Аранец — одна из старейших деревень в Печорском районе Республики Коми, некогда населенная староверами. Основали деревню в 1671 году переселенцы с реки Мылва на правом берегу реки Печоры, в 45 километрах от горы Сабля, входящей в горную систему Приполярного Урала. Побывав в Аранце, мы подробнее познакомились с его историей и планами местных жителей на возрождение своей малой родины.
Очарованные странницы
«В Аранце жили и мои предки, хотя я в этой деревне никогда не была, — рассказала заведующая общественным музеем деревни Медвежская «История старообрядческой деревни» Вера Копытова. — А там, как говорят, до сих пор еще стоит дом моего дедушки — купца Ивана Логинова». В один из дней вместе с потомками старообрядческого рода Логиновых, родными сестрами Ларисой Ивановой и Верой Копытовой, я отправилась в деревню Аранец. Группа наша в день путешествия собиралась постепенно. Из города Печоры вместе с Ларисой Ивановой мы выехали на машине, в деревне Медвежской к нам присоединилась Вера Копытова. Следующая наша остановка — деревня Конецбор, где нашей небольшой команде нужно было пересесть в лодку.
Переправить нас в Аранец через реки Печору и Большой Аранец согласился местный житель Конецбора Юрий Подоров. Мотор загудел, и наш «корабль» медленно развернулся навстречу приключениям. Но северный ветер пронизывал насквозь, а мелкие дождинки превратились в острые иголки, от которых пришлось прятать лицо. «Быстрей бы добраться до места назначения», — думала я, тщетно пытаясь спрятаться от непогоды. Но вдруг появились они… «Уральские горы!» — пытается перекричать шум ветра Юрий и показывает на «седые» вершины впереди.
Лодка держала курс прямо на заснеженные хребты Уральских гор, и казалось, сейчас они расступятся, и мы окажемся в ледяной сказке. Несколько мгновений продолжалось это видение, но вот, к моему сожалению, мы прощаемся со сказочной картиной, а наша лодка скользит уже по живописной речушке Большой Аранец.
Ветхость и разруха
Деревня Аранец производила в дождливый и холодный день удручающее впечатление — старые покосившиеся дома, которые, казалось, сутулились и жались друг к другу, спасаясь от непогоды. Непривычно было видеть такие ветхость и разруху на фоне дивной северной природы. Думалось о том, что в деревне, расположенной так близко к горам Приполярного Урала, отбоя не должно быть от туристов. И ведь так оно когда-то и было. Как вспоминала бывшая жительница Аранца Фаина Небогина, в 80-х годах прошлого столетия много гостей повидал Аранец. Но не все вели себя по-Божески: «На старообрядческом кладбище с крестов, установленных на могилах наших родных, похитили все образы. Ведь раньше на каждом кресте на деревенском кладбище был образ», — вспоминает Фаина Людвиговна.
Сегодня туристы, конечно, бывают в Аранце. Есть тут даже своя база отдыха «Усадьба «Аранец». Расположена она на самом высоком месте в деревне, откуда открывается изумительный вид на живописные окрестности Аранца. Усадьба представляет собой двухэтажный дом с гостиными, спальнями и баней во дворе. От «Усадьбы «Аранец» к реке ведет 50-метровая деревянная лестница. Но несмотря на это туристы сегодня чаще всего приезжают в Аранец зимой, пересаживаются здесь на бураны и устремляются на Приполярный Урал. Сама деревенька мало кого интересует. Но среди них и мои спутницы, которые долгие годы мечтали об этом путешествии в Аранец.
Дом староверов Логиновых
Дом предков Веры Копытовой и Ларисы Ивановой, староверов Логиновых, мы увидели издалека. Он оказался единственным двухэтажным и самым высоким строением в деревне, которому уже более 200 лет! Другие сведения о своем родовом гнезде Вера Копытова заранее узнала в Печорском краеведческом музее.
— Строил этот дом из лиственницы наш прапрапрадед Савватий Иванович Логинов, — рассказала Вера Васильевна. — Впоследствии на одной половине дома жили наши бабушка и дедушка — купец Иван Иванович и Федосья Андреевна Логиновы. Другую половину занимали родители дедушки. Потом Логиновых раскулачили и отправили в ссылку.
