4 сентября 2018 года в Москве в Государственном историческом музее состоялось торжественное открытие выставки «Предивное художество: иконы из собрания Григория Лепса». Заслуженный артист Российской Федерации, музыкант и продюсер Григорий Лепс представил уникальную коллекцию икон, которую он собирал в течение 20 лет.
На выставке продемонстрированы редкие памятники иконописи и графики XVI — начала XX вв. До сих пор эта коллекция была неизвестна широкой публике и ни разу не экспонировалась. С выходом в 2012 г. фундаментального каталога собрания икон Григория Лепса, эта часть его коллекции была по достоинству оценена специалистами и вошла в постоянный научный оборот. Данная выставка призвана впервые познакомить зрителя с большим и ценным собранием, продолжающим традиции частного собирательства в России.
Выставка обладает высокой репрезентативностью. Экспозиция знакомит посетителя с иконами мастеров Оружейной палаты, которые работали в ее традициях; иконописцев XVIII в.; с произведениями старообрядческих мастеров Поморья, Москвы, Романово-Борисоглебска, Поволжья, Прибалтики, с работами иконописцев Мстеры и Палеха, а также знаменитых выходцев из этих иконописных сел, работавших в столицах по высочайшим заказам, — М. И. Дикарева, И. С. Чирикова, В. П. Гурьянова.
Несколько произведений в коллекции представлено творчеством ранее неизвестных мастеров XIX — начала XX в., таких как З. Ф. Бронин, И. Д. Краузов, Я. А. Богатенко, А. Д. Бороздин и др.
На выставке в соответствии с историко-стилистическим принципом сформированы следующие разделы:
I. Наследие средневековых мастеров. Включает памятники XVI–XVII вв. и показывает истоки тех двух стилистических направлений, которые после церковной реформы середины XVII в. на протяжении XVIII–XIX вв. развивались уже самостоятельно, практически не пересекаясь.
II. В новой стилистике. Среди произведений религиозной живописи XVIII — начала XX в., господствовавшей в официальном церковном искусстве того времени, коллекционер, следуя своим вкусам, выбрал те, которые не относятся к академическому направлению, но обнаруживают связь с традиционной иконой и живоподобным письмом мастеров Оружейной палаты.
III. По канонам древнего благочестия. В этот раздел входят работы старообрядческих мастеров XVIII–XIX вв., созданные с соблюдением эстетических, иконографических и технологических традиций иконописания Древней Руси.
IV. Иконописные центры и мастерские. Признанные иконописные центры и мастерские XIX в. (Романово-Борисоглебск, Мстера, Палех) хотя и работали на широкий рынок, старались сохранять древние основы своего искусства. Именно к их опыту обратился и высочайше утвержденный в 1901 г. Комитет попечительства о русской иконописи, который был создан для возрождения традиционного иконописания, отвечающего требованиям художественности.
Торжественное открытие выставки посетили многочисленные журналисты, представители музейного сообщества, гости и друзья самого Григория Лепса. Религиозные деятели были представлены руководством Русской Православной старообрядческой Церкви в лице участников Совета Митрополии, проходящего в эти дни в Москве.
К участникам события обратился предстоятель РПсЦ митрополит Корнилий (Титов):
Дорогие друзья, я рад приветствовать собравшихся и отметить, что сегодня для нас, особенно для старообрядцев, для тех, кто хранит обычаи, культуру, идеалы древней святой Руси, примечательное событие — выставка икон из собрания Григория Лепса. Это не просто собрание икон и древностей. Это прикосновение к живоносному источнику, к той немерцаемой красоте, отличавшей святую Русь. Когда я познакомился с Григорием Лепсом, он, приглашая меня осмотреть его коллекцию, отметил, что для него действительно важно, чтобы именно старообрядцы, которые сохраняли эти древние культурные и духовные ценности порой ценой своей жизни, смогли по достоинству оценить его собрание.
