Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (25)

  1. Дионисий

    "Тридцатая Глава Красного устава в части «О скверноядцах»… также запрещено мясо ягненка и лебедя."
    Заинтересовал вопрос о запрете на ягнятину.
    Во-первых, в самом "КУ" стоит "младой ягненок"
    http://www.staropomor.ru/Ustav%282%29/krasn_ustav/gl_39.pdf
    Во-вторых в 14 главе пятой книги Моисеовой, на которую ссылается данная статья, есть запрет толико на лебедя, овца там стоит на втором месте в разрешенных.
    Но в 22 главе "Левит" есть запрет на принесение в жертву молодого ягненка.
    "27 когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу;
    28 но ни коровы, ни овцы не заколайте в один день с порождением ее."

    Федосеевцы превратили ритуальный запрет в пищевой и контаминировали его с запретом из "Второзакония"?
    Есть еще какие то сообщения об этом в беспоповских текстах?

  2. Ирина Косырева

    Прочитала статью и задалась вопросом. А можно ли нам, христианам, есть свинину? Она ведь во Второзаконии запрещена:

    «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь»
    (Второзаконие 14:8, Библия)

    Иудеи и мусульмане, которые берут основу верования из Ветхого Завета, не едят свинину. Мы живем по Новому завету. Приведет ли кто-то цитату из Нового завета, которая бы отменяла этот запрет? Ведь что не отменено, то продолжает действовать. Тем более что историческим фактом является то, что Исус Христос свинину не ел. Вопрос не праздный, действительно, задумалась…

    • Глеб Чистяков

      Вопрос об удавленине тоже неясен. Известно, что охота в древней Руси, была вторым промыслом после земледелия. И 90 % животных добывали посредством ловушек, главным образом силков, которые удавливают дичь за несколько минут. Почему тогда запрет на такую дичь, если охота была распространена повсеместно?

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Так если не понять почему была запрещена та или иная пища, то эти вопросы не разрешатся. Почему свинятину запретили в Ветхом Завете, и насколько актуален этот запрет в христианстве?

    • Анастасия

      Существует такое рассуждение: после выхода из Египта евреи вспомнили, как египтяне поклонялись Апису, и сами поставили золотого тельца и поклонились ему, когда Моисей уединился на Синае. Чтобы отучить избранный народ от пережитков прошлого, им запрещено было есть свинину, которой они питались в Египте, и напротив употреблять в пищу коров и быков. Такая вот перестройка сознания: сакральное и обыденное должны поменяться местами.
      Ну и свиную желчь вкусил Господь на Кресте — значит, и христианам можно есть свинину.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Ну как и ожидалось, все эти запретительные правила по еде имеют вполне практические объяснения и имеют мало отношения к православию.

    • Людмила Солошенко

      Встречалась как-то с человеком, который вел высоко духовный, подвижнический образ жизни и был очень талантливым иконописцем. Он принципиально никогда не ел картошку. Есть люди, которые никогда не едят мясо (по благословению). Но ведь это все-таки частное мнение. Обязательно для всех — правила о постах. Великий Пост почти пятьдесят дней, практически всегда — пища без масла. Не так легко бывает и без дополнительных ограничений. А кто берет сугубый подвиг, то, конечно, такие труды не останутся без своей награды.

  3. Сергий 985
    Сергий 985

    Занятная вырисовывается ситуация. За брадобритие некоторые готовы осудить, готовы театр и артистов осудить и на все эти осуждения находятся свои "пейсания". Но какая солидарность в части позволения себе в пище)))) Никаких разногласий, и у отцов сразу находятся все необходимые цитаты, чтобы обосновать, что пить и есть можно.
    Бороду стричь — нее, нельзя. Книжку художественную читать — грешновато. Театр — упаси, Господи, от козлищ игрищ. Но право пожрать — не тронь! :)))

    Мы тут недавно про театры да бороды спорили. Вот взять тех кто там активнее всего за строгость и запреты выступал, да аудит провести — чем питаются, чего пьют, да когда, да сколько. И так же дотошно сравнить с правилами как они сравнивают, когда на театры набрасываются да небритость защищают.