— Но нашей бабушке позволили вернуться на родину, деревню Медвежскую, только потому, что у нее было пятеро детей-погодков, — дополняет рассказ Веры Копытовой Лариса Иванова. — Впрочем, у нее была возможность остаться в доме на своей половине. Надо было только отречься от мужа и от его кулацкого рода. «Мы перед Богом венчаны» — эти слова нашей мудрой бабушки определили дальнейшую ее судьбу — Федосью Андреевну с детьми выгнали из дома.
Брат Федосьи Логиновой — старообрядческий наставник из деревни Медвежской Самоил Мамонтов — приехал в Аранец и перевез ее на родину, где она и жила до своей смерти, так и не узнав о судьбах своего мужа и его родных…
Дом Логиновых сейчас пустует. Но три года назад здесь еще жил Михаил Пыстин. Он и согласился показать нам место, связанное с памятью о родных моих спутниц.
Там, внутри
В своем исследовании старого дома мы попытались увидеть как его новейшую историю, так и «заглянуть» в его прошлое. Память о времени проживания здесь купцов Логиновых еще хранила старинная мебель: деревянные кровать и диван. А по словам старосты старообрядческой общины города Печоры Лидии Кононовой, кровать для аранецких староверов сделал ее дед, Петр Михайлович Денисов, из деревни Конецбор. Лариса Иванова обратила наше внимание на необычные закругленные углы в одной из комнат старого дома. И действительно бревна для таких углов походили на лыжи охотников и смотрелись очень необычно.
После изгнания хозяев более двух веков родовое гнездо Логиновых служило людям. Чтобы восстановить его историю, мне пришлось встретиться и с бывшими жителями Аранца. Некоторые из них в настоящее время переехали в другие населенные пункты Печорского района и являются членами старообрядческой общины города Печоры. Среди них Фаина Небогина и Мария Лобова.
«Когда купцы уехали, то их дом отдали под жилой, — вспомнила при нашей встрече Фаина Людвиговна. — Здесь жили четыре семьи. А еще в этом же доме находился магазин, в котором продавались керосин, хлеб, мука». «Внизу еще школа была, и я в ней училась до 4 класса. Моя парта стояла как раз у самой печки», — рассказала Мария Лобова.
Но даже сейчас, когда деревенская «многоэтажка» опустела, она не казалась заброшенной. Напротив, здесь мы увидели много уютных, обустроенных уголков. В сенях висели рыболовные снасти. Аккуратно были заправлены кровати. На полке расположились книги, был даже свой красный угол с единственной иконой, а русская печь, казалось, еще хранила тепло хозяйских рук. Как выяснилось, сегодня в бывшем доме староверов Логиновых останавливаются приезжающие из Печоры в Аранец рыбаки. Но двери в некоторые комнаты дома все же были заколочены из-за угрозы обрушения потолка.
Со стороны улицы дом являл печальное зрелище. «Нижние венцы сгнили, задняя часть здания разрушена и уже разобрана на дрова, — осматривает дом снаружи Лариса Иванова. — Но несмотря на это в нашем доме сохранилась сила духа — он стоит уже третий век!»
А мне думается, что не случайно так долго живет старый дом. Ведь не выполнил он еще свое основное предназначение на аранецкой земле — стать хранителем ее истории.
План фермера
Обеспокоен разрушением старинного деревенского дома местный фермер Евгений Шахтаров. Евгений Ермолаевич тоже из семьи староверов, и во время короткой прогулки по деревне он показал нам ту часть старинного дома, где во времена его детства проходили службы — она как раз оказалась заколоченной. Но Евгений Шахтаров познакомил нас с планом по спасению аранецкой достопримечательности. «Я хочу, чтобы люди, приехав в нашу деревню, пожелали бы тут остаться и погостить у нас хотя бы несколько дней», — признается Евгений Шахтаров. Привлечь, по мнению моего собеседника, гостей смогут как живописные аранецкие пейзажи и возможность окунуться в жизнь северной деревни, так и аранецкий музей, открыть который Евгений Ермолаевич и хочет в старинном купеческом доме. «Но это будет такой музей, в котором наши гости смогут жить: истопить русскую печь, поспать на полатях», — знакомит со своими планами фермер. Незабываемые впечатления, по мнению моего собеседника, путешественникам подарит и прогулка на оленях. Тем более что опыт по их разведению у Евгения Шахтарова есть.
