Недавно мы писали о том, что значение Киева переоценено в романовской и советской историографии. Другим территориям в ней уделялось меньшее внимание, и среди них Владимиро-Суздальские земли. Именно им посвящена выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», открывшаяся в Третьяковской галерее на Крымском Валу и рассказывающая об известных и вовсе не известных святынях, реликвиях и артефактах этого региона России.
Суздаль и Владимир относятся к числу древнейших городов Северо-Восточной Руси. Благодаря князьям Юрию Долгорукому и его сыновьям Андрею Боголюбскому и Всеволоду Большое Гнездо, Владимиро-Суздальская земля в середине XII — первой трети XIII столетия приобрела значение важнейшего политического и культурного центра общерусского масштаба. Более того, именно ей уготовано было стать ядром будущего объединенного Русского государства.
Всего на выставке представлены около 600 экспонатов из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Столь представительная и многоплановая экспозиция предметов старины и произведений искусства — как непосредственно связанных с историей Владимиро-Суздальской земли, так и просто вобравших и развивших ее художественные традиции, — проводится впервые, причем целый ряд экспонатов ранее никогда публично не демонстрировался.
В залах представлены редкие экспонаты, рассказывающие об истории Суздаля. Один из первых артефактов, которые можно увидеть — златые врата Богородице-Рождественского собора XIII века. Златые врата стали одним из главных украшений возведенного в Суздале в 1222-1225 годах Рождественского собора. Первоначально они имели деревянную основу, к которой и крепились медные листы с изображениями. В 1750 году обветшавшая деревянная основа была заменена на металлический каркас. Врата выполнены в технике золотой наводки: золото растворяется в ртути, а полученную золотую амальгаму наносят на красную медь, покрытую черным лаком. Этот прием был распространен в средневековой Северной Европе, однако Суздальские врата изготовили на территории Руси, для которой они являются древнейшим памятником подобного рода. На каждой из створок врат присутствуют по 14 сюжетных клейм с изображениями важнейших событий новозаветной истории, повествующих о земной жизни Исуса Христа и Пресвятой Богородицы. В верхних клеймах помещены изображения Святой Троицы, серафима, херувима, в нижних — львов и грифонов. Больше 20 лет назад старинные двери возили на выставку в парижский Лувр. Даже после такого длительного путешествия гигантский экспонат не реставрировали. Несмотря на это, изображения, украшающие двери, отчетливо видно.
Совершенно уникальный и редкий экспонат — выносной фонарь, его высота составляет 237 сантиметров, диаметр — 137 сантиметров, вес — почти 160 килограммов. Для обеспечения устойчивости в нижней части фонаря предусмотрены специальные ножки, а переносили его на плечах, продевая жерди в петли, расположенные по бокам. Во время крестных ходов его несли 12 человек.
На выставке представлены сразу несколько созданных в те времена иконописных шедевров, относящихся к XIII-XVII веку. Одной из редких икон, представленных на выставке, стала Боголюбская икона Пресвятой Богородицы (1299-1305). Древнейший русский образ был написан в память о явлении Богородицы князю Андрею Юрьевичу. Многие памятники иконописи XV-XVI столетий из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника были созданы московскими мастерами, в частности Тихвинский образ Пресвятой Богородицы.
Уникальной является икона Происхождение честных древ Креста Господня из Покровского монастыря в Суздале. На образе над источником изображены ангелы, а за ними — крест, увенчанный венком. Это напоминало о главной теме праздника — поклонении Животворящему Кресту Господню. Что касается Деисуса, то его изображение на русских иконах соответствовало, по-видимому, традиционному русскому посвящению праздника 1 августа не только Кресту, но и Спасу и Богородице. Икона — вклад Великого князя Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой в построенную на их средства церковь суздальского Покровского монастыря.
Владимиро-Суздальская земля считается одним из центов книжности и просвещения. С развитием типографского дела на смену рукописным фолиантам постепенно приходят печатные издания. На выставке экспонируется подлинник Острожской Библии Ивана Федорова, которая была важнейшей книгой в истории Руси и даже изображена на гербе города Пермь, куда ее нанесли в конце XVI века. Также здесь представлены Евангелия, обрамленные камнями с изображением святых.
В другом зале стоят резные деревянные фигуры. Они олицетворяют льва, быка, орла и ангела, которые символизируют авторов четырех книг Нового Завета — апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Историки сообщают, что на дораскольных иконах (напр., Спас в силах) использовался тетраморф в толковании: ангел — Матфей; лев — Иоанн Богослов, телец — Лука; орел — Марк. При реформе в 1666 г. было внесено изменение: Марк — лев, Иоанн — орел. Истоки — западная (латинская) традиция. В «Поморских ответах» А. Денисов подтверждает исходный порядок и пишет: «Сей древлецерковный обычай изменивше, воображаютъ Иоанна лицем орлимъ, а Марка лвовымъ». В 1722 г. при Петре I Синодом был окончательно вынесен запрет: четырех евангелистов в подобии тельца и прочих животных не изображать.
Далее на выставке представлены старинные серебряные чаши, предназначенные для кутьи, деревянные кубки и другие редкие предметы, которые использовали в монастырях.
«Золотой век» Владимиро-Суздальской земли, связанный с именами князей Андрея Боголюбского и Всеволода III Большое Гнездо, на выставке иллюстрируют специально изготовленные слепки с памятников белокаменного зодчества XII–XIII веков, зримо свидетельствующие о таланте древнерусских зодчих и творческом переосмыслении ими достижений романской архитектуры. По-новому взглянуть на материальный и духовный мир этой далекой эпохи позволяют и новейшие открытия археологов.
По периметру зала расставлены аутентичные рельефы XII века и более поздние слепки с них, украшавшие фасады и интерьеры соборов во Владимире. Эти плиты — своего рода книга культуры Древней Руси, где смешались восточные и западные сюжеты, евангельские и народные.
Основная часть экспонируемых предметов датируется периодом позднего средневековья. Это пора подлинного восстановления русской государственности, возрождения и преумножения традиций отечественной культуры.
Эта уникальная выставка стала свидетельством растущего интереса к Владимиро-Суздальской земле, позволила увидеть ее красоту, красоту ее святынь и дала стимул к дальнейшему изучению и развитию этого древнейшего центра Руси, вокруг которого объединились русские земли и сложилось Русское централизованное государство.
Комментариев пока нет