Усиливающийся с каждым днем процесс глобализации, выхолащивание основных христианских понятий (молитва, пост, чтение Писания, милостыня) и превращение их лишь в фото или видео в социальных сетях, нарастающий контроль «мировой закулисы» за жизнью планеты все более заставляют задуматься каждого из нас: насколько мы сохранили те главные свойства, которые позволяют нам быть христианами? В связи с этим вновь становятся актуальными рассуждения об антихристе, его отличительных свойствах и признаках наступления последнего времени. Как говорил наставник астраханской моленной поморцев о. Георгий Рощин (1972-2008):
Нас староверов 50 согласий, но, по сути дела, разница в одном: вы (т.е. поповцы) говорите, что антихрист еще не пришел, а мы говорим, что он пришел и царствует.
Настоящая статья излагает традиционную беспоповскую точку зрения на этот вопрос. Написанная в традициях начетчиков, статья снабжена цитатами на соответствующие места из Священного Писания и святоотеческих творений. Приводятся также аргументы старообрядцев, чувственно понимающих о пришествии антихриста.
Ранее на нашем сайте были опубликованы и другие статьи, касающиеся различных вопросов беспоповского вероучения и мировоззрения: о духовном причастии, о понятии «мирщения», о пищевых запретах.
***
Разделение старообрядцев на поповцев и беспоповцев определяется в том числе и учением о духовном антихристе. Разные способы понимания текстов Писания и Предания — чувственного (буквального) и духовного (иносказательного, сокровенного), а также их толкования, привели к проблеме духовного или чувственного понимания природы антихриста.
Прервав всякую связь с господствующей церковью, беспоповцы называют ее прямо церковью антихристовой, т.к. она, с 1666 г. «отпадши от Христа, Спасителя мира, начала веровать в антихриста, поклоняться антихристу, служить ему, все таинства ее суть скверны, самая глава ее есть антихрист, царствующий на земле с 1666 г. мысленно, духовно, который, как дух богомерзкого отступления, дух вечной погибели» (цитируется по книге С. В. Булгакова «Справочник по ересям, сектам и расколам»).
Общеизвестен факт, что через год после того как Никон издал первую новопечатную, правленную книгу, в 1654 году в России случилось моровое поветрие: города опустели, оставшиеся в живых люди разбрелись в разные места, умерших хоронить было некому, трупы разлагались, заражая воздух зловонием и еще больше распространяя заразу. Поля некому было засевать, их побило градом, раньше времени ударили сильные морозы, пронеслись бури, в стране царил голод. Все это еще больше устрашило людей, многие увидели в этих явлениях начало Страшного суда, а так как, по священному Писанию, перед концом мира должен явиться антихрист, то часть христиан стали указывать на Никона как на антихриста, который был страшным гонителем христиан, имел титул «великого государя», к тому же назвал построенный им монастырь «Новый Иерусалим». Когда же Никон был осужден и сослан, то для староверов стало понятно, что еще не пришло время последнего антихриста.
Однако и после Никона гонения на староверов не прекратились, и многие продолжали верить, что действительно наступили последние времена. Именно тогда появилось новое представление об антихристе, которого нужно понимать духовно, а не чувственно. Самого антихриста как личности не будет, а его царство уже наступило. И именно это учение о духовном антихристе вызвало в старообрядчестве разделение.
Отступление людей от православной веры
Слово «антихрист» означает противника Христу, отступника, и употребляется среди христиан в общем и частном понимании. В общем смысле антихристом называется всякий противник Христу, отвергающий или извращающий основные догматы христианства (1 Иоан. 2: 22; 4: 2,3), антихристом назывались также все еретики, начавшие появляться еще с апостольских времен (Иоанн Златоуст на 2 послание к Солуняном гл. 2 — Беседы Апостольские столб. 2333. Киприан Карфагенский письмо 62 к Магну о крещении новациан 1, 311-312).
И якоже Симон волхв — он первый антихрист, Петра апостола предвари, всю славу Христову на себе восхоте восприяти, — говорится в книге Кирилловой (л. 24 об.).
Апостол Павел в первом послании к Фессалоникийцам (Солуняном) пишет об антихристе именно как об отступнике:
Да никтоже вас прельстит ни по единому же образу, яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек греха, сын погибели, противник и превозносяйся над всякаго глаголемаго бога или чтилища, тако якоже ему сести в церкви Божией, аки Богу, показующу себе яко Бог есть.
Святитель Иоанн Златоуст, объясняя эти слова, говорит:
О антихристе зде беседует, и велия открывает тайны — что есть отступление? Того самого антихриста нарицает отступление, яко многих имущаго погубити, и отставити (Беседы Апостольские, столб. 2333).
Максим Грек во втором Слове пишет:
Отступление же сиречь, преложение язык, от непорочныя и правыя христианския веры на различныя богомерския ереси, на христоборное безверие агарян (Сочинения Максима Грека, лист 61. Рукопись XVII века хранится в РГБ, фонд 304, № 201).
