Более 13 лет назад духовный центр старообрядцев, что на Рогожском, посетил тогдашний градоначальник Москвы Юрий Михайлович Лужков. Итогом его визита стала глобальная реставрация и реконструкция объектов историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода», итоги которой в наши дни может видеть любой желающий.
Однако сегодня мало кто помнит, что далеко не все рогожские прихожане были довольны начавшейся реставрацией и обвиняли Лужкова в «многоходовой» операции по передаче старообрядческих храмов Рогожского Московской Патриархии. Поскольку историческая память современного человека весьма коротка, мы публикуем два документа, связанные с визитом Ю. М. Лужкова на Рогожское и нестроениями, которые возникли в Рогожской общине в связи с этим событием.
Визит мэра Москвы Ю. М. Лужкова в духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви
Журнал «Вестник Митрополии» (публикуется в сокращении)
26 марта 2005 года мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков посетил духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви. Визит мэра столицы в духовный центр древлеправославия состоялся спустя 100 лет после исторического визита московского градоначальника Е. Н. Волкова, во время которого он и светлейший князь Дмитрий Голицын зачитали с амвона Храма Покрова Пресвятыя Богородицы долгожданный царский указ об открытии запечатанных алтарей. Тот исторический визит градоначальника был принят рогожанами и всем российским старообрядчеством со слезами и великой радостью. После того как князь Д. Голицын и градоначальник Е. Н. Волков сняли с алтарных дверей печати, они присутствовали на праздничном богослужении — полунощнице и литургии.
Нынешний визит мэра был посвящен современному состоянию архитектурного ансамбля духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви. Визит градоначальника на Рогожское был запланирован еще в начале марта, как итог первой встречи главы города и главы РПСЦ, которая состоялась в московской мэрии. Тогда же был обозначен круг предстоящих обсуждению вопросов: работы по благоустройству и организации дороги вокруг основного храма комплекса для прохождения крестного хода в период юбилейных торжеств, завершение разработки архитектурно-градостроительной концепции по реконструкции территории комплекса «Рогожская слобода», ускорение подготовки проекта распорядительного документа, посвященного передаче зданий и сооружений церковно-архитектурного ансамбля в безвозмездное и бессрочное пользование Московской Митрополии. В ходе подготовки к визиту мэра прошло около десятка совещаний разного уровня. Уточнялось состояние зданий, коммуникаций, прилегающих территорий, разного рода юридические вопросы. Участники консультаций пришли к выводу, что нынешнее состояние зданий и территорий архитектурного комплекса не соответствует современным нормам содержания подобных объектов.
7 февраля 1995 года распоряжением мэра Москвы Церкви были возвращены девять сохранившихся зданий ансамбля «Рогожская слобода» и два земельных участка общей площадью около десяти гектар. Среди них: сиротский дом, женские келлии, певчие палаты, Морозовская богадельня, дом причта, бани, богодельня Бугровых, гаражи. Предполагалось, что старообрядцы, в прошлом известные своей предпринимательской и церковной активностью, смогут сами заняться восстановлением духовного центра Церкви. Однако время показало, что ни организационных, ни финансовых возможностей, а главное — воли для этого не нашлось. За последние десять лет удалось привести в приемлемое состояние только здание бывшей поликлиники (Морозовские палаты). С другой стороны, практически полностью разрушилось здание Дома причта, в плачевном состоянии находится Сиротский дом. Главная святыня древней Рогожки — храм Рожества Христова используется как склад стройматериалов, а его алтарь как гараж для мотороллеров.
26 марта 2005 года в 12:30 мэр Москвы Юрий Лужков прибыл на территорию Рогожской слободы. Согласно древнерусскому обычаю встречи высокопоставленных лиц, митрополит Андриан (Четвергов) под колокольный звон вышел к градоначальнику. Поприветствовав Юрия Михайловича, он пригласил его к осмотру. Мэр и сопровождающие его руководители района, представители управы и специалисты осмотрели основные объекты Рогожского комплекса: храм Рожества Христова, храм Покрова Пресвятыя Богородицы, развалины Дома причта, стадион и заброшенные спортивные постройки, расположенные на месте бывших рогожских прудов. В ходе осмотра владыка Андриан и сотрудники аппарата митрополии дали соответствующие комментарии по истории, назначениию и современному состоянию тех или иных объектов. Примечательно, что еще в ходе этой своеобразной экскурсии мэр города указал на необходимость серьезного подхода к возрождению архитектурного комплекса духовного центра старообрядчества. Так, когда один из сопровождающих его чиновников предложил провести консервацию руин Дома причта, Юрий Михайлович справедливо отметил, что полумеры станут бессмысленной тратой средств.
