Среди современных старообрядцев не существует единого взгляда на празднование гражданского Нового года, который отмечается 1 января. Среди части христиан распространено поверие, что гражданский Новый год — это один из самых нечестивых праздников, происхождение которого связано с самыми мрачными языческими обычаями. Другие считают, что бояться надо не современного григорианского Нового года, установленного Советской властью, а старого Нового года (ныне это 14 января), который был введен императором Петром I. Это объясняется тем, что Петр I был известным гонителем старообрядчества, рушителем и ниспровергателем русских традиций, а празднование своего Нового года сопровождал кощунственными обрядами и попойками. Есть христиане, стремящиеся публично манифестировать свое негативное отношение к новогодним празднествам и посещающие 1 января ночную службу с молебном мученику Внифантию. Этот новый обычай появился и получил распространение в последние 15 лет.
Большое число христиан не делает из этого праздника особого фетиша. Некоторые могут собраться за праздничным столом, не нарушая, однако, при этом постного устава. Другие обмениваются подарками. Третьи просто поздравляют знакомых с гражданским Новым годом. Не чураются праздников и некоторые старообрядческие священники. Они водят своих детей на новогодние карнавалы, устанавливают в предновогодние дни в квартирах и храмах рождественские елки.
В связи с наступающим гражданским Новым годом мы публикуем необычный документ — новогоднее поздравление предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви архиепископа Московского и всея Руси Никодима (Латышева), опубликованное в старообрядческом церковном календаре за 1976 год.
***
Благослови венец лета благости Твоея Господи
С Новым годом, с новым счастьем — приветствуя друг друга, восклицают друзья и знакомые при встрече в день наступления Нового года.
Человечество на протяжении веков, провожая уходящий старый год, вновь и вновь возлагает свои надежды на наступающий Новый год, от которого по-прежнему ждет непременного исполнения своих желаний, своего счастья.
С новым годом, с новым счастьем — повсеместно раздаются радостные восклицания.
Но новогоднее счастье во многом зависит от самого человека, его жизненного уклада, его поведения в семье, в обществе, от добросовестного исполнения человеческих и гражданских обязанностей и т. п.
Человек, исполняющий волю Божию, начертанную в Священном Писании и соблюдающий государственные законоположения, тем самым создает благоприятные условия для своего благоденственного пребывания на земле, для своего счастья.
Всемогущий Творец создал человека для радости, для разумной и творческой жизни, для мирного, созидательного труда, усовершенствования духовно-нравственных сил: «Будьте совершенны как совершен Отец ваш небесный», — говорит Христос, — и «имейте мир между собою» и будете сынами Бога Всевышнего.
Мир — это радость и счастье, это дар Божий: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», — завещал людям Христос. Мир в семье, в обществе, мир между народами — это и есть то благоволение в людях, о котором пели Ангелы в священную ночь рождения Спасителя Христа девятнадцать столетий тому назад. «Я больше другого люблю мир, — говорил Григорий Богослов, — заботливо храню его, когда он с нами, и самым деятельным усилием добиваюсь, когда он покидает нас».
Человечество на протяжении многих веков стремится к созиданию общества на началах всеобщего мира, свободы, знания и плодотворного труда, особенно ныне, когда человечество достигло наивысшего расцвета духовной и материальной культуры, народы всех стран, более чем когда-либо, жаждут мира, спокойствия и безопасности. Но неисключенная возможность возникновения всегубительной атомной войны волнует умы людей и исключает всякую надежду на светлое и радостное бытие.
Русский народ по природе своей — миротворец: ибо на скрижалех сердца его запечатлено сладчайшее имя Спасителя Христа. Предки русского народа всей душой восприняли заповеди Божественного Учителя о любви и мире. Мир же есть краеугольный камень существования разумного человеческого общества. Только в условиях мира возможно положительное и гуманное развитие народов, священная дружба и сотрудничество в науках, экономике, в социальном прогрессе.
В наши дни вопрос войны и мира — это вопрос жизни и смерти миллионов людей, а может быть, и всего человечества…
Люди злой воли, стремящиеся развязать всеуничтожающую войну, с применением атомного и водородного вооружений понесут тяжелую ответственность пред Богом за гибель мира, за гибель культуры и ее достижения.
«Недалеко время, писал академик В.Н. Вернадский в 1922 году, — когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет… Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение»…
Они (ученые) должны себя чувствовать ответственными за последствия их открытий.
Недопущение войны между народами и мир во всем мире есть залог дальнейшего благотворного развития человечества на нашей прекрасной земле.
