Старообрядческое присутствие на Соловках и в других местах дораскольных святынь, формирование старообрядческой идентичности, проведение Всемирного съезда старообрядцев в Москве, активная работа со старообрядческой диаспорой и переселенцами — вот лишь некоторые вопросы, которые обсуждались в ходе межстарообрядческого круглого стола «Международные связи в современном старообрядчестве», состоявшегося 29 мая 2017 года в московском Доме национальностей.
Круглый стол проводился как общественное мероприятие на базе Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума с участием представителей Русской Православной старообрядческой Церкви, Древлеправославной Поморской Церкви и других старообрядческих согласий. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».
Темы для обсуждения на круглом столе:
- Участие старообрядчества российских регионов и зарубежья в праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума.
- Формы международного сотрудничества старообрядческих организаций, пути и перспективы его развития.
- Организация паломнической и туристической деятельности по местам, связанным с историей староверия.
- Проблемы сохранения культурного наследия староверов России и зарубежья. Сохранение русского языка и православной культуры. Обмен опытом и перспективы сотрудничества.
- Обеспечение поддержки и защиты интересов старообрядческих семейств, переселяющихся в Россию из зарубежья.
За круглым столом собрались официальные представители старообрядческих согласий: предстоятель РПсЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), епископ РПсЦ Костромской и Ярославский Викентий (Новожилов), соучредитель Культурно-паломнического центра им. прот. Аввакума, член Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви Алексей Александрович Безгодов (г. Великий Новгород), доктор философских наук, профессор кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, прихожанин Московской Преображенской старообрядческой общины христиан старопоморского федосеевского согласия Михаил Олегович Шахов, наставник общины часовенного согласия с Дальнего Востока Ульян Мурачев, председатель старообрядческой общины храма Рожества Христова (РПсЦ) в Сиднее Михаил Моисеевич Овчинников, председатель ДПЦ Беларуси Александр Николаевич Белов, председатель Координационного совета российских соотечественников Молдавии Петр Донцов (РПсЦ), представитель спасова согласия Александр Иванович Тарасов, председатель правления Культурно-паломнического центра им. прот. Аввакума Максим Борисович Пашинин (ДПЦ), председатель совета «Общества культуры семейских» Республики Бурятия Сергей Петрович Петров (РПсЦ), старообрядец часовенного согласия Терентий Мурачев.
В своем приветственном выступлении митрополит Корнилий (Титов) сказал, что, несмотря на догматические различия, старообрядцы разных согласий собираются, обсуждают социально-культурные вопросы, помогают друг другу. Он отметил, что сейчас мирное время, нет гонений и старообрядцам нужно использовать это для сотрудничества.
От Русской Древлеправославной Церкви делегатов не было, так как день проведения круглого стола совпал с выпускным в Высшем Древлеправославном Духовном Училище. Однако патриарх Александр (Калинин) прислал приветственное письмо, в котором указал, что цель таких встреч — это сохранение духовного наследия Руси и работа с соотечественниками — русскими старообрядцами. Также он отметил, что такие мероприятия свидетельствуют об интересе старообрядцев разных согласий к сотрудничеству.
Соучредитель Культурно-паломнического центра им. прот. Аввакума, член Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви Алексей Александрович Безгодов рассказал о связях со старообрядцами в Азиатском регионе. Алексей Александрович сказал, что государство ужесточает религиозные законы, особенно это касается Киргизии и Казахстана. Кроме РПЦ и ислама, никакие религиозные организации в Азии не регистрируются, т.к. нужно собрать большое количество подписей. А.А. Безгодов отметил, что сегодня старообрядцы из Азии вынужденно переселяются в Россию. Также он сообщил, что в целях борьбы с исламским экстремизмом в Казахстане собираются внести поправку в закон о религии — запрет на ношение бороды простыми гражданами. Разумеется, такая поправка будет иметь негативные последствия и на жизнь в старообрядческих общинах.