Слова святых отец означают, что отступление людей от православной веры в различныя ереси и подразумевает антихриста. Об этом также читаем в толковании на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского:
Три же с половиною года, обозначаемыя тысяча двумя стами шестидесятью днями, есть время, в которое будет владычествовать отступление.
Беспоповцы считают, что после церковной реформы патриарха Никона в XVII в. преемственность истинного священства навсегда прервалась, в мире царствует духовный антихрист, и нет уже истинной Церкви с трехчинной иерархией, настали последние времена, предсказанные в Библии, воцарился духовный антихрист, а три с половиной года, предреченные как время царства врага рода человеческого, понимаются иносказательно.
Можно сказать, что учение о приходе и воцарении антихриста — основа всего беспоповского мировоззрения. Оно же стоит в центре разногласий беспоповцев с поповцами.
Чувственное и духовное понимание антихриста
Из беспоповцев только нетовцы придерживаются мнения, что антихрист явится неким человеком по буквальному смыслу Священного Писания. В среде староверов часовенного согласия также существует разное понимание природы Антихриста: одни считают ее духовной, а другие — чувственной. Так, в некоторых регионах часовенные считают, что «антихрист — человек, сатану в себе носящий, придет, или уже пришел в недавние времена, под конец времен, чтобы вступить в открытый бой с человечеством, подчинив его себе и процарствовав 3,5 года перед вторым пришествием Христовым, пойдет в вечную погибель со всеми соблазненными».
Поповцы же утверждают, что антихрист будет чувственный, конкретный человек, приводя в подтверждение «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина:
Итак, не сам дьявол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, — да не будет! Но рождается человек от блудодеяния и принимает на себя все действие сатаны. Ибо Бог, зная наперед развращенность будущего произволения его, попускает дьяволу вселиться в него. Итак, он рождается, как мы сказали, от блудодеяния, тайно воспитывается, внезапно восстает, возмущается и делается царем» («Точное исповедание православной веры», глава 26, об антихристе).
12 мая 1731 года собравшиеся в Москве поповцы и беспоповцы обменялись своими «Исповеданиями о вере», которые были изложены каждой стороной в десяти статьях.
Так, в «Исповедании о вере, предложенном от согласия имущих попов», в пунктах 7, 8, 9 говорится: «Пред пришествием антихриста приидут оба пророка, Енох и Илия, и Иоанн Богослов с ними, на обличение онаго лжехриста, якоже и прежде быша — во плоти. О антихристе сице разумеем, по проповеди пророк, и Евангелия, и святых апостол, и святых отец: тайна его еще во время святых апостол начаша действоватися в мире, и, егда исполнится время, явитися ему во образе видимаго человека. А о летех царства его сице разумеем: аще и отдревле начася злоба его, но в последнее время явлевно полчетверта (три с половиной года — прим. ред.) лета царствати будет; а в которой тысяще, или веке, того Божественное Писание явственне не означает».
В «Исповедании о вере, предложенном от согласия неприемлющих попов», в тех же пунктах беспоповцы пишут: «О Илии и Еносе. Даниилу убо рекшу, рече: седмицы единыя поставлю завет мой: седмь лет показа; в пол же седмицы проповедати пророком; и в пол-седмицы, сиречь в трех и пол царствует антихрист на земли. Разумеваем же от Боговдохновеннаго Писания и при кончине хотящих приити святых обличити лжехриста — крепкое и могущественное душа представление или предстательство, и тогда обличат войницы Небеснаго Царя, сиречь вернии; а чувственно в судьбах Божиих висит. Мы убо ныне, в последнее время, по числу прешедшему, еже есть 666, антихриста в мире чувственно, и действо его, по святых отец Писанию, поведаем; а впредь разумеваем разве чрез сосуды злобные останки содеет. О летех царствия антихристова, еже есть полчетверта лета при последнем времени царствовати ему, мы того чувственно не разумеваем, но якоже святии полагают, таинственно разумеем; аще где в Писании обрящется полчетверта лета, чувственно сбывшия по Писанию, мы того не пременяем, понеже како по Писанию положено, тако и приемлем».
Ф.Ф. Румянцев отвечал своему собеседнику: «Написано, что примечай же ты, что случилось уже, и что должно случиться, и предостерегай сам себя. А мой уважаемый собеседник на это не обращает внимания и нет надобности к его понятию углубляться в разборе вопроса о богоотступных еретиках. Он преспокойно советует ожидать титина (то есть антихриста: если подставить вместо букв церковно-славянского алфавита их цифровые значения и сложить их, то получится 666 — прим. ред.) с клеймом в руках числа 666».
Книга о вере и 1666 год
Апостол Иоанн Богослов в первом соборном послании пишет, что антихрист есть действительно отступник:
Дети, последняя година есть: и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть (1 Ин. 2:18).
