В культурном центре «Покровские ворота» г. Москвы 8 ноября 2018 года состоялась презентация новой книги известного историка-религиоведа, старообрядческого писателя Дмитрия Александровича Урушева.
***
Д. А. Урушев является автором многочисленных книг по истории раскола Русской Церкви в середине XVII века и старообрядчества для взрослых и детей, рассчитанных на массовую аудиторию. Он успешно работает в непростом жанре популярной, общедоступной литературы. Книги Д. А. Урушева состоят из очерков, посвященных знаменитым деятелям старообрядчества, важнейшим событиям истории Русской Церкви и старообрядчества. Из его книг люди, далёкие от старообрядчества, узнают о подвиге протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, Павла Коломенского, о старообрядческой стойкости и преданности своей вере.
Последующие выпуски книг дополнялись новыми очерками, со временем превратившись в доступно написанную историю православия и старообрядчества на Руси от князя Владимира до наших дней. Также Д. А. Урушевым написаны книги о старообрядчестве специально для детей, в том числе замечательная сказка-притча «Звезда Альтаир», которую с интересом прочтут как дети, так и взрослые. Многочисленные переиздания книг Д. А. Урушева и размещение их в электронных библиотеках, положительные отклики в СМИ и интернете свидетельствуют, что они востребованы, нашли отклик у читателей.
На презентации, состоявшейся 8 ноября 2018 года, была представлена новая книга Д. А. Урушева «Что такое старообрядчество?», выпущенная издательством «Новое небо». При открытии презентации Дмитрий Александрович Свердлов, представляющий это издательство, высказал убеждение, что эта книга поможет людям узнать о старообрядчестве и это будет способствовать «практическому объединению разделённых христиан», заявив, что для него «экуменизм носит положительный характер, подчеркивает то, что нас объединяет».
Также Д. Смирнов сказал, что считает издание книг Д. А. Урушева важным. «Я только после знакомства с книгами Д. А. Урушева начал понимать историю и учение старообрядчества, хотя получил богословское образование», — отметил он.
Дмитрий Урушев поблагодарил издателей книги и руководство культурного центра «Покровские ворота» в лице присутствующего на презентации Жана-Франсуа Тири, представителя римско-католической церкви, за помощь в проведении презентации. По словам Д. А. Урушева, книга издавалась тяжело, вначале её готовый макет пролежал два года в одном издательстве без движения, пока ей не заинтересовалось издательство «Новое небо».
«Общаясь с людьми на книжной выставке Non/fiction, — сказал Д. А. Урушев, — я понял, что за прошедшие сто лет разрушилась преемственность и средний современный человек совершенно не знает того, что было общеизвестно сто лет назад. Люди не понимают, что означают слова «старообрядчество», «поповцы», «беспоповцы», «Рогожка», «Преображенка». Многие убеждены, что староверы — это русские язычники. И я понял, что надо писать книги для этих людей».
Новая книга «Что такое старообрядчество?» отличается от предыдущих книг Д. А. Урушева тем, что отвечает на постоянно возникающий при общении с людьми вопрос: «В чём отличия старообрядчества?». В книге доступно, но в то же время основательно изложены основы древлеправославного исповедания, объяснен Символ Веры. Также рассказано об основных видимых, обрядовых отличиях старообрядческой Церкви от новообрядчества — о произнесении имени «Исус», о крестном знамении, Кресте Христовом, о Таинстве Крещения, знаменном пении и о том, почему мужчины-старообрядцы носят бороды.
В главе «Старая вера» разъясняется, чем древлеправославная старообрядческая вера отличается от возникшего в конце XX века русского неоязычества. Д. А. Урушев делает это достаточно компетентно, поскольку по образованию является специалистом-религиоведом. «Сейчас, — отметил в своём выступлении Д. А. Урушев, — в отличие, например, от XVIII века, когда писались «Поморские ответы», нельзя апеллировать только к авторитету старины: к церковной археологии, старым иконам и рукописям. Для современного человека это неубедительно. Необходимо объяснить, почему старообрядцы считают что-то правильным».
Д. А. Урушев поблагодарил работавшего над оформлением книги художника Илью Соколова и подчеркнул:
Мы сознательно старались отойти от стилизации под древнерусскую книжность, от заставок, виноградных лоз и птичек. Я рад, что оформление книги получилось весёлым и молодёжным.
При этом, однако, иллюстрации к книге «Что такое старообрядчество?» выполнены современным художником-беспоповцем Павлом Григорьевичем Варуниным в традициях старообрядческого лубка.