  4. Константин
    Константин

    Что же нечисто? Грех, злоба, корыстолюбие, лукавство. «Омойтесь, — говорит (пророк), — очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих» (Ис.1:16). «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс 50:12). «Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого» (Ис 52:11). Те (ветхозаветные) очищения были образами (истинного) очищения. «К трупам, — говорит (Писание), — их не прикасайтесь» (Лев.11:8). И грех есть такая же мертвечина смердящая. «Священник, — говорит, — увидев живое мясо, объявит его нечистым; живое мясо нечисто: это проказа» (Лев. 13:15). И грех есть также нечто пестрое и разнообразное. А что на это именно указывается здесь, видно из дальнейшего: если проказа будет постоянно и на всем теле, то человек чист; а если на одной части, то нет. Видишь ли, что нечистым бывает то, что разнообразно и переменно? И еще: «имеющий истечение, нечист» в душе (Лев.15:4); под изливающим семя разу­меется извергающий семя. Также «необрезанный» — нечист (Быт.17:14). Видишь, что это не иносказания, но образы? Здесь ра­зумеется не истребляющий зла в душе своей. Работающий в субботу побивается камнями, — т. е. тот, кто не постоянно предан Богу, погибает. Видите, сколько родов нечистоты? «Если женщина родит, — сказано, — то она нечиста» (Лев.12:2). Почему, скажи мне? Не сам ли Бог создал семя и рождение? Почему же такая жена нечиста? Не имелось ли здесь ввиду что-нибудь другое? Что же такое? Через это Бог внедрял в душу целомудрие, отвлекал ее подальше от прелюбодеяния, потому что, если рождающая нечиста, то тем более — прелюбодействующая. Если прикасаться к своей жене не совсем чисто, то тем более — смешиваться с чужой. Участвующий в «погребении, — сказано, — не чист» (Лев.21); тем более — участвующий в убийстве и войне. И много можно найти родов нечистоты, если перечи­слять все. Теперь же требуется от нас не это, но все перене­сено в душу. Телесное ближе к нам; поэтому при помощи его Бог прежде и наставлял (людей). А теперь не то, потому что не следовало всегда оставаться при образах и тенях, но принять истину и ее держаться. Грех есть нечистота; его будем избегать, от него будем воздерживаться.

    Святитель Иоанн Златоуст, толкование на послание к Титу 3:4

  5. Константин
    Константин

    Итак, не по природе своей чисты или нечисты (яства), но по произволению принимающего их. «Но осквернены, — говорит, — и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1:16). Следовательно, и свинья — чистое (животное). Почему же было запрещено употреблять ее в пищу, как не­чистую (Лев.11:7)? Не по природе она была нечиста, потому что (по природе) все чисто; иначе нет ничего не чище рыбы, которая питается и человеческим телом, а между тем была дозволена для употребления в пищу и считалась чистой. Также не было бы ничего не чище курицы, которая ест червей, равно как и оленя, который, говорят, потому и называется оленем (έλαφος), что ест змей (ŏφεις); но все это употреблялось в пищу. Почему же свинья и некоторые другие подобные животные были запрещены? Не потому, чтобы они были нечисты, но чтобы более ограничить чревоугодие. Если бы Бог так (прямо) сказал это, иудеи не послушались бы; а теперь страхом нечистоты Он удержал их. Что, скажи мне, не чище вина, если исследовать его? Что не чище воды, которой они преимущественно очищались? Они не прикасались к мертвым, между тем очищали себя (в жертвах) мертвым, так как заколотое — мертво, а они им очищались. Подлинно, детское было их учение. Посмотри еще: вино не от навоза ли получает состав свой? Ведь виноградник всасывает в себя влагу, как из земли, так и из лежащего на ней навоза. И вообще, если мы захотим по­дробно разбирать, все нечисто. Но если решим не разбираться, нет ничего нечистого, а все чисто. Бог не сотворил ничего нечистого; и нет ничего нечистого, кроме одного греха, потому что он касается души и ее оскверняет; остальное — человеческий предрассудок. «А для оскверненных, — говорит (апостол), — и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». В чистых может ли быть что-нибудь нечистое? А кто имеет нездоровую душу, тот оскверняет все. Если им овладеет такое настроение, постоянно разбирающее, что чисто и что нечисто, то он, пожалуй, не прикоснется ни к чему. По понятию таких людей, не будет ничего чистого, ни рыба, ни все прочее, — «осквернены, — говорит, — и ум их и совесть», но все нечисто. Впрочем (апостол) не сказал так, — но как? Он приписал все самим людям. Нет ничего, говорит он, нечистого, но нечисты сами они, — их ум и совесть, не чище которых нет ничего. «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу. Ты же говори то, что сообразно со здравым учением» (Тит.2:1). Вот где — нечистота; сами они — нечисты.

