В состав сельского поселения «Приуральское» Печорского района Коми входят несколько населенных пунктов. Среди них две старинные старообрядческие деревни: Аранец и Даниловка, о которых уже рассказывал сайт «Русская вера». Административным центром поселения является сравнительно молодое село Приуральское. Датой его основания принято считать 1925 год, тогда здесь появился первый поселенец Степан Габов. Сегодня в Приуральском проживает свыше 300 жителей. В селе есть администрация, школа, клуб, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт и даже есть свой музей.
***
Село Приуральское — один из самых труднодоступных населенных пунктов Печорского района Коми. Ведь добраться в Приуральское можно только по зимнику. Но в остальные времена года это путешествие можно совершить по реке, а весной несколько раз в неделю жителей из города Печоры на малую родину доставляет вертолет. И, несмотря на это, Приуральское является местом активного посещения туристов со всей России. Ведь отсюда до горы Сабля, высочайшей вершины Саблинского хребта Приполярного Урала, всего 50-60 километров. Неслучайно село Приуральское еще называют «вратами на Приполярный Урал».
Впрочем, туристов интересует и само Приуральское. Его красоты показывает путешественникам местный фермер Татьяна Игнатова. Семь лет назад глава крестьянско-фермерского хозяйства Татьяна Валерьевна открыла здесь гостевой дом.
С погодой в день моего посещения зимнего Приуральского мне не повезло, поэтому полюбоваться живописными видами села я смогла на снимках местного фотографа Евдокии Пыстиной.
Фотохудожник
— Когда к нашему фермеру, Татьяне Игнатовой, приезжают туристы, то я сама приглашаю их посмотреть и выставку своих фоторабот, — рассказывает Евдокия Николаевна.
Выставки снимков с видами родного села оформлены и в школе, где в качестве педагога дополнительного образования трудится Евдокия Николаевна, и у нее дома.
Здесь можно увидеть необычный приуральский июнь — мгновения, когда природа уже проснулась от зимнего сна, но снег еще и не думает таять. На майских фото запечатлено начало ледохода на Печоре и, конечно, отроги Приполярного Урала.
— Чтобы увидеть красоту села, достаточно, чтобы повезло с погодой. Вот сегодня, смотрю, солнышко вышло, и я выхожу с фотоаппаратом просто прогуляться по селу. Мне очень нравится снимать у нас! Особенно красивые снимки получаются реки Белой и приуральского подвесного моста. Здесь рельеф интересный. С двух сторон горка. Иногда мне соседи звонят: «Евдокия Николаевна, по реке парусник идет!» Как-то ночью мне позвонили и сообщили, что белые лебеди на реке. Я схватила фотоаппарат, прибежала к реке и увидела, как стая белых лебедей по течению плывет. А на косе они остановились, и мне удалось сделать много снимков и даже записать видео! — продолжаем беседовать с Евдокией Пыстиной.
Среди родных Евдокии Николаевны оказались и первые поселенцы этих мест, поэтому мне интересно было поговорить с ней и о вере ее родных. Также я ознакомилась с главами дипломной работы дочери моей собеседницы, Надежды, посвященными родословной Пыстиных.
Хранительницы веры
Из беседы с Евдокией Николаевной я узнала, что основное заселение села Приуральское началось в 30-е годы прошлого столетия. Сюда переселились молодые семьи, пропитанные революционным духом, готовые на строительство новой жизни, с верой в светлое будущее. Среди такой активной молодежи оказался и дед по материнской линии Евдокии Пыстиной, Яков Ионович Ветошкин. Он привез свою семью из Корткеросского района Коми в эти места, где по указанию партии следовало основать колхоз. Яков со своими братьями Иваном, Степаном и Трофимом стали одними из первых жителей и строителей коммуны в местечке Яранкурья (так раньше называлось село Приуральское).
— И что, Евдокия Николаевна, это уже было поколение Ваших родных, которые жили без Бога? — интересуюсь я.
— Супруга Якова Ионовича и моя бабушка Ефросинья Максимовна не отрицала существование Бога, но у нее муж не был верующим, а она слушала супруга, — рассказывает Евдокия Николаевна.
И это несмотря на то, что Ефросинья Максимовна происходила из верующей семьи. А Надежда в своей дипломной работе так описывает историю знакомства и венчания своей верующей прабабушки Ефросиньи и коммуниста Якова: «Когда-то во время молодежных посиделок и прогулок Яков заглянул во двор к Ефросинье и сказал: „Завтра жди сватов, приду свататься!“. А она отвечает: „Я ведь молодая еще (на тот момент ей было 17 лет), сватайся к моей сестре Дуне, или вон, сколько девок вокруг тебя!“ „Они в жены не годятся“, — сказал Яков. А когда вскоре пришел свататься к Ефросинье, ее отец поставил условие: или венчаться в церкви, или замуж свою дочь не отдаст. Яков был „ярый“ комсомолец и не имел желания идти в церковь, но деваться было некуда: видимо Ефросинью он полюбил сильно. Якову пришлось согласиться обвенчаться, но со своими условиями: венчание перенести на простой день, чтобы прихожан в церкви было поменьше».
В числе переселенцев была и семья Матвея Тимофеевича Панюкова, деда Евдокии Пыстиной по отцовской линии. Панюковы жили на реке Вычегде в деревне Наволок, а переехав, поселились в сельскохозяйственной коммуне «Восковец», которая находилась на правом берегу реки Печоры, недалеко от нынешнего Приуральского, где уже жили Ветошкины. Супруга Матвея Тимофеевича, Евдокия Алексеевна, была из старообрядческой семьи, она привезла с собой в коммуну литые иконы.
— Бабушка что-то рассказывала Вам о духовной жизни в коммуне? Может, они тайно в своих домах молились, собирались на службы? — спрашиваю у Евдокии Николаевны.
— На совместные службы скорей всего не собирались, — предполагает Евдокия Николаевна. — А иконы в семье хранили и прятали от посторонних глаз. Думаю, что и молились они дома тайно, праздники церковные чтили и отмечали. Соблюдали посты.
Но из беседы с Евдокией Николаевной можно сделать вывод, что в большей степени женщины из их рода были хранительницами веры. Они привезли с собой в местные коммуны иконы, соблюдали церковные праздники. Мужья относились к этому спокойно и не препятствовали им.
Сообщила Евдокия Николаевна, что церковный календарь ее родные-коммунары использовали как смену сезонного труда. Так, сенокос начинали с Петыр луна (Петров день) и старались его завершить к Илья луну (Ильину дню).
— Евдокия Николаевна, старожилы деревни Даниловки рассказывали, что коммунары разрушили старинную старообрядческую часовню в Даниловке, Вам что-нибудь известно об этом? — продолжаем беседовать с Евдокией Пыстиной.
— Часовню в Даниловке не могли коммунары разрушить, думаю, что это местные революционно настроенные жители сами и сделали. Потому что прибывшие в эти места коммунары много что умели и охотно делились своими знаниями и опытом с местными жителями. Они владели разными ремеслами. Потом в Приуральском никогда не было мельницы, никогда не сажали хлеб. А коммунары научили местное население сажать рожь, построили две мельницы, одну в коммуне «Восковец», а другую у нас, в Приуральском. И со всех окрестных деревень везли к нам зерно, чтобы перемолоть. И ржаную муку у нас делали, а не привозили откуда-то. У меня дед Матвей трудился на мельнице.
Слова Евдокии Пыстиной подтверждает и заведующая школьным музеем истории села Надежда Чапина: «Когда через 2-3 года коммуну „Восковец“ закрыли, то коммунары перебрались в Приуральское. Тогда наше село стало развиваться и расти».
Из коммунаров в староверы
И все-таки в большей степени меня интересовало влияние окрестных старообрядческих деревень на коммунарское Приуральское. Евдокия Пыстина поведала историю перехода своей тети Анисьи (дочери Матвея и Евдокии Панюковых) из коммунаров в староверы.
— Моя тетя Анисья жила в коммуне и была неверующей, — продолжаем беседовать с Евдокией Николаевной. — Но во время войны она работала на лесоповале, где и познакомилась со своим будущим мужем Иваном Васильевичем Логиновым, он оказался старовером из деревни Конецбор. Был учителем в деревенской школе и внештатным корреспондентом в местной газете. И, возможно, это было влияние верующей матери, но в большей степени благодаря мужу, тетя Анисья уверовала. Когда я к ней приезжала в гости, видела у нее дома шкафчик с иконами. Она каждый вечер и утро вместе с мужем молилась. А на Пасху и в родительские дни тетя Анисья звонила мне и просила, чтобы я отнесла гостинцы одной женщине, чтобы она помянула ее родителей, похороненных в Приуральском. «Она староверка и все сделает правильно», — говорила мне Анисья. Крестилась Анисья в старую веру в деревне Аранец, как раз за 10 лет до своей смерти. И после этого она уже приезжала к нам со своей посудой. А когда мы у нее гостили, она не позволяла нам пить из бака с водой, а заставляла нас черпать ковшиком воду и наливать в чашку, при этом она говорила, что мы мирские, а здесь «верное» все. Умерла тетя Анисья в 2008 году.
И сама моя собеседница Евдокия Пыстина вышла замуж за жителя деревни Аранец, сейчас семья Пыстиных проживает в Приуральском.
— Мой супруг тоже из старообрядческого рода, — рассказывает Евдокия Николаевна. — Он привез с собой старинную молитвенную книгу, много фотографий и личных вещей своих родителей-староверов. Некоторые из этих предметов были переданы в Приуральский школьный музей истории села, в котором я тоже побывала.
В музее
Но что удивительно, я не обнаружила в местном хранилище истории экспонатов, рассказывающих о духовной жизни сельского поселения «Приуральское» и о старообрядческих деревнях, входящих в состав поселения.
Заместитель директора Национальной галереи Республики Коми Наталия Плаксина, недавно побывавшая в селе Приуральском и школьном музее, отметила, что история старообрядчества уже не отражена в местном хранилище истории.
А заведующая школьным музеем Надежда Чапина сообщила, что музей расформировывался.
— Музей истории села был организован еще в старом здании школы в 60-е годы прошлого столетия, благодаря директору школы и учителю истории Николаю Николаевичу Перебатинскому. Экспонаты тогда собирались в одном из классов старой школы. Здесь учились дети из старообрядческих деревень Конецбор, Медвежской, Аранец, и они привозили старинную утварь и предметы быта, которые хранились в их семьях, — рассказала Надежда Игоревна. — А один ученик мне сообщил, что были даже стенды со старинными монетами еще екатерининских времен. И тем ребятам, которые хорошо учились, разрешали их подержать в руках. Отличный был стимул успевать по всем предметам, ведь многие мечтали прикоснуться к столь ценным экспонатам. Но с уходом директора, музейные «сокровища» отправили на чердак. Некоторые экспонаты «переехали» в Печорский краеведческий музей, такие, как бивень мамонта, например, надпись на котором так и звучит: «Подарок приуральских школьников».
Исчезли из музея иконы и старинные церковные книги… По словам заведующей, они после расформирования музея могут сегодня храниться в домах жителей поселения.
Но в 1985 году школа переехала в новое здание, а в 1991 году, к 50-летию школы, возобновили и деятельность музея.
Познакомившись с фондом музея, я увидела, что здесь преобладают экспонаты из соседней старинной старообрядческой деревни Даниловка. А самому селу Приуральское посвящено несколько стендов. Они связаны с названиями села, ведь только официальных имен у села было три: Яранкурья, Республика и Приуральское. Другой стенд посвящен истории школы.
