29-30 октября в Казани состоялся организованный Русской Православной старообрядческой Церковью форум «Традиционные семейные ценности». Это уже второй форум РПсЦ на эту тему. Первый состоялся в июне этого же, 2024, года в г. Томске. Основная его часть прошла в Национальной библиотеке Казани.
В открытии мероприятия, совместно с раисом (главой) Республики Татарстан Рустамом Миннихановым, приняли участие предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов), епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов), епископ Ярославский и Костромской Викентий (Новожилов). В столице Татарстана собрались для участия в форуме 150 гостей из разных регионов Российской Федерации, а также стран зарубежья.
Открывая мероприятие, предстоятель РПсЦ митрополит Корнилий (Титов) назвал его форумом БРИКС, который расшифровал как
Большой Российский Интернациональный Конгресс Старообрядцев
что нимало удивило присутствующих. Чудаковатая игра с аббревиатурами в стиле позднесоветского юмора братьев Стругацких (НИИЧАВО — Научно исследовательский институт Чародейства и волшебства; КУБА — Коммунизм у берегов Америки) в последние десятилетия стала отличительной чертой официальной риторики Московской Митрополии РПсЦ. В прошлом, 2023, году ее представители требовали создать МАСС — Международную Ассамблею Старообрядческих Согласий. Еще раньше звучали предложения о создании СССР — Союза Старообрядческих Согласий России.
Звездопад наград
Значительная часть времени первого дня форума «Традиционные семейные ценности» была посвящена вручению наград. Раис республики Татарстан Рустам Минниханов вручил митрополиту Корнилию (Титову) орден «Дуслык». Это вторая по значимости государственная награда Республики Татарстан, учрежденная 25 апреля 2015 года и вручаемая Раисом Республики Татарстан.
Помимо этого, предстоятель РПсЦ является кавалером многочисленных государственных и негосударственных наград и разнообразных поощрений. Среди них — государственный орден Дружбы (бывший орден Дружбы Народов). Также первоиерарх белокриницкого согласия награжден Государственной премией Российской Федерации «за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности» . Среди других наград — Пушкинская медаль «Ревнителю просвещения», медаль Николо-Угрешского монастыря (РПЦ). Владыка также является Кавалером Почетного Знака имени Саввы Морозов и креста «За заслуги перед казачеством России» IV степени.
Интересно, что традиция награждения священнослужителей светскими наградами возникла в синодальной Церкви во времена императора Павла I. Первые награждения священнослужителей производили шокирующие впечатления. Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) всеми способами отказывался от получения Александровского и Андреевского орденов, но был вызван строгим императором в старую столицу. Очевидцы пишут:
«Он (Платон) явился во дворце (в Москве) 21-го нарта (1797 года). Внесен был орден Св. Ап. Андрея Первозв. Платон отказывался от этой почетной награды, говоря, что
„желает умереть архиереем, а не кавалером“
но император возложил на него ленту и на все убеждения отвечал: „что он о том довольно разсуждал, требует исполнения его воли“».
Со временем награждения светскими орденам и медалями стало обычным в синодальной Церкви. Так, канонизированный в Русской Православной Церкви протоиерей Иоанн (Кронштадтский) являлся кавалером пяти орденов и десятков медалей, с которыми обычно и изображался на своих парадных портретах. Не так давно принимать светские награды стали и старообрядческие духовные лица. Еще во времена митрополита Алимпия (Гусева) это было не принято. Отказывался от наград и сам митрополит Алимпий.
Предстоятель РПсЦ сегодня является не только получателем, но и инициатором учреждения наград, медалей и памятных знаков. На Совете Митрополии РПсЦ, состоявшемся в сентябре 2024 года, он поддержал идею разработать наградной знак к 350-летию со дня преставления преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой, и представить его на очередном Совете Митрополии. Этой медалью будут награждаться как светские, так и духовные лица за особые заслуги.
Также в ходе казанского форума РПсЦ медалями «100 лет образования ТАССР» были награждены епископ Евфимий, благочинный Казанско-Вятской епархии протоиерей Геннадий Четвергов и иконом епархии, член Общественной палаты Республики Татарстан иерей Роман Донцов. Этой же медалью награжден настоятель Казанской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского согласия Александр Хрычев, а секретарь этой общины, участник СВО Ильяс (Иван) Султанов получил медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан». Медали «Ана даны — Материнская слава» вручены многодетным мамам из старообрядческих общин Татарстана — Марии Софронниковой, Анне Донцовой и Людмиле Мольковой.
