На старообрядческом форуме, прошедшем в Москве 7 декабря 2023 года, прозвучало предложение сменить формат мероприятия и переименовать форум в Международную Ассамблею Старообрядческих Согласий (МАСС). Позже полный доклад о принципах создания и работы Ассамблеи на днях был опубликован на сайте Русской Православной старообрядческой Церкви «Старообрядцы». В публичном пространстве появились первые отклики в экспертной среде. Мы собрали наиболее интересные отзывы, опубликованные в сети интернет.
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а, чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье».
Читая очередные новости РПсЦ, почему-то вспомнилась именно эта фраза из произведения Льюиса Кэрролла. Уж не знаю, почему именно эта фраза, но подсознание обмануть сложно.
Возможно это связанно с тем, что в современном мире необходимо постоянно создавать информационные поводы. Не создаешь их — тебя как бы и не существует. И все стремятся соответствовать этим, на самом деле, придуманным правилам. Правда иногда определенные организации забывают о том, что в их задачи не входит активный пиар себя любимых. Что они созданы и предназначены совершенно для других целей. И что самое грустное, опыт их коллег ничему не учит. Но еще более печально, что те, кто по своему предназначению призван сохранять традиции и общественные устои как-то забывают об этом.
Позволю себе напомнить, что раскол в 17 веке произошел в том числе и потому, что какому-то количеству людей захотелось, выражаясь более современным языком, получить свою долю власти. И не надо морщиться, можно взглянуть на ту ситуацию и под таким углом. Только вот этот хайп Никона стоил стране сотни тысяч людских жизней. Вспомните — истинно православные стояли за свою, традиционную веру. За Веру, которую приняли их предки. Но человек слаб. И эта его слабость, в первую очередь в вере, и приводит к таким вот ситуациям, когда начинает казаться, что если ты что-то не делаешь, то про тебя забывают.
РПсЦ вместо того, чтобы окормлять верующих, стараясь, в том числе, вернуть соблазненных никонианскими последователями, вдруг начинает играть в игру «создай еще одну организацию». Причем складывается впечатление, что они сами не понимают, зачем. Нет, получить какой-либо грант или финансовую поддержку — это понятно. Зачем это нужно самим верующим и другим согласиям древлеправославных — непонятно….
Складывается впечатление, что РПсЦ все-равно что, и все-равно как. Главное, чтобы они были главными. Даже каламбур получился. Но вот ведь какой парадокс. Если бы подобная структура была бы реально необходима, то она давно была бы создана.
А так, очередная попытка что-то намутить.
А может быть дело даже не в грантах, а обыкновенной рекламе».
«По-прежнему считаю, что самой демократичной площадкой для общения старообрядцев продолжает оставаться Международная научно-практическая конференция „Старообрядчество: история, культура, современность (Осиповские чтения)“. Тридцатилетний опыт ее проведения показал, что в таком формате проявились лучшие черты общественной староверческой философии — демократизм, свобода слова, веротерпимость, уважение к научным, общественным и религиозным взглядам. Не так давно постоянный участник конференции, доктор исторических наук Елена Сергеевна Данилко отметила, что „Осиповские чтения“ не были похожи ни на одну известную ей конференцию:
„У Виктора Ивановича был свой принцип отбора заявок, он считал, что все имеют право высказаться и не делал различий между маститыми учеными и краеведами, не делил нас по наличию или отсутствию ученых степеней и званий. В итоге мы все успевали друг друга послушать, перезнакомиться и получить набор самых разнообразнейших знаний о старообрядчестве — от истории разных центров, до книжности, от фольклора до философии“.
Что касается старообрядческого форума, то ожидалось, что он расширит и преумножит старообрядческие „ноу-хау“, обкатанные не только на „Осиповских чтениях“, но во время всей истории староверия. Предполагалось, что подобные мероприятия должны дать толчок как старообрядческой, так и в целом русской мысли. При тех утечках умных голов, которые происходили в нашей стране после 1917 года, жизненно необходимы новые идеи и новые люди — образованные, талантливые и пассионарные.
