5 марта в краеведческом музее г. Талдом состоялось открытие выставки «Старообрядчество. Верность традиции». На открытии выставки присутствовали: председатель комитета по культуре Талдомского района Людмила Кузминова, директор музея Дубны Елена Чертовских, ученый секретарь Кунсткамеры г. Санкт-Петербург Денис Ермолин, религиовед Вячеслав Пелевин, а также председатель комитета по культуре Людмила Кузминова, настоятель Вознесенского храма села Ново-Никольское игумен Савва (Мохов), настоятельница Александро-Невского женского монастыря игуменья Тамара (Гончаренко), представители старообрядческих согласий.

Кураторами и организаторами этой выставки выступили: Денис Сергеевич Ермолин (Древлеправославная Поморская Церковь); религиовед-преподаватель Вячеслав Вячеславович Пелевин (Русская Православная Церковь), зам. директора по научной работе Талдомского историко-литературного музея Сергей Александрович Балашов.
В экспозиции представлено собрание редчайших памятников древнерусского церковного искусства: старообрядческие рукописные и печатные книги и иконы XVIII-XIX вв. Выставка знакомит с некоторыми аспектами религиозной жизни старообрядцев: молитвенными костюмами и обстановкой моленной, намогильными памятниками. На примере металлических изделий (крестов, икон и складней XVIII–XIX веков) выставка рассказывает о вкладе старообрядцев в сохранение и развитие русского культового медного литья.

Открывая выставку, Сергей Балашов отметил:
«Идея создания выставки, которая была бы посвящена старообрядчеству, давно появилась у Вячеслава Пелевина, но долгое время она оставалась нереализованной. Тогда с таким предложением он обратился к сотрудникам Музея Дубны, встретив с одной стороны несомненный интерес, с другой — некоторое недоумение. В 2021 году выставка «Потаенная Русь: история и культура старообрядчества» была представлена в Музее Дубны. На выставке были представлены книги XVII — XIX веков, иконы, меднолитые кресты, облачения и утварь. Удалось воссоздать интерьер домашней моленной со множеством икон.
Тогда Вячеслав обратился ко мне, как к сотруднику Талдомского историко-литературного музея, с предложением участвовать в проектировании выставки, ведь в окрестностях Талдома проживало большое количество старообрядцев. Также к созданию выставки подключился Денис Ермолин, который предоставил большое количество экспонатов.

В Музее Дубны у нас получилось хорошее сотрудничество, и у меня появилась мысль перевезти выставку в Талдом. Мне представлялось это логичным: в окрестностях до революции проживало много старообрядцев, в Талдоме была старообрядческая церковь Архангела Михаила, а многие местные купцы придерживались старой веры. Да и само здание музея — бывший особняк купца-старообрядца Дмитрия Волкова. Владельцы коллекций охотно пошли на встречу, и в феврале начался монтаж выставки в Талдомском музее. Задолго до этого я начал подробно изучать старообрядчество, особенности богослужебной практики и просто повседневной жизни старообрядца. В этом направлении огромную помощь оказал Вячеслав Пелевин, который предоставлял литературу, фильмы и другие источники, а также Денис Ермолин, который, являясь старообрядцем, консультировал меня по всем малейшим вопросам. Неоднократно переделывалась концепция выставки, способы репрезентации предметов. В итоге было решено показать суть церковного раскола, разницу старообрядчества и новообрядчества, предметно показать жизненный цикл старовера от рождения до смерти, показать разделение старообрядчества на поповство и беспоповство, рассказать о традиции клиросного пения, отдельно показать местных старообрядцев. В основе выставки — редкие рукописные и печатные книги XVII-XIX веков, иконы, кресты и складни, богослужебная утварь, облачения и костюмы. В экспозиции не только предметы церковного обихода, но и фотографии и портреты XIX-XX вв., что дает возможность публике увидеть лица людей разных эпох, преданно сохранявших старую веру и внесших значительный вклад в отечественную историю и культуру. Среди уникальных вещей — книга из библиотеки матери известного предпринимателя и мецената Саввы Морозова, происходившего из старообрядческой купеческой династии, картина в стиле примитивизма известного советского скульптора Ивана Абаляева, антимис из старообрядческого храма с вшитыми святыми мощами, а также редкая икона Пресвятой Богородицы «Днепрская», которая по Мельникову-Печерскому висела в келье матери Манефы».

Затем выступил Вячеслав Пелевин:
«Недавно закончилась подобная выставка в Дубне. Я отмечу, что организация такой экспозиции была мечтой моего детства, потому что в Дубне проживало немало староверов, с которым я был знаком. Иногда случайно замечал на улице благообразных дедов, иногда знакомился целенаправленно.
Например, мои соседи по дому — потомки известного старообрядческого купца Ф. И. Масленникова, его внучка и правнучка. Масленников был крупным благотворителем, построил в Рязани два храма. Также я знал одного переплетчика, реставратора книг, грамотного и начитанного христианина Иосифа Васильевича Соловьева. Некоторые предметы на этой выставке, например, кацея и книги, принадлежали старообрядке Ульяне Ивановне Епифанцевой. Насколько мне известно, еще в 80-е годы местные староверы собирались на молитву в Дубне, правда, делалось это в домашних условиях.

