Ежегодная научно-практическая конференция по церковному искусству, организованная заведующим отделом икон Музея истории и культуры староверия (г. Боровск) Михаилом Черновым, совместно с музеем-заповедником «Ростовский кремль», уже давно стала одним из главных событий для российских историков и искусствоведов. На это мероприятие собираются специалисты самого разного профиля — от молодых полевых практиков до кабинетных академических ученых, от начинающих культурологов до маститых коллекционеров произведений старообрядческого и древнерусского искусства. Беседу с Михаилом Черновым об этой конференции можно прочитать в материале «Содружество ученых и коллекционеров». Вторая беседа была посвящена боровской иконе. Сегодня мы побеседуем на необычную тему — отсылки к неким иным смыслам в старообрядческих иконах.
Сегодня, 16 июня, начался Петров пост. Это один из четырех многодневных годовых постов, который установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, постившихся с целью приготовления себя к евангельской проповеди (Деян. 13, 3). Петров пост начинается через неделю после Троицы и, в отличие от всех прочих многодневных постов, имеет различный период по продолжительности: от 8 до 42 дней, в зависимости от пасхального цикла. Заканчивается он всегда в день памяти Петра и Павла, 12 июля (29 июня ст. ст.).
В первое воскресенье после дня Пятидесятницы совершается празднество всем святым угодникам Божиим, вписанным в святцы и не вписанным. Таким образом, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть. Сколько всего святых в христианстве — неизвестно.
14 мая в Доме русского зарубежья г. Москвы состоялась конференция-презентация сборника научных трудов, посвященных истории крупного, но практически неизвестного старообрядческого согласия неокружников. На нем с докладом о современном состоянии старообрядческого богословия выступил исследователь и публицист Даниил Андрюков.
Троица — это двунадесятый подвижный праздник, который попадает на воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в воспоминание сошествия Св. Духа на апостолов в виде огненных языков. Также называется Пятидесятницею от того, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы (в память Синайского законодательства). Праздник называется иначе Троицыным днем, потому что с сошествием Св. Духа на апостолов вполне открылась св. Троица и закончилось дело Ее о спасении людей. Празднование Св. Духу совершается на другой день после Св. Пятидесятницы, в понедельник, который поэтому называется «Духовым днем». Праздник Святой Троицы называют днем рождения Церкви.
Родительские субботы дают нам возможность ощутить реальность объединения всех ее членов — и ее святых, и живущих ныне, и умерших. День же Пресвятой Троицы, в который Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, называют днем рождения Церкви. Поэтому так понятно установление родительской субботы накануне этого дня.
В стенах древней столицы Руси, городе Ростове Великом, состоялся фестиваль древнерусского пения «Невма». В нем приняли участие многочисленные хоры, которые представили старообрядческие и единоверческие общины, а также профессиональные вокальные ансамбли. Большое внимание было уделено научно-исторической части, в которой приняли участие ведущие ученые в сфере древнерусского певческого искусства.
Образ Владимирской Божией Матери является одним из самых древних и почитаемых на Руси. Владимирская икона Богородицы считается покровительницей русского народа и самой России. Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают 3 раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).