7 октября 2019 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросу присоединения приходов Русской Архиепископии в Париже. В итоге было решено, что большая часть общин Парижской Архиепископии принимают юрисдикцию РПЦ. Эту ситуацию комментируют старообрядцы: иерей Глеб Бобков (РПсЦ) и глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов.
***
Иерей Глеб Бобков, настоятель храма РПсЦ в х. Новонекрасовский Краснодарского края:
Священный Синод Русской Православной Церкви Московского Патриархата 14 сентября 2019 года в ответ на обращение архиепископа Иоанна (Реннето) постановил «принять Преосвященного архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление», и «поручить архиепископу Дубнинскому Иоанну управление упомянутыми приходами» (журнал № 122 заседания Священного Синода).
Что это решение значит для нас, старообрядцев? Особенно для «белокриницких»? А то, что «Парижская Архиепископия» архиепископа Иоанна (Реннето) — это группа клириков, отступивших от Константинопольского Патриарха. И вся наша старообрядческая Церковь (как Белокриницкая (Браильская) Митрополия, так и Московская Митрополия), со сторонней точки зрения, — теоретически точно такая же группа клириков, отступивших от Константинопольского Патриарха. Только, в нашем случае, отступившая по причине ереси Константинополя, а «Парижская архиепископия» — по другим причинам.
И вот этим решением — приёмом без отпускных грамот группы клириков Константинопольского патриархата — Священный Синод РПЦ МП де факто подводит основания для признания клириков, принявших хиротонию от Митрополита Амвросия.
Синодальная Церковь многие десятилетия вещала, что нельзя было принимать митрополита Амвросия без отпускной грамоты. И что нельзя принимать беглых священников от Синодальной Церкви без отпускной грамоты — и тут они сами принимают группу клириков без отпускных грамот. Следовательно, теперь, на основании приёма парижцев, они должны аналогично действовать и в нашем отношении. Синод РПЦ МП данным решением перечеркнул все многолетние увещания своих миссионеров!
Леонид Севастьянов, председатель Всемирного союза староверов:
История с Парижской архиепископией положительно говорит о двух согласиях старообрядчества — о Белокриницком согласии и единоверии. Эта история полностью подтверждает каноничность Белокриницкой иерархии. И в самом деле, архиерей Константинопольского патриархата восстанавливает трехчинную иерархию старообрядцам на канонической территории Константинопольского патриархата, при этом его Константинопольский патриарх не запрещал и документально не осуждал его верность старообрядчеству.
Новообрядческие архиереи синодальной церкви ставили ему в вину то, что он не получил отпускную грамоту для переезда в Белую Криницу. Деяния Синода Русской Церкви 7 октября сего года показывают, что такая грамота не всегда необходима, главное — консенсус принимающей церкви. Таким образом, последний вопрос к Белокриницкой иерархии отпал сам собой.
Для поднятия статуса Белокриницкой иерархии на международном уровне в случае желания необходимо заручиться письмом Константинопольского патриарха о том, что Белокриницкая иерархия безусловно имеет апостольское происхождение и при ее воссоздании не было совершено канонических нарушений, когда через митрополита Амвросия в 1846 была восстановлена старообрядческая трехчинная иерархия. Такое письмо раз и навсегда отбросило бы все сомнения у всех критиков Белокриницкого согласия. Решение синода дает также надежду на восстановление структуры единоверия в том размере, о котором было решено на Соборе 1918 года.
Как ни странно и ни парадоксально, но именно единоверие сейчас находится в самом загнанном и бесправном состоянии из всех старообрядческих согласий. У единоверия нет не только своего епископа, но даже своих храмов и приходов. В самом деле, если решение о том, каким чином служить в храме, принадлежит обычному новообрядческому епархиальному епископу, то сама жизнь старого обряда полностью зависит от настроения данного епископа. Сегодня он благословляет в каком-то храме служить по-старому, а завтра — нет, и единоверцы на улице и опять в катакомбах.
Задача состоит в том, чтобы все храмы, которые до революции были единоверческими, опять стали таковыми. Даже епископ находится под властью решений соборов и канонов. Если когда-то какой-то храм был старообрядным, то он таким должен быть и сейчас. Иначе никакие решения не будут иметь какого-либо авторитета.
Мне трудно судить, что произойдет на международном уровне после получения старообрядцами новой грамоты от Константинопольского патриарха и нужно ли это им? Но нетрудно предвидеть, что можно отбросить все сомнения в твердом непризнании Белокриницкой иерархии от РПЦ на всё обозримое вперед время.
В связи этой прекрасной новостью я священник РПЦ сделал «Открытое обращение к старообрядцам…» https://cont.ws/@1974id282675289/1466876 . Отправил и на этот сайт, может опубликуют. Вот его текст : Дорогие и уважаемые иерархи, братья и сестры, я священник Русской Православной Церкви искренне обращаюсь к Вам с этим открытым письмом. Мое обращение к Вам глубоко мотивировано словами молитвы Христа «да будет все едино» (Ин.17:11-24). Цель и поводом нашего единства может служить только любовь во Христе: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).
