От редакции:
Прямая речь, информация из первых уст — один из основных принципов редакционной политики нашего ресурса. Мы беседуем с людьми, лично задаем даже самые острые вопросы современности, а не публикуем домыслы. Одним из важных вопросов повестки дня, особенно в свете решений последнего Освященного Собора Русской Православной старообрядческой Церкви, стал вопрос об уточнении канонического статуса Белокриницкой иерархии в рамках богословско-канонических определений РПЦ.
В дореволюционный период вопрос признания старообрядческой иерархии был весьма острым. Старообрядческие начетчики прилагали немалые усилия для апологии Белокриницкой иерархии. Один только Ф. Е. Мельников провел десятки диспутов и написал ряд работ, посвященных этому вопросу. Среди них такие труды, как «В защиту старообрядческой иерархии», «Конец сомнениям в законности старообрядческой иерархии», «Исследование о крещении и святительском достоинстве Митрополита Амвросия».
Сегодня на наши вопросы отвечает митрополит Иларион (Алфеев), председатель ОВЦС МП. В первую очередь мы спросили владыку Илариона о диалоге между РПсЦ и Московской Патриархией по каноническому статусу Белокриницкой иерархии, начавшемся весной текущего года.
Эта тема на протяжении года вызывает пересуды как в старообрядческой, так и в новообрядческой среде. У подобного диалога есть и немало противников. Вопрос о целесообразности диалога о признании Белокриницкой иерархии обсуждался и на проходившем в октябре Освященном Соборе РПсЦ. На Соборе с докладом выступил председатель комиссии протоиерей Евгений Чунин. Он рассказал о промежуточных итогах работы комиссии и сообщил, что Московская митрополия ожидает вопросов канонической тематики от Московской Патриархии. После доклада состоялось активное обсуждение этого вопроса. Собор постановил, что диалог следует продолжать. Доклад протоиерея Евгения Чунина был также опубликован на нашем сайте. О диалоге с РПЦ высказывался также один из делегатов Освященного Собора, сотрудник института Высшей Школы Экономики Алексей Муравьев.
***
Русская Православная Церковь была инициатором этого диалога. Призыв к его установлению неоднократно звучал в соборных актах нашей Церкви. Например, Поместный Собор 1988 года принял исполненное теплых слов «Обращение ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», в котором призвал все старообрядческие согласия к братскому диалогу.
За прошедшие после церковного раскола три с половиной века многое изменилось, произошли весьма существенные, судьбоносные изменения в жизни общества, в жизни Церкви, развивалась и церковно-историческая наука. Многие объективные и субъективные факторы сегодня способствуют тому, чтобы не спеша налаживалось взаимопонимание. Но и старообрядцы, и многие чада Русской Православной Церкви до сих пор зачастую находятся во власти прежних стереотипных представлений друг о друге. Нам предстоит еще найти общий язык. Для установления продуктивного диалога необходимо сначала прийти к пониманию того, что именно нас разъединяет; затем подвергнуть это богословскому и церковно-историческому анализу, отделить в нем случайное от принципиально важного и существенного. Если мы пройдем этот этап, более ясными станут и перспективы.
Долгое время официальные встречи и рабочие контакты с представителями Русской Православной старообрядческой Церкви касались в основном практических вопросов взаимоотношений, лежащих преимущественно в области имущественной или культурно-исторической.
Но время, видимо, берет свое, и возникновение упомянутых Вами комиссий по диалогу на этот раз инициировала именно старообрядческая сторона. При этом цель была обозначена конкретно: каноническая оценка белокриницкой иерархии со стороны Русской Православной Церкви. Поэтому и возглавляет комиссию с православной стороны известный канонист, профессор Московской Духовной Академии протоиерей Владислав Цыпин.
Если же говорить о перспективах возникшего диалога, то хотелось бы пожелать, чтобы предмет обсуждения постепенно расширялся.