Официальные выступления
В своем выступлении Раис Татарстана Рустам Минниханов отметил, что история старообрядчества тесным образом связана с историей Татарстана и его многонационального народа. Старообрядцы, наряду с мусульманами, представителями Русской Православной Церкви, других религий и конфессий, на протяжении многих веков играли важную роль в жизни республики.
Глава республики высоко оценил вклад старообрядчества в развитие нравственных основ общества, укрепление межнационального и межрелигиозного мира и сотрудничества. Одним из приоритетных направлений государственно-религиозного взаимодействия является совместная работа по защите и укреплению традиционных духовных ценностей.
В свою очередь предстоятель РПсЦ митрополит Корнилий отметил:
«Когда сегодня через боль и кровь мы освобождаемся от диктатуры глобального западного Содома с его сатанинскими символами. Мы, верующие люди, призваны быть не просто участниками, но теми, кто защищает на передовой, можно сказать, на духовной передовой, православие и наше Отечество».
Он также поблагодарил Рустама Минниханова и Минтимера Шаймиева за поддержку старообрядчества. Митрополит рассказал о возрождении Казанского (Покровского) кафедрального собора, строительстве храма в честь святого Георгия Победоносца в Зеленодольске и успешной работе Музея истории старообрядчества.
Завершил митр. Корнилий свое выступление стихотворением Игоря Северянина, посвященным России и написанным сто лет назад.
Старообрядцы-предприниматели из стран Запада
Большой интерес участников форума вызвало выступление старообрядцев-предпринимателей, которые ранее были гражданами других стран. Надо отметить, что в последние годы наблюдается существенное увеличение числа западных граждан, желающих переехать в Российскую Федерацию. Главным образом, это представители консервативных слоев населения США, Германии (31 % заявлений), государств Скандинавии и других стран Европы. И, прежде всего, тех стран, где с каждым годом все сложнее открыто придерживаться традиционных религиозных и семейных ценностей. По данным европейских журналистов, из одной только ФРГ желают уехать около 30 тысяч человек.
Этому должен способствовать указ Президента РФ, упрощающий выдачу вида на жительство гражданам некоторых стран НАТО, разделяющим «духовно-моральные» ценности нашей страны.
Так вот, на казанском форуме было заслушано большое выступление уроженца США, принявшего гражданство РФ. Ныне мецената, попечителя старообрядческих приходов в Крыму Романа (Роберта) Стабблбайна. Его доклад назывался «Духовно-нравственные ценности старообрядчества как основа становления семьи и предпринимательства».
Газета «Вечерняя Казань» так передает его выступление:
— Простите, я — американец, но и одновременно русский! Сейчас мне 58 лет, 36 из них проживаю в России, куда переехал волосатым юнцом без копейки в кармане. Мой доклад рассчитан на 15 минут, и за это время я вкратце должен рассказать всю свою жизнь, надеюсь, мой опыт будет кому-то полезен. Главный вывод, который я сделал за последние годы: жить без Бога очень плохо, надо не просто знать заповеди, а жить по ним. Иначе это путь к погибели. Во-первых, я принял истинную старообрядческую веру, что важно и для меня лично, и для будущего моей семьи. Я принял гражданство Российской Федерации. А началось все с того, что стал посещать в Москве молитвенные завтраки, в которых участвовали бизнесмены разных конфессий — баптисты, католики, православные…
Мы много обсуждали, как достойно строить бизнес, оставаясь при этом достойными христианами. И на этих завтраках я познакомился с Леонидом Севостьяновым, единственным старообрядцем в компании бизнесменов, через которого познакомился с его сестрой, моей будущей женой Анной. Мы вместе пришли к тому, что сохранение традиционных семейных ценностей и есть фундамент нашей жизни, а также для бизнеса и в целом для государства!
