Состоявшийся Собор РПсЦ одобрил деятельность комиссии по диалогу с РПЦ и призвал продолжить деятельность по признанию старообрядческой иерархии.
На Освященном Соборе Русской Православной старообрядческой Церкви, проходившем на Рогожском 21-23 октября, обсуждался отчет комиссии по диалогу с Русской Православной Церковью о каноническом статусе Белокриницкой иерархии. Комиссия была создана на Совете митрополии, проходившем 4-5 февраля 2015 года. Первая двусторонняя встреча проходила на Рогожском 31 марта 2015 года.
На Соборе с докладом выступил председатель комиссии протоиерей Евгений Чунин. Он рассказал о промежуточных итогах работы комиссии и сообщил, что Московская митрополия ожидает вопросов канонической тематики от Московской Патриархии. После доклада состоялось активное обсуждение этого вопроса. В ходе дебатов выяснилось, что некоторые старообрядцы обеспокоились начавшимся диалогом, посчитав, что признание со стороны других конфессий не является необходимым. Подобные мнения периодически высказывались и в интернете. Но большинство соборян считало, что опасения безосновательны. В результате Собор постановил, что диалог следует продолжать.
Известный новообрядческий богослов и миссионер протодиакон Андрей Кураев в недавнем интервью сайту «Русская вера» высказал такое мнение о признании старообрядческой иерархии со стороны РПЦ:
Нормального богословского обсуждения этого вопроса на принципиальном уровне не было. Вопрос страшно интересен, потому что в нем реально сталкиваются два церковных предания — каноническое и догматическое. Это вопрос признания вообще инославного священства, например, старокатолического, беглопоповского, филаретовского (священства Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата — прим. ред.).
А как же единоверие, когда есть в Русской Православной Церкви есть приходы сохранившие старый обряд и правила.
30 мая 2014 года Священный Синод Русской православной церкви постановил:
1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за № 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания.
2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов, после чего представить тексты чинопоследований на утверждение Священному Синоду.
3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею.
4. В случае присоединения к Русской Православной Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве.
5. Рекомендовать при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений.
Я считаю что РПЦ тоже должно принести покаяние, а Патриарху Кириллу с Митрополитом Корнилием совершить богослужение по старому обряду и совершить совместное причастие из одной чаши. Русские должны быть едины.
По большому счету в таком случае нужен диалог и с другими конфессиями. Например на Украине, где РПЦ МП не имеет влияния.
Вот именно, смысл с ними диалог вести? До сих пор гонят.
То есть собор чего-то недопонимает? Заблуждается?
Сергий, по-моему вы сами постоянно утверждали, что соборы могут ошибаться. Не всегда, конечно, но такой вариант тоже возможен.
Диалог вести нужно, думаю, многие это понимают.
Да, конечно. Теоретически может. Ошибается ли в конкретном случае — не знаю. Ведь это не первое решение: сперва комиссию создали, потом она работала, теперь необходимость комиссии снова подтвердили, соборно. То есть это осознанный выбор длительное время, обдуманный, в т.ч. прошедший через критику тех, кто этой необходимости не разделяет.
Очень бы хотелось, чтобы нашу иерархию признали беспоповцы.
Беспоповец, признавший вашу иерархию, перестанет быть беспоповцем. На то они и беспоповцы, чтоб без иерархий.
Я имею ввиду. что в этом случае был бы конкретный позитивный результат.
А пока белокриницкую иерархию не признают даже в РДЦ патриарха Александра. К тому же если безпоповцам не нужна белокриницкая иерархия, то иерархия канонически признанная никонианами тем более будет не нужна.
А что изменится в отношении к белокриницкой иерархии если РПЦ вдруг официально скажет: "Да, у вас законная иерархия"? Все истинные должны будут срочно покинуть эту иерархию и организовать иную, которую не признали никониане? Что ценнее в иерархии — ее законность, которую признали бы даже оппоненты, или "лишь бы никонам собакам назло"?
РПЦ в 1971 году сняли клятвы со старых обрядов. Никто после этого не охладел к двуеперстию? Или может придумали новый способ крестных ходов, восьмеркой например — ну чтоб как никониане еще не одобрили, то значит наше?
Вероятно имеется необходимость того, чтоб иерархия происходящая от никониан была бы этими самыми никонианами признана законной, тогда на душе сразу наступит покой и мир — "какие могут быть сомнения в законности белокриницкой иерархии — если даже никониане ее признают". только аргумент получится какой то скользкий, если не сказать дурнопахнущий
А вдруг это признание будет как некий "шах и мат" по отношению к РПЦ? Тогда совсем другая тональность получается. Вы исходите из того, что это признание выпрашивается и выменивается как некая милость, а если это не так?
