Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (21)

  1. Кирил Меламуд

    старая митра какая редкость! даже у илариона денег не хватило! только у ювеналия!

  2. Сергей Агеев

    Ключевые слова беседы: "Отношение к старообрядцам у Русской Православной Церкви особое. Мы никогда не ставим старообрядцев в один ряд с инославными". Владыка Иларион молодец.
    Что до старообрядных приходов РПЦ, уверен, что их ожидает большое будущее, но это долгий процесс.

    • Да, подан знак что старообрядцы "не еретики", а почему тогда сохраняется чиноприем в РПЦ МП через миропомазание?

      Двуперстие признано соборами 1971 года, но печатать о нем в учебниках боязно. Ну напечатайте в Катехизисе, "Кратких историях церкви"… А что случится если в "Законе Божьем" или "Книге для священнослужителей" будет напечатано о двуперстии?

      Вот сейчас у них в "Книге для священнослужителей" написано, что "Типикон" раньше назывался "Око церковное", "Октоих" — "Октай". Есть множество других отсылок на преждебывшим обычаяи — Пасхальное крещение и другие.
      И пока никто не помер от этого. Будет честно написать: До патриарха Никона крестились двуперстием и точка.

    • Сергей Агеев

      Может быть со временем это и произойдет, не все ведь сразу. РПЦ хотя бы морально отходит от вражды. Многое зависит и от развития старообрядных приходов РПЦ. Когда они поднимутся, окрепнут, будет звучать и тема старого обряда. Возможно, в такой осторожности играет свою роль и крайне негативное отношение многих старообрядцев к РПЦ. Сравните фразы: "Мы никогда не ставим старообрядцев в один ряд с инославными" и "На Освященном соборе старообрядческой Церкви 2007 года новообрядчество было подтверждено в качестве ереси второго чина, принятие из которой осуществляется путём Миропомазания". Понятно, что в этом свете и позиция РПЦ будет сдержанной.

  3. Сергий 985

    Конечно, надо признать, что по ряду вопросов м.Иларион дал достаточно общие и поверхностные ответы. Можно было ожидать большего, особенно в социальных и искусствоведческих вопросах. Но ладно, как есть.

  4. Сергий 985

    Неожиданно, хорошее интервью.

    > Думается, что с обеих сторон еще немало сил нужно приложить к тому, чтобы полностью исключить
    > из издаваемой церковной литературы взаимные упреки и неуместные выражения.

    Ещё больше сил надо приложить к головам ревнителей с обеих сторон которые продолжают злобно огрызаться, хамить и вести себя неподобающе. На старообрядческих форумах редко критика новообрядчества проходит без обзывалок на уровне детского сада или шпаны. А то и целые сайты, считающие себя голосом старообрядчества или его мыслью, целиком напичканы низкопробными материалами главная задача которых вылить как можно больше грязи и чернухи, похоронив в этих помоях даже ту здравую составляющую которая у них может быть.
    Старообрядческие попы с амвонов и через интернет читают проповеди и лекции о христианской любви, и вместе с тем позволяют своим духовным чадам откровенную брань на грани фола в адрес господствующей церкви с которой на официальном уровне пытаются поддерживать конструктивный диалог. Это потворство есть прямая поддержка подобному поведению.

    • Да, Сергий. Это так, к сожалению. Выскажу мысль, которую уже ранее не раз озвучивали. Если во время Великой отечественной войны мой прадед бы обозвал своего врага "фашистом" и пожелал ему всякого проклятия, то был бы прав! Но если я сейчас обзову этим же именем Ангелу Меркель, то это верный признак, что я человек совсем не здоровый.

      Так же и со старообрядчеством. Если протопоп Аввакум в свое время называл тех, кто принял реформы и отступил от древних традиций собаками никонианами, то есть ли у меня право говорить так же сейчас? Воевал ли я вместе со своим дедом или перенес тяжести гонений от РПЦ? Если нет, то и заслуг моих особых нет и современные "никониане" ни в чем не виноваты лично передо мной.

    • Сергий 985

      Именно, времена изменились, изменились отношения между старообрядцами и господствующей церковью. Может быть, дружескими их и не назовёшь, но во всяком случае дипломатическими назвать точно можно. Поэтому изрыгать "никоны собаки" это переть как против сегодняшней реалии, так и против той же старообрядческой церкви, которая имеет с господствующей более мягкие и деловые отношения.