Помимо «Апокалипсиса трехтолкового», о последних временах, числе зверя и воцарении антихриста говорится в «Книге о вере» в знаменитой 30 главе. Составлена «Книга о вере» около 1644 г. одним из последних православных игуменов Киево-Михайловского монастыря Нафанаилом, напечатана в Москве Стефаном Вонифантьевым в 1648 году. Нафанаил не побоялся опубликовать различные западнорусские полемические трактаты, которые были направлены против еретиков и предателей Православной Веры. Особым вниманием всегда пользовалось предсказание «Книги о вере» о 1666 г., выраженное в 30-й главе, которое служило убедительным доводом в пользу утверждения о воцарении духовного антихриста и наступлении именно с 1666 года последних времён.
Новообрядцы пытались доказать, что многие тексты «Книги о вере» не соответствуют православному учению, а особенное раздражение вызывало у них толкование 30-й главы. Однако предоставить что-то вразумительное против факта «свидетельства древлеправославной церковию издания Книги о вере с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа» они не могут до сих пор.
Беспоповцы в подтверждение своих взглядов приводят выписки из священного Писания. Западный учитель Августин говорит:
Антихрист много имеет слуг злобы своих, от них же были Антиох, Нерон, Диоклитиан. И мы наших времен антихристов многих среди нас быти: ибо кто-либо, аще мирянин, аще церковник, аще инок, но неправедно жительствует, и закону своему (христианскому) противное делает, тот антихрист и слуга сатанин есть.
В беседе святаго Иоанна Златоуста на второе послание к Фессалоникийцам (Солуняном):
Будет восседать (антихрист) в храме Божием не в Иерусалимском только, но повсюду в церквах (земных) (Беседы апостольские, столб. 2334).
В толковании преподобного Ефрема Сирина на второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам: «Таким образом он (антихрист) явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в церкви Божией. Он не отклоняется в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, и с презрением отвергает все культы ложные, чтобы можно было пленить церковь. Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, чтобы сесть и показать себя, что он есть как бы Бог. Каким же образом он покажет, что он есть Бог истинный? Кроме славы и чести, которыми он будет облечен, он еще более покажет это посредством той же вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой-либо ереси, то, благодаря своей притворной любви к чадам церкви, заставит думать, что любит их как истинных чад церкви, и в храм их придет и сядет как в храм истины, дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицемерие в притворстве и надевает личину в коварстве. Он так искусно будет притворяться, что пленит народ посредством плотских предметов и будет управлять церковию под личиной истины» (Творения преподобного Ефрема Сирина, т. 7).
Преподобный Максим Грек: «Блаженный апостол Павел пишет во еже к Солуняном послании втором, уча их хотящая быти знамения пред Господня втораго пришествия: “Никтоже вас рече да прельщает ни по единому образу. Аще бо не приидет отступление прежде и открыется человек беззаконию, сын погибельный, противляяся и превозносяся над всяким глаголемом богом и чтилищем, яко ему сести в церкви Божии аки Богу и прочая”. Отступление, сиречь преложение язык от непорочныя и правыя христянския веры на различныя богомерския ереси». Перевод: «Апостол Павел пишет во втором послании к Солунянам, уча их хотящих знать какими будут знамения прежде Господня второго пришествия: “И никто же вас, рече, да прельщает ни по единому образу, аще да не приидет прежде отступление прежде, и откроется человек беззакония, сын погибельный, противляющийся и провозносящийся над всем сказуемым Богом и Писаниями, так ему предстоит сесть в Церкви Божией, словно Богу”. Отступление же есть отход народов от чистоты правил Христианской веры на различные богомерзские ереси» (Сочинения Максима Грека, лист 61. Рукопись XVII века хранится в РГБ, фонд 304, № 201).
Время правления антихриста
В Писании используется прикровенный и прямой способ указания продолжительности времени правления антихриста. Первый — это в неуказанных единицах измерения:
А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (Дан. 7:24,25).
И один сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: когда будет конец этих чудных происшествий? И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится (Дан. 12:6-7).
«И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр. 12:14).
В других местах Писания отрезок времени указан точно — это 3,5 года, 42 месяца или 1290 дней:
«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Откр. 13:5).
«Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней» (Дан. 12:11).
Известный поморский начетчик Л. Ф. Пичугин говорит: «Четыредесять и два месяца, т.е три с половиной года, по таинственной силе святаго Писания, означают время тайнаго домостроительства Божия к человеческому роду, начавшагося от перваго пришествия и кончающагося вторым пришествием Христовым. Все это время заключено в таинственные сорок два месяца» (Журнал «Щит веры», 1912 г. № 1, стр. 31).
Таким образом, продолжительность царствования духовного антихриста, по мнению беспоповцев, длится 3,5 неуказанных единиц времени, а царство чувственного антихриста по рассуждению поповцев — 3,5 года, по буквальному пониманию Святого Писания.