Собор подтвердил важность и нужность данного диалога. Хотелось бы, чтоб это увидели все ревнители которые орут "Зачем?! Ненужно!"
"Надо, Федя. Надо."
Я чего-то не понимаю,нам все время ставят в пример пр. Аввакума,Соловецких мучеников. Много людей погибших от репрессий Царской и Патриаршей власти. У нас издаются книги Ф.Е. Мельникова которые показывают картину отклонений в МП ,нас учат разбирать и отличать символ веры за который бились выше упомянутые страдальцы. И теперь нам говорят что МП должно признать нашу каноничность. Вот что-то не сходится как-то.Объясните мне глупому в чем тут прикол? Мы чего совсем идиоты что ли?
Разве при этом вам говорят, чтоб вы отказались от своего символа веры, двуеперстия, иерархии?
Сергий, твои комментарии на данном ресурсе вызывают уже смех смешанный со слезами и недоумением. Ты как обиженное старшегруппниками дитято плачущее в песочнице. Ты подсчитай сколько раз в своих комментариях ты написал слова "ревнитель" "благочестивый"… У тебя какие то детские страхи или комплексы неполноценности? Тебя когда-то отругал один из оболваненных ревнителей и теперь в каждой собаке ты видишь его тень? Может некогда тщетными оказались твои усилия вступить в кружок ревнителей? "Ревнитель, ревнитель, ревнитель.." В психиатрии такое поведение называется паранойя.
-Константин ревнитель-
В предыдущем сообщении не было слова "ревнитель". А так да, считаю ревнительство негативным явлением.
Но "теплохладность" разве хорошее явление для верующих?
Сергий, не о предыдущем сообщении говорю, а о большинстве твоих сообщений на сайте.
Я чего-то не понимаю,нам все время ставят в пример пр. Аввакума,Соловецких мучеников. Много "людей погибших от репрессий Царской и Патриаршей власти. У нас издаются книги Ф.Е. Мельникова которые показывают картину отклонений в МП ,нас учат разбирать и отличать символ веры за который бились выше упомянутые страдальцы. И теперь нам говорят что МП должно признать нашу каноничность. Вот что-то не сходится как-то.Объясните мне глупому в чем тут прикол? Мы чего совсем идиоты что ли? "
Согласен. С одной стороны вроде понятно для чего это надо, а с другой как то не логично выходит..
Предлагаем прочитать мнение по этому вопросу делегата Освященного Собора Алексея Муравьева: http://ruvera.ru/articles/alekseiy_muravev_strahi_bespochvenny
> Сергий, не о предыдущем сообщении говорю, а о большинстве твоих сообщений на сайте.
Да, я вижу в современном ревнительстве одно из главных зол старообрядчества. Ну вот так.
> Но "теплохладность" разве хорошее явление для верующих?
Хорошее явление — теплоумеренность, вмерурассудительность. Зачем из одной крайности в другую?
Но ведь все наши святые были людьми с очень горячей верой, а не с "теплоумеренной".
Все правильно Людмила.
Откровение, гл. 3
14. И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
17 Ибо ты говоришь: `я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды’; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
> Но ведь все наши святые были людьми с очень горячей верой, а не с "теплоумеренной".
Горячая вера вовсе не означает внешнюю несдерженность и "безбашенность". Высказывания и настроения (сообщений) большинства ревнителей по тону больше похожи на воинственных радикалов: нетерпение, категоричность, акцент на обличениях и поиске "неверных" и т.п.
Горячая вера не должна перегревать голову.
Все атеисты, как правило, считают верующих людей не совсем нормальными.
Людмила осторожнее, а то будете внесены в список "безбашенных ревнителей" :))) опять ревнители виноваты, говорил же я что у человека паранойя..((
> Все атеисты, как правило, считают верующих людей не совсем нормальными.
Неверное обобщение. Но отрицательные стереотипы формируются как раз из-за весьма заметных "не совсем нормальных". Ведь характеристика "не совсем нормальный" чаще дается не за убеждения, а за поведение. А поведение верующего человека мало чем отличается от обычного приличного поведения, во всяком случае не повод вешать ярлыки.
руская вера! не убедителен делегат Муравьев. Сергий с Севера
константин-сергий не мусорите: когда нет аргументов — переходят на личности.
Сергий! В древлеправославных Соборах решения принимались ЕДИНОГЛАСНО, а на наших, согласно Уставу РПСЦ, по-дерьмократически — большинством. Людмила! я также при обсуждении в приходе высказался за целесообразность диалога только с безпоповцами. Ведь они гибнут без таинств, их "отцы" уже воду в Крещение "освящают", выдумывают какие-то теории типа "сам себе священник", а в одной из церквей(?) поморцев видел на стене — прайс-лист: отпевание — … рублей и т.д. скоро уж 300 лет как скончание мира по-безпоповски произошло, пора бы им от традиции к Церкви поворотиться. Простите Христа ради.