«И только после такого знакомства с нашей деревней мы предложим туристам отправиться в поход на Приполярный Урал, но часть пути они преодолеют на оленях, а другую — на байдарках», — завершает Евгений Ермолаевич свой рассказ. Сегодня для реализации задуманного деревенский предприниматель ищет инвесторов.
Важная миссия Майи Ивановны
А пока своего музея в Аранце нет, хранителем истории деревни является ее старейшая жительница Майя Пыстина. Хотя Майе Ивановне 79 лет, но она хорошо помнит Аранец своего детства. Родилась моя собеседница в поселке Кырта (ныне Вуктыльский район Коми), но после войны в возрасте шести лет вместе с мамой Марией Васильевной переехала на ее родину — деревню Аранец.
Аранец, по рассказам Майи Ивановны, в то время был населен старообрядцами.
— Хорошие были люди, очень работящие, верующие, — рассказывает моя собеседница. — На молитву собирались в домах бабушек Марии и Александры. Да и сама Майя Ивановна была крещена в старую веру на реке Большой Аранец Александрой.
Рассказала старожил Аранца и про свое деревенское житие. Как выяснилось, история ее семьи тоже тесно связано с домом купцов Логиновых. Когда Майя Ивановна в 19 лет вышла замуж за жителя Аранца Александра Ивановича, то поселилась с супругом в старинном деревенском доме. Александр Иванович и Майя Ивановна воспитали 10 детей. В те годы с работой в деревне проблем не было. Все трудились в аранецкой бригаде совхоза «Кедровый Шор».
Давно похоронила Майя Ивановна супруга и сегодня живет в Аранце с двумя сыновьями, да на лето приезжает к ней погостить внук.
— Берегите себя, — прощаемся мы с Майей Пыстиной и идем дальше.
Духовная жизнь Аранца
Майя Ивановна Пыстина упомянула в своем рассказе бабушек Марию и Александру, которые долгие годы были хранительницами духовной жизни в Аранце. Мне посчастливилось встретиться с их родными в деревне Аранце и в городе Печоре. Выйдя на заслуженный отдых, вернулись из Печоры в Аранец внучки бабушки Марии (Марии Степановны Пыстиной) — Мария Пыстина и Александра Семенова.
Женщины отремонтировали родительский дом в деревне, занялись сельским хозяйством, а на лето к ним отдыхать в Аранец приезжают родные из Москвы и Санкт-Петербурга. Мария и Александра своей бабушкой были крещены в старую веру. А при нашей встрече женщины рассказали о том, что, когда были маленькими, им разрешалось с полатей наблюдать за службой, которую вела в своем доме их бабушка. Бабушкин дом в Аранце не сохранился, но Александра Семенова показала нам место, где он стоял.
По воспоминаниям Фаины Небогиной
«А после того как не стало бабушки Марии, службы начала вести в своем доме моя прабабушка Александра Николаевна Шахтарова, — восстанавливает хронологию дальнейших событий в Аранце бывшая жительница деревни Фаина Небогина. — Это были 70-е годы, гонений уже не было, и служили открыто». На службы к прабабушке Фаины Людвиговны приезжали из печорских деревень Даниловки, Конецбора, Медвежской. «Дом у прабабушки был небольшой, едва 15 человек помещались, да еще в коридоре много народа толпилось. На службу не допускали некрещеных. Но на Пасху некрещеным во время службы позволяли стоять в коридоре. А службы на Светлое Христово Воскресение шли долго — с 17 часов и до 4 утра», — продолжаем беседовать с Фаиной Людвиговной.
«Мы тогда еще маленькие были, и очень уставали во время долгой праздничной службы, и бабушка Александра разрешала нам отдыхать, — вспоминает пасхальную службу у староверов Мария Лобова. — Взрослые же отдыхали после 2,5 часов службы, а после вновь вставали на молитву».
Описала Мария Фоминична и то, как выглядела бабушка Александра: «Всегда носила платок и сарафан, очень аккуратная и добрая была, особенно к нам, к детям. Бабушка Александра много читала и много знала. Рассказывала нам, что можно, а что нельзя делать». Службы продолжались у Александры Шахтаровой с 1972 и до 1980 года.
После смерти Александры Шахтаровой мама Марии Лобовой, Мавра Яблонская, стала хранительницей духовной жизни в Аранце. «Теперь старообрядцы на службу стали собираться в нашем доме, — рассказывает Мария Фоминична. — Мама тоже умела читать по-старославянски и знала, что нужно было читать к определенному празднику».