Антихрист — совокупность ересей и лжеучений
Хотя в Писании, по учению беспоповцев, антихрист и изображается как наделенный человеческим образом — «сын погибельный», на самом деле антихрист не имеет плотского образа отдельного человека. Антихрист — вся совокупность последнего и окончательного нечестия, это не отдельный человек, а все наличие ересей, искажающих Христово Учение. Именно в духовном смысле понимали антихриста древние христианские авторы. Святой Ипполит говорит, что в скончание века явится сын погибельный, то есть антихрист: «родится по привидению от девицы… сопротивник аще и плоть приимет, но все в привидении… Непщую бо, возлюбленнии, яко мечтательну плоть своему существу восприимет сосуд» (Большой Соборник, л. 128).
Блаженный Феодорит Кирский пишет, что под телом зверя разумеются люди, которые руководствуются в земной жизни плотским мудрованием (Творения блаженного Феодорита Кирского, т. 4, С. 149), составляющие «Нечестивый град, народ неверный», то есть царство антихриста.
Протопоп Аввакум около 1666 года так описывал духовного антихриста:
Я, братия видел антихриста, собаку бешенную: плоть у него вся смрад и зело дурна, огнем пышет изо рта, а из ноздрей и из ушей пламя смрадное исходит, по нем царь последует и власти, и множество народа.
Все сказанное в Писании об антихристе беспоповцы понимают не в буквальном, а в духовном смысле: антихрист не восстановит ни иудейского царства, ни Иерусалима, ни храма. Признаки антихристова царства имеют духовный смысл: чудеса, какие он будет совершать — это чудеса духовные, заключающиеся в омрачении людей лжеучением. Его учение будет заключаться в незначительном искажении Писания, так что Церковь будет иметь Святое Писание, таинства и богослужение, но все в превратном виде. Отсюда печать антихриста заключается не в одном каком-либо определенном предмете, а в разрушении христианского благоверия от врагов и еретиков, кроме малого числа людей, живущих на земле и не покорившихся ему.
Сам антихрист, по мнению беспоповцев, не человек, но дух общества, еретическое состояние Церкви, отвержение христиан от Христовой истины, дух богомерзкого зловерия и вечной погибели.
Илия и Енох
Пришествие Еноха и Илии беспоповцы также понимают в духовном смысле. По словам Григория Нисского, тело пророка Илии переменилось из земного в небесное и нетленное: «Переменил Божественною Силою тяжелое и земное (тело) на небесное и легкое» (Творения святителя Григория Нисского, ч. 8, с. 310).
Блаженный Иероним в письме к Марцелле, толкуя 11 главу Откровения, где повествуется о пришествии пророков Еноха и Илии и убиении их антихристом, говорит, что это событие нельзя понимать дословно. Город Иерусалим, в котором будут убиты пророки, — это город духовный, построенный из пороков, основанный на злодеяниях. Под Илией, Енохом и Иоанном Богословом нужно также понимать не определенных лиц, а законы: писанный (Илия), естественный (Енох) и благодатный (Иоанн Богослов).
«Книга о вере» толкует их пришествие: «посланы будут Енох и Илия… и Иоанн евангелист с ними, к утверждению верных, Енох о законе естественном, Илия же о законе писанном, а Иоанн о законе благодати...» (Гл. 30. л. 270), таким образом, они должны явиться не сами, а чрез обличителей отступления от веры и в лице верных христиан. Блаженный Иероним понимал под пророком Илиею весь лик пророков или пророчества.
Мерзость запустения
«Книга о вере» говорит: «И яко во время Пришествия Христова избранных Божиих мало стадо было, тако и в пришествие Антихристово уменьшатся правовернии, а зловернии умножатся. В сия бо времена неприятель душ наших прельщати начнет и избранных».
Книга Кирилла Иерусалимскаго, лист 32: «Такоже будет в запустении нынешняя святая жертва, иже не во храме Соломони, но яже по всему миру уставлена есть. Тогда же и век сей скончается… Сие же такоже начинают посланницы антихристовы, сына беззаконнаго, но не у еще кончина, дондеже сам приидет, и с ним совершиться и исполниться мерзость вседневнаго запустения». Ефрем Сирин пишет: «Да не неверуем убо, яко позде се будет на земли; время бо приближися, и на самой громаде злобы всея стоим вси, и отнюдь веры не емлем».
Преподобный Ефрем Сирин в 105 слове говорит: «Понеже убо тать и прележник антихрист, хощет приити в своя времена, хотя украсти и убити и погубити, Божие стадо избранное истиннаго пастыря. Образ приимет истиннаго пастыря, да прельстити овец стада». Так и антихристы — как первый, так и последний отступники, а первый с апостольских времен отступник — Симон Волхв. Книга Кириллова называет его первым антихристом, собой же он назнаменовал последнего, о чем пишет и Феодор Студит (ч. 1. стр. 235): «И никакого различия не будет между ним и предшественниками».
