В Новоселенском переулке Москвы возвышается неприметное здание с потрескавшейся от сырости штукатуркой. В этом районе это место не считается вполне благополучным, а само здание, бывшее некогда общежитием завода «Станколит», заселяют наследники так называемой московской «лимиты». Мало кто догадывается, что здесь был старообрядческий храм, можно сказать собор, наиболее величественный из храмов, построенных в так называемую «золотую эпоху» старообрядчества.
Неприметное здание на Апухтинке
Среди воздвигнутых после дарования свобод в 1905-1907 гг. старообрядческих храмов были особые, по размерам совершенно исключительные, повторяющие храмы древней Руси. К ним относится, в первую очередь, сооруженный в 1906-1909 гг. в районе Таганской площади в Новоселенском переулке храм Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке (архитектор Николай Дмитриевич Поликарпов).
Успенский храм был одним из первых, воздвигнутых в Москве после издания императором Николаем II указа об укреплении основ веротерпимости. По замыслу, собор на Апухтинке должен был стать символом возрождения Старой Веры. В качестве образцов для строительства этого старообрядческого храма были выбраны древние соборы Руси, среди которых Большой Успенский собор Московского Кремля, прототипом которого, в свою очередь, был такой же древний собор города Владимира.
Meсто сооружения нового храма было выбрано между Таганкой и Рогожским кладбищем — известными и крупнейшими старообрядческими центрами Москвы. Сама местность, издавна называемая Апухтиной, была заселена старообрядцами, приемлющими священство.
В воспоминаниях В. Н. Милованова, прихожанина Успенского собора на Апухтинке, бывшего в те времена подростком, говорилось: «Как я слышал от взрослых, название „Апухтинка“ происходит не от местности, а от фамилии купчихи Апухтиной, которая когда-то имела участок, проданный братьям Новиковым под строительство храма».
Правда, на самом деле, земля, на которой впоследствии был построен храм, принадлежала семье Шибаевых, а мраморщик Иван Иванович Новиков был одним из основных инвесторов строительства.
Здесь еще в XIX века возникла Успенская старообрядческая моленная, помещавшаяся в частном доме. Так вот, на ее месте и должен был возникнуть старообрядческий храм. Главными жертвователями на строительство здания будущего храма стали старообрядческие меценаты В.В. и П. В. Шибаевы, И. И. Новиков.
Собор был запланирован двухъярусным: нижний — церковь во имя преп. Сергия Радонежского, верхний — в честь Успения Пресвятой Богородицы. Сооружение собора началось 29 декабря 1906 г., а летом 1908 г. его огромное пятиглавое здание было готово.
6 июля 1908 г. старообрядцы Москвы собрались на торжество закладки престола и поднятия креста на купол нижнего Сергиевского храма. Из расположенной неподалеку в Малом Лесковском переулке Троицкой Латрыгинской моленной сюда двинулся крестный ход.
Старообрядческий архиепископ Иоанн водрузил в основание святого престола деревянный крест, положил три белых камня и залил их цементом. Затем окропили святой водой семь вызолоченных крестов, подняв один из них на главу нижнего Сергиевского храма. 20 июля 1908 г., при огромном стечении народа, на главы храма и звонницы установили остальные шесть крестов.
Прошло немного времени, и главная Успенская церковь была готова к освящению, что и было совершено 9 ноября 1908 года.
На всенощной и литургии, которую совершал архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин) были священники и прихожане почти из всех московских и подмосковных храмов Белокриницкой иерархии.
Храм-музей
Историк старообрядчества Москвы В. Ф. Козлов отмечает:
«Новый пятикупольный храм, выросший у Покровской заставы, поражал величием и монументальностью своих архитектурных форм. С запада к собору была пристроена колокольня, двенадцать колоколов которой имели замечательный по мелодичности звон, самый большой колокол весил 350 пудов. На внутренней западной стене собора было помещено исполненное известными иконописцами братьями Чириковыми большое изображение Успения Божией Матери с предстоящими первосвятителями митрополитами Московскими Петром и Алексием».