«Только полное устранение войны сохранит человечеству жизнь и цивилизацию при наличии химического, бактериологического, а также атомного оружия» (Папуошская конференция 1959 года).
Будем же молить Бога любви и мира, чтобы Он, в наступившем новом году, ниспослал людям желанный мир и благоволение; чтобы рабочий за станком и пахарь за сохой мирно и радостно трудились на благо всех людей и на процветание своего Отечества; чтобы в новом году кошмарный призрак всемирно-разрушительной войны исчез бы навсегда из памяти людей, и будущее молодое поколение не знало бы, что такое «воевать».
Молодое поколение, развивая свои духовные и материальные силы и плодотворно трудясь на благо народа, создаст те условия, которые послужат ему для желаемого счастья. Мир же есть необходимое условие Творческого развития, как отдельной личности, так и всего общества. Мир — это заповеданный Богом порядок жизни для осуществления людьми Божественной Идеи (цели) мироздания.
Христос заповедал людям мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Ибо «Мир есть мать всех благ, — говорит святой Иоанн Златоуст, — он есть основа всех радостей, всех успехов».
Христианский долг обязывает наше патриотическое сознание оказывать всяческое содействие миролюбивой политике нашего дорогого Отечества в распространении мира между всеми народами.
Женщины-матери, на вашу долю выпал великий жребий — призвать все человечество к утверждению мира, братолюбия и единения: Ваш материнский голос должен властно прозвучать в защиту своих сыновей. Ваша, дорогие матери, святая обязанность — благовествовать о мире во всем мире, которого так жаждет все благоразумное человечество… И мы верим, что ваш призыв достигнет своей цели и благоразумие Руководителей народов восторжествует над злой волей поджигателей войны… И широкой волной разольется по лицу земли желанный мир, священная дружба и плодотворное единение между всеми людьми доброй воли… И тогда, по слову пророка Исаия, «Перекуют народы мечи свои на орала, и копья свои на серпы… И тогда мир станет делом правды и плодом справедливости, спокойствия и безопасность во веки» (Ис. 32, 12).
Дорогие соотечественники, вера во Всемогущего Бога, бескорыстный честный труд и истинное знание послужат незыблемым основанием для построения прочного мира и безопасности на Земле; наша же добровольная лепта в Фонд Мира послужит скорейшему осуществлению и торжеству его.
Только мир, добрая воля и политическая мудрость Государственных руководителей положат предел темному царству зла и насилия и создадут людям спокойствие и благоприятные условия для плодотворного труда во всех областях социальной жизни.
Только мир и содружество народов послужат стимулом в построении светлой, радостной и счастливой жизни на родной земле и во всем мире.
Поздравляю вас, дорогие соотечественники, с Новым годом и с Новым счастьем. И Бог да будет в помощь вам в ваших начинаниях и совершениях благих дел на благо нашей Дорогой Родине, родного Старообрядчества и всего человечества. Аминь.
СМИРЕННЫЙ НИКОДИМ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Да хорошее слово-то вроде, мирное.
Не огрызнулся в адрес бездуховных недругов политического строя (сегодня от этого редко удерживаются иерархи такого уровня). Не помянул патриарха Никона и раскол когда говорил об угрозе водородной войны.
Спокойно так выступил, сдержано. Хорошо же.
Слово коммунистической партии Советского Союза выданное за слово Владыки Никодима.
И к чему это?
благоденственного пребывания на земле, для своего счастья.
Всемогущий Творец создал человека для радости, для разумной и творческой жизни, для мирного, созидательного труда, усовершенствования духовно-нравственных сил: «Будьте совершенны как совершен Отец ваш небесный», — говорит Христос, — и «имейте мир между собою» и будете сынами Бога Всевышнего.
Мир — это радость и счастье, это дар Божий: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», — завещал людям Христос. Мир в семье, в обществе, мир между народами — это и есть то благоволение в людях, о котором пели Ангелы в священную ночь рождения Спасителя Христа девятнадцать столетий тому назад. «Я больше другого люблю мир, — говорил Григорий Богослов, — заботливо храню его, когда он с нами, и самым деятельным усилием добиваюсь, когда он покидает нас». — Вот к чему. А мы, старообрядцы даже между своими в своих согласиях не можем добиться мира, не говоря уж о мире между согласиями!
Я не понимаю связи между поздравлением Владыки, написанным в непростое для Церкви советское время, и вступлением от редакции.
Очень сомневаюсь, что он был сторонником всеобщего беснования на последней неделе поста.
кто бы говорил, Gleb Bobkov…