К сожалению, старообрядческий форум стал скорее официозным и формализованным мероприятием. Достаточно отметить, что дискуссии и обсуждения в ходе форума проходят не зале заседаний, а в буфете на первом этаже дома Пашкова.
Отсутствуют тематические секции, на которых можно было бы проработать профильные темы: духовно-церковное образование, юридические вопросы, социальную роль предпринимательства и меценатства, опыт взаимодействия с центральными и местными властями, старообрядческую журналистику и многое другое.
Что касается переименования форума в Ассамблею, даже не говоря, о том, что этот термин ассоциируется с надушенными париками времен Петра Великого, он оставляет впечатление создания некого надцерковного органа, что будет очень чувствительно восприниматься старообрядческими церквями. Возможно, по этой причине от форума и дистанцируются такие согласия, как Русской Древлеправославная Церковь, часовенные и прочие.
Можно обсуждать, каким образом вернуть доверие староверов к форуму, как демократизировать его формат, как пригласить на площадку представителей всех без исключения согласий и так далее. Но какие-либо переименования делу не помогут».
Руководство Древлеправославной Поморской Церкви идею с Ассамблеей не поддерживает. В этом виде с предлагаемыми целями и задачами Ассамблея поморцам не интересна. Проблема в том, что Рогожская Митрополия постепенно превращает общественный форум в мертвенный церковно-общественный партийный съезд. И в итоге этот формат перестает быть живым и интересным.
Если подобная тенденция сохранится, то поморцы также перестанут в нем участвовать.
«Что же касается переименования старообрядческого форума в Ассамблею, то это предложение весьма своевременное и даже немного запоздавшее, потому как форум практически с самого начала стал отходить от формата общестарообрядческой дискуссионной площадки и превратился в присутственное место.
Что же происходит теперь? После первых выступлений высоких гостей участники форума начинают покидать помещение, перемещаясь в гостиницы, бары и даже ночные клубы. Некоторые, на почве скуки, заводят новые романтические знакомства и сбегают в кинотеатры. Оставшиеся коротают томительные часы в ожидании фуршетов и, конечно, фотосессий которые стали едва ли не главным элементом программы. Вспышки десятков камер запечатлевают счастливые улыбки пришедших „поторговать лицами“…
Конечно, я не против того, чтобы это непонятное мероприятие переименовали в Ассамблею. Ассамблеи были учреждены при Петре I в ноябре 1718 года и главной их задачей было, как говорили на Руси: „Посмотреть на людей и себя показать“. Участники ассамблей получали приглашения, что гарантировало участие, получение подарка, бесплатные напитки и закуски. По замыслу Петра I и его эпигонов, на ассамблеях можно было поговорить о насущных проблемах дня, обменяться новостями, поразмышлять о будущем и спокойно покурить трубку. Завершались петровские Ассамблеи обильными винно-водочными возлияниями, на нынешних международных старообрядческих форумах эта старинная традиция бережно поддерживается и сохраняется. Поэтому поддерживая инициативу Митрополии РПсЦ по переименовании форума можно только воскликнуть: „Виват, Ассамблея!“»
как корабль назвать так и поплывет-маас, кто поедет на этот маас.
еще одно мероприятие ,ни о чем придумали, такое же как форум всемирный, если первый еще был солидный, второй так себе, третий совсем печальный шапито,со странной публикой. Из двух деятков выступающих, три четыре запомнились . Безгодова можно послушать, по существу говорит. Яркая дамочка Турчанинова взбодрила, хоть и запиналась, респект ей за миссионерскую деятельность по морозной Сибири. Пригарин еще не приелся Зачем такое колличество из Уганды и Пакисана непонятно, но пели весело)) Колбасные олигархи еще запомнились построенной моленной на фабрике где молятся все конфессии разом вместе, не знал что так можно))))
Про форум всемирный согласен, конечно балаган ни о чем, даже телевидения не было, фильтровать нужно публику, а то откровенно попадались персонажи перепутавшие места действия. А по поводу масс может и стоило попробовать.
название смешное
Алексей Безгодов сотрудничал с РПСЦ в пользу выпуска брошюр о старообрядчестве, а почему сейчас не хочет?
Еще одна пустопорожняя затея.