От редакции:
Старообрядческие семьи Иосифа и Терентия Мурачёвых хорошо известны в современной России. Вернувшиеся из Южной Америки, они являют собой крайне интересный и важный опыт реэмиграции, когда коренные жители страны, сохранившие её древние устои, возвращаются на свою уже изрядно изменившуюся и полинявшую Родину. Вернулись братья в Россию в 2011 году. Сейчас Терентий Мурачёв проживает в Калужской области, где пытается развивать фермерское хозяйство. Сегодня он в гостях у редакции «Портал-Credo.Ru» рассказывает об отношении к почитанию Ивана Грозного, часовенном согласии, жизни в Южной Америке, коммунизме и электронных чипах. Читайте также интервью сайту «Русская вера» в двух частях с Терентием Мурачёвым: «В Боливии есть моленные почти в каждой деревне» и «Встречаются люди старой, коммунистической закваски, которые против развития частного земледелия». Сейчас у Терентия Мурачева очень трудное материальное положение. Для желающих помочь ему:
телефон: +7 920 093 67 29
Номер карты: СБЕРБАНК Maestro, 639002089002170534, TERENTY MURACHEV.
От редакции «Портал-Credo.Ru»: При публикации, насколько это возможно на письме, сохранены говор Терентия Мурачёва, его оригинальная лексика и стилистика.
Часовенные были при священстве, когда было все нормально: стояли священник, епископ и были бояры, князья. Где боярин живет, имеет свое поместье, становит часовена, и вот часовня — это называлась церьков маленька часовня, и вот эти часовенные жили в ней. А наше согласие — это древняя апостольская Церковь православная.
Мы его не видели, в те времена не бывали. История-то она как пишется? Кто ее пишет? Очень долгие времена после этого прошло. Я вот посмотрел… Вот еще другая есть история… Этих историев выходит на два-три разряда разные. И что, понимаешь? Это бы видел время, что там делается, дело бы говорил… А так че ж? Не видел — правды не скажешь…
Я настоящей не читал об этом истории, отец читал ранешные истории да говорил, что он (Иван Грозный) пришел в сознание в свое время и стал молиться сильно Богу… То я не знаю, как Господь вменил ему это, но он сильно беспокоился и печалился о содеянных, что он сделал эти поступки ранешные.
Я-то точно не читал, отец читал, говорил детям, что он много об этом печалился — об этих делах, что он поступки делал. Как Господь вменил ему — не знаю, это же ведь Божии судьбы, мы же не можем сказать, что во святых, или как ли, это ведь Господь естьлив принял — слава Богу.
Есть святые, как же… После Никона… После Никона были прозорливцы, как же, скажем, которые избежали после раскола. Были святые… Даже у нас в нашей общине в Бразилии уже двое были: провидели смерть, их причастили за время, настоятеля позвали, он исповедал, причастили, и он стал часовать и умер. Это не просто так, что кто-то сказал, а самовидцы были.
В молитве мы обращаемся (к тем святым, кому положено) по святцам, по уставу: сколько святых и какому святому канон, какому молитва, а таких толькя умерших, их Господь естьлив праведно принял — за них молиться в церковь всегда, поминовение делали, поклоны клали за усопших.
О царе в каждом каноне, кажется, есть кондаки, икосы — поминовение царей. В сегодняшнее время царей просвещенных нет, то не упоминаем, только «наставника и люди» указывается.
Как следует понимать слова Апостола «Несть власть иже не от Бога»? Ведь были власти и гонители христианства…
За гонителей никогда не молились, не было этого. Христианский род… Видишь, там же было поставлено на заезде города ворота большие, над воротами просвещенные цари ставили икону, нерукотворенный образ или распятие Христово или что-то такое. Каждый человек входил в город и поклонялся. Теперь такого нету, стен нету городских… А идолопоклонники делали идольского какого-то бога ихнего, тоже становили над воротами — не кланялись. Поэтому идолопоклонники и мучили христиан, что христианин шел — не поклонился — берут его и мучат, истязуют, и кончина ему смерть бывает…
Нет, христианы — избранный, узкий и прискорбный путь. Христианин никому не завидит и никому худого не желает. Это христианское. Еретики они свое держали, по-своему молились — каждый по-своему убежден — и их не принимали в церковь, в одно общество. А казнить — это по-христиански неправильно. Естьлив кто-то такие истории изложил, это неправильно.
