От редакции: 17 ноября 2017 года в рамках выставки-форума «Северный ковчег» состоялась лекция Валерия Владимировича Волкова на тему «Старообрядческая книжность: Истоки и традиции». Валерий Волков — заведующий Библиотекой редких книг и рукописей Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, сотрудник музейно-архивного библиотечного отдела, прихожанин Покровского храма в г. Ржеве (РПсЦ).
— Церковный раскол начался с правки богослужебных книг, с выхода в 1653 году книги Псалтырь, где были опущены статьи о двуперстии и о поклонах, — подчеркнул в своей лекции В.В. Волков. — Сутью реформ было стремление построить Третий Рим не в духовном смысле, как это понималось раньше, а в материальном, политическом плане. Старообрядцы — это миряне и духовенство, не принявшие церковные реформы, начавшиеся при патриархе Никоне и сохранившие дониконовские богослужебные чины и церковные традиции.
В основе сохраняемой староверами дониконовской традиции лежала книга. Поэтому именно старообрядцами было сохранено большинство тех старопечатных и рукописных древнерусских книг, которые сейчас находятся в фондах государственных библиотек и музеев России.
Например, игумен Троице-Сергиевой лавры Дионисий, один из вдохновителей борьбы против поляков в Смутное время, пожертвовал в Успенский монастырь города Старицы книгу с дарственной надписью. После принудительного перехода монастыря на новопечатные книги пожертвованную Дионисием книгу продали, она оказалась у старообрядцев и в настоящее время находится среди экспонатов выставки старинных книг старообрядческого храма города Ржева. Старообрядческая книжность продолжала традиции древнерусской книжности. Без книги было невозможно отстаивать старую веру, поэтому собирали и бережно хранили не только старинные богослужебные книги, но и вероучительные.
————
Сохранение книжности было бы невозможно без создания книгохранилищ в духовных центрах старообрядчества — на Выге, Керженце, Ветке, Рогожском и Преображенском кладбищах.
————
Растрепавшиеся книги заново переплетали, сохраняя традицию изготовления кожаных переплётов с тиснением. Так как староверы долгое время не имели доступа к типографиям, необходимость тиражирования книг рукописным способом привела к сохранению искусства каллиграфии и книжной миниатюры. Первые опыты старообрядческого книгопечатания имели место в Стародубье и Ветке, где были организованы подпольные типографии для издания богослужебных книг по дониконовским образцам. Впоследствии книги заказывались в униатских книгопечатнях Польши, имевших славянские шрифты.
Для издания полемических сочинений в 60-х годах XX века старообрядцы освоили технологию гектографирования, позволявшую быстро выпускать книжки тиражом до сотни экземпляров. Кроме издания дониконовских книг, появилось немало сочинений, созданных в старообрядческой среде. Эта старообрядческая литература приняла эстафету от письменности Древней Руси, продолжила её традиции и жанровые формы, но при этом она имела свои особенности. Она была бесцензурной, имела возможность для творческой свободы, но из-за этого была гонимой, её создатели нередко подвергались уголовным преследованиям.
В старообрядческой литературе так же, как и в древнерусской, отсутствовал художественный вымысел, она всегда писала о действительных событиях. «Списатели» старообрядческой литературы были «начетчиками», хорошо ориентировались в Священном Писании и святоотеческой литературе. Старообрядческая письменность не была мертвой и застывшей, содержала в себе отклик на события современности, имела богатство стилей, литературных школ, жанровое многообразие. Старообрядческая литература была адресной, создававший её книжник четко представлял своего читателя. Эта литература была тесно связана с историей России, и поэтому её развитие и становление можно разделить на несколько этапов.
Первый период, с 1663 по 1683 годы (от начала никоновских реформ до казней видных деятелей старообрядчества и подавления восстания стрельцов «Хованщины»).
В это время заложены основы старообрядческой литературы. Первоначально она была представлена челобитными на имя, в которых защищалась старая вера, и перепиской между церковными деятелями. Авторы этого периода — протопоп Аввакум, священники Иван Неронов и Никита Добрынин, дьякон Феодор, инок Игнатий Соловецкий и другие соловецкие иноки, Герасим Фирсов. Со временем происходит переход от частных посланий и челобитных к литературно-публицистическим и богословско-учительским сочинениям. Примером этого являются сочинения протопопа Аввакума и его духовного отца инока Епифания. Появляется «Житие протопопа Аввакума», совмещающее черты традиционной книжности и новой литературы.
Период конца XVII — середины XVIII века.
После разгрома Соловецкого монастыря, казни протопопа Аввакума и его соузников, гонений в правление царевны Софьи начинается уход старообрядцев на окраины России. Происходит разделение старообрядцев на поповцев и беспоповцев. Появляются основные центры старообрядчества, такие как Керженец, Ветка, Выг, которые становятся центрами книжности и иконописания.
Беспоповцы Поморья создают Выговское общежительство — монастырскую республику, в которой действовали многочисленные иконописные мастерские, сложился особый стиль иконописи, медного литья, церковного пения. В книжных мастерских-скрипториях переписывались книги, их украшал великолепный орнамент и миниатюры. В монастырях Выга были созданы имеющие значение для всего старообрядчества сочинения: «Поморские ответы», «История об отцах и страдальцах Соловецких», «Виноград российский». В духовном центре поповцев, скитах Керженца, были созданы первые сочинения, темой которых стали внутристарообрядческие споры о том, сохранилось ли священство, о последнем времени.
Сочинение инока Ефросина «Отразительное писание о новоизобретённом пути самоубийственных смертей» было направленно против самосожжений. Дьяконом Александром были составлены «Дьяконовы ответы», в которых отстаивалась дониконовская церковная традиция и необходимость священства. За это сочинение дьякон Александр был зверски казнен.
