедральный собор. Владыка провел краткую экскурсию по храму, рассказал об истории хранящихся здесь икон и утвари, а также о повседневной молитвенной жизни старообрядческой Церкви.
1 июня того же года Рогожское посетил мэр столицы РФ Сергей Семенович Собянин. Визит градоначальника совпал с семидесятым днем ангела предстоятеля Церкви митрополита Корнилия. Поздравить владыку прибыли архиереи и священство из разных приходов России и зарубежья, а также представители власти, деятели науки и искусства.
Источники и примечания:
[1] Рогожские храмы назывались часовнями, так как не имели в то время освященных алтарей.
[2] Единоверие — церковно-каноническое подразделение государственной российской Церкви в XIX — начале XX веков, в котором разрешалось употреблять старые обряды.
[3] Беликов В. Деятельность московского митрополита Филарета по отношению к расколу. Казань. 1895. С. 453.
[4] Беликов В. Указ. соч. С. 404.
[5] Старообрядческий вестник. 1905. № 5. Май С. 253
[6] РГБ ОР Ф.246. к.160. Ед.хр.2. Л.3.
Комментариев пока нет