В начале апреля в сети появилось письмо от старообрядческого духовенства белокриницкого согласия Украины с просьбой даровать автокефалию. Авторы указывали, что политическая ситуация в стране настолько напряженная, что только независимость Киевской и всея Украины епархии может гарантировать сохранение и развитие старообрядческих приходов региона.
Письмо за автокефалию
В начале апреля в сети появилось письмо от старообрядческого духовенства белокриницкого согласия Украины с просьбой даровать автокефалию. Авторы указывали, что политическая ситуация в стране настолько напряженная, что только независимость Киевской и всея Украины епархии может гарантировать сохранение и развитие старообрядческих приходов региона. В письме говорилось:
«Учитывая сложившиеся обстоятельства, а также факт существования отдельного, суверенного государства Украина, принимая во внимание многочисленные обращения, поступающие с начала войны от чад Святой Церкви, находящихся в Украине, и в соответствии с нашими личными убеждениями убедительно просим вас рассмотреть вопрос о предоставлении нашей Архиепископии, Киевской и всея Украины, АВТОКЕФАЛИИ… Мы понимаем, что в силу общеизвестных обстоятельств физически сейчас невозможно организовать собрание Общего Собора Святой Церкви. Однако мы видим вполне возможным в такой вынужденной ситуации проведение такого Собора по нашему вопросу с помощью технических средств связи, при Вашем мудром на то суждении и понимании необходимости безотлагательного решения этого вопроса. Мы готовы взять на себя всю техническую подготовку и наладку для проведения Собора таким способом. Кроме общего Собора Церкви, законным учреждение автокефалии делает воля кириархальной церкви (матери-церкви). В связи с этим отдельно, слезно и смиренно обращаемся к Предстоятелю и духовенству Русской Православной старообрядческой Церкви:
«Ваше высокопреосвященство, митрополит КОРНИЛИЙ, святии владыки, честнии отцы, братия и сестры во Христе! У нас нету времени ожидать следующего Собора Русской Православной старообрядческой Церкви. Смиренно просим вас оперативно сделать этот шаг, беря во внимание, что личные патриотические взгляды и личная гражданская позиция каждого из нас не может быть важнее и выше того, что есть на пользу Святой Церкви! Просим Ваших святых молитв о прощении наших согрешений и молим Бога о размягчении Ваших сердец для подражания Вами мудрости святых отцов прежних Вселенских Соборов и материнских церквей, дававших автокефалию в связи с различными гражданскими и политическими обстоятельствами!».
Отзывы иерархов
К сожалению, понимания позиции архиепископа Никодима и осознания всей серьезности ситуации на Украине ни у митрополита Корнилия, ни у других епископов РПСЦ в ходе последовавшего обсуждения не выявилось.
Вот мнения некоторых иерархов РПСЦ:
Митрополит Корнилий (Титов) следующим образом ответил архиеп. Никодиму (Ковалеву):
«На Ваше обращение об автокефалии мы не можем ответить в ближайшее время, так как этот вопрос должен решаться на общем с Белокриницкой Митрополией Освященном Соборе в присутствии архиереев, священства и представителей общин. Вместе с тем, согласно 38 правилу VI Вселенского Собора решение об автокефалии может быть рассмотрено только при определении четких границ государств».
Епископ Томско-Енисейский Григорий (Коробейников) также не увидел необходимости в экстренном решении вопроса. По его мнению, такие решения нужно принимать только соборно, с участием канонической комиссии. Он заявил:
«Считаю вопрос о ее статусе оставить неизменным, а решения начать принимать соборно и только после реальной угрозы церковному устройству, когда изменения в законодательстве приведут к возможности гонений на Украинскую Архиепископиею».
Епископ Костромской Викентий (Новожилов) также назвал автокефалию нецелесообразной по причине различных мнений по этому вопросу, а также в силу невозможности определить границы Украины и созвать Всестарообрядческий Собор.
Архиепископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев) предложил Украинской Архиепископии просто сменить юрисдикцию. То есть выйти из подчинения Русской Православной Старообрядческой Церкви и перейти под омофор в подчинение Белокриницкой Митрополии без учреждения автокефалии. Так в прошлом делал и сам архиеп. Зосима, когда перешел под омофор Белокриницкого митрополита и учредил т. н. Русскую епархию.
Без энтузиазма отнесся к предложению дать автокефалию и сам архиепископ Белокриницкий и всех Древлеправосланых христиан митрополит Леонтий (Изот). Он отметил:
«Епископат Белокриницкой Митрополии считает, что надо сохранять Церковные правила, и вопрос о предоставлении автокефалии должен решаться на совместном общем Освященном Соборе и только в мирные времена».
Итак, отказ в оформлении автокефалии Украинской Архиепископии основан на четырех основных пунктах:
— отсутствие реальной угрозы для Украинской Архиепископии,
— отсутствие у нее же должных полномочий,
— отсутствие четких границ у Украины,
— необходимость всеобщего Собора.
Есть ли угроза?