Наставник общины часовенного согласия с Дальнего Востока Ульян Мурачев рассказал, что, приехав в Россию, семьи переселенцев столкнулись с масштабными трудностями, несмотря на то, что изначально государство обещало им достойные условия для проживания на территории Российской Федерации. Он сказал, что местные чиновники требуют взятки, полиция вымогает деньги за отсутствие прав на трактора. Неизвестные лица терроризирую переселенцев. Так, в прошлом году был случай поджога поля, а совсем недавно подожгли дом на краю деревни, судя по всему, чтобы ее уничтожить. В Южной Америке проживают несколько сотен семей староверов, и они хотели бы вернуться на историческую Родину, но ситуация, в которую попали Мурачевы, их останавливает.
Митрополит Корнилий прокомментировал выступление У. Мурачева, отметив, что к решению проблем переселенцев подключено Министерство Дальнего Востока, и совместными усилиями ситуация должна иметь позитивное разрешение.
Председатель старообрядческой общины храма Рожества Христова в Сиднее Михаил Моисеевич Овчинников выступил с докладом, в котором рассказал о старообрядчестве в Австралии. Самая большая волна старообрядцев прибыла в Австралию из Китая. Первым старообрядческим приходом стал Петропавловский во главе с настоятелем о. Иоанном Кудриным, который вместе с другими староверами переселился из Китая. Второй приход — Христорождественский. В 1987 году была восстановлена духовная связь двух австралийских приходов с Московской Митрополией. Старообрядцы Австралии ощущают себя частью старообрядческого мира и взаимодействуют с собратьями из разных стран. М.М. Овчинников рассказал об открытии старообрядческого музея в Сиднее. Музей стал самым заметным центром культурной жизни русской эмиграции.
Председатель ДПЦ Беларуси Александр Николаевич Белов рассказал о старообрядчестве в Республики Беларусь. Он сообщил, что в Белоруссии всего 30 общин Древлеправославной Поморской Церкви, 26 из них имеют церкви. Государство относится к ДПЦ терпимо, но старается не замечать, никак не помогает и препятствует строительству новых храмов. В Бобруйске, например, добивались помещения более 10 лет. Уже долгое время старообрядцы пытаются перенести деревянную церковь в Минский район, стоящий на границе с Литвой, но власти отказывают под странным предлогом того, что в населенном пункте, где находится старообрядческая община, уже есть 5 храмов РПЦ.
Председатель Координационного совета российских соотечественников Молдавии Петр Донцов выступил с сообщением о сотрудничестве старообрядцев Молдовы и России. Он рассказал об издании фотоальбома о старообрядческих храмах Молдовы, в котором отдельная глава посвящена протопопу Аввакуму. Донцов отметил, что важно развивать туристический бизнес. Например, в селе Покровка старообрядцы построили паломнический центр для туристов, интересующихся старообрядчеством. Румыния к столетию оккупации Бессарабии пытается заставить Молдавию присоединиться к ЕС. Проблемы Приднестровья по-прежнему остры: выросло поколение приднестровской молодежи, которое никогда не было в Молдавии.
Впервые участвовавший в подобной встрече, представитель спасова согласия Александр Иванович Тарасов рассказал о положении спасовцев на территории Российской Федерации. Всего спасовцев около трех тысяч. Две общины зарегистрированы официально, прочие не имеют государственной регистрации. Спасовцы проживают на территории Ярославской, Костромской, Вологодской, Пензенской областях, Республике Башкортостан и других регионах. Ежегодно проходят собрания и соборы общин. Жизнь согласия освещает газета «Старообрядец». Тарасов посетовал, что во многих приходах в 2016 году умерли настоятели. Это трагедия для спасовцев, потому что осталось мало людей, способных вести богослужение. Например, в Нижнем Новгороде из-за кончины настоятеля последняя служба была на Пасху. Александр Иванович попросил участников круглого стола помочь с помещением для молитвы в Нижнем Новгороде.