Современники отмечали величие и благолепие внутреннего убранства нового собора.
Известный искусствовед II. П. Муратов писал в 1915 г.:
«Впечатление глубокой цельности и тонкой красоты производит такая церковь, как храм Успения у Покровской заставы, созданный не знающим усталости усердием, не знающей ошибок любовью к старине».
Было чем восхититься и маститым знатокам древнерусского искусства, и старообрядцам. Очень многое в украшении Успенского собора напоминало известные святыни православной Руси. Пятиярусный иконостас, обложенный серебряной вызолоченной басмой, был выполнен в мастерских Я. Ф. Мишукова по образцу иконостасов кремлевского Большого Успенского и Рождественского соборов в Саввино-Сторожевском монастыре.
В алтарь вели старинные, новгородского письма, обложенные басмой царские врата XVI в. Над ними была устроена сень XVI века с иконами также новгородского письма.
В иконостасе на четырех столпах и стенах находилось множество древних икон XV-XVII веков, новгородских и московских писем. Алтарь имел своеобразное устройство и украшения. Престол, как и в старину, был высечен из цельного камня, а за ним в виде старинного храма устроена «Голгофа». В алтаре же находились и древние иконы корсунских писем XV века с изображением Спасителя, Умиления Божией Матери, Знамения Божией Матери и св. Николы. По древним образцам была изготовлена новая церковная утварь — паникадила, лампады, подсвечники, хоругви.
В нижней части собора еще продолжались работы по устройству храма-ризницы, раздевальни, помещения для пребывания архиерея. 25 января 1909 г. нижняя Сергиевская церковь была освящена епископом Рязанским и Егорьевским Александром (Богатенковым). Она занимала небольшую восточную часть этажа и была украшена древними православными святынями. Большинство старинных икон в пятиярусный иконостас Успенского собора перенесли из моленной Лятрыгиных. Особую молитвенную и художественную ценность представляли местные иконы Спасителя и чудотворная Смоленская Божией Матери в древнем окладе (пожертвована М. В. Князьковой).
Царские врата иконостаса представляли собой уникальный памятник XVII века. По стенам Сергиевского храма были устроены небольшие иконостасы. в которых помещались замечательные по древности и письму иконы: св. Николы с деяниями, Феодоровская Божией Матери, св. Екатерины и др. Перед образами находились исполненные в древнем стиле лампады работы Д. М. Шелапутина.
В апреле 1909 г. в верхней Успенской церкви была освящена художественно исполненная сень над святым престолом, представлявшая точную копию с древней сени из Ильинской церкви в Ярославле (XVI в.). Тогда же у стены разместили металлические гробницы, исполненные в древнем стиле. В одну из них положили старинную (XVI в.), шитую золотом и серебром плащаницу, в другую — серебряный ковчег с животворящим крестом и частицами мощей св. Иоанна Предтечи, праведной Анны, св. Николы, преп. Сергия, апостола Матфея, частью от Гроба Господня и частью ризы Господней.
Здесь же в иконе преп. Сергия находилась часть его мощей, а в старинной иконе-складне были помещены частицы мощей прей. Авраамия Ростовского, святителей Ростовских Исайи и Игнатия, князей Ярославских Феодора, Давида и Константина.
Новый храм напоминал кремлевский собор не только архитектурными формами, но и обилием старинных икон и святых мощей угодников Божиих.
Устроители старообрядческого собора на Апухтинке повторили и некоторые знаменитые кремлевские историко-церковные реликвии, хранившиеся в Патриаршей ризнице: для его ризницы изготовили точные копии архиерейского жезла, панагии, креста и митры, принадлежавших первому русскому патриарху Иову.