Первичны, конечно, исторические факты и их каноническая оценка. Время покажет, будет ли достигнуто единство со старообрядческой стороной в интерпретации исторических событий, но к выявлению их обстоятельств необходимо подходить непредвзято. Тогда в диалоге возможен прогресс.
Отношение к старообрядцам у Русской Православной Церкви особое. Мы никогда не ставим старообрядцев в один ряд с инославными.
Но, при всем желании проявить христианскую любовь, следует помнить, что каноны существуют в Церкви не для того, чтобы ими легко пренебрегали, если это кажется удобным. Применение церковных канонов Русской Православной Церковью по отношению к старообрядцам не может не учитывать общего для всех Православных Церквей контекста законоприменительной практики.
Для меня встреча со старообрядным богослужением была желанной и очень естественной. Еще в студенческие годы я изучал знаменное пение, часами просиживал в кабинете древних рукописей Московской Консерватории, составил свой собственный словарь попевок, неплохо умел петь по крюкам.
Могу сказать о старом обряде, что это в определенном смысле ориентир для церковной жизни и для литургического творчества. Когда мы участвуем в богослужении, совершаемом по старому обряду, мы не только узнаем, как молились наши предки, но и испытываем чувство, подобное встрече со старой намоленной иконой. Такая встреча порой пронзает душу человека, возводит очи горе́.
Конечно, перед совершением литургии я готовился. Пришлось заново вникать во все детали богослужения. Но у меня остались самые хорошие впечатления от службы, вобравшей в себя молитвенный опыт многих столетий. Вообще богослужение по старому обряду хотя и протяжнее общепринятого, но в сочетании с молитвенным пением создается впечатление какой-то особой гармонии, время проходит быстро, служба не утомляет.
Мне понятны чувства старообрядцев, которым, начиная с Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, говорят, что обряды теперь равночестны, хотя при этом в реальной церковной практике старый обряд можно видеть не так уж часто. Но ведь на то имеются и объективные причины.
Учебная литература тем и отличается от научной, что имеет дидактическую функцию. Учит азам. А как учить азам, если изначально ученику предлагается многообразие? Приветствую упоминания о старом обряде в учебных книгах, но мой опыт подсказывает, что в таком деле нужно соблюдать меру. Если человек приходит в своей церковной практике к старому обряду, это должно быть результатом его религиозного опыта, результатом продуманным и прочувствованным.
Священный Синод Русской Православной Церкви 4 июня 1999 года постановил:
Призвать издательства, выпускающие церковную литературу, применять критический подход к переизданию литературы, напечатанной в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами.
Действенными считаю и другие не так давно принятые меры: реализуемая в храмах церковная литература должна иметь разрешительный гриф Издательского совета, а все издаваемые или переиздаваемые в церковных издательствах книги проходят рецензирование. Надеюсь, что при этом в полной мере учитываются решения Священного Синода.
К сожалению, стереотипы прежнего отношения друг к другу проявляются порой не только в переизданиях, но и в новой литературе. Причем сказанное относится и к старообрядческим изданиям. Думается, что с обеих сторон еще немало сил нужно приложить к тому, чтобы полностью исключить из издаваемой церковной литературы взаимные упреки и неуместные выражения.
В Русской Православной Церкви имеются старообрядные приходы, их уже около тридцати. Почти каждый год возникают еще один-два таких прихода, при этом многие из них растут численно. Недавно появились православные приходы, в которых, помимо обычных богослужений, совершаются и старообрядные. Таким образом, тенденция возрастания интереса к старому обряду просматривается.
Растет и число архиерейских служб, совершаемых по старому обряду. Я сам совершил несколько богослужений древним чином, включая литургию, в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, где размещен Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. 13 декабря состоится уже второе мое служение в этом храме за текущий год.
В январе 2012 года митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий совершил литургию древним чином в главном храме России — Успенском соборе Московского Кремля. Величественный храм был заполнен, все молились по старому обряду. Думается, что это явное свидетельство интереса прихожан православных храмов к русской церковной старине.
