О состоянии старообрядческих общин Эстонии, взаимодействии с обществом и государством, возврате частной собственности, изъятой большевиками (реституции), состоявшемся в этой стране, мы беседуем с председателем Союза старообрядческих приходов Эстонии Павлом Григорьевичем Варуниным.
Павел Григорьевич Варунин — председатель Союза старообрядческих приходов Эстонии, Общества культуры и развития староверов Эстонии. Он происходит из потомственной старообрядческой семьи поморского согласия. Окончил народный Университет искусств в Москве, получил специальности ювелира, гравера, краснодеревщика, резчика по дереву. В 1995 году стал попечителем общины поморского согласия в г. Калласте, сменив на этом посту своего дядю П. П. Варунина. В 1998 году назначен председателем созданного при его активном участии Общества культуры и развития староверов Эстонии, в том же году был избран председателем Союза старообрядческих приходов Эстонии (создан в 1992). Деятельность П. Варунина способствует оживлению приходской жизни эстонских старообрядцев-поморцев и сохранению традиции русской культуры в Эстонии. Благодаря его усилиям начали проводиться общеэстонские праздники старообрядцев — на Рождество Богородицы (в Калласте, 1998), в день св. апостолов Петра и Павла (на о. Пийриссаар, 1999), возобновлено обучение в сельских школах церковнославянскому языку, крюковому пению. При активном участии Варунина Союз старообрядческих приходов Эстонии совместно с Тартуским университетом провел конференцию «Русские староверы за рубежом». Павел Григорьевич поддерживает контакты со старообрядцами-поморцами других стран.
***
Действительно, за последние десятилетия в религиозной жизни поморских общин Эстонии произошло немало позитивных перемен. Если за точку отсчета брать 1991-1992 годы, то, в первую очередь следует назвать появление в среде староверов осознания того, что они являются особой старообрядческой диаспорой. Конечно, староверческие общины и до этого существовали, но в эти годы начался процесс широкого взаимодействия, поездки друг к другу. Даже проведение совместных престольных праздников дало осознание своей собственной староверческой диаспоры.
Эти тенденции были закреплены юридически. Был восстановлен Союз старообрядческих общин, который существовал до 1940 года. Началось проведение разного рода собраний, соответствующая деятельность в юридическом поле и на государственном уровне. Во времена СССР этими вопросами ведал государственный орган — Совет по делам религий, который ограничивал церковную деятельность отчетами о тарелочно-кружечном сборе и не более того.
Спустя тридцать лет эта работа дала серьезные плоды. Старообрядчество ощутимо представлено в информационном поле Эстонии, во внутренней политике государства существуют программы по поддержке культуры староверия. Сами староверы и выходцы из староверческой среды представлены в общественных и государственных организациях. Современное старообрядчество Эстонии — это не какой-то объект исследования, а важная часть гражданского общества, представленная на государственном уровне. Всего в Эстонии сейчас 11 общин, 9 из которых расположены вдоль Чудского озера, в так называемом Причудье.
У нас нет стремления участвовать в политике, но такие люди имеются. Например, традиционно из староверов выбирается волостной староста Причудской волости, являющейся по сути центром староверия. Долгие годы волостной старостой была наша христианка Н. Ю. Баранина, а сейчас — Александр Широков, тоже старовер, они руководили конкретно Причудской волостью.
Что касается общественных организаций, то тут положение церковных общин отличается от того, что, скажем, есть в России. Юридический статус у любой религиозной организации — это некоммерческое объединение. Все церкви и все общины считаются НКО. Поэтому программы, которые связаны с региональным реставрационным развитием, издательские и прочие проекты осуществляются через статус НКО. Соответственно все НКО имеют право участвовать в конкурсах программ помощи. Наш Союз старообрядческих общин участвует во всех программах точно так же, как и любые другие НКО, получает финансирование через эти проекты. У нас нет такой практики как в Литве, когда выделяют государственные субсидии на конкретную общину. У нас все общины по собственному желанию принимают участие в государственных программах. Если объявляется республиканская программа реставрации церквей, то любая община может подавать свою заявку, что католическая, что старообрядческая.
Можно сказать, что практически все храмы были восстановлены в рамках уездных, городских программ, либо с помощью «Капитала культуры» — это фонд в Эстонии, который занимается финансированием культурных проектов, либо это МВД, потому что там есть отдел по делам религий. Таким способом все наши храмы были восстановлены или отреставрированы. В октябре 2020 года свое 90-летие отметила Таллиннская община. Этому предшествовал громаднейший проект по реставрации. Помимо самой церкви был отреставрирован иконостас. Наиболее ценные иконы тоже прошли реставрацию, были проекты, связанные с реставрацией книг. За все эти 30 лет не осталось ни одной общины, которая какие-то свои нужды или потребности не исполнила.