Вот, как описывал его в старообрядческом журнале «Слово Церкви» (1917 г.) один из прихожан:
«Висят старинные подсвечники, все подробности, все кругом дает впечатление какого-то почти недостижимого в наши дни церковного уюта, религиозно-бытовой теплоты, которые могут быть созданы и создаются не археологическим стремлением к древностям, а живым религиозным чувством и живой любовью к нашей православной старине. Кажется, что в этом маленьком храме великому дню Святой Троицы любовь, которой горели сердца писавших иконы и работавших над Царскими вратами, лучами струится от предметов, воплотивших в себя эту любовь, и согревает нас, холодных, злых, зачумленных современностью…»
Успенский собор на Апухтинке до 1917 года был центром притяжения религиозной жизни старообрядцев Белокриницкой иерархии и играл огромную роль в жизни старообрядческой Москвы. В нем часто проходили служения архиепископа Иоанна (Картушина), епископа Рязанского и Егорьевского Александра (Богатенко).
После начала Первой мировой войны духовенство и прихожане Успенского собора участвовали во Всенародном молебствии о даровании победы русскому воинству. 17 августа 1914 г. из храмов Рогожского кладбища, собора на Апухтинке и молитвенного дома Сергия и Вакха отправились крестные ходы к Рогожской заставе, где более двух часов продолжалось молебствие. Собор, как и все крупные храмы Москвы, откликнулся на военные нужды. При храме был устроен лазарет на 15 мест.
Музейные работники приговорили храм
Собору еще не исполнилось и десяти лет, как грянули события октября 1917 г. В первые послереволюционные годы власти закрыли старообрядческие храмы, находящиеся в частной собственности, согласно декрету о ее ликвидации, но специально сооруженные храмы пока не трогали. Постепенно под сводами Успенского собора на Апухтинке собрались общины пяти ликвидированных близлежащих храмов. По злой иронии судьбы одними из инициаторов закрытия и разграбления этого великолепного старообрядческого храма-музея стали не атеисты из Союза воинствующих безбожников, а музейные сотрудники.
Историк старообрядчества Москвы В. Ф. Козлов рассказывает:
«Заведующая Политпросветом Элькина и заведующий Музейным фондом M0H0 Гусенков направили 22 мая 1935 г. в Постоянную комиссию по делам культа при Президиуме ВЦИК письмо с просьбой закрыть Успенскую церковь на Апухтинке. „В настоящее время, — писали эти деятели „культуры“, — на Музейный фонд возложена обязанность проведения работ по концентрации музейных памятников искусства по всей Московской области“, и предлагали передать Успенский собор для складирования церковного имущества, изымаемого из закрываемых храмов. Видимо, к тому времени места в колокольне Рогожского кладбища, где располагался такой склад, стало уже мало».
15 июня 1935 г. Президиум Моссовета спешно закрыл собор. Буквально через неделю Президиум Мособлисполкома утвердил это решение и передал здание церкви под нужды Музейного фонда МОНО.
Прихожане в отчаянии попытались спасти свою святыню и обратились 9 июля 1935 г. в Президиум ВЦИК с заявлением:
«28-го июня нам предъявлено Культовой Комиссией Моссовета сообщение о том, что постановлением Президиума Мособлисполкома здание старообрядческой церкви изъемлется из нашего пользования и передается в распоряжение М[ооновского] 0[тдела] Н[аРодною] 0[бразования] под склад фонда. Мы, старообрядцы, терпевшие при царской власти беспрерывно почти в течение 3-х веков гонение за свою приверженность к старым обрядам, старой неисправленной книге и старым иконописным иконам, считаем себя вправе ходатайствовать перед ВЦИКом об отмене постановления Президиума Мособлисполкома о закрытии молитвенного здания, находящегося в нашем пользовании, по следующим соображениям: само здание церкви построено в древнем стиле с определенной целью — создания в нем хранилища всех ценных для старообряцев памятников древней иконописи, которые уцелели и могли быть собраны в силу дарованной в 1905 г. старообрядчеству под напором первой революции свободы вероисповедания. И, действительно, только благодаря открывшейся возможности мы, старообрядцы, по влечению всего сердца, не жалея сил, отдались этому делу и в течение некоторого времени создали во вновь выстроенном здании церкви Успения Пр. Богородицы единственное в своем роде собрание древних икон XIV, XV, XVI и XVII веков. Ввиду этих соображений для всех нас, старообрядцев, совершенно ясно, что этот момент при решении вопроса о ликвидации здания в Президиуме Мособлисполкома недооценен, и что неизбежным последствием закрытия храма будет уничтожение этого единственного в своем роде собрания икон древней иконописи… Мы, старообрядцы, уверены, что Правительство отзовется на нашу просьбу оставить в нашем пользовании в силу дарованной свободы церковь Успения, где соединены после закрытия церквей пять старообрядческих приходов г. Москвы».