Об этом говорят соборные уложения и когда от апостолов самих… Христос им и сказал, что от самих вас восстанут глаголющии развращенная. В то время из апостолов два апостола стали проповедовать другое, что остальные проповедовали, и их прокляли, как бы сказать, еретиками оставили, вот так… Так и впоследствии было соборное уложение, и Арий еретик был. Он изменил — его еретиком оставили. Так и велась христианская вера, она так держалась.
Это вне исполнения закона гражданского правила. А гражданское правило не судится, как бы сказать, ни царем, никем, а судится судиями. Поставлены судии. И судии назначают ему или темницу, или что-то, или он сильно разбойник, плохой, ему уже нет извета — его не казнили — может быть, ссылали, но это не цари, это были судии уже преступников закона наказывать.
Сейчас же тоже судии решают, а потом по решению судии человек свое принимает по своим делам.
Он ведь озлобленный был из малолетства, он остался без матери и без отца. А Малюта Скуратов был его помощник, я считаю, что он был какой-то знаткой, и он больше его наставлял на все эти неподобные дела. И потом его же сам Иван Грозный за это на плаху голову положил и отрубил ему.
Мы точности настоящей не знаем. Это все интересы людские. История, писанная Духом Святым, — святые отцы писали, Иоанн Златоуст написал Златоуст, Прологи, жития святых написали — это Духом Святым писано было.
А вот эти истории — это интерес каждого человека, и люди написали — после этих лет или в эти времена какой-то человек писал. Естьлив он который правильно написал — могли ее другие убрать, поэтому что они напишут, у них получается несовпадение. Они могут регулировать и свое поставить. Это конкуренция насчет всего этого описания. Люди пишут, летописцы — все это каждый хотит, чтобы его это правильно осталось, другие вроде бы неправильно. И вот это получается. Только правильно — то, что отцы святии написали Святым Духом. Как вот Иоанн Богослов писал, а ему ангел говорил, что писать. Духом Святым писали они. Он как бы слышал, ему Дух Святый говорил, а он передавал Прохору, Прохор писал. Что скажешь против этого, когда он написал Духом Святым? У Бога ведь забвенного ничего нет на небеси-то. Все оно искони, как Бог сотворил небо и землю, так и до конца века Господь все прообразовал святыми отцы, святые книги дал на познание истины. Но что истории, что летописцы — это все так же, как вот фильмы спадают. Один фильм такой был — этот фильм спадает. Другой по-разному. Третий по-разному, четвертый по-разному. Десять фильмов одного и того же — историки изображают по-разному.
Мне кажется, это профессия… Историю может писать человек, что видел своими глазами, а писать, что он не видел — как он может писать?
Изучение славянских — изучаем. Это должно быть. Учение — свет, а неучение — тьма. Написано: учением свет познавает истинный в книгах святых. А мирское учение познавает свет мирского жития, то есть как прожить на земле житие, знать, писать, что-то решить… Грамотный человек — это уже другое…
Грамотный человек есть просто так ученый, есть философ. Философ — тот, естьлив он прочитал какую-то историю где-то, память большая, она у него остается в голове и он всегда ее расскажет устно, не надо ему читать. Это философ. А грамотный — кто может прочитать настоящее, и что научился — то он сможет.
Своими деревнями только. Хто живет не в деревне — есть люди не живут в деревне, там по профессии учат… По профессии они обращаются на работу, но все равно в деревню приезжают на все большие праздники: помолиться Богу тоже есть попечение, люди думают о спасении души, но жизнь приводит всяко-разно людей…
Обязательно.
В Бразилии там поставлена школа. Там же свобода, и вот этой свободе школы учат: с утра до двенадцати или до одиннадцати учат гражданскую школу, а потом в этой же школе отделение учат славянский, святым книгам, все это преподают из наших учителя.
Да, государство поставило для учения, образования, для жизни людей, чтобы люди образование приняли. А не перечит государство, чтобы тут же и учили славянскому, книгам святым, потому что они тоже все верующие и все понимают, что это нужно. И поэтому там настоящая свобода учить чему хотишь. На что-либо у тебя есть желание выучиться — на какого-либо агронома или на что, или божественным книгам научиться — каждое учение оно приносит больше, к разуму привлекает деятельности. Человек один смысл имеет учиться гражданское толькя, а когда он узнает то и другое, ему легче в много раз, чем просто толькя гражданское знать.
Раньше было — жили общинами поляки, немцы, французы в деревнях. А сейчас там, в Бразилии, высшие ученые, они стали учиться и выезжать в город, получать там свою работу — на работу устраиваться, по профессии чем-то заниматься… разно стало. Когда ехали в Бразилию, отец рассказывал, что все деревнями жили, работали у немцев поначалу, у поляков. А впоследствии остались толькя наши деревни (старообрядцы), своими деревнями живут. Это интерес большой Южной Америки, что люди не оставляют одно, и другое знание тоже привлекает. Это большое дело считают, это высшее учение они называют. Учатся гражданскому, и учатся тоже божеству, о писании, все это. Они это не отрывают, а воспринимают к лучшему. Каждый своей колеей идет: гражданское учение — оно на гражданское дело идет, Божественное писание — оно ведет к духовному, церковному, в церкви помолиться…
Ну теперича здесь легче, здесь почти одно и то же, что и там, но там вообще этого не было, чтобы запрещать, там не было, чтобы кому-то что-то запретили, видишь, поэтому там вот этих разных вер — их даже, наверное, и не сосчитать, сколько их. Едут со всех стран, проповедуют каждый свое и ставят свои церкви. Церковь там на каждом углу, как аптеков в Южной Америке. И никому претензий нет от этого, что кто как хотит, так и верит.
Нет. Регистрация толькя идет на Католическую церковь. Католическая церковь в Южной Америке объединена папским престолом Римским и она стоит, герб держит — символ католической веры в Южной Америке. Государственная церковь. Обязательно в городе или в кремле или около кремля обязательно стоит католическая церковь — это все везде по Южной Америке так.
Да, там мирно. Там никто никому не зазирает, каждый своего убеждения, молится по-своему и всё, и зазирать никто никому не зазирает… У нас в церковь католиков не запускали и они не претендовали на это, ничего плохого не говорили, никогда ничего, что не запускают их в деревню. Репортеры приезжали в деревню — мы репортеров в церковь тоже не запускали. Ну это, как бы сказать, это же не музей, это церковь, Богу помолиться толькя…
Там ничего такого не происходило. Сколь там отцы прожили и мы прожили — все это была свобода жизни. Коммунизьма не заходила. Голосовались они на президента, то-другое, но внимания на это не было. Большинство людей окружающих в Южной Америке — они не заинтересованы, потому что видели в других странах, что было с этим делом, с коммунизмом, и это всем понятно все это, зачем этот коммунизм. Интересующих не было очень много. Это всегда их на голосовании выходило на самый последний край. По рассказам, претендовали в Аргентине, но не получалось: народу-то это не нужно, люди привыкли свободно жить и до сегодняшнего дня каждый желает свободно жить там.
Да, электронные паспорта. Мы разговаривали с Бразилией — президент бразильский претендует сейчас людям прямо поставить чип на руку. Это новость не очень приятная. Закон еще не вышел, но претендует… На руку поставят — не нужно будет никакого документа. Чип убивает веру в человеке. Если чип отключился — человек умирает.
Да-да, число зверя там поставлено.
Это противник Христу антихрист. Христа не признали, а чичяс ждут нового бога. Он выйдет, но еще будет он свободно мир держать, пока не станет на престол. На престол поставят, тогда уже будет конец свободы и всему.
Ну там в Апокалипсисе так и говорит, что начертание будут ставить до того, и оно будет действовать так же, как и последнее.
Нет, это же волей человек должен принять. От души. То есть он сам подойдет и примет волей своей. А естьлив неволей — нет этого ни правому пути, ни левому пути правды. Господь не влечет верить ко спасению, не нудит к роскошному, ни к чему. Каждый человек изберет себе или добро или зло. Человек самовластен каждый из нас. Свою власть имеет над этим. Господь нас поставил самовластными, и мы сами избираем свой путь или широкий или узкий.
Беседовал Кирил Меламуд для «Портала-Credo.Ru»
имеется в виду специфически литургическое поминание властей-гонителей вместо православного царя
Тертуллиан: "Кто, кто жесточайшие гонители христиан, как не те неверующие императоры, в оскорблении величества которых христиане обвиняются? И при всем том нам заповедано в Священном Писании и за них молиться. Впрочем, что много говорить о благоговейных чувствах наших к императору? Можем ли мы не иметь их к тому, кого Бог наш возвел на престол и кого поэтому мы должны даже преимущественно пред вами, язычниками, почитать собственно нашим императором?"
Святой Дионисий Александрийский и священномученник Киприан Карфагенский перед своими судьями явно исповедовали от лица всех христиан, что они «молятся истинному Богу за всех людей, о благоденствии самого императора и о спокойствии его правления». Не забудем, что речь шла о языческом императоре – гонителе христиан.