Святые отцы писали о приходе антихриста, в то же время сознавали, что антихрист уже в мире. Иоанн Богослов (зачало 71) говорит: «Слышасте, яко грядет (антихрист) и ныне в мире есть уже». Также говорит и святой Ефрем Сирин: «Да не неверуем убо яко позде се будет на земли».
О духовном причастии
Из учения о царствовании духовного антихриста, прекращении истинного священства, следует и учение беспоповцев о духовном причастии. Так, в толковом Апостоле сказано, что за последнее время жертва причащения по всей вселенной от Востока до Запада престанет, антихрист прежде пришествия своего учинит везде жертвенники и истинную жертву истребит. Причащение видимое, истинное, прекратится и упразднится противником Христа, как говорит и святой Иоанн Златоуст, что опустошение соделает антихрист пред пришествием Господним, следовательно, при царстве антихриста причащения не будет.
Слово святого Иоанна Златоуста о лжеучителях, книга «Маргарит», лист 591:
Исполнения бо ради беззакония, изсякнет любы многих. И проповесться рече сие Евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство языком, и тогда приидет кончина, и видим уже яко несть места под небесем, в нем же не проповедася Евангелие. Прочее ожидай конца нечистоты и запустения сына погибели.
Переживая последнее, изобилующее соблазнами время, христиане, следуя Христовым заповедям, не должны отчаиваться, но верой, трудом, молитвой, постом, и всякими благодеяниями готовить свою душу для службы Богу, а все свое упование возложить только на Него одного, по святому учению: «уповающии же на Господа, никтоже отчайся, но пецыся присно предведуще глаголавшаго, яко с вами есмь рече. Дерзайте убо, яко не уморит Господь гладом душа праведных». (Маргарит, л. 578 о лжеучителех).
Автор: Нина Лукьянова
Hello team!
I came across a 78 valuable resource that I think you should check out.
This platform is packed with a lot of useful information that you might find helpful.
It has everything you could possibly need, so be sure to give it a visit!
https://sildursshaders.com/the-evolution-of-minecraft-shader-packs-from-pixels-to-photorealism/
так это автор статьи утверждает
вот и возник вопрос — на каком основании
А может автор просто выдумщица ничего не знающая и не понимающая?
таком случае администрация сайта, размещая некомпетентную статью на ресурсе, с которого обыватель как правило черпает информацию о старообрядчестве, могла бы счесть необходимым сделать оговорку, что безпоповцы всего мира отнюдь не уполномачивали автора говорить за них — за всех безпоповцев, в о что они верят.
А от прочтения статьи возникает именно такое ощущение — что безпоповец должен отрицать грядущее появление чувственного антихриста как конкретной личности, а вместо того непосредственно и сейчас Второе Пришествие Спасителя.
михалычъ
любой собор избирающий епископов и митрополитов данной иерархии исповедует их иерархическое достоинство.
Михалыч напишите проще, что вы не знаете какой собор РПСЦ «утвердил учение о белокриницкой иерархии» или такого собора вообще не было.
михалычъ:
Учение о Белокриницкой иерархии утверждено полнотой РПСЦ….
… Обычно утверждение церковной полнотой подразумевает для поповских иерархий архиерейский или поместный собор, или Синод, Совет Митрополии, например.
Не подскажите, какой «архиерейский или поместный собор, или Синод, Совет Митрополии» утвердил учение «о белокриницкой иерархии»?
любой собор избирающий епископов и митрополитов данной иерархии исповедует их иерархическое достоинство.
это вероучение соборно утверждено как всеобщее учение всех поморцев и федосеевцев?
или частное мнение?
А что значит «частное мнение» по вашему?
Ув. Михаил, частным мнением всегда именуется точка зрения некоего кол-ва лиц, пусть даже и весьма многих, но не утвержденная в качестве всеобдержанного учения полнотой церкви.
Напр. учение о Троице утверждено всей полнотой Церкви.
Учение о Белокриницкой иерархии утверждено полнотой РПСЦ.
И т. д.
С другой стороны есть мнения не утвержденные. Напр. что Удерживающий — это Император Византии или России. Так думают многие, но не все, есть другие понимания, и соборно не утверждено.
Обычно утверждение церковной полнотой подразумевает для поповских иерархий архиерейский или поместный собор, или Синод, Совет Митрополии, например.
В ДПЦ есть свои аналоги — соборы мирян и т. п.
Утверждено ли отраженное в статье учение соборно?
это вероучение соборно утверждено как всеобщее учение всех поморцев и федосеевцев?
или частное мнение?
михалычъ:
это вероучение соборно утверждено как всеобщее учение всех поморцев и федосеевцев?
или частное мнение?
Не знаю. А Вы как думаете?
полагаю что все же учение не всеобщее.
Среди часовенов его признают не все.
Поморцы все же живут обычной жизнью, служат в армии, занимают гос должности — в той же прибалтике.
Слабо это согласуется с учением об антихристе.