Справедливая Мавра
— Мария Фоминична, а расскажите про свою маму. Какая она была? — прошу я.
— Строгая была, но справедливая. Нас, детей, в большой строгости держала. Родилось у мамы 11 детей, в живых осталось семеро. Отец наш умер, и воспитывал нас отчим, он был из числа ссыльных, в Аранец приехал из Воркуты. Работала мама бригадиром в колхозе. Это многим в деревне не нравилось. И когда случилось в колхозе ЧП — сгнила картошка, то обвинили маму. Было проведено расследование, и, когда маму оправдали, на работу она возвращаться отказалась, — рассказывает Мария Лобова.
— Как же ваша семья выживала в деревне? — интересуюсь у Марии Фоминичны.
— У нас было большое хозяйство, — рассказывает женщина. — Мы держали корову, овец, кур, коз и баранов. И мы еще помогали бедным семьям нашей деревни. У моей подружки отец погиб на войне, а ее мама воспитывала троих детей. И я носила им молоко и шаньги. Еще мы сами делали творог, сметану и масло. И даже свою молочную продукцию сдавали государству.
Конечно, с таким хозяйством и обилием работ по дому, Мавра, по воспоминаниям дочери, подымалась рано. А пока растапливалась печь и готовилась на день еда, она молилась перед образами, которые у нее и на кухне были.
Но уже совсем другой предстает перед нами строгая Мавра в воспоминаниях своей внучки Елены.
— Вера у бабушки была без фанатизма. Она не настаивала, чтобы мы, ее внуки, староверие принимали. И в Аранце она жила по-современному: у нее и телефон на всю деревню один был, и телевизор бабушка иногда смотрела. Но в 20 часов телевизор и свет в доме выключались, и все должны были ложиться спать. Но я на своей половине дома могла еще слушать радио, — рассказывает Елена.
— Всю жизнь мама прожила в Аранце, — продолжаем беседовать уже с Марией Фоминичной, — и никуда не выезжала. Поэтому мамин дом до сих пор еще сохранился в Аранце. Но последние годы своей жизни мама зимой жила у меня в городе Печоре, а весной возвращалась в деревню.
— Бабушка, когда приезжала к нам в гости, то обязательно со своей посудой, — вспоминает внучка Елена. — И каждый день специально для нее я ходила с бидончиком на колонку за водой, потому что бабушка не пила воду из-под крана. Не пила она и чай, а только настой чаги. Прожила бабушка 84 года.
— И никогда не ходила в больницы, не обращалась к врачам и всю жизнь до самой смерти держала посты. Умерла мама в 2011 году и была похоронена на аранецком кладбище, — завершает рассказ про справедливую Мавру Мария Лобова.
Другие родственники
— Кто еще из ваших родных-староверов жил в Аранце? — продолжаем беседовать с Марией Фоминичной.
— Мой дедушка Киперьян. Он был участником советско-финской войны, во время боя его ранили, и он к своим добирался ползком. Потом дедушка рассказывал, что его молитва спасла. Мои тетки Матрена Тырбылева и Домна Денисова тоже жили в Аранце. Обе держали большое хозяйство и работали в колхозе. Помню, что они строго соблюдали посты, — рассказывает моя собеседница.
— А можете сообщить еще какие-нибудь подробности из их жизни? — интересуюсь я.
— Помню, как ходила с ними по ягоды. Тетка Матрена высокого роста, очень строгая была и властная. Так мы, дети, за теткой Матреной не успевали бежать по лесным тропам и, сильно устав, отставали, но она никогда нас не ждала. Считала, что мы догоним ее. Семья у тетки Матрены была обеспеченная, ее муж занимался охотой и рыбалкой. Они по сравнению с нами жили богато. Но при всей необычности своего поведения тетка Матрена была очень гостеприимной. Вот мы, дети, забежим к ней в гости, а она нас обязательно усадит за стол и накормит. Да, раньше, как сами видите, у меня в Аранце много было родственников, а сейчас никого не осталось…— вздыхает моя собеседница. — Людей старой веры, которые раньше жили в родной деревне, я очень уважала и до сих пор помню наших староверов. Их жизнь с Богом всегда была для меня образцом, и я храню их завет — держаться старой веры. Хотя сейчас потомки наших аранецких староверов и не следуют примеру наших старообрядческих бабушек и дедушек…
Побывав в Аранце, я и сама убедилась в истинности слов моей собеседницы. Духовная преемственность с уходом глубоко верующих аранецких бабушек прервалась… Но все же надежда, что сама деревня будет жить, у меня появилась. Ведь во время нашего путешествия увидели мы и новые добротные дома в деревне. А над миром ветхости и возрождения возвышался в Аранце деревянный крест. Но кто его установил — узнать от аранецких жителей я так и не смогла.