Интерес к древним распевам растет не только на Западе, но и в Поместных Православных Церквах. На древние распевы, например, перешли в течение прошлого столетия многие греческие и балканские церкви. В Русской Православной Церкви увеличивается число приходов и монастырей, где полностью или частично в богослужении употребляются древние распевы; возникают кружки и курсы по изучению знаменного пения.
Готов согласиться, что динамика возврата к древнему пению не столь внушительна, как, например, динамика возврата к древнему стилю иконописания. И этому несколько причин: многие люди за богослужением хотят слышать те же напевы, к которым привыкли в детстве; сказывается и своеобразный консерватизм наших певческих школ, где зачастую не придается должного внимания знаменным распевам. Но общая тенденция такова, что знаменное пение, пусть и медленно, но все же возвращается в русское православное богослужение.
Жизнь показала, что церковные реформы — дело весьма опасное, вносящее большие нестроения. Тем не менее надеюсь, что и старообрядцам известно, что со времени Крещения Руси русские богослужебные книги постоянно редактировались — менялась лексика, правописание, стилистика. Но протестов и расколов не было, потому что тексты изменялись постепенно, по востребованности самой церковной жизни и при неизменном уважении к прежней практике.
Вообще мне более близка вторая концепция, хотя с богословской точки зрения невозможно оспаривать, например, право русского языка быть одним из литургических языков Русской Церкви. Чем он хуже молдавского, японского или венгерского? Так, например, я считаю вполне уместным чтение Апостола и Евангелия на русском языке во время причащения священнослужителей. Такая практика существует в некоторых приходах.
Это связано, в первую очередь, с тяжелым наследием советской эпохи. Намного легче построить храм или издать книгу, чем воскресить человеческую душу, особенно если окружение человека составляют преимущественно неверующие люди. Кроме того, начиная с 90-х годов, население нашей страны настойчиво ориентировали брать во всем пример с Запада, в котором на смену христианской цивилизации давно уже пришла цивилизация секулярная. Отсюда развитие культа потребления, наживы, вседозволенности, пропаганда всевозможных свобод в полном отрыве от чувства долга и ответственности. Но быстро росло и число верующих, сознательно выбирающих эталоном для себя именно христианскую мораль.
Роль мирян в церковной общине, думается, будет расти. Достаточно взглянуть на жизнь наших зарубежных приходов. В этом направлении постепенно развиваются и российские приходы, в которых растет деятельность в социальной, молодежной, культурной и других сферах. Но большинство сегодняшних прихожан стали сознательными христианами сравнительно недавно. По мере воцерковления нашего народа будет увеличиваться общинное начало в приходской жизни.
Интеллигенции в православных приходах по сравнению с 90-ми годами меньше не стало. Возможно, даже стало больше. Интеллигенция составляет значительную часть прихожан многих городских приходов, в частности, московских или петербургских.
Вообще же в наших приходах круги внебогослужебного общения прихожан формируются не по социальному признаку, а скорее по интересам, отчасти по возрастному признаку. Быстро растет число всевозможных кружков по углубленному изучению Священного Писания, церковной истории, искусства, древних языков и т.п. Набирает силы молодежное движение.
Беседовал Глеб Чистяков
старая митра какая редкость! даже у илариона денег не хватило! только у ювеналия!
С лестовкой смотрится хорошо)
Вроде митрополит Корнилий в такой же ходит?
В воскресенье владыка служить будет в древнерусской митре
Ключевые слова беседы: "Отношение к старообрядцам у Русской Православной Церкви особое. Мы никогда не ставим старообрядцев в один ряд с инославными". Владыка Иларион молодец.
Что до старообрядных приходов РПЦ, уверен, что их ожидает большое будущее, но это долгий процесс.
Да, подан знак что старообрядцы "не еретики", а почему тогда сохраняется чиноприем в РПЦ МП через миропомазание?