«Необходимо полностью восстановить, возродить это здание», — заявил градоначальник.
После осмотра Покровского храма в трапезной Успенской церкви-колокольни состоялось совещание, посвященное проблемам возрождения Рогожской слободы. Перед участниками мероприятия выступили: главный архитектор Москвы А. В. Кузьмин, который отметил значимость Рогожского как церковно-архитектурного ансамбля в градостроительной концепции всей Москвы; управляющий делами Митрополии протоиерей Евгений Чунин, который остановился на проблемах и трудностях в вопросах возрождения ансамбля; префект Юго-Восточного округа столицы В. Б. Зотов, который поведал о возможных предложениях в части путей решения обозначенных проблем. Затем слово взял мэр Москвы Юрий Лужков. Он попросил присутствующих наметить более конкретную программу действий, озвучить цифры предполагаемых материальных затрат и сроки проведения тех или иных работ. Специалисты обозначили основные этапы предполагаемых работ и установили следующие задачи:
- Территорию бывшего стадиона в сезон 2005 года освободить от занимаемых строений, не используемых церковью.
- Учитывая предложения по восстановлению пруда, в кратчайшие сроки провести гидрологическое обследование территории ансамбля «Рогожская слобода».
- В качестве первоочередных работ провести инженерные обследования фундаментов здания «Дома причта» и выполнить проектную документацию по его восстановлению.
- Выполнить недостающую проектную документацию по восстановлению храма Рожества Христова с учетом завершения реставрационных работ в строительный сезон 2005–2006 года.
- Ликвидировать сквозной транспортный проезд через территорию комплекса Рогожская слобода;
- Обеспечить вывод частных гаражей с территории комплекса «Рогожская слобода».
- Возвести архитектурную ограду вокруг территории ансамбля.
По окончании делового совещания Юрию Михайловичу была преподнесена уникальная гравюра. На изображении, подготовленном специалистами информационно-издательского отдела Митрополии РПСЦ, изображена панорама архитектурного ансамбля «Рогожская слобода» в начале XX века. Перед отъездом Юрий Михайлович дал краткое интервью телевидению и прессе. Градоначальник поздравил христиан-старообрядцев с приближающимся столетним юбилеем установления свободы вероисповедания в России и распечатыванием алтарей храмов Рогожского кладбища. Мэр заявил, что посещение духовного центра российского древлеправославия произвело на него неизгладимое впечатление, и «старообрядческий кремль», как выразился Лужков, должен стать одним из самых привлекательных уголков столицы.
«Визит мэра в духовный центр старообрядчества стал знаковым явлением», — так оценивают произошедшее ведущие общественные и религиозные наблюдатели. Это событие стало признанием общественного статуса Русской Православной старообрядческой Церкви, ее культурных и исторических заслуг, признаком усиления ее духовного влияния. Аналитики уверены, что не последнюю роль в этих процессах сыграла современная позиция церковного священноначалия РПСЦ и лично Предстоятеля Церкви митрополита Андриана, а также новая информационная политика, направленная на установление открытых и доверительных отношений между Церковью и российским обществом. «Большое количество интервью, публикаций и материалов в СМИ, медленно, но верно рассеивают стереотипы о старообрядцах», — подчеркивают эксперты фонда «Политика и религия», «Из малоизвестной фольклорной группы старообрядческая Церковь сегодня превращается в объект устойчивого интереса и уважительного внимания. Если дело так пойдет и дальше, то уже через несколько лет можно будет говорить о появление серьезной духовной альтернативы».
Другие источники отмечают, что во время реализации проекта возрождения Рогожского максимальное внимание будет уделено координации действий муниципальных структур со специалистами старообрядческой Церкви. «Можно представить, что «рогожцы» возьмут на себя разработку художественного плана и определение тех областей, где староверы будут иметь безусловный приоритет, — пишет портал Кредо.ру, — можно предположить, что мэрия будет согласовывать все шаги с руководством РПСЦ».
Через несколько дней московский градоначальник Юрий Михайлович Лужков подписал первые документы, договоренность о которых была достигнута во время посещения духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви.
Комментарий от редакции «Русской веры»:
Однако далеко не все рогожские прихожане были довольны визитом мэра и процессом начавшейся реставрации. Среди членов общины и прихожан распространялись разного рода письма, проходили встречи и собрания, на которых мэр Москвы обвинялся ни много ни мало в попытке передачи старообрядческого архитектурного комплекса Русской Православной Церкви. На полном серьезе обсуждалась версия, что Лужков собрался отремонтировать объекты Рогожского «под ключ», чтобы затем передать их лично патриарху Алексию (Редигеру). Разоблачители этой «многоходовки» указывали и на другие «прегрешения». Говорилось, что во время визита Лужкова звонили колокола, а в храмы были допущены бритые мужчины.