Валерий Владимирович Волков, заведующий библиотекой древних книг и рукописей Митрополии РПсЦ, подчеркнул:
Д. А. Урушев, в отличие от многих, не рассматривает старообрядчество как этно-конфессиональную общность, а пишет об истории Церкви и о святоотеческом исповедании. В последнее время переиздано много ставших классическими произведений старообрядческих авторов: епископа Арсения Уральского, епископа Михаила (Семенова), Федора Ефимовича Мельникова и других. Но они вряд ли заинтересуют неподготовленного читателя. А книги Д. А. Урушева могут стать ступенькой на пути к старообрядческой классике.
Исследователь единоверия и Белокриницкой иерархии Роман Александрович Майоров также отметил, что наши современники очень слабо разбираются в вопросах конфессиональных, религиозных, не понимают смысла таких слов, как «протопоп», «старовер», которых путают с язычниками. Он поблагодарил Д. А. Урушева за проделанную работу и высказал надежду, что она будет продолжена.
На вопрос из зала «Кто такой Арсений Уральский?» Д. А. Урушев ответил: «Это наиболее известный старообрядческий автор конца XIX — начала XX века. Его учениками были все видные старообрядческие писатели начала XX века. Я тоже ориентировался на его книги, учился его подходам — четкости, систематичности изложения. Но он был человеком славянской книжности и для современного неподготовленного читателя малопонятен».
В. В. Волков отметил: «Продолжившие дела епископа Арсения Уральского старообрядческие писатели Ф. Е. Мельников и епископ Михаил (Семенов) писали уже на литературном языке начала XX века. Д. А. Урушев пошел по этому пути, а опыт работы в журналистике помогает ему писать понятно для современного читателя. В настоящее время существует современная, актуальная старообрядческая церковно-общественная журналистика, издаются старообрядческие газеты и журналы. Но в массовую книжную продажу пока поступают только книги Д. А. Урушева».
На вопрос из зала об отношении к книгам П. И. Мельникова-Печерского Д. А. Урушев ответил: «Я сам открыл мир старообрядчества именно через книги Мельникова-Печерского. Но сейчас я понимаю, что судить по ним о старообрядчестве нельзя. Он был профессиональным борцом с «расколом», и его книги — это всё-таки карикатура. Они до сих пор воспитывают вражду к старообрядчеству, и ничего хорошего от этого для России не будет. Более объективно о старообрядчестве писал Н. С. Лесков».
Д. А. Урушев ещё раз отметил, что его беспокоит, что старообрядцев путают с неоязычниками, которые присвоили себе имя «староверы». В. В. Волков добавил: «Как Денисовы разоблачили антистарообрядческие фальсификации в XVIII веке, так и теперь необходимо разоблачить фальшивки неоязычников. Это начал доктор филологических наук Олег Викторович Творогов, который доказал, что в древности не существовало такого языка, на котором написана «Велесова книга». Эту работу надо продолжить».
Д. А. Урушев также выразил сожаление, что современные издательства одинаково издают как старообрядческую литературу, так и языческую.
На вопрос «Было ли благословение на издание новой книги?» Д. А. Урушев ответил: «У нас, в отличие от РПЦ, нет официальной цензуры. Но я давал для ознакомления рукопись книги старообрядческим священникам о. Алексею Лопатину (Москва) и о. Иоанну Курбацкому (Калуга). От них я получил моральную поддержку в своей работе и очень благодарен им за ценные замечания».
В завершение встречи выступил о. Кирил Сахаров, настоятель московского храма свт. Николы на Берсеневке (РПЦ):
Зал наполнен людьми, и это говорит об интересе к книгам Дмитрия Урушева. Он обладает энциклопедическими познаниями в разных областях, которые не лежат в нём мертвым грузом. Дмитрий Александрович актуализирует огромный массив исторической информации о старообрядчестве. За кажущейся суровостью в нём скрывается мягкий, душевный, общительный и одновременно принципиальный человек. Хотелось бы поблагодарить Д. А. Урушева за труды, пожелать новых успехов в будущем, продолжить знакомство с литературной галереей портретов видных деятелей старообрядчества.
Встреча завершилась анонсом издательства «Новое небо», планирующим в конце 2018 года выпустить вторую часть сказки-притчи Д. А. Урушева «Звезда Альтаир», которая будет называться «Два брата».
________________
Автор: Алексей Шишкин
Фото автора
Комментариев пока нет