На острове Пийрисар (крупнейший остров в пресноводном Чудском озере; русские названия: Межа, Борок) тоже существует община. Там до 1940 года были две общины, а сейчас осталась одна. Недавно у них сгорела церковь. На будущий год, я надеюсь, будет построена новая церковь, в этом году уже освящали фундамент, но пандемия несколько затормозила процесс строительства.
У нас ежегодно проходит лагерь для детей староверов, и даже, несмотря на пандемию, в этом году мы все равно провели лагерь. Он хорошо известен среди поморцев России, потому что мы всегда стараемся приглашать лучший преподавательский состав из Латвии, из рижской Богоявленской общины. По возможности всегда приезжает кто-то из россиян, в частности Владимир Викторович Шамарин, Алексей Александрович Безгодов, Кирилл Яковлевич Кожурин.
Не ограничивается молитвой. У нас именно богослужениям посвящена только утренняя и вечерняя служба. Лагерь у нас не развлекательный, не спортивный. Дети после утренней службы и до 16.00 заняты учебной деятельностью. Это церковнославянский язык, история Церкви, другие предметы, рукоделие. В лагере довольно напряженный график. Это можно назвать образовательным лагерем, почему мы и приглашаем всегда довольно-таки сильный преподавательский состав.
За последние годы появилось немало новых изданий. Мы сотрудничаем с различными учеными, не только с местными, но и с российскими, литовскими, латышскими. У нас были издания, посвященные истории староверов Эстонии, фольклору, кухне, похоронно-поминальным обрядам, ремеслам. Сейчас не назову точную цифру, но свет увидели более десяти различных изданий, связанных с историей, культурой, этнографией староверов. Помимо этого ежегодно мы издаем свой перекидной календарь на двенадцати листах вместе с месяцесловом. Издаем совместно с рижской Богоявленской общиной. В прошлые годы Рига издавала настольный календарь, затем работа над ним отошла к Единому Совету Поморской церкви, и сейчас он издается в Санкт-Петербурге. Так получилось, что из всех Прибалтийских Республик только Эстония сохраняет ежегодное издание календаря.
Эти проблемы касаются Западной Европы. Сложности с мигрантами из Азии или Африки, я, честно говоря, здесь не наблюдаю. В Эстонии довольно-таки жесткая миграционная политика. Если говорить о мигрантах или трудовых гастарбайтерах, то здесь больше представлено украинское население. Я не вижу какого-то засилья или арабского, или негритянского влияния. На сегодняшний день в стране во главе правящей коалиции находится Консервативная народная партия Эстонии (КНП), которая жестко борется за устоявшийся порядок, чтобы не допустить изменения миграционной политики.
По вопросам, связанным с нетрадиционными сексуальными меньшинствами, в обществе идет довольно активная полемика. От некоторых европейских политиков поступают обвинения в адрес Эстонии за гомофобные высказывания наших министров. Но я бы не сказал, что в Эстонии присутствует тлетворное влияние Запада. В этом плане она консервативная страна. Не видно ярких проявлений подобной распущенности. Даже если по разнарядке в Талине проводится какой-то там гей-парад, то это довольно печальное и унылое зрелище, на которое собирается порядка двадцати разодетых фриков. Это сборище довольно сложно назвать парадом или проявлением широкой сексуальной толерантности. Я бы не сказал, что эта проблема присутствует в Эстонии.
В нашей стране реституция проходила таким же образом. Было возвращено множество зданий, начиная от жилищного фонда, а кончая производственными помещениями, землями, хуторами, вплоть до церквей, моленных. Проходило это кому- то на радость, а кому-то — на горе, потому что появилось большое количество людей, которые оказались лишены жилья, потому что появлялся хозяин жилого дома. Он уже сам определял стоимость аренды или оплаты. Были конфликты, связанные с этими проблемами у людей. Но реституция была и она, на мой взгляд, довольно успешно прошла, закрепив историческую преемственность между довоенной и современной историей Эстонии. Кто-то сумел во благо, а кто-то сумел бездарно этой возможностью воспользоваться.
Они никуда и не девались. Они жили среди нас всегда. Если самих хозяев не осталось, то были потомки, проживающие здесь. Думаю, что все страны Восточной Европы на тот период планировали стать частью Европейского Союза, и я не исключаю, что проведение реституции в этих странах было одним из требований. И второй важный момент — это то, что в отличие от России, Украины и других стран бывшего СССР, страны Прибалтики с 1917 по 1940-е годы были вне советского государственного образования. Этот самый тяжелый и самый кровавый период больше всего ударил по Украине и России.
Чехословакия, Польша и Прибалтика были вне этого, 1937-й год и другие не коснулись этих стран. Поэтому им было проще проводить реституцию. Я не знаю, насколько такой план приемлем для России, остались ли в РФ потомки владельцев.
Да, в Эстонии и такое было, были компенсации, если имущество сгорело во время войны.
Продолжение следует
Беседовал Глеб Чистяков
Конечно, в России провести реституцию по многим причинам сложнее, но она несомненно нужна.
Сколько исторических изданий было бы восстановлено, если бы в РФ на должном уровне провели реституцию!