Родился я в Бостоне, в верующей баптистской семье, к своей вере я прошел непростой тернистый путь, но, слава Богу, и по сей день чувствую, что Бог не оставлял меня, и потому в моей жизни произошли судьбоносные события. Рос я в правильной семье с традиционными ценностями, где папа — бизнесмен, а красавица мама. Это была норма, люди так жили — верующие стабильные семьи. В 1982 году я начал изучать русский язык, а потом для студентов представилась возможность поехать в Советский Союз. Для нас это как поездка на Марс! Мы побывали в Москве, Ленинграде и Загорске (сейчас Сергиев Посад). Минуло еще несколько лет, и в 1985-м мы с Аркадием Воложем (российский предприниматель и программист, сооснователь и бывший гендиректор ГК «Яндекс». — «ВК») учредили компанию, которая поставляла в Россию компьютерное оборудование, деятельность оказалась прибыльной.
После создания семьи поехали мы с Анной на остров Сардинию. Казалось бы, Средиземноморье, Италия, дольче вита… Но через какое-то время поняли, что это место нам не очень подходит — нет общины, нет достойного дела, как будто время впустую уходит. И мы променяли роскошную Сардинию на православный полуостров Крым в 2014 году. Стали искать приложения нашим силам: начали с восстановления храмов в Симферополе, Керчи, Ялте. Потом недалеко от Гурзуфа в поселке Краснокаменка открыли старообрядческий молодежный паломнический центр. И чтобы финансировать всю эту деятельность, нужен доход. И мы создали компанию «Крымские морепродукты», стали выращивать устриц, мидии, креветки, открыли при ферме ресторан, которым заведует Анна. Только за одно лето 2021 года его посетили 54 тысячи гостей!
О своем пути к старообрядчеству поведал на форуме и швейцарец Беньямин (Вениамин) Форстер, который занимается в Переславле-Залесском органическим пчеловодством. Он вполне медийная персона в России: пчеловода неоднократно приглашали к участию в телепередачах, включая шоу Андрея Малахова:
Он рассказал:
«Я коренной швейцарец, в Россию переселился в 2015 году. Обычно иностранцы переезжают из-за девушек, у меня все наоборот: сначала полюбил Россию, а потом здесь встретил будущую жену. Моя Катя, кстати, родом из Казани, она училась тут в художественном училище. Но сначала в Швейцарии я подружился с тремя братьями из России, через них познакомился с русской культурой, узнал о православной вере. Съездил в отпуск, потом понял, что меня сюда тянет. Решился на переезд, чуть позже познакомился со старообрядчеством. Ни о чем не жалею и вполне счастлив в России».
Завершился форум экскурсией его участников в город Свияжск. Там 30 октября прошел круглый стол «Старообрядческая семья и образование: проблемы, опыт решения, перспективные модели».
Также в доме купца Крылосова открылась выставка картин художников-старообрядцев (она, кстати, будет работать весь ноябрь). Представлены работы заслуженного художника России академика РАХ Олега Молчанова, художника, этнографа Дмитрия Гусева и епископа Казанско-Вятского, Санкт-Петербургского и Тверского Евфимия (Дубинова).
Заключение
В целом, форум стал площадкой, где представители РПсЦ смогли поделиться своими мнениями относительно состояния семьи как в России, так и в мире. Шла речь о многодетных семьях, усыновлении сирот, ювенальной юстиции, профессиональной ориентации детей, квадробинге, опасности гаджетов и о других социальных явлениях в семейной жизни и среде юношества. Большинство докладов было составлено в традиционно охранительском стиле: «За все хорошее и против всего плохого». Вместе с тем, острые проблемы самого старообрядчества остались за кадром. Среди этих тем — насилие в семье, межконфессиональные браки, отношение к государственному, гражданскому браку, изменение социальных ролей в современной семье, разводы и многое другое.
Информационное обслуживание мероприятия было поставлено на самом высоком уровне, благодаря профессиональной работе журналистов Татарстана и вообще медийной системы республики, построенной и качественно настроенной во время правления нынешнего ее главы Р. Минниханова. Собственно, старообрядческих СМИ на форуме не было, староверческие авторы и журналисты не проявили к событию большого интереса.