Двуперстие признано соборами 1971 года, но печатать о нем в учебниках боязно. Ну напечатайте в Катехизисе, "Кратких историях церкви"… А что случится если в "Законе Божьем" или "Книге для священнослужителей" будет напечатано о двуперстии?
Вот сейчас у них в "Книге для священнослужителей" написано, что "Типикон" раньше назывался "Око церковное", "Октоих" — "Октай". Есть множество других отсылок на преждебывшим обычаяи — Пасхальное крещение и другие.
И пока никто не помер от этого. Будет честно написать: До патриарха Никона крестились двуперстием и точка.
Может быть со временем это и произойдет, не все ведь сразу. РПЦ хотя бы морально отходит от вражды. Многое зависит и от развития старообрядных приходов РПЦ. Когда они поднимутся, окрепнут, будет звучать и тема старого обряда. Возможно, в такой осторожности играет свою роль и крайне негативное отношение многих старообрядцев к РПЦ. Сравните фразы: "Мы никогда не ставим старообрядцев в один ряд с инославными" и "На Освященном соборе старообрядческой Церкви 2007 года новообрядчество было подтверждено в качестве ереси второго чина, принятие из которой осуществляется путём Миропомазания". Понятно, что в этом свете и позиция РПЦ будет сдержанной.
Конечно, надо признать, что по ряду вопросов м.Иларион дал достаточно общие и поверхностные ответы. Можно было ожидать большего, особенно в социальных и искусствоведческих вопросах. Но ладно, как есть.
Неожиданно, хорошее интервью.
> Думается, что с обеих сторон еще немало сил нужно приложить к тому, чтобы полностью исключить
> из издаваемой церковной литературы взаимные упреки и неуместные выражения.
Ещё больше сил надо приложить к головам ревнителей с обеих сторон которые продолжают злобно огрызаться, хамить и вести себя неподобающе. На старообрядческих форумах редко критика новообрядчества проходит без обзывалок на уровне детского сада или шпаны. А то и целые сайты, считающие себя голосом старообрядчества или его мыслью, целиком напичканы низкопробными материалами главная задача которых вылить как можно больше грязи и чернухи, похоронив в этих помоях даже ту здравую составляющую которая у них может быть.
Старообрядческие попы с амвонов и через интернет читают проповеди и лекции о христианской любви, и вместе с тем позволяют своим духовным чадам откровенную брань на грани фола в адрес господствующей церкви с которой на официальном уровне пытаются поддерживать конструктивный диалог. Это потворство есть прямая поддержка подобному поведению.
Да, Сергий. Это так, к сожалению. Выскажу мысль, которую уже ранее не раз озвучивали. Если во время Великой отечественной войны мой прадед бы обозвал своего врага "фашистом" и пожелал ему всякого проклятия, то был бы прав! Но если я сейчас обзову этим же именем Ангелу Меркель, то это верный признак, что я человек совсем не здоровый.
Так же и со старообрядчеством. Если протопоп Аввакум в свое время называл тех, кто принял реформы и отступил от древних традиций собаками никонианами, то есть ли у меня право говорить так же сейчас? Воевал ли я вместе со своим дедом или перенес тяжести гонений от РПЦ? Если нет, то и заслуг моих особых нет и современные "никониане" ни в чем не виноваты лично передо мной.
Именно, времена изменились, изменились отношения между старообрядцами и господствующей церковью. Может быть, дружескими их и не назовёшь, но во всяком случае дипломатическими назвать точно можно. Поэтому изрыгать "никоны собаки" это переть как против сегодняшней реалии, так и против той же старообрядческой церкви, которая имеет с господствующей более мягкие и деловые отношения.
И второе. Даже в случае серьёзной конфронтации недопустимо допускать оскорбления и брань. Даже самый жёсткий протест можно выразить русским языком без использования элементов дворовой этики.