      И второе. Даже в случае серьёзной конфронтации недопустимо допускать оскорбления и брань. Даже самый жёсткий протест можно выразить русским языком без использования элементов дворовой этики.

      Да и потом, почему каждый бородатый реконструктор, нередко пришедший в старообрядчество сравнительно недавно, считает, что ему позволено то же, что и протопопу Аввакуму или другим великим личностям церковной истории? Почему-то как браниться или драться, так сразу и Аввакума вспоминают, и как св.Никола кому-то оплеуху отвесил. А почему не хотят при этом повторять иные подвиги святых: затвор, молитвенный подвиг, аскетизм, воздержание и т.п.?

      В общем, пора принять, что настали иные времена, иные отношения и иной язык. Иначе реконструкторы ещё больше подтверждают, что они не более чем реконструкторы, добровольно застрявшие головой в реалиях 17-го века.

    • Владимир*

      Благодарение тебе, Глеб, за интервью! Даст Бог, староверы не будут относиться к РПЦ как к "иной конфессии". "Ревнители" не в счет, эта болезнь вряд ли излечимая :).

    • Сергей Волков

      РПЦ по отношению к РПсЦ — это именно иная конфессия. На Освященном соборе старообрядческой Церкви 2007 года новообрядчество было подтверждено в качестве ереси второго чина, принятие из которой осуществляется путём Миропомазания. А то и вовсе Крещения, как это на практике чаще всего случается. И то, что между этими разными конфессиями складываются взаимоуважительные отношения на высшем уровне, ещё не гарантирует такого же отношения на местах. Церковный официоз в данном случае — это не показатель, а, скорее, реклама. Говоря же ещё о ревнителях, часто пинаемых на этом сайте, во многих случаях ими оказывается наиболее крепкая в религиозном отношении часть верующих, выступающая против "тепллохладных", прикрывающих свои экуменические, по большей части, взгляды "иными временами", в которые, типа, уже всё изменилось :))

    • Ирина Косырева

      Думаю, Владимир имел в виду то, что между РПЦ и РПсЦ нет различия в вероучительных догматах. Есть лишь различия в обрядовости.

    • Сергей Волков

      Старообрядчество никогда реально не разделяло "обряд" и "догмат", т.е. форму и содержание богопочитания. Подобные воззрения появились в господствующей церкви под влиянием еретических западных исповеданий, да и то сравнительно поздно. На эту тему хорошо написал Г. Чистяков в статье "Есть ли в православии "обряды"?" Более подробно об этом можно прочитать у М.О. Шахова в его монографии "Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция". Тут всё гораздо сложнее, чем пресловутое "обряд не догмат". Во всяком случае, кто так считает, сильно отошёл от византийско-русского традиционалистского мировоззрения и уже мыслит, скорее, постхристианскими категориями.

    • Глеб Чистяков

      Смотря, что понимать под вероучительными догматами. Что например понимали под догматами Вселенские Соборы когда шла дискуссия с арианами, несторианами, монофизитами, монофелитами и проч.? По догматами понималось учение о Боге: о Троице, о Христе, о Святом Духе. Однако, о чем говорили на седьмом Вселенском соборе? Об иконопочитании. Был принят догмат об иконопочитании который прямо не относится к триадологическим и христологическим догамтом.

      В этой же ключе можно рассматривать и различия между старообрядцами и новообрядцами. Догматической разницы в богословском отношении к Троице и Христу нет, но в части отношения к священнодействиям и таинствам (которые равно как и иконопочитание связаны с Первообразом) большая. И хотя соборного догмата о таинства и священодействиях Церковью не принято, очевидно, что это разница имеет вероучительный характер.

    • Глеб Чистяков

      Сергей пишет: "Говоря же ещё о ревнителях, часто пинаемых на этом сайте, во многих случаях ими оказывается наиболее крепкая в религиозном отношении часть верующих, выступающая против "тепллохладных", прикрывающих свои экуменические, по большей части, взгляды "иными временами", в которые, типа, уже всё изменилось."

