В марте 2016 г. в Москве планируется проведение Круглого стола по вопросу создания общественной организации «Всероссийское старообрядческое общественное движение». Ввиду этого мероприятия председатель совета РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия» Сергей Петрович Петров в своей статье поднимает проблемные вопросы, которые необходимо решить старообрядцам на государственном уровне. На примере одной проблемы — воспитания детей в современных общеобразовательных школах — автор рассказывает об огромном опыте по сохранению своей культуры у Общины русских-липован Румынии, который, по мнению С. Петрова, необходимо использовать в России.
***
Я много раз бывал в Румынии у русских-липован в Браиле, Бухаресте, Тульче, Славе Русской, Большом камне и др. Везде, где приходилось бывать на церковной службе, я наблюдал большое количество христиан всех возрастов, от детей до стариков, чего мало где увидишь у нас в современной России. В настоящее время в России найдется немного старообрядческих храмов, в которых на обычную воскресную молитву собирается полный храм христиан. В Румынии в старообрядческих храмах всегда многолюдно, притом на церковной службе много детей. Конечно, в Румынии религиозные репрессии атеистов были слабее, но здесь есть большая заслуга в сохранении старой православной веры и культуры русских-липован не только Древлеправославной Церкви, но и Общины русских-липован Румынии (ОРЛР), общественной организации. Это два столпа, на которых в Румынии держится и сохраняется древлеправославие и исконная русская культура русских-липован.
Общественная организация Община русских-липован Румынии (ОРЛР) была создана как юридическое лицо 12 февраля 1990 г., практически сразу после революционных событий 1989 г., когда атеисты потеряли власть.
После регистрации в органах власти ОРЛР стала проводить огромную работу по сохранению традиций, обычаев и культуры русских старообрядцев Румынии. Уже в ноябре 1990 г. вышел первый номер ежемесячной газеты русских-липован «Зори». С 1998 г. в Яссах выходит еще одно СМИ, общественно-культурный двуязычный журнал «Китеж-град».
В прошедшем 2015 г. во Дворце Парламента Румынии Община русских-липован Румынии и ее печатное издание газета «Зори» торжественно отметили 25-летний юбилей своей деятельности во благо старообрядцев Румынии, в котором принял участие председатель Государственной Думы России С.Е. Нарышкин и другие официальные лица Российской Федерации.
Одна из основных задач Общины русских-липован Румынии — воспитание подрастающего поколения в духе старообрядчества. И в этом деле ОРЛР добилась больших успехов. В общеобразовательных школах Румынии в местах компактного проживания русских-липован преподаются базовые предметы, необходимые для сохранения уникальной культуры и веры русских-липован. Это, в первую очередь, не только русский язык, но и старославянский, а также крюковое знаменное пение, история и культура русских-липован.
Благодаря общественной организации старообрядцев Румынии (ОРЛР) разработаны и изданы учебные программы, пособия и учебники по этим предметам, которые жизненно необходимы для сохранения и преемственности культуры русских-липован уже с детского возраста.
Известный в старообрядческих кругах профессор Феодор Кирилэ в газете «Зори» № 7 (261)/2014 пишет: «Разработанная Общиной русских-липован Румынии (ОРЛР) в 1990 г. система обучения родному русскому языку и русской культуре детей русских-липован в школе с румынским языком обучения и предпринимающие ею мероприятия направлены на стремление сохранить свою национальную идентичность, то есть сохранить свою включённость в общерумынский социокультурный контекст и в то же время не порывать с истоками своей национальной русской культуры. С этой целью были созданы для детей русских-липован так называемые школы с этнокультурным компонентом образования, главным отличительным признаком которых является содержание образования, в котором наиболее полно представлено дополнительно к базовой общеобразовательной программе школы с румынским языком обучения всё богатство национально русской культуры, уклад жизни русских-липован, их традиции, социальные нормы поведения, духовные ценности. Для таких школ нами был разработан вариант базисного учебного плана, а на его основе были разработаны соответствующие специальные учебные программы разного уровня, которые были одобрены Министерством образования Румынии.
Идея этнокультурного образования получила у нас своё воплощение в разных формах. Это дошкольные билингвальные учреждения (детские сады), начальные школы, гимназии, где работа в этнокультурном направлении ведётся и в младших, и в старших классах, это лицеи, где действуют группы интенсивного обучения родному русскому языку и родной культуре, а также гетерогенные группы факультативного обучения родному языку и родной культуре при местных общинах русских-липован.
В основу нашей концепции, касающейся системы обучения родному языку и родной культуре в школе с румынским языком обучения, входит идея, согласно которой преподавание родного языка нельзя вести в отрыве от культуры нашей исторической родины — России и в отрыве от нашей русской староверческой культуры, имея при этом в виду, что в каждом языке — портрет национальной культуры… На основании такой системы, обучение родному языку и родной культуре реализуется на основе интенсивной коммуникативно-культурологической методики, согласно которой язык и культура соизучаются в тесной и неразрывной связи…
Согласно с существующим учебным планом в школе с этнокультурным компонентом обучение родной культуре по нормативной программе начинается со 2-го класса начальной школы и продолжается до XII-го класса включительно.
Суммарное количество недельных часов: в II-IV классах — 4 часа, в V-XII классах — 3 часа. К ним прибавляются ещё обучение религии (по истории Русской древлеправославной церкви) на родном языке в II-XII — 1 час, а в VI-VII классах — обучение на родном языке истории и традициям русских-липован — 1 час, а также обучение музыке (эстетическому воспитанию) — 1 час. Наша система предвидит продолжать обязательное обучение родному русскому языку и родной культуре до ХII-го класса включительно.
Для удовлетворения интересов учащихся и социальных нужд общества в XI-XII классах предлагаются на выбор факультативы в зависимости от профиля лицея: по обучению устному общению на родном языке, по обучению чтению и переводу литературы гуманитарного или научно-технического профиля. Учащиеся, которые по каким-либо причинам не могут в лицее посещать факультативы, но хотят продолжать изучение родного языка и родной культуры, могут изучать этот язык и культуру интенсивно в действующих гетерогенных группах при местных общинах русских-липован или самостоятельно по учебнику-самоучителю, специально составленному нами, как вариант факультатива.
Кроме того, с осени 1992 г., по настоянию Общины русских-липован Румынии, Министерством образования были учреждены классы лицея билингвального педагогического профиля. Выпускники этих классов — воспитательницы и учителя работают в наших школах с этнокультурным компонентом образования. Кроме этого, с 2004 г. и по 2008 г. в городе Яссы действовал также класс конфессиональной русской древлеправославной школы.
Сегодня в наших школах с этнокультурным компонентом обучается около двух тысяч учащихся русских-липован. Итак, нормативная школьная программа обучения родной русской культуре детей русских-липован содержит три уровня:
I уровень — базовый — обязательный: II-X классы;
II уровень — продвинутый: XI-XII классы;
III уровень — уровень углублённого владения родным языком и родной культурой: вузы языковые или вузы неязыкового гуманитарного или технического профиля.
Следует также подчеркнуть, что на основе вышеуказанных школьных нормативных программ нами были реализованы в 1992-2006 гг. первые собственные базовые и стабильные учебники по родному языку и родной культуре для детей русских-липован, покрывающие всю сеть образования: начальное, гимназическое и лицейское».
Отрадно отметить, что двадцатипятилетняя практика преподавания старообрядческой культуры в румынскоязычной среде полностью подтверждает правильность и эффективность разработанной Общиной русских-липован Румынии концепции.
В Румынии Община русских-липован Румынии имеет порядка 50 структурных общественных организаций во всех уездах, где проживают русские-липоване.
Конечно, ОРЛР занимается не только вопросом воспитания своего подрастающего поколения в духе древлеправославия, но и решает множество других задач, появляющихся в настоящее время перед старообрядчеством. У ОРЛР огромный опыт по сохранению своей культуры, который необходимо использовать и у нас в России.
Поэтому чтобы крепко сохранять старую православную веру, исконную русскую культуру и достойно противостоять вызовам современности, необходимо перенять хороший опыт у наших одноверцев. В Румынии, как и в России, есть основные старообрядческие направления: белокриницкие, новозыбковцы, беспоповцы, и, несмотря на это, они объединились на национально-культурной платформе и успешно решают свои проблемы, хотя и у каждого есть свои церкви, но это не мешает решать общие проблемы сообща.
У нас в России те же проблемы, что и у липован Румынии, которые мы пока фактически не решаем и которые необходимо решать как можно быстрее, если мы хотим сохранить нашу веру и культуру для своих потомков.
Есть, конечно, у нас положительные моменты: то, что рабочий процесс начался и есть определенное взаимопонимание, но только все это идет очень и очень медленно. В Бурятии в рамках Встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума» в августе 2015 г. по вопросу создания общественной организации для консолидированной защиты интересов всех старообрядческих согласий, выражения согласованной позиции по общественно значимым вопросам, осуществления диалога со светским обществом, прошло рабочее совещание. Участниками собрания были представители Русской Древлеправославной Церкви, Древлеправославной Поморской Церкви, Русской Православной Старообрядческой Церкви, Культурно-паломнического центра протопопа Аввакума, РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия», также во встрече участвовал митрополит Корнилий, который поддержал создание такой организации. В декабре 2015 г. в Москве прошел Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви, на котором был рассмотрен вопрос «участия Русской Древлеправославной Церкви в учреждении и деятельности Всероссийского Старообрядческого общественного движения». «Собор благословил руководителя отдела информации и правового сопровождения диакона Виктора Кузнецова участвовать в деятельности контактной рабочей группы для поиска возможности выработки совместной позиции…».
Имеются определенные наработки и в регионах России. К примеру, в Республике Бурятия с 2007 г. активно работает региональная общественная организация «Общество культуры семейских Республики Бурятия». В Бурятии в 25 общеобразовательных школах в местах компактного проживания старообрядцев-семейских изучают родную историю и культуру как местный компонент, но остро стоит вопрос об общем учебно-методическом комплекте, нет учебных пособий по базовым предметам для детей семейских. РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия» в этом направлении работает. Обобщен опыт и издано учебное пособие: «Образовательные программы педагогов дошкольного и дополнительного образования детей по истории и культуре семейских Бичурского района Республики Бурятия».
Готовится к изданию еще одно учебное пособие, но на региональном уровне и в одном регионе сложно решать вопросы общероссийского уровня. Есть определенный опыт работы и у Культурно-паломнического центра протопопа Аввакума в г. Москве и в других регионах. В рамках Встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума» в августе 2015 г. РОО Культурно-паломнический центр протопопа Аввакума в г. Москве и РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия» подписали договор о сотрудничестве и взаимопомощи по сохранению и развитию старообрядческой культуры. Но вопрос воспитания нашего подрастающего поколения необходимо решать в целом по стране, по всей России этот вопрос стоит очень остро, и в некоторых регионах есть свои передовые наработки, которые необходимы всем старообрядцам России.
Современная Российская школьная система, несмотря на изменения в обществе, продолжает оставаться атеистической и антирусской. Возьмите школьные учебники и посмотрите, чему учат наших детей в школе: это же, мягко говоря, издевательство над всеми нами. До сих пор учат, что Бога нет и человек произошел от обезьяны, а старообрядцы — это вообще раскольники и появились в России случайно, как и их вера, только после раскола церкви, который они и устроили. Патриотическое воспитание, о котором сегодня так много говорят и ничего по сути не делают, в современной российской школе подавляется. А мы все удивляемся, почему наши дети нас не понимают. Да как они нас могут понять, когда дома мы им говорим, что человека создал Бог, а в школе говорят, что человек произошел от обезьяны. Если в скором будущем в России, местах компактного проживания старообрядцев в общеобразовательных школах не будут учить наших детей родной истории и культуре, а продолжат учить непонятно чему и неизвестно для чего, то не только у старообрядцев, но и у России не будет будущего. Только общими усилиями при помощи Всероссийской общественной организации возможно переломить ситуацию и заставить, чтобы общеобразовательная школа в местах компактного проживания старообрядцев стала нашей школой — в духе наших благочестивых предков, где будут учить уважению нашей веры, обычаев и традиций,. Только так можно воспитать добропорядочных граждан и патриотов своей Родины, какими были наши деды и прадеды.
И это вкратце рассмотрен только один вопрос — воспитания детей, а сколько еще проблемных вопросов необходимо решить старообрядцам на государственном уровне. Их множество и на региональном уровне, некоторые проблемы просто вообще не решаются, поэтому старообрядцам и нужно создать общественную организацию «Всероссийское старообрядческое общественное движение».
В марте 2016 г. в Москве по этой проблематике планируется проведение Круглого стола. Думается, что на него необходимо собрать не только религиозных представителей, но в первую очередь представителей общественных старообрядческих организаций, а также старообрядцев с активной жизненной позицией, кому не безразлично будущее исконно русской культуры и старой православной веры. Также считаю необходимым пригласить наших единомышленников из ближнего и дальнего зарубежья, и в первую очередь представителей общественной организации Общины русских-липован Румынии. Необходимо, чтобы на Круглом столе представители общественных старообрядческих организаций поделились своим опытом, который необходимо обобщать. И только с опорой на практический, живой опыт возможно создание «Всероссийского старообрядческого общественного движения» для решения стоящих перед старообрядчеством задач на Всероссийском уровне.
С.П. Петров,
председатель совета РОО, «Общество культуры семейских Республики Бурятия»
_________________________________________________________________________________________________________
25-летний опыт Общины русских-липован Румынии и Всероссийское старообрядческое общественное движение………………
_________________________________________________________________________________________________________
„… Преосвященный Мелхиседекъ говоритъ:
Патріотическаго чувства, являющагося какъ следствие естественныхъ связей съ мѣстомъ рожденія и своими сородичами или земляками съ одной стороны, а съ другой какъ следствие христанскаго долга и любви къ нашимъ ближиимъ, у липованъ не существуетъ. Лишившись разъ своего настоящаго отечества, Poсciи, они ничто иное какъ перебежщики, которые сами не знаютъ, куда идутъ; останавливаются на время тамъ, где они могутъ устроить себе молитвенный домъ иди церковь, около которой они сами группируются и остаются здесь до тѣхъ поръ, пока могутъ свободпо совершать свои обряды и богослуженіе, но всегда однако готовые переходить дальше въ случае, если секта въ чемъ либо заподозрена. Все это для сохраненія неприкосновенности ихъ сектъ. Въ такихъ постоянныхъ передвиженіяхъ или готовности къ передвиженію они не теряютъ надежды, что когда- нибудь ихъ вероисповедание будетъ господствующимъ въ Москве, где воцарится, какъ въ былыя времена, царь секты (каждая секта надеется, что будущій царь будетъ изъ среды ея членовъ) и тогда секта будетъ господствовать во всей Россіи и затемъ и во всемъ Mipѣ, и тогда сыны новаго липованскаго царства пріобретутъ свое старое отечество, свободное отъ власти антихриста, который владычествуетъ теперь въ Россіи, какъ и въ остальномъ мipѣ—бусурманскомъ и нехристей.
„Живя такими фантастическими надеждами и иллюзіями и всегда покрытые и окруженные непроницаемымъ, особенно для незнакомыхъ съ ихъ ученіемъ і направленіемъ, ореоломъ таинственности, линованы ни о чемъ не думаютъ, какъ только объ охраненіи секты и всего того, что относится къ ея усиленію и распространенію. Насколько они способны уединиться и устерегаться всего, что имъ кажется опасными для ихъ секты, настолько-же умѣютъ пользоваться и даже обращать въ свою пользу разнаго рода обстоятельства, даже случайныя, которыя могли бы быть благопріятными для нихъ. Они оказываютъ другъ другу помощь и всегда во время: даютъ пpiютъ новымъ бѣглецамъ изъ соседнихъ государствъ и защищаюсь общіе интересы ихъ собратьевъ, откуда бы ни были последніе. Свобода вероисповеданія, какую они нашли въ Румыніи, привлекала и привлекаетъ еще и теперь мпогихъ липованъ, искавшихъ и ищущихъ здесь убежища, которое давало возможность усиливать по количеству силы прежнихъ переселепцевъ — липованъ. Число ихъ увеличилось и увеличивается чрезъ распространение своихъ верованій между православными жителями: румынами и русскими и представителями другихъ національностей: евреями, цыганами и др. (О Lipovenismulu)…, стр. 516—518. Какъ разпроcпространяютъ свои вѣрованія скопцы и молокане, было уже сказано (Христ. Чтен., 1879, 1—3, сгр. 39—11; а у Melchiseilek’a, стр. 424—6; 467—8)
Изъ дѣлъ бывшей въ Измаилѣ духовной консисторіи видно, что со времени прихода сюда липованскаго apxiepeя Аркадія васлуйскаго обратилось въ старообрядчество до 15 человѣкъ изъ православныхъ русскихъ жителей этого города. Случаи такого же рода обращения были и въ отнятой у румыновъ Бессарабіи. Распространеніе старообрядчества между румынами встрѣчаетъ большія препятствія вслѣдствіи незнанія липованами румынскаго языка. При всемъ этомъ однако липованство нашло и здѣсь средства. При удобныхъ случаяхъ они приманиваютъ румынскихъ бѣдныхъ мальчиковъ, берутъ ихъ съ собой и увозятъ обыкновенно въ отдаленныя мѣста, гдѣ послѣдніе знакомятся съ русскимъ языкомъ и воспитываются въ религіозныхъ ученіяхъ липованъ, и такимъ образомъ они сами дѣлаются такими липованами, что ихъ никто не можетъ уже узнать…» (стр. 441-442).
Более подробно:
Санкт-Петербургская православная духовная академия Архив журнала «Христианское чтение» П.Сырку Наши раскольники в Румынии и отношение к ним румынского правительства Опубликовано: Христианское чтение. 1880. № 11-12. С. 435-452.
http://christian-reading.info/data/1880/1112/1880-1112-03.pdf
Да, очень интересно и познавательно. Конечно нужно перенимать в России передовой опыт старообрядцев Румынии (ОРЛР), а то у нас с Общественным старообрядческим движением можно сказать никак. Пока я так понял на всю Россию есть только 2 общественные старообрядческие организации — это в Бурятии Общество семейских и в Москве Культурно-паломнический центр им. протопопа Аввакума. Не густо мягко говоря. Видимо инициативных людей среди старообрядцев в России мало или им запрещают заниматься общественной деятельность на благо старообрядчества.