Да и потом, почему каждый бородатый реконструктор, нередко пришедший в старообрядчество сравнительно недавно, считает, что ему позволено то же, что и протопопу Аввакуму или другим великим личностям церковной истории? Почему-то как браниться или драться, так сразу и Аввакума вспоминают, и как св.Никола кому-то оплеуху отвесил. А почему не хотят при этом повторять иные подвиги святых: затвор, молитвенный подвиг, аскетизм, воздержание и т.п.?
В общем, пора принять, что настали иные времена, иные отношения и иной язык. Иначе реконструкторы ещё больше подтверждают, что они не более чем реконструкторы, добровольно застрявшие головой в реалиях 17-го века.
Благодарение тебе, Глеб, за интервью! Даст Бог, староверы не будут относиться к РПЦ как к "иной конфессии". "Ревнители" не в счет, эта болезнь вряд ли излечимая :).
РПЦ по отношению к РПсЦ — это именно иная конфессия. На Освященном соборе старообрядческой Церкви 2007 года новообрядчество было подтверждено в качестве ереси второго чина, принятие из которой осуществляется путём Миропомазания. А то и вовсе Крещения, как это на практике чаще всего случается. И то, что между этими разными конфессиями складываются взаимоуважительные отношения на высшем уровне, ещё не гарантирует такого же отношения на местах. Церковный официоз в данном случае — это не показатель, а, скорее, реклама. Говоря же ещё о ревнителях, часто пинаемых на этом сайте, во многих случаях ими оказывается наиболее крепкая в религиозном отношении часть верующих, выступающая против "тепллохладных", прикрывающих свои экуменические, по большей части, взгляды "иными временами", в которые, типа, уже всё изменилось :))
Думаю, Владимир имел в виду то, что между РПЦ и РПсЦ нет различия в вероучительных догматах. Есть лишь различия в обрядовости.
Старообрядчество никогда реально не разделяло "обряд" и "догмат", т.е. форму и содержание богопочитания. Подобные воззрения появились в господствующей церкви под влиянием еретических западных исповеданий, да и то сравнительно поздно. На эту тему хорошо написал Г. Чистяков в статье "Есть ли в православии "обряды"?" Более подробно об этом можно прочитать у М.О. Шахова в его монографии "Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция". Тут всё гораздо сложнее, чем пресловутое "обряд не догмат". Во всяком случае, кто так считает, сильно отошёл от византийско-русского традиционалистского мировоззрения и уже мыслит, скорее, постхристианскими категориями.
Смотря, что понимать под вероучительными догматами. Что например понимали под догматами Вселенские Соборы когда шла дискуссия с арианами, несторианами, монофизитами, монофелитами и проч.? По догматами понималось учение о Боге: о Троице, о Христе, о Святом Духе. Однако, о чем говорили на седьмом Вселенском соборе? Об иконопочитании. Был принят догмат об иконопочитании который прямо не относится к триадологическим и христологическим догамтом.
В этой же ключе можно рассматривать и различия между старообрядцами и новообрядцами. Догматической разницы в богословском отношении к Троице и Христу нет, но в части отношения к священнодействиям и таинствам (которые равно как и иконопочитание связаны с Первообразом) большая. И хотя соборного догмата о таинства и священодействиях Церковью не принято, очевидно, что это разница имеет вероучительный характер.
Сергей пишет: "Говоря же ещё о ревнителях, часто пинаемых на этом сайте, во многих случаях ими оказывается наиболее крепкая в религиозном отношении часть верующих, выступающая против "тепллохладных", прикрывающих свои экуменические, по большей части, взгляды "иными временами", в которые, типа, уже всё изменилось."
Я бы употреблял слово «ревнитель» в данном контексте в кавычках. История знает немало примеров настоящих ревнителей. Таковые спускались на арены с дикими животными, чтобы мученической кончиной засвидетельствовать свою веру. Ревнители уходили в пустыни, чтобы избегнуть мирского жития и всю свою жизнь посвятить духовным подвигам и Богу. Ревнители исповедовали правую веру перед царями и патриархами, отправлялись в ссылки, где многие погибали безвестно. Ревнители шли в новые края, к новым народам проповедуя слово Христово, строя храмы и монастыри.