Я в свою очередь Григорию говорил, что нужно дать возможность поделиться, прикоснуться к этим сокровищам не только узкому кругу его знакомых и ценителей, но и более широкому кругу интересующихся русской историей и русской иконой. У Григория есть вкус, есть мудрые советчики, которые подбирали экспонаты для его коллекции. На мой взгляд, коллекция выражает идею и стилистику традиции, заложенной во времена золотого века русского иконописания времен Андрея Рублева. На этот идеал указали и постановления Стоглавого Собора, особо чтущиеся ныне у старообрядцев.
Выступая на открытии выставки, директор музея Алексей Константинович Левыкин обратил внимание, что экспозиция позволяет проследить и тенденции развития нашей культуры, в том числе и с точки зрения ретроспективы. Он поблагодарил всех участников выставочного проекта: в первую очередь самого Григория Викторовича Лепса и его команду, а также сотрудников Исторического музея, куратора выставки Е. М. Юхименко, художника выставки Ф. Ю. Талыбова, всех, кто работал над ее созданием.
Куратор выставки, научный сотрудник Исторического музея Е. М. Юхименко подчеркнула многогранность коллекции, заявив, что здесь можно увидеть широкий спектр исторических, культурологических вопросов.
Елена Михайловна отметила:
Прежде всего, это продолжение традиций собирательства, которые, слава Богу, живы и в наши дни, есть такая возможность. Это история русской иконописи, представленная здесь в своих лучших образцах; это и старообрядческая культура; это и глубинная связь с литературой, отражающаяся в названии выставки «Предивное художество», — так Н. С. Лесков, известный знаток русской старины, сказал об иконописной святыне в рассказе «Запечатленный ангел».
По этому рассказу, мне кажется, все люди и представляют, что такое русская иконопись. Так вот, Н. С. Лесков был лично знаком и тесно общался с двумя иконописцами: с петербургским Никитой Рачейсковым и московским мастером Николаем Силачевым. Именно у них он подолгу проводил время и видел труд иконописца. Две иконы иконописца Николая Силачева представлены на этой выставке. Эти иконы, несмотря на то, что они были не так давно написаны, в 60-70-е годы XIX века, — тоже очень большая редкость. Лесков в свое время, особенно подчеркивая мастерство этих двух иконописцев, говорил о том, что надо устроить выставку их работ.
Сейчас, к сожалению, оставшиеся работы этих мастеров исчисляются просто единицами: работ Силачева известно 5, из них 2 находятся в собрании Григория Викторовича, и всего лишь две иконы Рачейскова.
Мне кажется, что собирательство в широком значении этого слова можно только приветствовать, потому что только такие целеустремленные люди могут собрать такую замечательную коллекцию.
Заслуженный артист Российской Федерации, музыкант и продюсер Григорий Лепс, общаясь с журналистами, ответил на ряд вопросов. Он в частности рассказал о стоимости самого дешевого и самого дорогого экспоната, а также ответил на вопросы о собственном отношении к религии:
Я спать не лягу, пока не помолюсь, я из дому не выйду, пока не помолюсь.
Абсолютно все экспонаты хранятся у артиста в загородном доме. На вопрос о безопасности своей коллекции (оценочная стоимость примерно 25–35 млн долларов) певец ответил следующим образом:
Нет никакой особой охраны. Я сомневаюсь, что можно украсть. Не потому что сложно украсть, а потому что сложно продать. Они все учтены, все знают, что это мои иконы. Вышла книга, правда, там уже больше икон. Куда они их продадут-то? Бог накажет.
Более 20 лет Григорий Лепс собирал эту коллекцию. Певец подчеркнул, что он не эксперт по иконописи или искусствовед, а любитель, поэтому иконы выбирал из принципа «нравится или нет»:
Я выбираю те иконы, которые мне приходятся по душе, так же, как и песни для своего репертуара.
За один ценный триптих Лепс отдал свою машину «Ауди-А8» с тремя телевизорами и двумя холодильниками:
Прошло уже 15 лет, машина сгнила, а иконы будут стоять тысячу лет.
На вопрос журналистов о чудесах артист ответил следующим образом:
Одна икона была мироточащей, я подарил ее другу. Чудеса каждый день случаются, проснулся — чудо. Концерт удачно прошел — чудо. Новый ребенок родился — чудо. Экономика в гору пошла — чудеса!
Свою коллекцию Григорий Викторович намерен пополнять. Теперь он планирует вернуть из Англии образ, который когда-то вывезли большевики из царской ризницы стоимостью в 1 миллион фунтов. Лепс так высказался об этой иконе: «Великолепный образ Николы угодника, подобный которому я еще не встречал. Вообще при большевиках было продано или уничтожено до 70-80 % существовавших до революции икон».
Коллекционер признался, что одну из икон заберет с собой в могилу:
Одну из них я заберу с собой, какую — не скажу, очень дорогой предмет, я пообещал человеку, который мне ее подарил, что я обязательно возьму ее с собой.
Говоря о старообрядцах, Григорий Лепс отметил, что они сохранили свою веру и древнерусскую культуру, невзирая на гонения, на то, что их сжигали на кострах.
Я сомневаюсь, что в современном мире кто-нибудь способен на такое.
Он также подчеркнул особую значимость иконописного собрания Рогожского кладбища для всей русской культуры.
Меня ударило током, когда я впервые оказался в старообрядческих храмах Рогожского. Трудно было представить, какие иконописцы могли создать такие шедевры.
Также Лепсу задали вопрос, не хочет ли он передать иконы церковной общине, на что певец ответил:
Нет. Несколько моих друзей так поступили, и теперь не могут найти следов этих икон. Пока я жив, это собрание будет оставаться моей собственностью.
Специально для нашего сайта куратор выставки, научный сотрудник Исторического музея Е. М. Юхименко прокомментировала выставку.
Подобных масштабных выставок икон давно не проводится. Данное мероприятие очень крупное, выделяющееся среди иконных выставок, проходящих в последние годы. Здесь, во-первых, подлинные экспонаты высочайшего художественного достоинства. Дается достаточно адекватное представление об истории иконописи вообще, о старообрядческой в особенности. Половина икон, находящихся на выставке, — старообрядческие.
Среди старообрядческих иконописных центров здесь представлены не только Выг, но и Москва, иконописные мастерские поморцев, филипповцев, федосеевцев, именно Краузова, Силачева, редкая старообрядческая иконография.
Экспонаты представлены особым образом. Сперва идет древняя часть, дальше новые традиции от Оружейной палаты, а напротив нее как раз старообрядческие памятники. Любой человек может увидеть разницу между Оружейной палатой и старообрядческими иконами. Как бы мы высоко ни ценили искусство предметов Оружейной палаты, но очевидна существенная разница между живоподобным письмом и письмом по старинным образцам.
Мне кажется, что признание старообрядческой иконы в качестве самостоятельного и яркого явления стало общим местом всех научных работ. Уже никто с презрением о старообрядческой иконописи не пишет, наоборот, ее постоянно представляют, и заслуженно, потому что эти иконы тончайшего письма и искусной работы. Это не богомазы какие-то писали, не народные иконы. Все памятники являются высокохудожественными.
Альбом 2012 года представлен на выставке, в нем находятся изображения 150 икон, как раз коллекция на то время, а здесь уже 204 памятника.
Также Лепсу задали вопрос, не хочет ли он передать иконы церковной общине, на что певец ответил:
"Нет. Несколько моих друзей так поступили, и теперь не могут найти следов этих икон. Пока я жив, это собрание будет оставаться моей собственностью."
Верно. Сейчас отдай иконы в старообрядческие и не только приходы. так пропадут сразу. Настоятели своим многочисленным родственникам раздарят или попросту продадут. Лучше пусть в частных коллекциях будут. тогда хоть простые люди смогут их увидеть и помолиться.
АМИНЬ! Все дела о продаже (дарении, вечной реставрации и т. п.) настоятелями старобрядческих храмов старинных иконы попали под сукно и никто не наказан.
Кто бы мне бестолковому объяснил, что такое "коллекция икон."
Это те иконы, перед которыми Богу не молятся.
Очень интересный материал и на приличном уровне! Спаси Христос!
Ой, как интересно! Обязательно посмотрю. Спасибо!