Староверы-поморцы собирались на молитву в деревне Подберезье в доме Марии Федоровны Моисеевой.
Также место встреч и молений было в центре Дубны, рядом с площадью Мира, у Агриппины Михайловны Бровкиной, которая была из ржевских староверов. В советское время, когда не было никакого церковного книгоиздания и изготовления церковной утвари, Бровкина переписывала молитвы для распространения, шила саваны. Один из этих саванов представлен на выставке.
На ее квартире собирались не только старообрядцы, но и чада РПЦ, храмов-то в Дубне в ту пору не было. Могли присутствовать все, но креститься должны были двуперстно и читать молитвы по старым книгам.
Так вот, большинство предметов, которые я передал на эту выставку, собраны в Дубне, в бывших кимрском и талдомском уездах, в г. Вербилки. По оценкам дореволюционных миссионеров, в нашей местности проживало более 10 тысяч старообрядцев. Большинство из них были беспоповцами, но встречались и поповцы Белокриницкой иерархии. Так, Тихвинский храм Белокриницкой иерархии был в селе Кузнецово (ныне Конаково), второй храм поповцев во имя Архангела Михаила находился в Талдоме. Тихвинский храм построил знаменитый старообрядческий фабрикант и меценат М. С. Кузнецов.
Выставка в Дубне для меня открыла много нового. Например, я не знал, что в Дубне живут староверы не только нашего региона, но и переехавшие сюда из Молдавии. И дай Бог, у них появиться свой моленный дом. Я надеюсь, что и эта выставка в Талдоме послужит к открытию и накоплению новой информации о староверии, а экспозиция местного музея пополниться интересными раритетами».

О прославленном старообрядческом начетчике, иконописце и археографе Федоре Антоновиче Каликине рассказал Денис Ермолин:
«Ф. А. Каликин был одним из самый известных староверческих книжников не только Кимр, но и России. Каликин происходил из Вологодской губернии, но в Кимры приехал с целью обучения иконописи. Он прожил здесь около 10 лет, изучая искусство иконописи, и стал очень известным в старообрядчестве изографом. Вероятно, и сейчас в кимрских домах имеются иконы его письма. Затем Каликин переехал в Петроград, где и прожил до конца своей жизни. После революции 1917 года он стал профессиональным реставратором станковой живописи и иконописи. Он работал в Эрмитаже, других музеях северной столицы, занимался реставрацией икон и археографическими изысканиями. Продолжал писать иконы для старообрядческих общин.
Будучи сотрудником Эрмитажа, в 50-60 годы неоднократно ездил в археографические экспедиции. Книги, найденные им, составляют золотой фонд Эрмитажа. Среди них есть экземпляры, найденные в нашем регионе — Кимрах и их окрестностях. Каликин дожил до 95 лет и скончался почтенным старцем. Он сотрудничал с такими учеными, как Заволоко, Малышев, так сказать мамонтами советского «старообрядоведения. В Ленинграде, он кстати, в одной из лавок старьевщиков нашел список жития Аввакума и передал его исследователю старообрядчества, археографу, палеографу Василию Григорьевичу Дружинину».
Продолжая тему, историк старообрядчества Глеб Чистяков отметил выдающуюся, но малоизученную роль талдомско-кимрского региона в становлении старообрядческой иконописи:
«Три года назад в Государственном историческом музее, в сентября 2018 года состоялось открытие выставки „Предивное художество: иконы из собрания Григория Лепса“. В ней был представлен ряд икон, написанных мастерами, принадлежавшими к филипповскому согласию, один из центров которого и находился в селе Кимры. Эти иконы произвели сильнейшие впечатление на зрителей. Оказалось, что филипповская школа иконописи отличается от ныне открытых и изучаемых школ старообрядческого иконописания, таких как поморская, невьянская, сызранская. Можно предположить, что атрибутированные иконы филипповского письма представляют собой уникальное явление, едва ли не вершину старообрядческого иконописания, которую еще предстоит изучить».

Также Г. Чистяков рассказал о вкладе старообрядцев в экономику России. В частности, он напомнил, что в советских учебниках и книгах по экономике достижения СССР часто сравнивались с экономическим уровнем 1913 года. Это было не случайно, поскольку 1913 год стал временем наибольшего расцвета экономики Российской империи и был обусловлен дарованием в 1905 году прав и свобод старообрядчеству, включая купечество, состоявшее на 60 % из старообрядцев и выходцев из старообрядческой среды. Также докладчик привел ряд примеров влияния старообрядчества на становление отечественной культуры и классического русского искусства. Так, например, главным делом Саввы Морозова, как мецената, считается его активное и деятельное участие в жизни Московского художественного театра, создававшегося К. Станиславским и Вл. Немировичем-Данченко. В общей сложности Савва Морозов пожертвовал театру около полумиллиона рублей, что по тем временам было огромной суммой. В этому году отмечается 160-летие со дня рождения известного промышленника и мецената С. Т. Морозова.
Затем зам. директора по научной работе С. Балашов провел экскурсию по выставке, которая содержит несколько тематических разделов. Среди них: «Причины церковного раскола», старообрядческие таинства «Рождение и крещение», «Монашество», «Моленный угол», «Смерть и погребение», «Клирос», «Поповское старообрядчество», «Беспоповское старообрядчество».
Подготовил Г. Чистяков
Комментариев пока нет