Ясность в мое исследование внесла староста старообрядческой общины города Печоры Лидия Кононова. Лидия Васильевна рассказала, что крест в Аранце поставил ее родственник Андрей Денисов из деревни Конецбор. Андрей и дом построил в Аранце, объяснив свое желание тем, что здесь и природа красивее, и люди добрее. «Андрей является правнуком известного старовера из Конецбора Александра Бажукова, который был настолько духовно чуток, что предсказал дату своей смерти», — сообщила Лидия Васильевна.
Мария Лобова же возрождение своей малой родины связывает с местным фермером Евгением Шахтаровым. «Если нашему фермеру помогут, он все задуманное сможет выполнить», — убеждена Мария Фоминична.
Аранецкими тропами
Незабываемо прошло путешествие в глубинку Печорской земли, но остался в памяти и отъезд из северной деревни.
Возвращались мы в город Печору вместе с Евгением Шахтаровым. Но сначала Евгений Ермолаевич переправил нас на своей лодке через живописную речушку Большой Аранец и величественную Печору. Потом мы еще долго шли по скользким после дождя тропинкам к его машине, скрытой в лесу. Во время нашего кратковременного похода Евгений Шахтаров все время останавливался, чтобы «прочесть» тайные послания обитателей Изумрудного царства — птиц и зверей. Особенно много таких «писем» оставил косолапый.
Свои «автографы» он «начертал» на нескольких теперь уже разрушенных муравейниках. Заметно прибавляем шаги, хотя на самом деле следовать за Евгением Ермолаевичем было ничуть не страшно, ведь мы шли за истинным хозяином этого леса и его обитателей, патриотом родной деревни.
Фото автора и из архива Марии Лобовой
Пионерка , комсомолка, к вере пришла уже в пожилом возрасте, молюсь за весь род, в церковь хожу одна, история староверов интересует и волнует, помоги им Господи, буду рада , если им создадут все условия для возвращения в Россию со всего мира
Несмотря на революции, войны, всевозможные потрясения старообрядчество по — прежнему отличается крепким укладом жизни, любовью к отечеству, честному отношению к труду и это радует! Надеюсь так и будет, пока есть такие люди, как твои герои, Наташа. Уверена их много, очень хотелось и это важно, чтобы о них узнала вся Россия! Спасибо всем участникам экспедиции, отдельная благодарность сайту «Русская вера».
И это анклав старообрядчества на Северном Урале? Стыдно братья и сестры! Безхозяйственность налицо, а возможно и безпробудное пьянство. Да спалите вы этот дом купцов Логиновых, дабы не позориться, дабы никто не говорил о старообрядцах, как о не удосужившихся за последние 100 лет прибить отвалившиеся брусы, как о тех, кто закрывает бреши на крыше рваными кусами полиэтилена. Это же лачуга,ибомжатник, братья и сестры, а не туристическая достопримечательность! Новопостроенная «усадьба Аранец» такой же образец уродства. Никогда не поеду погостить в ваших клоповниках.
Елена Балашова, потомственная старообрядка
может предки-то твои и христиане, а сама-то кто такая, чтобы такими словами выражаться и в таком тоне? Да не приезжай, сделай милость
Читаю и дух захватывает, вспоминаю свое путешествие на Родину моих предков. Как много еще предстоит нам узнать. Благодарю тебя Наталья за то, что ты открываешь нам завесы тайны. Вместе с тобой я с первой минуты влюбилась в эту деревню, почувствовала красоту и первозданность природы, удобное расположение села для жителей и тех, кто направлялся по Аранецкому тракту за Урал. .Бабушка никогда не рассказывали о прошлом, оберегая нас от преследований как «детей и внуков кулаков». Мы не знали о прародителях из Аранца ничего. Очень жаль, что мы начали изучать свою родословную слишком поздно.