Сегодня, спустя 13 лет, когда нет в живых ни патриарха Алексия, ни самого Юрия Михайловича, а возрожденные здания радуют и старообрядцев, и гостей Рогожского кладбища, эти обвинения кажутся нелепыми и смехотворными. Однако тогда, в 2005 году, они грозили перерасти в серьезные нестроения вокруг Рогожской общины. Эти подозрения и обвинения распространялись настолько активно, что им был посвящен ряд публикаций в церковных и светских изданиях. Одна из таких заметок была помещена в специальном выпуске интернет журнала «Церковные вести» от 6 апреля 2005 года, который издавала группа священнослужителей Русской Православной старообрядческой Церкви.
Посещение Мэра Москвы – комментарий
Интернет журнал «Церковные вести» от 6 апреля 2005 года
Посещение Московского мэра обнажило некоторые наши внутренние проблемы. Пришлось заметить: некоторых «радетелей о благочестии», в основном из недавних или молодых рогожан, прямо-таки возмущает, что старообрядческая Церковь стала тесно контактировать со светской властью. Кто-то считает, что Юрия Лужкова принимали со слишком большими почестями:
Почему это вдруг, когда Юрий Лужков встречался с нашим митрополитом, раздался колокольный звон?
Кого-то откровенно беспокоит «потаенная опасность» возможных последствий визита мэра Москвы:
Ведь неспроста Ю. М. Лужков обещает помощь? Наверное, хочет обхитрить нас? А потом что-нибудь этакое потребует взамен!
Так кто же кого собирается перехитрить? И какое скрытое «коварство» может заключаться в подобных массированных акциях финансовой и строительной помощи? — Когда в 1995 году Ю. М. Лужков «подарил» в пользование Церкви девять зданий и десять гектаров территории — он, конечно, тоже действовал «коварно и расчетливо». В самом деле: выселить с насиженных мест и разместить в центре Москвы десяток организаций, чтобы освободить и передать нам все эти объекты, а потом еще предложить помощь в сотни миллионов рублей на восстановление зданий «Рогожской слободы» и благоукрашение наших храмов — это, конечно, «большое коварство» и «тонкий расчет» с его стороны… Правда ведь? Или нет?
А, может, хитрит-то вовсе и не Юрий Лужков? Может, наоборот, это мы разучились воспринимать происходящие в жизни процессы просто и непосредственно? И пытаемся своим лукавым взглядом усмотреть коварство там, где его вовсе и нет? И невдомек некоторым из нашей братии, что «расчет» у известного градоначальника хотя и присутствует, но заключается этот расчет в том, чтобы привести еще один захламленный уголок московской земли в то состояние, когда и сами его обитатели, то есть мы, старообрядцы, будут довольны, и все остальные — окрестные жители и приезжие увидят благолепие этого архитектурного ансамбля. Вот тогда и мэр будет чувствовать удовлетворение от своей деятельности. Или нам уже непонятно и недоступно столь непосредственное объяснение чьих-то действий? И как бы нам теперь не перехитрить самих себя и не остаться снова у разбитого корыта, как это не раз было в прошедшие десятилетия!
Что же до колокольного звона. Видать, так редко бывают в наших храмах градоначальники, что многие уже и забыли, и отвыкли от того традиционного для христиан почтения к властям предержащим, которое заповедано нам самим Господом: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия… Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите». (1 послание Петра 2:13–17).
Раньше-то не то, что с колоколами — и с хлебом-солью, и с пением, а то и с Крестным ходом могли бы градоначальника встречать. А сегодня цедим сквозь зубы в адрес мэра разные нелепости и считаем, что это и есть благочестие! Короче: хотя это и удивительно, но факт: отрадное для всех событие вовсе не всеми рогожанами положительно воспринято. Так что вполне возможно, что объясняться придется еще и в дальнейшем. Таковы будни Рогожской жизни.
Лужков никогда не делал ничего без своего интереса. И Храм Христа Спасителя который при нем восстановили прямое тому подтверждение.
Государственному=народному интересу из последних правителей служил только Иосиф Виссарионович, погребенный в своих стоптанных ботинках («других у него не было»). О его преставлении плакал весь народ.
> Однако тогда, в 2005 году, они грозили перерасти в серьезные
> нестроения вокруг Рогожской общины. Эти подозрения и
> обвинения распространялись настолько активно, что им был
> посвящен ряд публикация в церковных и светских изданиях.
Спустя 15 лет ситуация с Рогожской общиной не сильно по-моему изменилась, судя по некоторой активности некоторых её участников. Может это просто традиция в общине такая, или других интересных событий в жизни общины нет, что приходится все время с кем-то воевать?
Не забыли!