    Святитель Иоанн Златоуст, толкование на послание к Титу 3:3

    • Сергий 985
      Сергий 985

      "Почему же свинья и некоторые другие подобные животные были запрещены? Не потому, чтобы они были нечисты, но чтобы более ограничить чревоугодие."

      Я думаю, подобным образом объясняется большинство запретов, а вовсе не какой-то мистикой. Я сейчас не о пище даже, а, например, "ритуальной нечистоте" женщины после родов.

  6. Глеб Чистяков

    Материал очень интересный, мало кто до этого пытался систематизировать пищевые запреты в старообрядчестве. Важно, что автором проведена дифференциация между пищевыми запретами Ветхого Завета сохранившимися в новозаветной Церкви и собственно старообрядческими запретами которые формировались с начала XVIII века, с петровского времени.

  7. Противоречивый материал. Столько запретов. Интересно, есть ли сейчас те, кто соблюдает все это в полной мере?

  8. Сергий 985
    Сергий 985

    > Часть предписаний в современном старообрядчестве, особенно среди молодежи, не соблюдается, в частности, воспрещение употреблять картофель, чай, некоторые виды рыб и морепродуктов.

    И тут хотелось бы спросить строго у современных ревнителей — а не едят ли они чего из того, что отцами было не разрешено? Строги ли они к себе в еде и питье так же как в брадобритии к другим?

    • Глеб Чистяков

      Думаю, что цель статьи рассказать читателям о пищевых запретах бытовавших у староверов в разные времена, но не призыв на 100 % следовать им сейчас. Кстати, под пищевые запреты у староверов попадал и табак, который считался в 19 веке полезным. А ныне, как известно, выведенный за рамки даже светского цивилизованного общества.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Большинству этих пищевых запретов я не могу найти твердого обоснования в православии. А уж каноническое творчество безпоповцев в этой части для меня вообще загадка — с одной стороны твердо следовать правилам старины, но в это же время так развивать собственное творчество правил. Как это не конфликтует?
      И самое главное. Где они сейчас? Вся эта строгость она помогла сохранить крепость их веры и ее распространение? Их стало больше?

    • Сергей Шуйский
      Сергей Шуйский

      что нам читать — перечислено у Св.Отец, в статье к этим книгам не обращаются, действительно "нет обоснования". А уж соборное "творчество безпоповцев" читающих Евангелие просто поражет — только 1 пример (Соловьев Е.И.): у Луки (зач.2) говорится о Иоане Предотече "будетъ бо велий предъ Господемъ. вина и сикера не имать пити." И далее (зач.32) "Прииде бо Иоанн Креститель, ни хлеба ядый, ни вина пия, и глаголете бесъ имать. Прииде сын человеческий яды и пия, и глаголете, се человек ядца и винопийца, друг мытарем и грешникомъ"…
      надо было идти дальше в соответствие такому узкому пониманию сластолюбия — например, запретить употреблять вина, кроме сухих или сливки со сметаною…
      повторюсь, нет у безпоповцев опоры в Св.Писании и Предании — одна традиция без времени и истории…

    • Сергей Шуйский
      Сергей Шуйский

      читать надо Евангелие — там ответы на все вопросы. "яко всяко еже входит во уста, во чрево вмещается, и афедроном исходитъ. исходящая же из устъ, от сердца исходитъ, и ТА СКВЕРНЯТЪ человека" (Мф.зач.61)

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля