Издревле в разных странах христианского мира имеются свои особенные праздники, памятные даты, связанные с историческими событиями или чтимыми святынями. Так, в Греции особенно почитается день памяти великомученика Димитрия Солунского. На острове Кипр сложилась традиция торжественно отмечать праздник Воздвижения Креста Господня. В Португалии широко отмечается Праздник Тела и Крови Христовых. Во Франции день Успения Пресвятой Богородицы, среди прочих религиозных праздников, является одним из самых почитаемых. Торжественней его отмечается лишь Рожество Христово.
Существовали подобные обычаи и на Святой Руси. До церковного раскола особенно почитаемым праздником был день перенесения мощей первых русских святых, благоверных князей Бориса и Глеба. В этот день звонили в колокола и шли крестные ходы по всей Руси. В Костромской губернии нарочитым праздником считался и сохраняется поныне день обретения Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Свои особо почитаемые праздники есть и у православных старообрядцев. С конца XVII века особенно торжественно староверы отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
У московских старообрядцев есть особый праздник — неделя святых Жен-мироносиц. Широкое празднование дня этого события на Рогожском связано не только с евангельской историей, но и с другой памятной датой — дарованием свободы вероисповедания в Российской империи и открытием в 1905 году запечатанных на 50 лет алтарей храмов Рогожского кладбища.
О Клинцах, старообрядческих святых и азбуке знаменного пения
Нынешние праздничные мероприятия, посвященные распечатанию алтарей Рогожских храмов, помимо традиционного вечера песнопений, включили в себя ярмарку народных промыслов.
Утром 8 мая в Доме причта состоялся ряд мероприятий, связанных с книгоиздательством и изобразительным искусством. Первой темой этого дня стал разговор о старинном старообрядческом духовном центре — городе Клинцы. Этот город, расположенный в Брянской области, был основан крестьянином-старообрядцем Василием Афанасьевым Клинцовым, в честь него и был назван будущий город. Клинцам были посвящены презентация картин художника Дмитрия Паукова «Клинцы старообрядческие», фоторабот Михаила Балакина, а также выступления представителей клинцовской старообрядческой общины. Заместитель руководителя Просветительского отдела РПСЦ С. В. Маркус рассказал, что экспозиция, состоящая из десяти живописных полотен и восьмидесяти фоторабот, будет доступна для просмотра всем желающим в атриуме Дома причта на первом и втором этажах до 7 июня сего года.
Затем слово было предоставлено настоятелю Преображенского храма в Клинцах иерею Михаилу Смирнову, который рассказал, что является потомственным священнослужителем-клинчанином и старается сохранять местные традиции и знакомить горожан с историей местного старообрядчества.
«В 1941 году немцы, оккупировавшие Клинцы, разрешили старообрядцам открыть закрытый советской властью храм, а в 1942 году потребовали молиться о здравии Гитлера, — продолжил о. Михаил. — Старообрядцы наотрез отказались за него молиться, за это немцы весь церковный совет расстреляли! Эта выставка нужна не только для увековечивания и популяризации наших местных традиций, основная задача — привлечь людей к истинной вере Христовой. Чтобы новоначальные христиане и просто интересующиеся, зайдя в старообрядческих храм, понимали, что пришли не на территорию какой-то закрытой организации, а в храм Божий».
Затем состоялось открытие фотовыставки А. Г. Елфимова «Ермаково поле. Четыре времени года». Историк, коллекционер и меценат Аркадий Григорьевич поздравил всех собравшихся не только с великоторжественным праздником Пасхи Христовой, но и отметил, что в прошлом году был юбилей — 140 лет со дня смерти великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Он презентовал собравшимся подарочное уникальное произведение «Евангелие Достоевского», выполненное в форме деревянного тюремного вагона, внутри которого непосредственно книга с двумя тетрадями-факсимиле. Под ними, в третьем слое, два тома научных исследований сибирских тетрадей Достоевского, которые автор написал в сибирском остроге.
Затем А. Г. Елфимов вернулся к теме прошедшего юбилея — 400-летии протопопа Аввакума. Он продемонстрировал фотографии с открытия памятника священномученику в тобольском парке «Ермаково поле» 29 сентября 2021 года, на котором присутствовал также митрополит Корнилий. Предоставив приветственное слово автору монумента скульптору Сергею Мильченко, А. Елфимов презентовал книгу В. Петрова «Аввакум. Распря», которую по окончании презентации получили гости мероприятия.
Также Елфимов рассказал о деятельности благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» и сообщил, что только на издательские нужды им каждый год выделяется от 15 до 18 миллионов рублей, что позволяет готовить издания на высочайшем уровне.
После небольшого перерыва протоиерей Вадим Коровин представил гостям свою книгу «Род сей не прейдет». Издание содержит жизнеописания старообрядческих святых, просиявших с середины XVII до середины XX века. Жития дополнены иконописными изображениями многих святых, а также посвященными им богослужебными текстами: канонами, тропарями, кондаками и икосами. Книгу можно приобрести в церковной лавке РПСЦ.
«Тема этого произведения крайне важна, поскольку мы часто слышим от новообрядческой церкви упреки в наш адрес, дескать у нас нет святых после раскола, — поделился о. Вадим. — Потому данный труд призван познакомить читателя с жизнеописаниями послераскольных святых Божией Церкви. В эту книгу вошли только те святые, которые изображены на иконе „Собор древлеправославных святых“, расположенной в Покровском соборе Рогожского поселка. Если заняться описанием всех на данный момент известных послераскольных святых, не хватит и трех томов».
Заключительной стала презентация книги «Азбука певческая Ивана Прокофьева, деревни Мисцева книгописца». Издание подготовлено Музейно-библиотечно-архивным отделом Московской Митрополии РПСЦ при финансовой поддержке Правительства Москвы. Этот труд является учебно-методическим пособием, которое на протяжении XIX века использовалось для обучения пению в гуслицкой наречной старообрядческой традиции. Издание представляет собой факсимильное воспроизведение рукописи начала XX века, хранящейся в библиотеке редких книг и рукописей РПСЦ.
Торжественное богослужение и традиционная рогожская ярмарка
8 мая в Рогожском духовном центре продолжилось традиционное празднование Недели свв. жен-мироносиц. В этот день в стенах Покровского кафедрального собора состоялось особое торжественное богослужение недели свв. Жен-Мироносиц.
Святую Литургию возглавил богослужение преосвященнейший митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Владыке Корнилию сослужили: епископ Томско-Енисейский и всего Дальнего Востока Григорий (Коробейников), епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов), настоятель Покровского собора протоиерей Алексей Михеев, протоиерей Виктор Жельцов (Москва), протоиерей Артемон Шендригайлов (Боровск), протоиерей Вадим Коровин (с. Сосновая Маза), протоиерей Сергий Лисуренко (Москва, Остоженка), протоиерей Александр Маслов (Рязань) и другие священники и диаконы из приходов разных епархий.
Также в этот день на территории Рогожского комплекса проходила ярмарка народных промыслов, в которой участвовали старообрядческие мастера и предприниматели из разных регионов России. Были представлены сувениры ручной работы, печатная продукция, платки, сарафаны, косоворотки, писаные и литые иконы, бисерные лестовки, продукты питания и многое другое. Для всех желающих работала полевая кухня и действовал зона с народными играми и другими забавами и увеселениями.