Потом — как они могли искать архиерейства почти через сто лет после Никона?
Да еще и с поповцами совместно?
А ряд общин федосеевцев намеревались принять архиерея вообще в 19 в (Павел Прусский из них).
Выходит — попов не принимали, а вот насчет архиерея — может бы и приняли, коли б объявился.
Значит не всеобщее учение, как ни крути.
михалычъ
полагаю что все же учение не всеобщее.
Среди часовенов его признают не все.
Поморцы все же живут обычной жизнью, служат в армии, занимают гос должности — в той же прибалтике.
Слабо это согласуется с учением об антихристе.
Потом — как они могли искать архиерейства почти через сто лет после Никона?
Да еще и с поповцами совместно?
А ряд общин федосеевцев намеревались принять архиерея вообще в 19 в (Павел Прусский из них).
Выходит — попов не принимали, а вот насчет архиерея — может бы и приняли, коли б объявился.
Значит не всеобщее учение, как ни крути.
Согласен с вами.
Но есть вопрос по поморцам — А с чего вы взяли, что у них вообще было такое учение?
так это автор статьи утверждает
вот и возник вопрос — на каком основании
в один день прочитал (у Владимира) и услышал https://www.youtube.com/watch?v=vEGioIhc1dM одно и тоже. не пора остановиться в топке печи водой: 1666 + 350 = 2106, год истек 14 сентября по новому стилю. или "времени" это 1 тысячелетие? или Путин, что-то напутал с календарем?
Семен, факты исторические это вы перевираете и неверно цитируете, в угоду своему согласию. Я не упоминаю о вашем лжесвященстве, как вы могли заметить, я всего лишь защищаю свою веру, а не порочу, в отличие от вас, другую. Не нравятся вам безпоповцы, пройдите мимо, на сайте полно других статей.
Но если уж разбирать вашу писанину, то особенно бы хотелось пожелать всё-таки внимательнее изучать Книги. Непонятно, где вы прочитали, что в 1375 г в Волхове топили именно старообрядцев-безпоповцев? История описывает еретиков стригольников, учение которых прямо противоположно учению безпоповцев. Стригольники не верили учению о воскресении мертвых и сомневались даже в воскресении Христа, считали Христа не Богом, а обычным человеком, отвергали культ икон, считали излишним посещать церкви. Непонятно, что общего вы нашли у стригольников и поморцев. Еще раз подчеркну, что безпоповцы не отвергают священство как таковое, а говорят о прекращении святительской хиротонии, безпоповцы возможно больше поповцев желали бы иметь истинных священников, (а не рукоположенных от еретиков!), да таковых не обретается. 180 лет поповцы НЕ имели у себя епископов и никого не рукополагали. Следовательно 180 лет у них не было таинства священства. Если же они за это время и исповедывали это таинство, но не рукополагали, то это не значит, что священство у них есть. Т.е., как выразился один начетчик, если проповедывать крещение, а не крестить, возможно ли признавать, что таинство это совершается! Поповство ваше оправдывается лишь в одной внешней форме, а не в духе благодатной хиротонии. Но это, думаю, и так всем понятно и известно.
Святой Мелетий как раз-таки весьма ревностно боролся против арианских заблуждений, и по проискам еретиков три раза был изгоняем с кафедры, так как ариане склоняли императору Констанция на свою сторону. После Констанция престол занял Юлиан Отступник, и святой был снова изгнан, ему пришлось скрываться в тайных убежищах. Возвращенный императором Иовианом в 363 году, святой Мелетий написал Богословский трактат "Изложение веры", который способствовал обращению к Православию многих ариан.
Об апокалиптическом времени уже много писал, разумному и так понятно, а вы и дальше ждите зверя с десятью рогами.
Простите Христа ради. и вас Бог простит.
Думаете ваше священство есть Христово?! Мнооогие так думают: и латыняне, и монофизиты, и яковиты и т.д. и пр.
пан михаил, еретические словари свои- читайтес сами ;)
Пан Константин, хотите знать что такое "Царство Небесное", — читайте "Смысловой словарь Библейских терминов", составленный Христом нынешнего пришествия.
Вот выдержка из него:
«Царство Божье» — все, что находится во владении Бога-Духа. Все, что Он занимает своим телом – Вселенной.
«Царство Небесное» — часть всего Царства Божьего, за исключением Земли.
«Царство Небесное приблизилось» — дух человека стал взрослее, следовательно, Земная школа его подходит к концу, а высшая школа — Царство Небесное — стала ближе.
Обрести ЦН духу человека, — достичь уровня духовного развития, позволяющего формировать солнечную систему как свое тело.
Что ж, Семен, плохо же Вы изучали безпоповское учение, раз так ничего и не поняли. Советую обратиться к наставникам безпоповцев, которые помогут Вам в Вашем вопросе, почитать соответствующие книги.