Председатель правления Культурно-паломнического центра им. прот. Аввакума (Москва, ДПЦ) Максим Борисович Пашинин рассказал о связях старообрядцев России и Восточной Европы. Страны Балтии, где существует множество старообрядческих общин ДПЦ, увы, не способствуют развитию русской диаспоры, а связь с соотечественниками в России вызывает у властей подозрение. Более того, прихожане Поморских общин Европы теряют русский язык. Многие староверы Литвы и Латвии уезжают в другие страны Евросоюза на работу. Наставники вынуждены ездить и окормлять их по месту работы, например, в Англию.
Но есть и отрадные факты. Пашинин рассказал, что в Эстонии создан музей русской иконы, в котором представлены работы известного старообрядческого иконописца Г.Е. Фролова (1854 – 1930 гг.). Регулярно проводятся фроловские чтения. Максим Борисович выразил надежду, что Культурно-паломнический центр им. прот. Аввакума сможет укрепить связи поморцев Европы, особенно ввиду скорого празднования юбилея протопопа Аввакума. В ходе своего выступления Пашинин предоставил слово заместителю председателя Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума Антону Павловичу Мельникову, который предложил обратиться в Министерство культуры с просьбой передать старообрядческим согласиям надвратную церковь Соловецкого монастыря, а также поставить вопрос о возможности старообрядческих богослужений у дораскольных церковных святынь.
Олег Серегин, представитель Федерального агентства по делам национальностей, предложил изложить проблемы старообрядцев в России, в частности, в Приморье. Также Серегин сказал, что необходимо определить форму присутствия старообрядцев в Соловецком монастыре.
Председатель совета «Общества культуры семейских» Республики Бурятия Сергей Петрович Петров передал Максиму Борисовичу Пашинину икону протопопа Аввакума в дар Культурно-паломническому центру им. прот. Аввакума. Затем Петров рассказал о старообрядцах в Республике Бурятии. Сегодня в Бурятии 200 тысяч староверов-семейских. В 2001 году ЮНЕСКО признало культуру семейских нематериальным наследием. До революции в регионе было более 80 храмов. Сейчас идет процесс возрождения, действуют 22 общины. Сергей Петрович сообщил, что в Улан-Удэ планируется построить памятник-часовню во имя протопопа Аввакума, провести конференцию и реконструкцию музейного комплекса по истории семейских (Никольская церковь, улица, быт семейских), фестиваль-конкурс «Раздайся, карагод», молодежный слет старообрядцев на озере Байкал. Все эти мероприятия приурочены к празднованию 400-летия протопопа Аввакума. Также, Петров сказал о необходимости создания единого пособия по культуре семейских, чтобы в школах регионов компактного проживания семейских изучалась их культура. С.П. Петров попросил у участников круглого стола содействия в проведении указанных мероприятий.
Старообрядец часовенного согласия Терентий Мурачев, переселенец из Южной Америки на Дальний Восток, рассказал о давлении районных властей. «Наша семья многодетная, дома наши разваливаются, а районные власти всячески притесняют нас, угрожают оружием, требуют убрать стадо овец, не принимают зерно. Положение такое сложное, что появились мысли уезжать из России».
Митрополит Корнилий попросил Терентия Мурачева дать список конкретных проблем, чтобы передать этот список губернатору или представителям Федеральной власти.
Заведующий секцией Ближнего Востока Школы востоковедения НИУ ВШЭ, сотрудник Академии наук Алексей Владимирович Муравьев высказал, что ученые должны помочь старообрядцам сформулировать принципы Старообрядческой идентичности, чтобы объяснить обществу смысл старой веры и суть старообрядчества, как социальной группы. Также А.В. Муравьев поднял вопрос сохранения архивных материалов за рубежом в старообрядческих диаспорах (например, материалы Ф.Е. Мельникова). Алексей Владимирович заявил о необходимости сохранения этих материалов.
Головщик хора Новосибирского кафедрального собора РПсЦ Александр Николаевич Емельянов рассказал об опыте творческого взаимодействия со старообрядцами-липованами. Емельянов рассказал о посещении приходов Славской епархии, резиденции епископа Флавиана. Это был первый раз за всю историю белокриницкой иерархии, когда приехал архиерейский хор на румынскую землю. Это вызвало огромный резонанс. Емельянов отметил, что такие мероприятия нужно повторять даже в странах дальнего зарубежья, любая созидательная работа с положительным опытом должна приветствоваться. И эту практику могут использовать не только белокриницкие, но и староверы других согласий.