Сергий с Севера
В Крещение воду освящает Сам Господь, зачем "отцам" еще трудиться. Но я согласен с Сергеем, лучше вести диалог безпоповцев и поповцев, может тогда мы сможем убедить вас в гибельности пути следовать никонианским курсом и отказаться от чуждой староверию идеи, иерархии заимствованной от еретиков.
> В древлеправославных Соборах решения принимались ЕДИНОГЛАСНО, а на наших, согласно Уставу РПСЦ, по-дерьмократически — большинством.
Сколько решений будет принято если требовать единогласного их одобрения?
"Следовать никонианским курсом" — это не "идея" для белокриницких.
> может тогда мы сможем убедить вас в гибельности пути следовать никонианским курсом и отказаться от чуждой староверию идеи, иерархии заимствованной от еретиков.
А где взять "правильную иерархию" подскажите? ;)
И с безпоповцами диалог нужен!
> И с безпоповцами диалог нужен!
Конечно, особенно если вспомнить, что не единичны были случаи перехода из безпоповства в поповство после подобных диалогов. Епископ Арсений Уральский, например.
у безпоповцев нет ответа на простой вопрос: если ожидаемый ими конец света так и не наступил за три века, и если священство белокриницкой иерархии безблагодатно, то священство какой Церкви на Земле соответствует Слову Христа? отвергая священство, отвергая Таинства — отвергают Евангелие: еретики.
Сергей, у вас какое то стереотипное мнение о безпоповцах, вероятно привитое миссионерской литературой. Ответ есть. Безпоповцы отвергают лишь еретическое священство, а истиное признают. К сожалению на земле такового не осталось, но оно пребывает вечно в Церкви Небесной. Апостольского преемства от дораскольной церкви не сохранилось. И никаких таинств безпоповцы не отвергают, признаются все. А конец света ожидали еще апостолы. но если мы верим в страшный суд, значит и конец света будет, иначе никак. так что конец света не наступил не только последние 300 лет, а уже все 2000.
Алексей, но ведь у нас тоже есть свои доказательства и Мельников много писал. что истинное у нас священство. (Т.е., у белокриницких).
Алеко! Миссионерскую литературу не знаю и никогда не читал. ближайшая библиотека от моей деревни за рекой в 4-х км. Мое «стереотипное» мнение выработано исключительно в результате личного общения с безпоповцами от СПб до правого берега р.Печоры. Пришел к своим выводам самостоятельно. Безпоповцы — верные продолжатели дела стригольников, чьих лидеров совершенно оправдано бросили в Волхов в 15 веке, кажется при свт.Геннадии Новгородском. Нынешние б/п легко купились на выдумки господствующей церкви о недействительности белокриницкой иерархии, чем несказанно их порадовали. В бессилии сокрушить, так хоть разделить поборников старой веры безпоповцы им помогли, совершенно понятно что процесс разделения внутри б/п пошел дальше – опоры-то в Св.Писании и Предании не было и нет у них, в т.ч. и по отсутствию «апостольского преемства». Хотя сами новообрядцы в эту придумку с самого начала и сами не верили, иначе зачем угрожать войной Австро-венгерскому монарху из-за митр.Амвровсия.
Спросил меня как-то один безпоповец о своем браке (у них уже внуки), я ему подтвердил – живешь блудно, как перед Господом отвечать за это я не знаю. Он тоже. Что ему с б/п «признания» Таинства без его принятия?
Апостолы, ожидая скорое Второе Пришествие, всемерно укрепляли Церковь, лидеры безпоповцев – разрушают, отрывая верных от Церкви… Прости Христа ради.
То, что вы выводите безпоповцев от стригольников уже говорит о многом, в таком ключе спорить с вами безполезно. про разделения в старообрядчестве не так все просто, среди поповцев так же были и есть разделения. Да и белокриницкое согласие возникло лишь в сер. 19 века, кстати благодаря тем самым никонианам, без которых никакой старообрядческой иерархии не было бы и все были бы безпоповцами :)), так что поповцы появились и существуют благодаря никонианам, отсюда и весь политес по вопросу канонического признания, а как же иначе, дитя хоть и нерадивое, а все же для мамки родное.
спорить действительно не о чем: стригольники — это безпоповцы от "своеобразного" прочтения Правил Св.Отец, отличия у нынешних не нахожу. Не знаю только, как "никониане" помогли — достаточно почитать Филарета московского, чтобы убедиться в обратном. Единственно, пожалуй, "помогли" отказом в епископе. Но в части отношения к "каноническому признанию" солидарен. Спаси Христос!