В течение всего 18 века безпоповцы обосновывали невозможность последовать примеру поповцев и принять священство, переходящее из синодальной церкви, так как таким образом воспроизводят только внешние формы Богопочитания, но не утраченную благодать.
В ситуации, когда из-за отсутствия древлеправославной церковной иерархии невозможно было сохранить неизменную полноту всех внешних форм бытия Церкви, частичные отступления были неизбежны, о чем свидетельствуют и примеры из Ветхого и Нового Завета, из писаний святых отцов и истории Церкви: "без нужды дерзающие не в поведенном, яко преступницы закона осуждаются. По нужде же дерзающий не точию осуждаюся, но и хвалам и честем достойни бывают и от всех учителей оправдываются", такие церковные Таинства, которые разрешено совершать мирянам как крещение, покаяние, безпоповцами совершаются. Таинства же елеосвящения, миропомазание и пр. не дерзаются совершаться, ввиду отсутствия истинных священников.
Заметьте, в статье никто никого не призывает переходить к безпоповцам, излагается лишь их апологетическое учение, с цитатами из Святого Писания и Святых Отцов, что никак не является «приемом, недостойным староверов». Вспомните хотя бы знаменитые диспуты Л.Ф.Пичугина, Ф.Е.Мельникова, и других апологетов, все они были построены на основе цитат из Священного Писания, а не человеческих измышлений и умозаключений. Поэтому мне непонятно Ваше пренебрежительное отношение к Святым Книгам и выдержкам из них. Толкование на них также представлено в статье.
Тем более непонятно Ваше отношение к безпоповцам как к пещерным жителям, которые сидят по пещеркам. Зайдите в любую безпоповскую часовню. Если Вы житель Санкт-Петербурга — приглашаем в Храм Знамения на ул.Тверской, или в Невскую обитель в Рыбацком, посмотрите на нашу «пещерку». И если Вы будете алкать, то и воды там дадут, не сомневайтесь. Не скажу за всё безпоповство, но большинство согласий и общин открыты для общения. Священниками, кстати, никто из безпоповцев никогда себя не объявлял, у нас наставники из мирян, которые прекрасно знают Правило и Каноны и никогда не возьмутся делать то, что разрешено только священникам. А вот есть ли после раскола эти истинные священники? Это уже другой вопрос.
"И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени." (Откр.12:14) — это к вашему вопросу о времени царствования Антихриста. В других местах Святого Писания также говорится об этой «единице времени».
Благодарю вас за безпокойство о нашем душевном спасении, но куда идут безпоповцы, судить не Вам, не берите на себя предварение Суда Божьего, Ему только судить и решать, кто наследит Царствие Небесное, а кто нет. Преподобный Максим Исповедник говорит: "Надо не хулить верования других людей, а утверждать собственное, и не писать против веры или исповедания, кажущихся нехорошими…" Советую прислушаться к словам святого.
Простите Христа ради.
Михаил, а Вы думаете Царство Небесное это реальное место, в которое после смерти попадают праведники? Ошибаетесь! Царство Небесное нужно понимать в духовном смысле! Да и вообще, все относящееся к духовному и нужно духовно понимать! Короче говоря- все иллюзия! ;))
Антихрист и его печати.
Многие думают, что антихрист – определенная личность, которая придет, воссядет на престоле в Храме Божьем и будет попирать народы, вести неприкрытую брань против Христа и тех, кто Его.
На самом деле, антихрист, — всего лишь идея, мыслеформа, совокупность искаженных понятий и представлений о Христе. Но, сила и могущество этой идеи (зверя), согласно Откр.13:16, таковы, «что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, она положит свою метку на чело и (или) правую руку их». То есть, эта идея, захватит умы большинства представителей христианского мира. Эта идея появилась, как свидетельствуют апостолы Иоанн и Павел, уже в их время: «…и теперь появилось много антихристов…» — 1Ин.2:18; «Ибо тайна беззакония уже в действии…» -2Фес.2:7.
Понять, что собой представляет эта идея, не сложно, ибо само выражение, «антихрист», обозначает нечто противоположное, обратное подлинному Христу, т.е – антипода Христа.
Христос Истинный, как свидетельствует Новозаветное Писание, есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир», обладатель правдивых знаний, познавший Истину и приходящий в мир, по Его собственному свидетельству, только для того, чтобы учить человечество познанию Истины: « я для того родился и для того пришел в мир, чтобы провозгласить Истину». В общем, как говорит апостол Павел, Христос есть Образом Ипостаси Бога – Разумом и Мудростью Божьей и это – самая краткая и самая содержательная характеристика Христа Истинного. Соответственно, антиподом Христа – анти Христом, есть нечто немудрое и неразумное в глазах Божьих.