На Украине рассматривается закон законопроект «Об особом статусе религиозных организаций, управленческие центры которых находятся в стране-агрессоре». Причем в Раду он поступил не сегодня, а существенно раньше. На фоне нынешних событий вероятность его принятия увеличилась. В стране идут боевые действия, царит шпиономания, поиск изменников, врагов и предателей. Под подозрением находятся религиозные объединения, чьи духовные центры находятся за границей и особенно в России. А в это время предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов) выступает с весьма резкими политическими заявлениями:
«Мы видим, что в последние годы идеи нацизма овладели многими умами на Украине и в некоторых странах Европы, и, что самое печальное, эти идеи нашли там поддержку на государственном уровне… Богопротивное нацистское мировоззрение привело к геноциду, к физическому истреблению русских на Донбассе, в Луганске, на Украине».
Ясно, что подобные заявления никак не улучшат положение украинских старообрядцев, если не ухудшат в ближайшей перспективе.
Есть ли полномочия у Киевской и всея Украины Архиепископии?
Таковые полномочия уже имеются. Раньше Украинская епархия имела региональный статус, однако из-за политической ситуации уже на Соборах РПСЦ 2017 и 2018 годов были приняты решения, дающие ей широкие полномочия. Так, Освященный Собор 2017 года постановил утвердить за Киевской и всея Украины кафедрой статус Архиепископии.
А на Освященном Соборе в докладе предстоятеля РПСЦ этот статус был дополнительно разъяснен:
«Церковные правила позволяют создание новых церковно-канонических областей, согласно государственным границам. В восстановленных епархиях Украины — в Винницкой, Одесской, Измаильской и других областях — новопоставленным епископам, находящимся под омофором архиепископа Никодима, будет дана возможность оперативно решать назревшие проблемы, быть на связи с областным руководством, разбирать частные вопросы в приходах и, главное, более активно осуществлять работу по возрождению духовной жизни приходов и старообрядчества Украины в целом».
Фактически Киевская и всея Украины Архиепископия — это полностью независимая церковная область. Она является централизованным религиозным объединением, зарегистрированным в этой стране. И любые решений по поводу поминовения того или иного предстоятеля, организации новых епархий и открытия приходов могут приниматься вне всякого дополнительного согласования с Московской Митрополией РПСЦ.
Отсутствие точных границ у Украины
Не имеет большого значения наличие или отсутствие точных границ у того или иного государства. Они могут меняться со временем, иногда очень радикально, однако статус архиерейских кафедр при этом не меняется. Увеличится ли территория Украины или уменьшится, для автокефального статуса старообрядческой Церкви это не имеет большого значения, ее власть будет распространяться на фактическую территорию этой церковной области.
Для принятия решения по автокефалии нужен Всестарообрядческий Собор
Быть може в мирное и спокойное время такие решения достойны рассмотрения на Всестарообрядческом Соборе. Но сейчас такой возможности нет, а ситуация не терпит. Не стоит забывать, что даже в благоденственное время Московская и Белокриницкая митрополии смогли провести только один такой Собор. Хотя в 1996 году было принято решение проводить такие Соборы раз в пять лет. Однако с тех пор общий Собор ни разу не созывался, хотя такие попытки делались в 2006 и 2009 годах. Очевидно, что сегодняшние слова о созыве Собора не более чем попытка «заболтать» решение вопроса. В созыв такого Собора почти никто не верит.
Что делать?
Уже имеющихся полномочий у архиепископа Никодима (Ковалева) и духовенства Киевской и всея Украины епархии хватает, чтобы самостоятельно провозгласить автокефалию. Да, это будет вынужденное, вызванное внешним обстоятельствами решение. Но никто не мешает через какое-то время, после урегулирования ситуации, провести этот самый Всестарообрядческий (христиан Белокриницкой иерархии) Собор и осуществить рецепцию автокефалии. Рассмотреть ее границы, полномочия, статус. Провести тонкую настройку. И в крайнем случае, при действительной нецелесообразности, отменить.
Редакция попросила прокомментировать дискуссию вокруг автокефалии председателя Всемирного Союза староверов Леонида Севастьянова.
«Безусловно, решение о провозглашении или не провозглашении автокефалии должно оставаться за архиепископом Никодимом и старообрядческим духовенством Украины. Они находятся в эпицентре событий, им виднее, как надо действовать. Надо понимать, что старообрядчество все эти века выживало благодаря своей изобретательности и гибкости. Если бы все следовали исключительно формальным правилам, например послушанию епископам, то старообрядчество давно бы погибло. Староверие всегда оставалось ассоциацией общин, каждая из которых могла принимать решение, сообразуясь с обстоятельствами и ситуацией. История староверия показывает, что вертикаль церковной власти хороша лишь в периоды мирные и спокойные. Как только начинаются гонения и невзгоды, выживание зависит только от местной и даже личной инициативы конкретных староверов. Известно, например, что в начале XIX века духовенство тормозило вопрос восстановления трехчинной иерархии, а в конце XIX века саботировало легализацию старообрядчества и даже распечатание алтарей Рогожского кладбища в духе „как бы чего не вышло“. Только благодаря инициативе мирян эти вопросы в конечном итоге были решены. Поэтому будем ждать решения духовенства и мирян Киевской Архиепископии и признаем его, каким бы оно ни было».
Автор: С. Ковалев
Комментариев пока нет