В книге «Москва старообрядческая» В. Ф. Козлова указано:
«Древние памятники, собранные старообрядцами в этом храме, и соблазнили музейщиков, великолепное собрание могло служить источником пополнения музейных коллекций. Президиум ВЦИК отверг 20 сентября 1935 г. ходатайства верующих и принял окончательное решение о закрытии Успенского собора. Вскоре в Третьяковскую галерею были переданы древнейшие храмовые иконы XIV-XYII вв.: Богоматерь Смоленская, Знаменская, Ярославская, Корсунская, Собор Божией Матери, Никола Чудотворец, Спас на Престоле и многие другие».
Судьбу главных попечителей и храмостроителей описывает «Русский Мартиролог» в расстрельных списках : Новиков Аркадий Иванович и Новиков Иван Иванович, уроженцы Московской области, Бронницкого района, д. Каменное-Тяжино. Арестованы 1 сентября 1937 г . тройкой при УНКВД СССР по МО от 26 сентября 1937 г . по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группировке сектантов-старообрядцев, назначена высшая мера наказания — расстрел. Приговор приведен в исполнение 27 сентября 1937 г .
Здание храма использовалось под разные нужды. Там были склады музеев, затем в 1950-е годы его переоборудовали под детский сад. В 70-х годах дом принадлежал заводу «Станколит», который сделал там общежитие. Храм превратился в безликую четырехэтажную жилую коробку. Лишь чудом сохранившаяся полукруглая алтарная апсида напоминает об изначальном церковном характере здания.
Более чем на 70 лет о былом великолепии храма на Апухтинке практически полностью забыли, но в 2009 году краеведу и исследователю истории староверия Вере Николаевне Анисимовой удалось добиться включения храма в реестр объектов культурного наследия города Москвы.
Местная жительница Ольга М. пишет:
«Это совершенно невзрачное сейчас здание в моем дворе, вечно разваливающееся, практически аварийное. Друзья, бывавшие у нас в гостях, должны были непременно его видеть, но совсем не факт, что обращали на него внимание. Вот так выглядит наш двор: слева — недавно отстроенное здание школы, на заднем плане — купола Покровского собора, а прямо посреди двора, окруженная парковками, помойкой и детской площадкой, — та самая развалюха, являющаяся объектом культурного наследия нашего города. К сожалению, история храма Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке для нашего района вполне типичная — похожая трагическая участь с перестройкой и переквалификацией постигла еще два старообрядческих храма на Таганке. И хотя аварийным их состояние не назовешь, в нынешнем их облике сложно опознать былые старообрядческие святыни».
В 2017 г. здание бывшего собора попало в план реновации (московская программа сноса старых зданий и строительство на их месте новых) и должно было быть разрушено. Однако, благодаря усилиям РПСЦ и общественности, изуродованную постройку решили возвратить старообрядцам. Но процесс расселения жителей проходит крайне медленно и говорить о реставрации храма преждевременно. Остается надеяться, что процесс этот рано или поздно будет ускорен.
Автор фотографий здания: olga-m.livejournal.com
Архивные фото: https://pastvu.com
Комментариев пока нет