И по сей день фонд музея пополняется экспонатами из соседней деревни Даниловки. Познакомиться с ними мне тоже было интересно, ведь они «рассказывали» о быте староверов Даниловки.
Топорная работа
Благодаря экспонатам из Даниловки, появилась и вторая часть школьного музея, который теперь размещается в двух кабинетах, а не в одном, как раньше. Это произошло благодаря старой деревянной кровати, принадлежавшей Лидии Растворовой из Даниловки. Кровать стояла сначала посередине единственной музейной комнаты в школе и мешала осмотру экспозиции.
— Мы пошли с ребятами на экскурсию в Даниловку и зашли в старинный, но уже нежилой дом. А там столько всего! — рассказывает предысторию появления «ценного» экспоната заведующая музеем Надежда Чапина. — И мы с ребятами нагрузились экспонатами и собирались все их унести в музей. Но пришла хозяйка и стала на нас ругаться. А узнав о том, что мы собираем старинные вещи для музея, то отдала нам и кровать в придачу.
— Надежда Игоревна, да чем же так ценна для вас эта старая кровать? — удивляюсь я.
— Помните такое словосочетание «топорная работа»? — хитро улыбается собеседница и поднимает матрас, под которым как раз и скрывались топорные, то есть ручной работы, доски.
Ценным экспонатом школьного музея является и многофункциональная деревянная шкатулка ручной работы.
— Мне ее подарили в Даниловке, и детям она очень нравится, — делится Надежда Игоревна. — Смотрите, здесь, на шкатулке, зеркало было, а в этом отделении хранили не очень дорогие украшения. А для драгоценностей был другой, скрытый от глаз, ящичек, но он «не дожил» до наших дней. Есть место на шкатулке для фото, имеется и тайничок для хранения писем.
Не прошла Надежда Игоревна и мимо груды старинных фотографий, которые обнаружила в одном из заброшенных домов все той же Даниловки, но кто запечатлен на них, выяснить так и не удалось.
— А вот еще я нашла в Даниловке такую посуду и никак не могла понять, из чего же она сделана, — показывает Надежда Игоревна на вид глиняные изделия, но с рыжеватым оттенком. — Оказывается, это на болоте жители деревни собирали такую ржавчину и смешивали ее с глиной, в результате чего получалась очень прочная посуда. Этот метод изготовления подобной посуды еще жившая в этих местах чудь изобрела. Вот скалка с секретом, то есть потайным шкафчиком, где хранилась соль. А это кухонный шкаф со звездой. Его история мне неизвестна. А обнаружила я его в Даниловке вместе с другими экспонатами, они валялись прямо на улице, после того как снесли один из старых деревенских домов.
Вот, собственно, и все, что удалось обнаружить по теме моего исследования в селе Приуральском.
— Уже в 1990-е годы прошлого столетия экспедиции фиксировали быстрое исчезновение артефактов и традиции, — прокомментировала ситуацию сотрудник Национальной галереи Коми Наталия Плаксина.
И все же, несмотря на годы забвения веры, «исчезновение» даже памяти о ней из местного музея, огни ее возрождения уже «вспыхнули» и в Даниловке, здесь завершается строительство часовни по описанию, оставленному староверами старинной деревни. Планируется возведение часовни и в старообрядческой деревне Аранец. Призналась и фермер села Приуральское, Татьяна Игнатова, что в ее планы тоже входит строительство в родном селе часовни.
— Только бы побольше туристов к нам приезжало, ведь тогда мы быстро завершим это благое дело! — завершаем беседу с Татьяной Игнатовой.
Фото автора и Евдокии Пыстиной
В том и беда, что книги и иконы «хранятся у местных жителей», а не Вера. И не только в Приуральском — по всей Печоре не отрицают «существование Бога». А жито никогда и «не сажали» — сеяли.
Благодаря «Русской вере», журналисту Наталье Прокофьевой, местным активистам, уверена, провинция превратится не только престижной для жилья, но и для привлечения туристов!!! Начало есть, время пошло…..