Сейчас Церковь Христова стоит перед современными вызовами глобализации, когда в агрессивной антинравственной среде происходит переформатирование природы человека. На Церковь осуществляется разного вида давление с целью Ее разрушить. И таким методом дьявола по Ее уничтожению и гибели душ человеческих являются расколы и ереси. Кровоточит, и весьма болезненным остается раскол на Украине, который может стать мировым расколом.
Если мы посмотрим историю Церкви, то это история и расколов, которые были все время Ее существования. Но даже в таких условиях, в наше современное время происходит по промыслу Божьему чудо соединения отделенных частей Русской Православной Церкви. Таким ярким примером является воссоединение РПЦЗ в 2007г., а в 2019г. – присоединение Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе с РПЦ.
В связи с этим событием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Это не просто церковное деяние – это последний акт, который закрывает драму революции и гражданской войны, драму разделения нашего народа».
Мы, православные христиане, воскрылённые этими событиями, искренне радуемся этому. Это послужило движущей мотивацией для меня написать Вам данное открытое письмо. Говорю Вам, что это обращение находит отзыв в миллионах сердец простых искренних верующих людей, для которых единство Церкви соответствует молитве Христа «да будет все едино».
Мы, сегодняшнее поколение, наследники трагедии раскола еще с 17 века. Неужели так должно быть, чтобы дальше нашим детям, а они и дальше передали будущим поколениям это горькое, болезненное для Церкви наследство раскола? Мы же каждый раз по уставу службы молимся «О соединении Церквей Божиих…»! Или не нужно так молиться?
Внешние враги нашего Отечества, как и дьявол, только радуются нашему разделению. Ведь известно, что в глобальной драме нашего народа революции 1917г. и гражданской войны, также после распада СССР, расколы служили и служат для противостояний в разделении и уничтожении народа, для разделения земель нашей Родины. Разве не лежит на нас общая ответственность? Разве не нужно решать этот вопрос?
Я взываю к вашему сердцу, к вашей совести о необходимости церковного соединения, ведь есть прекрасные исторические примеры и пути единения во Христе. Ведь в лоне РПЦ нет запрета на старый обряд и нас не разделяют догматические истины. Обряды с первого века и на протяжении веков были различны и существовали параллельно в разных поместных Церквях, но не это было поводом для разделения Церкви. Разделяет только гордость!!! По гордости отпал Денница и увлек гордостью часть ангелов и человечество. Неужели разделением мы будем дальше радовать дьявола?
Вот что нам всем даст соединение:
1) «Да будет все едино» (Ин.17:11-24) – это исполнения завета Христа.
В призме многосотлетнего трагического исторического разделения мы будем радоваться и еще больше ценить великий дар Бога – единство во Христе! «Верую во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Или вы считаете, что расколы это хорошо, а молитва «Символ веры» не для нас?
2) «Вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).
Соединение – это лекарство от будущих расколов. Ведь в лоне старообрядчества насчитывается до сотни расколов. Мне приходилось видеть прискорбное явление, когда старообрядческая община разделилась по пустяковому поводу на почве «ревности по Боге» на разные течения, и они еще больше друг друга ненавидели, чем новообрядцев. Для вас открывается возможность это разрушительное явление остановить. Или вы считаете, что религиозная ненависть это правильно?
3) «Идите и научите все народы…» (Мф.28:19) Миссионерство и катехизация – это исполнение повеления Божьего.
Миссионерство и катехизация есть как внутреннее, так и внешнее. Войдя в состав РПЦ перед вами раскрывается многомиллионная паства, которая выходит за пределы русского этноса, для которой вы откроете красоту традиции старого обряда, общинный уклад религиозной жизни. Это появление новых общин служащих по старому обряду. Во внешней миссии произойдут объединения миссионерских усилий, вы переймете миссионерский опыт и достижения РПЦ за рубежом. Это мощная поддержка за рубежом друг друга.
Скажите, разве не нужно миссионерствовать и просвещать людей? Зачем отказываться от такой возможности? Вы не хотите, чтобы появились новые общины старого обряда?
4) В Боге богатейте (Лук.12:16-21)! Соединившись, мы обогатим друг друга духовно и материально.
Весь тот потенциал, которым владеет РПЦ будет в доступе для вас: богословские заведения, где возможно получить духовное образование и прекрасный методический материал по катехизации и миссионерству, это доступ к ряду социальных заведений, доступ к церковным СМИ, доступ к наработанным связям и положение в обществе. Это поддержка в обществе друг друга. Это паломнические поездки, люди потянутся свободно и открыто к святыням, которые теперь будут общие.
Духовенство и миряне, которое стремятся к более строгому благочестию смогут теперь канонически войти в ваш клир и штат. Мы получим канонически от вас опыт-«прививку» обрядового благочестия.
Это решение спорных имущественных вопросов. Также те храмы, которые в запустении, при нужде могут быть переданы друг другу в пользование.
Неужели нам не нужно обогатить друг друга и решать накопившиеся проблемы?
5) «Прежде всего прошу совершать молитвы … за царя и за вся начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную…» (Тим 2:1-2)
Единство Церкви – это стабильность государства, его авторитет и на международной политической арене, это наше совместное влияние как на внутренние процессы, так и на внешние в государстве, это консолидация общества, патриотизм и крепость государства.
Братья и сестры, или вы считаете, что нам не нужна сильная и «безмятежная» Родина?
Вопрос канонического существования Вас в лоне РПЦ вполне возможен как автономная часть, которая обладает самоуправлением. Например, в лоне Американской Православной Церкви существуют этнические епархии, границы которых не ориентированы на географические административные единицы других епархий.
От нас всегда протянутая рука, за вами дело. Для решения данного вопроса всегда найдется тысяча поводов, а для отказа тысячи причин. Есть только одно правильное решение – «Вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», говорит Господь.
Господи благослови, «да будет все едино»!
Я глубоко верю, что это обязательно произойдет! Прошу всех, кто сердцем не равнодушен, распространить это обращение.
С любовью во Христе,
доктор богословия, писатель-публицист,
протоиерей Олег Трофимов
Вроде уже где-то недавно это письмо в камментах публиковалось?
Это ваша личная инициатива, или есть санкция от священноначалия? А то припишут и вам политику. Сложно вести диалог в духе — «ну да, была куча жертв, и до сих пор в основной массе мы вас ненавидим, но давайте сделаем вид, что этого не было. Извинения и покаяния вы не дождетесь — чести вам много, так что давайте к нам — в царство бюрократии, лицемерия и невиданного доселе духовного возрождения». Звучит заманчиво, не спорю.
Благие намерения у Леонида Севастьянова, не ясно только, кто наполнит эти единоверческие
храмы? Служить пять-шесть часов вечером, например, вместо двух-трех нет желающих. Как у священников и церковнослужителей , так и у мирян.
Ну, не надо так обобщать, не надо…
На Марино стояние — 900 метаний — т.е. полных земных поклонов, это физически мало кому возможно. А служба на Троицу 8 часов, ноги отваливаются, так что это не обобщение
В одной из своих статей Вы упоминали, что служили у единоверцев — Вы не подскажите каких?
На Барсеневке в игумена Кирилла Сахорова
А сейчас там не служите?
нет,
«900 метаний — т.е. полных земных поклонов» Метание-это малый земной поклон. Но согласен, разумное сокращение богослужения необходимо. В смысле продолжительности-четырехчасовая всенощная, не более.
«900 метаний — т.е. полных земных поклонов» Метание-это малый земной поклон. Но согласен, разумное сокращение богослужения необходимо. В смысле продолжительности-четырехчасовая всенощная, не более.
> если решение о том, каким чином служить в храме,
> принадлежит обычному новообрядческому епархиальному
> епископу, то сама жизнь старого обряда полностью зависит
> от настроения данного епископа
Если в данной цитате «каким чином служить» заменить на любой аспект церковно-приходской жизни, а «жизнь старого обряда» замениь на «жизнь любого прихода» — цитата не потеряет актуальности, да?
Получается задачу надо ставить более точно (в корень): ослаблять централизацию власти епископов, давать больше самоуправления на приходах. Тогда и единоверческих храмов больше появится, и деятельность их не будет зависеть от настроения очередного владыки.
Никаких выводов ни из каких решений не следует. Отец Иоанн Миролюбов недавно в подобной теме четкно написал, что икономия и акривия позволяют принимать любые решения какие бы выводы не напрашивались по буквальному следованию канонам.
Признание или непризнание законности иерархии может быть только при наличии у РПЦ своей в этом заинтересованности, тогда признают даже если на руках будет документ, что иерархию самочинно образовали три волхва Спиртомысла из Нарнии. Иначе все эти комментарии будут не более чем приятной интеллектуальной игрой старообрядцев на потеху и радость самим себе.
Хотя, из реальных плюсов для старообрядцев: сильная аргументация для ищущих и сомневающихся потенциальных будущих старообрядцев.
А нужно ли такое признание РПСЦ? С учётом того, что РПЦ извиняться за гонения не хочет, ибо не умеет в принципе этого делать.
Есть извинения от РПЦЗ и это официально выставлено на сайте РПЦ — https://mospat.ru/ru/komissiya-po-delam-staroobryadnyh-prihodov/dokumenty/obrashhenie-k-staroobryadcam-arkhierejjskogo-sobora-russkojj-pravoslavnojj-cerkvi-zagranicejj-1124-oktyabrya-2000-g/
Вот с этого обращения ««Простите братия и сестры наши, прегрешения, причиненные вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безразсудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения».»
Это обращение от РПЦЗ, которая в то время не была частью РПЦ, а кое-кто из РПЦ называл РПЦЗ раскольниками, и относился соответственно — взять хоть случай с о. Олегом Стеняевым, чью иерейскую хиротонию, совершенную в РПЦЗ, не признали, и в РПЦ рукополагали во второй раз. Так что РПЦ не извинялась, и не низвинится.