Старший научный сотрудник Института русского языка РАН, диалектолог Ольга Ровнова рассказала о старообрядцах Латинской Америки. Ольга участвовала в экспедициях в Южную Америку, была в Аргентине, Бразилии, Уругвае и Боливии, исследовала архаичный язык, который хранили старообрядцы в этих странах, поддержала идею Алексея Муравьева помочь старообрядцам. Например, сама она помогает старообрядцам Эстонии в редактировании их изданий. По ее словам, ученые неоднократно ставили вопрос о помощи переселенцам из Латинской Америки. В этой связи Ольга Ровнова отметила проведение 25 апреля в Доме русского зарубежья круглого стола по вопросам переселения соотечественников, на котором обсуждалось возвращение староверов в Россию, на земли Дальнего Востока. Вел круглый стол министр по развитию Дальнего Востока А.С. Галушка. В совещании участвовали также представители других министерств, органов исполнительной власти и представители старообрядчества края. На этом круглом столе прозвучали новые и очень важные предложения по адаптации старообрядцев на Дальнем Востоке, включая расширение площадей передаваемых им участков, проведения межевания за государственный счет, упрощение процедуры получения гражданства переселенцами-староверами.
Иконописец-реставратор Дарья Евгеньевна Мальцева отметила плачевное состояние икон в большинстве старообрядческих приходов. «Нет общих программ сохранения культурного наследия старообрядцев. Нет реставраторов, следовательно, разрушаются иконы. Реставрировать могут только люди своей веры». Дарья Евгеньевна подняла вопрос о проведении курсов по консервации и реставрации иконописи.
Михаил Олегович Шахов, доктор философских наук, профессор кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, прихожанин Московской Преображенской старообрядческой общины христиан старопоморского федосеевского согласия, выступил с предложением провести в Москве в 2018 году Всемирный всестарообрядческий форум. Его поддержали собравшиеся участники круглого стола.
Иерей Андрей Вознюк, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Кишиневе, рассказал об опыте внутристарообрядческого паломничества. В епархиях и общинах РПсЦ имеются особые места, связанные с памятью об исторических событиях или исторических лицах, местные святыни. Общины должны организовать поездки и крестные ходы к таким местам. В Молдавии не так давно возникла традиция почитания места старейшего старообрядческого монастыря — Серковского (закрыт в XIX веке). Туда идут крестные ходы, установлен поклонный крест, восстановлена ограда, очищаются колодцы монастыря. В крестных ходах участвуют до 200 человек. О. Андрей считает, что не стоит бояться музеев старообрядчества — это современный вариант церковной монастырской ризницы.
Протодиакон Иоанн Чунин (г. Ржев) поделился опытом паломнических экскурсий ржевской старообрядческой молодежи. Он отметил, что нужно стремиться обогатить паломнические поездки экскурсиями. Протодиакон Иоанн рассказал о поездке молодежи в Римо-Католический костел.
Также он прокомментировал ситуация со староверами-переселенцами на Дальнем Востоке. Он высказал мнение, что их проблемы не всегда связаны с кознями местных чиновников, а являются следствием российских законов, которым должны подчиняться все, но и которые в силу их несовершенства порой невозможно не нарушать.
В заключение круглого стола епископ Викентий Костромской сказал: «Мы должны чаще собираться и обсуждать важные вопросы старообрядчества. И, конечно же, достойно встретить 400-летие протопопа Аввакума». А.А. Безгодов сказал, что круглый стол показал наличие большого количества проблем, которые надо решать. Он высказал надежду на дальнейшее сотрудничество. М.Б. Пашинин поблагодарил участников круглого стола и сделал вывод, что это очень важное мероприятие. Предстоит работа над съездом старообрядцев мира, который планируется провести в 2018 году.
Скиньте номер карты вот того чудика с моноклем под глазом! Переведу ему денег на нормальные очки!