Разве относится это к современным «ревнителям»? Какие подвиги духа и веры мы знаем за ними? Сидеть в теплом кресле с рюмкой чая и шельмовать несогласных через мировую сеть? Или как сейчас уже принято говорить «одев бороду» стоять в дверях храма, чтобы вытолкнуть женщину в беретке или мужчину с подстриженными усами?
Дай то Бог, чтобы и сейчас были такие ревнители как в старину.
"Упрашиваем же и народ Божий, язык свят, крепко держаться церковных преданий. Ибо и в малой мере отъятие того, что предано [древностью], как бы камней из строения, очень скоро ниспровергает и все здание. Да будет, чтобы мы пребывали крепкими, стойкими, непоколебимыми, утвержденными на крепкой скале, которая есть Христос! Ему подобает слава и честь, и поклонение, вместе со Отцом и Духом, теперь и всегда, в бесконечные века веков. Аминь" (Св. Иоанн Дамаскин, "Первое защитительное слово против порицающих святые иконы").
"И так предания Господа и святых апостол Его сами святии апостоли завещали хранить неизменно <…> А неизменное хранение чего то бы ни было может иметь значение и греческого слова "догмат" (Св. Арсений Уральский, "Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви").
Под ревнителями я лично понимаю людей, которые стараются в наше время свободы и вседозволенности сохранить предания и не попустить никаких поползновений в ересь, главная из которых на сегодняшний день, экуменизм. А уж каждый делает это, как умеет, соответственно уровню своей бытовой религиозности и богословской культуры, которые не всегда высоки.
> А уж каждый делает это, как умеет, соответственно уровню своей бытовой религиозности и богословской культуры, которые не всегда высоки.
Если кто-то, из самых добрых побуждений, возьмётся вам поменять в автомобиле свечки, но, абсолютно не умея это делать, запорет весь двигатель, то вряд ли можно будет сказать, что подобное деяние принесло кому-то пользу.
Так и «ревнители», не имея ни такта, ни рассудительности, а зачастую и достаточных знаний об истории своей же своей церкви, пытаются реконструировать «древлее благочестие». Выражается это зачастую в достаточно грубых проявлениях во внешних действиях, уже упомянутых выше: вытолкать кого-нибудь за неправильный костюм, бороду, демонстративный шмон новичков в стиле «ты с какого раёна будешь» и т.п. Немало случаев когда такое поведение приносило печальные результаты — люди были в шоке от «теплоты» приёма, убегали из такой церкви подальше, есть и посерьёзнее последствия. Какой миссионерский выхлоп такого поведения? Сколько человек из-за этого пришли, а сколько убежали в ужасе от такого благочестия?
Нет терпения, такта, знаний и рассудительности? Значит не надо миссионерствовать, не надо как слон в посудную лавку залезать туда где надо втройне аккуратнее действовать.
И вряд ли ревнители способствуют сохранению предания. Потому что предание это не только каноны о бороде и кафтане. Это, например, ещё и недопустимость пропуска литургий с отлучением за три пропуска подряд, скажем. Но не видно что-то, чтобы это правило оберегали так же ревностно как и про отращивание бороды. Как верно сказано выше, ревнение это в первую серьёзные подвиги веры, зачастую требующие серьезных личных жертв. А не внешняя реконструкция 17-го века наподобие ролевой игры по мотивам сказок Толкиена.
Спасибо владыке Илариону за важнейшее дело, которым он занят. Без преодоления раскола, которым до сих пор больна святая Русь, нашей стране никогда не вернуться к себе самой. Впрочем, преодоление этого раскола это еще и личное дело каждого. В добрый путь!