Из 1Кор.1:18–25 узнаем: «немудрым Божьим», глупостью (юродством) в Божьем понимании, есть «слово о кресте» — «проповедь Христа распятого» — преподнесение Христа, как Агнца Божьего, что, собственно, и есть антиподом Христа–Разума и Мудрости Божьей, каким Его человечество не поняло и не приняло. Как появилась идея Христа-Агнца и почему Богу было угодно применить это юродство, почему это детское изображение Христа стало восприниматься христианами как истина в последней инстанции — тема иного разговора. Но, очевиден факт: Церковь, начавшая формироваться на прогрессивной тогда, данной временно идее Христа–Агнца, так и осталась на ней по сей день, превратившись в покрывало на глазах верующих, мешающее познания Христа Истинного – Разума и Мудрости Божьей.
Таким образом, вера или убеждение, что Христос есть Агнцем Божьим, именно для того и посланным в мир, чтобы смертью своей искупить грехи человечества, есть «печатью» антихриста на чело верующего [/b](запечатление в разуме ложной идеи). А, стереотип необходимости наложения крестного знамения (крестится) – орудия казни Христа, на себя или окружающих, совершаемый по предписанию религии правой рукой, есть «печатью» антихриста на правую руку верующего,[/b] ибо, кресчение, является открытым, видимым проявлением внутренних, скрытых убеждений личности.
Анализируя в этом аспекте историю Церкви, легко убедиться:
а) именно этот анти Христос, как «тайна беззакония», был в действии уже во времена апостолов;
б) именно этот антипод Христа стал приоритетом мышления верующих ( воссел на Престоле в Храме Божьем);
в) именно этот зверь, резиденцией которого стал Рим — город на семи холмах, всячески попирал народы, вынуждая их подставлять свои лбы под его печати;
г) он же, не позволял «не опечатанным», не только покупать и продавать, но – и жить, уничтожая инакомыслящих на кострах инквизиции;
д) именно этому зверю поклонялись и поклоняются ныне «малый и великий, богатый и нищий, свободный и раб»;
е) именно этой религии верховный представитель, сидящий в Ватикане, носит звание «наместник Бога на Земле»
ж) осенение себя крестным знамением (предъявление печати антихриста), всегда служило «верительной грамотой» иноплеменникам, чужестранцам, для пребывания в среде «опечатанных».
Поскольку, сегодня, носителями печатей антихриста являются сотни миллионов людей – весь христианский мир, весьма важно уяснить:
— идея Христа-Агнца, была «угодна Богу» как начальная ступень приобщения человечества ко Христу, но – извращена в процессе реализации и, кроме того — устарела, стала ветхой, как и Закон, в свое время;
— избавится от «печатей», весьма просто – изменить мышление, обновится духом ума, усваивая науку Христову о Боге, человеке, Царстве Небесном, не виня при этом, в случившемся, ни себя, ни других.
Попытался вникнуть в «учение» мирян-безпоповцев – ничего не получилось у крестьянина. Выписывание цитат у различных авторов без контекста — то прием недостойный староверов. Так можно скомпилировать любое "учение". "А той антихрист человек будет" говорится и в приложенном листе Книги о вере, хотя автор, как показалось, пытается приводить ее высказывания в защиту безпоповцев.
Полагаю, что те переживания и гонения, которые пронеслись в России с 17 века, по существу не многим отличаются от времен господства в Церкви сторонников Ария или иконоборцев, последнее было подтверждено аж Собором в Константинополе. Разве только большей временной продолжительностью. Но верные в периоды гонений не выдумывали "теорий" наступления последних времен и воцарения антихриста, а выступали за чистоту учения и церковной жизни и добивались этого. Наши же беспоповцы и по миновании гонений сидят по пещеркам и воды на дадут алчущему. Выдумали себе оправдание в "воцарении духовнаго антихриста" и объявили себя "священниками" — до какой ереси довела их гордыня.
Однако в Св.Писании сказано "и азъ же тебе глаголю, яко ты еси петръ, и на семъ камени созижду церковь мою. и врата адова не одолеютъ ей. И дамъ ти ключа царствия небеснаго. и еже аще свяжеши на земли, будетъ связано на небесех. и еже аще разрешиши на земли, будетъ разрешено на небесех" Матфей зач.67. ответьте господа наставники безпоповцев, где сказано о скончании священства за три с половиной «единицы времени»? Доколе вы будете губить христолюбцев, своими псевдотаинствами? С каким грузом грехов они предстанут пред Господом, без Исповеди? Или миряне-наставники «отпускают» их? А блудное сожительство? Или опять наставник водил посолонь и выдал «свидетельство»? А Причастие!? А Таинство Крещения без иерейской молитвы и Миропомазания? Установили исключение за правило. Но святые отцы учат, при совершении мирянином Крещения в исключительных обстоятельствах, по их (обстоятельств) отпадении довершить Таинство священником в Церкве.
Собственно, Константин все это выразил в двух строках.
А куда идут безпоповцы можно увидеть и в фильме "Счастливые люди. Поморье". Полная утрата Веры, лишь пуп свой способны "перекрестить" у поклонного креста "отмечающего" рыбное место.