Св. Иоанн Златоуст: «Почему Апостол увещает творити молитвы за царей (1 Тим, 2, 1)? Тогда цари были еще язычники, и потом прошло много времени, пока язычники преемствовали друг другу на престоле… Чтобы душа христианина, услышав это, как было вероятно, не смутилась и не отвергла увещевания, будто должно возносить молитвы за язычника во время священнодействия, смотри, что говорит Апостол и как указывает на пользу, дабы, хотя таким образом, приняли мы увещевание: «Да тихое, — говорит, — и безмолвное житие поживем в нынешнем веце». Т.е. здравие их (царей) рождает наше спокойствие… Ибо Бог установил власти для блага общего… Зная это, и Павел сказал: «…несть бо власть, аще не от Бога: сущыя же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13,1).
ИОАНН ЗЛАТОУСТ, БЕСЕДЫ О КРЕСТЕ И РАЗБОЙНИКЕ
Итак, будем подражать Господу и молиться за врагов. Опять обращаюсь с этим увещанием: сегодня (уже) пятый день беседую с вами об этом предмете, не потому, чтобы я заметил невнимательность с вашей стороны, — да не будет, — а главным образом в надежде, что вы убедитесь (моими советами). А если есть (между вами) жестокосердые, гневливые, злопамятные, которые не внемлют сказанному о молитве (за врагов), то может быть они, устыдившись числом дней отложат как-либо свою вражду и злобу. Подражай своему Владыке. Он был распинаем и обращался с молитвой к Отцу за распинателей. Как, скажешь, могу я подражать Господу? Можешь, если желаешь, потому если бы ты был не в состоянии подражать, то как бы сказал (Спаситель): «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. XI:29)?
А за царя-антихриста вы бы молились? давайте помнить, что императоры, цари, т.е. самодержцы — правители угодной Богу формы правления: где они, за кого молиться русским людям? А премьеры, президенты и пр. — это от человеков, от толпы — это Богом попускается для нашего вразумления. Ну, а по врагам личным, вопросов Тэрэнтiю не задавали.
Мне стилистика его речи напоминает Псалтирь. Дай Бог ему со домочадцы здоровья и да умножит плоды земныя!
"самодержцы — правители угодной Богу формы правления"!? — что же тогда ветхозаветный Израиль себе царя выпрашивал, чтобы "быть как все", и с большим трудом выпросил?
Мню, по своей серости, что богоучреждённая форма правления — теократия, то что было у избранного народа до Саула, а позднейшее — человеческое своеволие.
Семен, Господь молился за врагов, за тех, кто были явными противниками и хулителями Духа. Отчего же нам, по Его примеру, не молиться за врагов (если президент для Вас враг). Ведь сказано же даже не просто молиться, но и любить врагов? Как тогда понимать эти изречения?
Любить врагов по силам только высокодуховным людям, безстрастным, святым. Не нам :) Мы и ближнего возлюбить не можем.
Любить врагов — это не значит, что относится к своему врагу так же, как к матери или отцу и любить их так же. По толкованию святых отец любить врагов — значит не воздавать злом за зло, не причинять справедливого и заслуженного вреда. Конечно, это удел святых, не нас. Но молиться за них можно и нужно, так заповедовал на Господь.
А чего ради молиться только за друзей, за хороших или за своих? Какой в этом прок и личный подвиг внутренний? Да это очень просто и легко вообще искренне помолиться чисто за тех за кого приятно и естественно. Для этого не надо никаких заповедей, и вообще никакой внутренней перемены, любой язычник за своих просить будет.
Ну хотя бы даже шкурно рассудить: если над тобой царь поставлен антихрист, то за него надо сугубо молиться, и ради него лично, и ради себя — так как его власть и решения напрямую на тебя действуют.
У нас почему-то странное понимание, что если за кого-то молишься, значит ты с ним согласен, поддерживаешь и признаешь единомыслие. Дурацкие игры в "свой-чужой". Принцип "молюсь только со своими" как штаны из популярной комедии превращается в "молюсь только за своих"… Христос за распинателей молился — это почему? Может быть хотел сказать римлянам: "во, молодцы ребята, все делаете как надо, в духе завета нового, так держать, помолюсь за вас"…?
Более того, в каждом календаре РПСЦ указаны утренние и вечерние молитвы и в конце обычного правила есть общая молитва, которая начинается со слов "Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи, человеколюбче". Получается, за тех, кто нас ненавидит и причиняет зло, за этих людей мы каждый день молимся в первую очередь. Молимся, чтобы Господь их простил и помиловал. Это как понимать, ошибка в канцелярии Митрополии, там что-то спутали?)