Неоднозначную реакцию на мероприятие обозначили представители иных согласий. Так, известный публицист Древлеправославной Поморской Церкви Антон Мельников на сайте «Момент истины» отмечает:
«Недавно в Казани завершился Всероссийский старообрядческий форум, по словам организаторов, призванный собрать староверов не только из России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Звучит красиво, но возникают вопросы. Если форум всероссийский, то где среди участников представители других согласий? Это выглядит странно. Если бы название форума звучало, например, „Всероссийский (всемирный, вселенский) старообрядческий форум РПСЦ“, то вопросов не было бы. Хотят РПСЦ так позиционироваться — их полное право!… Если мы говорим о реальном Всероссийском старообрядческом форуме, то его должен организовать независимый, нейтральный организатор, равноудаленный от всех согласий. Должны быть четко обозначены квоты для делегатов от всех согласий и темы форума. Никак иначе это проходить не должно… Удивительно, что Корнилий и руководство РПСЦ как-то забывают, что разные старообрядческие согласия — это совершенно разные конфессии. Попытка приватизировать право говорить от имени всех старообрядцев может привести только к нарушению межконфессионального мира».
По итогам мероприятия можно сделать несколько выводов.
— старообрядческие форумы стали мероприятиями медийно-рекламного характера, заточенными на поддержание позитивного образа староверия;
— поскольку тематика форумов имеет формальный, зачастую юбилейно-праздничный характер, то общественный резонанс зависит исключительно от работы СМИ освещающих эти мероприятия, а не от содержания докладов и выступлений;
— актуальные внутристарообрядческие вопросы и проблемы на этих форумах не обсуждаются и не решаются; отсутствуют какие либо дисскуссии, наличие которых изначально предполагалось;
— заметное напряжение вызывает желание доминирования одних согласий, в данном случае Московской Митрополии РПсЦ, над другими, а так же ее попытками выступать на площадках форумов от имени всего староверия.
Hello everyone!
I came across a 85 helpful site that I think you should explore.
This tool is packed with a lot of useful information that you might find valuable.
It has everything you could possibly need, so be sure to give it a visit!
https://theportablegamer.com/2024/06/28/vibrant-and-delicious-unveiling-the-taste-of-armenian-cuisine/
Рпсц сейчас делает акцент на зарубежных братьев или приехавших с зарубежья, видимо местным рассказывать нечего. А старообрядческий БРИГС-это хороший маркетинговый ход, кто придумал интересно даже
Организаторы сделали великолепное шоу. И то, что выделили успешных коммерсантов переселенцев и Африканских братьев, все это показало успешность и благополучие. Что собрались, что решили, смотрел и не понял. Еда однозначно отличная. Всероссийский-да, старообрядческий-да. То, что других согласий не было, не правда, вроде федосеевцы местные были, Калугин переселенец он вроде организацию переселенцев представляет, опять же вроде часовенный. То что других не пригласили ,это уже не важно. Статья А. Мельникова ни о чем. Единственное открытое письмо О.Турчинининой и их письмо в Администрацию, которое мне переслал товарищ -удивило. Настолько честно, по существу, просто аплодирую стоя. Остальные все так или иначе зависят от Владыки Корнилия. Некоторые поморцы книги в его магазинах продают, кормушка, кто то за грант переживает, кто то про жизни испуганый, . Поэтому возмутились и забыли.
она просто провинциальная скандалистка
тем не менее Турчининова единственная в старообрядчестве кто грамотно и открыто выразил несогласие со странными действиями епархии, не ходя вокруг и около
А кто написала Турчанинова? Никто не знает
Видимо вы не в теме или с Марса если до вас они не дошли))Мы их 2 читали, главе в Татарстан , и общественное по поводу форума, говорят еще на Владыку было написано и в адм России
Не волнуйтесь медали им за это не дали
Если бы вы процитировали это письмо, было бы вашим словам доверие.
С командировки вернулся и что то пропустил. Которое я читал , была претензия по названию форума и про то что не распределяли « квоты
Одно Минниханову , второе открытое к организаторам , даже странно , что здесь не опубликовали. Турчанинова из Иркутска насколько понял , тесно связана с хуралом и те написали в администрацию РФ
Суть , что форум не может называться Всероссийским, если на нем не было представителей от других согласий и церквей . Типо такого, это она и себя имела ввиду, хотя они вроде часовенные, и церковь не зарегистрирована. Письма были от старообрядческого центра . Ну и в Хурале в Бурятии она там шумиху устроила, по ней же видно скандал это ее фишка , это мне отец Алексийрассказал, он с Бурятии с кем то общается
понятно теперь!