В этот период сложилось то ядро внутристарообрядческой полемики, которая продолжалась впоследствии. В центре её были вопросы эсхатологии, споры о духовном или чувственном антихристе.
Период середины XVIII — первой трети XIX веков.
В старообрядческой книжности относительное затишье, но создаются оригинальные сочинения.
Продолжается полемика между поповцами и беспоповцами о возможности сохранения священства. Созданы два сочинения с одинаковым названием «История о бегствующем священстве». Одно из них, игумена Ионы Керженского, отстаивает поповскую традицию, другое, Ивана Алексеева, — беспоповскую. Поморский автор Иван Тимофеев создаёт сочинение «Щит веры», направленное против новообрядчества и старообрядцев, приемлющих священство.
Иконописец из Твери, поповец Иван Пешехонов, пишет «Ответы Пешехонова», в которых отстаивает необходимость трехчинной иерархии.
В это время у части поповцев появилась идея просить архиерея у господствующей церкви для восстановления у старообрядцев трехчинной иерархии. Эти мысли изложены в сочинении «Статии» инока Никодима. Впоследствии из этого движения возникло единоверие — часть господствующей церкви, совершающей богослужение по старым обрядам.
Период 40-60-х годов XIX века.
В 1846 году произошло историческое событие — восстановление у старообрядцев-поповцев полноты трехчинной иерархии после присоединения митрополита Амвросия. За пределами России, в селе Белая Криница, на территории Австро-Венгрии, была создана архиерейская кафедра. Старообрядческим писателем иноком Павлом Белокриницким для австрийских властей был написан «Белокриницкий устав» с кратким изложением вероучения старообрядцев-поповцев. Гектографическим способом в середине XIX века была издана «История древлеправославной Церкви». В этот период у поповцев появилось несколько выдающихся духовных писателей.
Семен Семенович, крестьянин-самоучка, живший на Рогожском, автор ряда глубоких апологетических сочинений и видный начетчик-полемист, участник публичных диспутов с миссионерами господствующей церкви. Илларион Кабанов, писавший под псевдонимом Ксенос, автор знаменитого «Окружного послания». Основная его идея: Церковь, приемлющая белокриницкую иерархию, есть Церковь православная. Споры вокруг «Окружного послания» и полемические сочинения о нём продолжались до начала XX века.
Крупнейшим старообрядческим духовным писателем второй половины XIX века был епископ Арсений Уральский (Онисим Швецов). Он был воспитан на традиционной древнерусской книжности, но владел и широко использовал новейшую богословскую и церковно-историческую литературу. Язык сочинений Арсения Уральского архаический, но очень живой и выразительный. Ему принадлежат сочинения «Истинность старообрядствующей иерархии», «Оправдание старообрядствующей Церкви», «Показание всеобдержности двоеперстного сложения».
В последней четверти XIX века создавалась старообрядческая апологетика, темами которой было взаимоотношение с господствующей церковью, беспоповцами, обществом. Складывается кружок начетчиков — учеников Арсения Уральского. Среди них можно назвать Федора Ефимовича Мельникова и Ивана Григорьевича Усова (впоследствии митрополита Иннокентия). Начетчики — особый слой деятелей духовной культуры. Они обладали глубокими знаниями, полученными путем самообразования, так как возможности получить высшее образование для старообрядцев в то время не было. Иван Усов написал «Разбор ответов на 105 вопросов», «Церковь Христова временно без епископа», а Климент Перетрухин — сочинение «Меч духовный». Это классика старообрядческой литературы, востребованная и сегодня.
Также в защиту веры писали архиепископ Иоанн (Картушин) и его брат, впоследствии также архиепископ Мелетий (Картушин). В это же время началось издание старообрядческой литературы в подпольных и зарубежных типографиях, широкое распространение получили гектографические издания.
Период с 1905 по 1918 год.
Так называемый «золотой век старообрядчества».
В 1905 году произошло крупнейшее событие — указ императора Николая II о даровании веротерпимости. Старообрядчество получило возможность создать легальное книгопечатание, издавать газеты и журналы. Большую известность приобретает старообрядческий журнал «Церковь», издававшийся с 1908 по 1917 годы. Его авторами были видные деятели старообрядчества: епископ Михаил (Семенов), Ф.Е. Мельников, И.А. Кирилов, Д.С. Варакин, А.С. Рыбаков.
Проходят открытые диспуты, например, в Политехническом музее в Москве.
Советский период, с 1918 по 1988 год.
В конце 1917 года все изменилось, начался новый виток гонений, книгоиздание на многие десятилетия прекратилось.
Только после Великой Отечественной войны власти разрешили издавать ежегодный старообрядческий календарь. В нем были исторические заметки, материалы о жизни общин.
Период с 1988 года и по наше время.
После «перестройки» в начале 90-х годов XX века издательская деятельность у старообрядцев возобновилась. Началось переиздание классических сочинений старообрядческих авторов, эта работа продолжается до сих пор.
При Митрополии РПсЦ действует библиотека и информационно-издательский отдел, возглавляемый о. Алексеем Лопатиным. Появились современные старообрядческие писатели и исследователи, среди которых можно назвать автора-популяризатора Дмитрия Урушева, специалиста по святоотеческой литературе А.В. Муравьева и специалиста по старообрядческой литературе В. Боченкова.
После лекции Валерий Волков пригласил слушателей на выставку художника Дмитрия Гусева, где среди картин были витрины со старообрядческими книгами, иконами и богослужебными предметами. Там он продемонстрировал некоторые старообрядческие книги, рассказал об их особенностях и показал их слушателям, а также ответил на многочисленные вопросы слушателей об истории и культуре старообрядчества.
Како бы оцифровать библиотеку и тем сделать ее книги доступными?