Завершилась программа мероприятий традиционным Вечером духовных песнопений в стенах Покровского собора. Свои программы слушателям представили старообрядческие хоры: хор храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы города Ржева (руководитель Василий Гладышев; мужская, женская и детская группы), молодежный хор храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы города Томска (руководители: Александра Бесштанникова и Анна Скачкова), московский мужской хор Покровского кафедрального собора (руководитель Виталий Москвичев), хор Вятской общины (руководитель Анна Чунина), хор Арзамасской общины (руководитель иерей Алексей Думнов), хор Московского старообрядческого духовного училища (руководитель Анна Казаченко), мужской хор «Согласие» (руководитель Григорий Евстигнеев), московский молодежный женский хор «Амфор» (руководитель Варвара Михеева).
В 16:00 в Доме причта началась выставка-показ народной одежды «Сарафан» дизайнера Анастасии Новокшоновой. Зрителям было представлено шесть различных сарафанов, во время показа которых Анастасия рассказала об особенностях данной женской одежды и поделилась идеями, как и куда носить сарафан нашим современницам в повседневной жизни.
В завершение этого вечера гости проследовали на премьеру кинофильма режиссера Анатолия Бочкарева об Агафье Лыковой «По зову сердца».
Старообрядческий кинофорум
На следующий день, 9 мая, на Рогожском состоялся старообрядческий кинофорум.
В отличие от кинофестиваля имени Савы Морозова, которой проходил на Рогожском в 2015-2017 годах и на котором демонстрировались фильмы разных жанров и разных режиссеров, на нынешнем показе были представлены фильмы, снятые исключительно старообрядцами про старообрядцев и для старообрядцев.
Первый киносюжет были посвящен нескольким разрушенным и действующим старообрядческим храмам в Кировской области. Большой фильм был посвящен Казанской церкви села Безводное Нижегородской области. Храм закрывался в 1929 году. Вновь открылся в 2007 году. В 2008 году в храме была совершена первая Литургия. Интересно, что в этом фильме молодежный хор «Лествица» при храме исполнил несколько духовных стихов, заимствованных из новообрядной среды: «Русь называют Святою…» (почему- то не было указано, что автор стиха Роман Тамберг был архидиаконом РПЦ), «Вера вечна…», «Марие Дево Чистая…»
Затем состоялся показ документального фильма «Ни элина, ни иудея», снятого под патронажем иерея Михаила Родина. Картина посвящена развитию старообрядческой общины в Пакистане. Культ семьи и авторитет родителей в этой стране создают благоприятную почву для восприятия здесь древлего благочестия. О. Михаил Родин так выразился о местных жителях: «Другой мир, другая планета», «веруют по-детски». На нынешний день христиане в Пакистане составляют всего лишь около трех процентов населения, в основном, это католики и протестанты. Есть приходы Константинопольского Патриархата, имеется община РПЦЗ МП в городе Лахор. Христиане, как правило, занимаются неквалифицированным трудом (дворники, ассенизаторы и т.д.). Живут очень просто и бедно. В границах своих кварталов христиане пользуются относительной свободой вероисповедания. Так, прихожане строящегося старообрядческого храма во имя прп. Сергия Радонежского проводили по этому кварталу свой крестный ход.
Создатели фильма «Ферма на краю света» рассказали зрителями об успешном старообрядческом предпринимателе Тарасе Мелихове из Австралии.
Фильм о боярыне Морозовой, подготовленный сотрудником интернет-портала «Старообрядцы» Анатолием Бочкаревым подробно рассказывает о жизненном пути этой подвижницы древлего благочестия.
Фильм «От Аввакума до наших дней» очень ценен тем, что в нем звучат живые голоса наших современников. Картина снята при поддержке Министерства культуры РФ старообрядческим режиссером И. Пименовым на сценарий М. Озеренко. Фильм представляет собой научно-исторический и художественный взгляд на трагические события церковной реформы XVII века в России. В центре картины личность протопопа Аввакума — православного подвижника, писателя и исповедника и ее влияние на историю страны и староверия. Герои фильма — современные православные старообрядцы разных возрастов и профессий — говорят о своей вере, истории, взглядах на мир, церковной жизни.
Комментариев пока нет