      Я бы употреблял слово «ревнитель» в данном контексте в кавычках. История знает немало примеров настоящих ревнителей. Таковые спускались на арены с дикими животными, чтобы мученической кончиной засвидетельствовать свою веру. Ревнители уходили в пустыни, чтобы избегнуть мирского жития и всю свою жизнь посвятить духовным подвигам и Богу. Ревнители исповедовали правую веру перед царями и патриархами, отправлялись в ссылки, где многие погибали безвестно. Ревнители шли в новые края, к новым народам проповедуя слово Христово, строя храмы и монастыри.

      Разве относится это к современным «ревнителям»? Какие подвиги духа и веры мы знаем за ними? Сидеть в теплом кресле с рюмкой чая и шельмовать несогласных через мировую сеть? Или как сейчас уже принято говорить «одев бороду» стоять в дверях храма, чтобы вытолкнуть женщину в беретке или мужчину с подстриженными усами?

      Дай то Бог, чтобы и сейчас были такие ревнители как в старину.

    • Сергей Волков

      "Упрашиваем же и народ Божий, язык свят, крепко держаться церковных преданий. Ибо и в малой мере отъятие того, что предано [древностью], как бы камней из строения, очень скоро ниспровергает и все здание. Да будет, чтобы мы пребывали крепкими, стойкими, непоколебимыми, утвержденными на крепкой скале, которая есть Христос! Ему подобает слава и честь, и поклонение, вместе со Отцом и Духом, теперь и всегда, в бесконечные века веков. Аминь" (Св. Иоанн Дамаскин, "Первое защитительное слово против порицающих святые иконы").

      "И так предания Господа и святых апостол Его сами святии апостоли завещали хранить неизменно <…> А неизменное хранение чего то бы ни было может иметь значение и греческого слова "догмат" (Св. Арсений Уральский, "Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви").

    • Сергей Волков

      Под ревнителями я лично понимаю людей, которые стараются в наше время свободы и вседозволенности сохранить предания и не попустить никаких поползновений в ересь, главная из которых на сегодняшний день, экуменизм. А уж каждый делает это, как умеет, соответственно уровню своей бытовой религиозности и богословской культуры, которые не всегда высоки.

    • Сергий 985

      > А уж каждый делает это, как умеет, соответственно уровню своей бытовой религиозности и богословской культуры, которые не всегда высоки.

      Если кто-то, из самых добрых побуждений, возьмётся вам поменять в автомобиле свечки, но, абсолютно не умея это делать, запорет весь двигатель, то вряд ли можно будет сказать, что подобное деяние принесло кому-то пользу.
      Так и «ревнители», не имея ни такта, ни рассудительности, а зачастую и достаточных знаний об истории своей же своей церкви, пытаются реконструировать «древлее благочестие». Выражается это зачастую в достаточно грубых проявлениях во внешних действиях, уже упомянутых выше: вытолкать кого-нибудь за неправильный костюм, бороду, демонстративный шмон новичков в стиле «ты с какого раёна будешь» и т.п. Немало случаев когда такое поведение приносило печальные результаты — люди были в шоке от «теплоты» приёма, убегали из такой церкви подальше, есть и посерьёзнее последствия. Какой миссионерский выхлоп такого поведения? Сколько человек из-за этого пришли, а сколько убежали в ужасе от такого благочестия?
      Нет терпения, такта, знаний и рассудительности? Значит не надо миссионерствовать, не надо как слон в посудную лавку залезать туда где надо втройне аккуратнее действовать.

      И вряд ли ревнители способствуют сохранению предания. Потому что предание это не только каноны о бороде и кафтане. Это, например, ещё и недопустимость пропуска литургий с отлучением за три пропуска подряд, скажем. Но не видно что-то, чтобы это правило оберегали так же ревностно как и про отращивание бороды. Как верно сказано выше, ревнение это в первую серьёзные подвиги веры, зачастую требующие серьезных личных жертв. А не внешняя реконструкция 17-го века наподобие ролевой игры по мотивам сказок Толкиена.

    • Александр Гагонин

      Спасибо владыке Илариону за важнейшее дело, которым он занят. Без преодоления раскола, которым до сих пор больна святая Русь, нашей стране никогда не вернуться к себе самой. Впрочем, преодоление этого раскола это еще и личное дело каждого. В добрый путь!

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля